Лангедок, Гиень, - Сентонж, Лимузен,





морских коммуникаций», которые конкурировали с внутренни­ми путями и снижали их значение. Как бы то ни было, ино­странных путешественников удивляло всегда одно и то же; француз аббат Куайе писал в 1749 г. одному из друзей: «Я за­был Вам сказать, когда описывал дороги, что здесь не заме­тишь ни контор, ни сборщиков. Когда Вы приедете на этот Остров, Вас тщательно досмотрят в Дувре, после чего Вы смо­жете объехать всю Великобританию, не подвергаясь никаким расспросам. Ежели так обходятся с иностранцами, то тем бо­лее так поступают с гражданами. Таможни отброшены к внеш­ним пределам королевства. И там досматривают раз и навсег­да»43. Это же повторяет относящийся к 1775 г. французский отчет: «По прибытии в Англию все ваши вещи досматриваются одна за другой, и сей первый досмотр есть единственный в ко­ролевстве» 44. В 1783 г. один испанец45 признавал, что «великая приятность для путешествующего по Англии—не подвергать­ся таможенным досмотрам ни в какой части королевства по­сле того, как он был досмотрен после своей высадки с корабля. Со своей стороны я не испытал той строгости, какая, как мне говорили, практикуется при такой операции, ни при въезде мо­ем в Дувре, ни при выезде в Харидже. Правда, у таможенников есть чутье на тех, кто незаконно вывозит деньги, и тех, кто является их тратить, влекомые своим любопытством». Но не всем путешествующим так везло, и не все попадали под такое доброе настроение. Петион, будущий революционный мэр Па­рижа, который прошел таможню в Дувре 28 октября 1791 г., нашел досмотр «неприятным и утомительным; почти все вещи оплачиваются пошлиной, особенно книги, если они переплете­ны, золотые и серебряные изделия, кожа, порох, музыкальные инструменты, гравюры. Правда, после того как этот досмотр проведен, вы более не сталкиваетесь с другими внутри королев­ства»46.

В это время прошел почти что год, как Учредительное со­брание упразднило внутренние французские таможни, следуя в данном случае общей тенденции среди государств континен­та— отодвинуть таможенные заставы к политической границе; с этого времени они были подкреплены вооруженной стражей, образовав протяженные защитные кордоны47. Но то были поздние меры (в Австрии—в 1775 г., во Франции—в 1790 г., в Венеции—в 1794 г.)48, да и не всегда они сразу же применя­лись. В Испании решение о них было принято в 1717 г., но пра­вительству пришлось затем пойти на попятный, особенно в том, что касалось баскских провинций49. Во Франции с 1726 г. и до Революции было отменено более 4 тыс. до­рожных пошлин, но с относительным успехом, если судить по нескончаемому перечню внутренних таможен, упраздненных Учредительным собранием начиная с 1 декабря 1790 г.50

Если бы национальный рынок рождался из такого наведения порядка, то на Европейском континенте национальные рынки появились бы только в конце XVIII или начале XIX в. Это явно чересчур. К тому же достаточно ли отменить дорожные сборы, чтобы активизировать торговлю? Когда Кольбер в 1664 г. со­здал таможенное объединение Пяти Главных [Больших]* отку-


Национальные рынки


294 *


Подразделения простейшие, подразделения высшего порядка



 


           
   
   
 
 
 


Ангумуа, Овернь, Бретань, Фландрия и Эно.

Третью группу составляли провинции «наподобие действительно иностранных» и города, пользовавшиеся порто-франко, которые, сносясь беспошлинно с заграницей, платили пошлину при сношениях с Францией наравне с другими странами. К ним относились: Эльзас, Лотарингия, Три епископства и города Дюнкерк, Лориан, Байонна и Марсель. — Прим.ред.

51 Сагпёге Ch. Negotiants
marseillais аи XVIII'
siicle.

1973, p. 705, 710—712 (около 1767 г.).

52 A. N.. Н 2940; Boiteux
L.-A. La Fortune de mer.
1968, p. 31; по данным
Филиппа Мантелье
(Mantellier P. Histoire de
la communauti des
marchands frequentant la
riviere de Loire.
1867).

* Однако при условии уплаты косвенных налогов в месте назначения.— Прим. ред.

53 Savary J. Dictionnaire
universel de commerce...,
I,
col. 22—23.

54 A. d. S. Genova,
Lettere Consoli 1/26, 28
(Londra, 11/12 dicembre
1673).

Территория Пяти Главных откупов

(По данным: Shepherd W. R. Historical Atlas. — Richardson J. M. A Short History of France. 1974, p. 64.)


пов, причем общая площадь, на которой последнее действова­ло, была, заметьте, сопоставима с площадью той же Англии (см. карту ниже), никакого немедленного ускорения экономи­ческой жизни не воспоследовало. Может быть, просто потому, что конъюнктура тогда не предлагала своих добрых услуг. Ибо, когда конъюнктура благоприятна, экономика, по-видимо­му, напротив, чувствует себя прекрасно, преодолевает какие угодно препятствия. Ш. Каррьер в своем труде о марсельской крупной торговле подсчитал, что пошлины за провоз на Роне, включая сюда лионскую таможню и таможню в Балансе, из ко­торых мы, историки, доверившись жалобам современников, сделали настоящие пугала, в XVIII в. давали лишь 350 тыс. ли­вров с торговых перевозок в 100 млн. ливров, т. е. 0,35%51. Точ­но так же и на Луаре: я не утверждаю, что пошлины за провоз (их сохранялось 80 до самого XIX в.) не служили препятствием; что они не заставляли лодочника сходить с фарватера, чтобы подойти к контрольным пунктам; что они не создавали возмож­ностей для вымогательств, злоупотреблений, незаконных по­боров; что они не были причиной задержек в медлительном и трудном судоходстве. Но если приписывать потоку перево­зок, который оживлял Луару, тот же объем, что и перевозкам по Роне (обычно его считают большим), т. е. 100 млн. ливров, а сумма уплаченных сборов составляла 187 150 ливров, то зна­чит, если информация наша правильна, процент оказывается равен 0,18752.

С другой стороны, специальные разрешения (acquits-a-caution) позволяли беспошлинный транзитный провоз това­ров по всей Франции*, и мы имеем тому многочисленные при­меры, довольно ранние53. В декабре 1673 г. английские купцы жаловались, что после того, как они пересекли всю Францию от Средиземного моря до Кале, их хотят заставить уплатить в этом последнем порту по одному су с ливра 54. Чего они тре­бовали, так это, вне всякого сомнения, полного освобождения от пошлины. В 1719 г. тысяча штук марсельского камлота была отправлена в Сен-Мало г-дам Боз и Эон; товары будут оплом­бированы в Марселе при выезде, «а по прибытии в Сен-Мало


5J А. N.. F 12, 65, Р 41

(1 марта 1719 г.).

■■■?«А. N.. Н 2939

(печатный текст).

Ibid.

ч» Dockes P. L'Espace

dans la pensie

iconomique..., 1969,

p. 182.

5» Besnier R. Histoire des

fails economiques..., p. 99.

Г Взимание пошлин на английской дороге; прежде чем открыть

%' проезд, сторож

- требует оплаты.

\ Эстамп Эжена Лами

)' (1829 г.). Фото

,"■"* Национальной

*?'библиотеки.


они будут помещены на перевалочный склад, дабы быть от­правлены за границу без обязанности уплачивать какие бы то ни было пошлины»55. И такие сквозные перевозки—ничто по сравнению со свободным обращением зерна, муки и овощей, которое было освобождено «от любых сборов, включая и до­рожные», королевской декларацией от 25 мая 1763 г.56, кото­рая, правда, будет отменена 23 декабря 1770 г.... Взгляните так­же на постановление Государственного совета от 28 октября 1785 г.57, устанавливавшее «запрет взимать на всем простран­стве королевства какой бы то ни было дорожный сбор с камен­ного угля, каковой не будет поименно обозначен в тарифах или афишах». Вот немалое число примеров передвижения без по­мех по стране, ощетинившейся заставами, где издавна важные особы—взять хотя бы Вобана (1707 г.)—мечтали «отодвинуть [таможни] к границам и намного уменьшить их число»58. Коль­бер трудился над этим, и если цель не была достигнута тогда, в 1664 г., то потому, что воспротивились интенданты, опасав­шиеся (и их опасения не были иллюзорными), как бы свободное обращение зерна в огромном королевстве не вызвало бы там голодовок59. Опыт Тюрго в 1776 г. обернулся катастрофой в связи с «Мучной войной». Десять лет спустя, в 1786 г., если правительство, несмотря на свое желание, не занялось попрос­ту ликвидацией дорожных пошлин, то потому, как утвер-


Национальные рынки



'Подразделения простейшие, подразделения высшего порядка



 


60 Москва, АВПР, 93/6,
439, л. 168, Париж, 20
ноября/1 декабря 1786 г.

61 «Gazette de France»,
3 Janvier 1763 (Лондон,
24 декабря 1762 г.).

61 Pinto I., de. Traiti de la circulation et du credit, p. 2.


ждают, что, «согласно подсчетам», операция эта будто потре­бовала бы (в связи с возмещением собственников пошлин) за­трат в 8—10 млн. ливров, что «нынешнему состоянию финан­сов едва ли вынести»60. На самом деле цифра кажется весьма умеренной при сопоставлении с фискальными масштабами Франции, и если она точна, то еще раз свидетельствует о скром­ном уровне дорожных пошлин.

Все эти детали заставляют думать, что мозаика таможен­ных барьеров не была решающей проблемой сама по себе, но была затруднением, связанным со всеми проблемами момента. Может быть, стоит напомнить, в виде доказательства от про­тивного (a contrario), об английских turnpikes, этих дорогах с оплатой за проезд, которые были немного схожи с нашими се­годняшними автострадами и которые Англия разрешала начи­ная с 1663 г., дабы побудить к сооружению новых дорог? По словам одной статьи в «Газетт де Франс» (24 декабря 1762 г.), «дорожная пошлина... [на таких перегороженных барьерами дорогах] достаточно значительна, чтобы дать сумму в три мил­лиона фунтов стерлингов в год»61. До такого тарифа нам дале­ко с нашими дорожными пошлинами на Луаре или на Роне.

Наконец, нельзя избежать впечатления, что в распростране­нии и укреплении национальных рынков решающим был толь­ко экономический рост. А ведь для Отто Хинце все имплицитно вытекало якобы из политики—из объединения Англии с Шо­тландией (1707 г.) и с Ирландией (1801 г.), которое, создав ры­нок Британских островов, укрепило экономическое величие це­лого. Дело, конечно, обстояло отнюдь не так просто. Полити­ческий фактор имел значение, это несомненно, но в 1771 г. Исаак де Пинто задавался вопросом: действительно ли Шо­тландия, присоединившись к Англии, принесла ей избыток бо­гатства? Обогатилась ли бы Франция, добавлял он, ежели бы она аннексировала Савойю?62 Аргумент неправомерен в той степени, в какой определенно неуместно сравнение Шотландии и Савойи. Но не улучшившаяся ли в XVIII в. конъюнктура, как мы увидим в этой же главе, подняла, расшевелила британский комплекс, сделала из союза с Шотландией хорошую сделку для обеих сторон? Если нельзя того же сказать об Ирландии, так это потому, что она находилась скорее в положении колонии, а не получающей стороны в союзе.

НЕ НУЖНО АПРИОРНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Так давайте же откажемся от безапелляционных дефини­ций, формулируемых априрно, вроде той, согласно которой будто бы почти полная связность (например, совпадение коле­баний цен в рассматриваемом пространстве) есть непременное условие всякого национального рынка. Если продолжать при­держиваться этого критерия, то для Франции нам не придется более говорить о национальном рынке. Рынок зерна, главный тогда в стране, как и повсюду в Европе, делился здесь по мень­шей мере на три зоны: северо-восточную с низкими ценами и их подъемами и спадами, подобными зубьям пилы; средиземно-


&'<>* Согласно '|£'<'машинописному тексту % работы Траяна "г Стояновича. ■ б* Morineau M. Produit "'-' brut et finances publiques: 'Ь 'analyse factorielle et •-' analyse sectorielle de lews: relations (машинописный 1' текст). —Неделя Прато, '< 1976.

;- «з Abel W. Zur. Entwicklmg des

Sozial-Produkts in ' Deutschland im 16. Jahrhundert.«Jahrbuch JSr Nationalokonomie und: Statistik», 1961,

' S. 448—489.

'' ««Stolz O. Op. cit., S. 18. 47 Tadic I. L'unite iconomique des Balkans et la Mediterranee a Vepoque T modeme.«Studia Historiae oeconomicae». Poznan, 1967, 2, p. 35. 8 Vilar P. La Catalogne dans I'Espagne moderne..., 1962, Ш, p. 143.


морскую — с высокими ценами и умеренными колебаниями; приатлантическую, более или менее глубоко захватывающую внутренние районы и имевшую промежуточный характер63. И тогда ничего не получается. Можно заключить вслед за Траяном Стояновичем, что «единственными европейскими ре­гионами, где «нация» совпадала с национальным рынком, бы­ли Англия и, может быть, Соединенные Провинции». Но разме­ры последних делали их самое большее «провинциальным» рынком. И даже Британские острова, быть может, не допуска­ли единого ритма для зерна, поскольку голодовки или нехват­ка продовольствия случались там то в Англии, то в Шотлан­дии, то в Ирландии.

На свой лад Мишель Морино склонен к еще большим огра­ничениям. «Пока какая-то нация не закрыта от внешнего ми­ра,—пишет он,—представляет ли она, будучи объединена вну­три в качестве рынка, первичную единицу, пригодную для оце­нок [понимай: оценок национальным счетоводством]? Регио­нальные несогласованности, к которым нас вновь сделала чувствительными нынешняя ситуация в Европе, существовали в XVI, XVII и XVIII вв. Вы бы поколебались говорить о валовом национальном продукте Германии или Италии в те отдаленные эпохи. Ибо они были политически раздроблены. А также пото­му, что в экономическом смысле этот продукт был бессодержа­телен: Саксония жила иначе, чем рейнские епископства; коро­левство Неаполитанское, Папское государство, Тоскана и Вене­цианская республика [тоже жили] каждый на свой манер»64.

Не отвечая на эти доводы пункт за пунктом (разве же не бы­ло региональных различий между собственно Англией, Кор­нуоллом, Уэльсом, Шотландией, Ирландией и даже просто ме­жду Нагорьями (highlands) и низменными районами (lowlands) по всей территории Британских островов, разве же нет и се­годня повсюду в мире сильных провинциальных различий?), отметим, что Вильгельм Абель65 все же испытывал соблазн рассчитать валовой национальный продукт Германии в XVI в.; что, по мнению Отто Штольца66, специалиста по истории та­можен, с концом XVIII в. большие торговые дороги по всему пространству Империи «создали определенное единство»; что И. Тадич67 очень настойчиво говорил о национальном рынке турецких Балкан с XVI в., нашедшем выражение в таких ожив­ленных и многолюдных ярмарках, как Долянская возле Стру-мицы недалеко от Дуная; что Пьер Вилар полагает, что мы присутствуем «во второй половине XVIII в. при образовании настоящего испанского национального рынка к выгоде ката­лонской активности68. Так почему же тогда было бы абсурдом желание рассчитать валовой национальный продукт Испании Карла IV? Что же касается понятия нации, «закрытой от внеш­него мира», то весьма трудно ее себе вообразить в эпоху, когда контрабанда была всеобщим и процветающим промыслом. Та же Англия XVIII в. была мало замкнута в своих, по видимости, совершенных границах, которые, однако же, вплоть до 1785 г. будет запросто преодолевать контрабанда чаем; та Англия, о которой уже столетием раньше, в 1698 г., говорилось, что «будучи открыта со всех сторон, она тем более удобна для кон-


Национальные рынки


29Г


[Подразделения простейшие, подразделения высшего порядка



 


69 В. N., Ms. fr. 21773,
f° 31.

70 Bucher K. Die
Entstehung der
Volkswirtschaft.
1911,
S. 141.

71 Я употребляю это
слово неверным
образом, чтобы заранее
напомнить о таких
банках, как Французский
банк или Английский
банк.

72 Kindleberger С. Р.
Manias, Babbles, Panics
and Crashes and the
Lender of Last Resort
(машинописный текст).


трабанды, что все, что в нее однажды проникло, находится в безопасности»69. Именно таким образом шелка, бархаты водка, все товары, прибывшие главным образом из Франции' будучи единожды выгружены в плохо охраняемом пункте побе-режья, преспокойно направлялись на рынки и к перекуп, щикам, не страшась последующих проверок.

Во всяком случае, мы не ищем «совершенного» националь­ного рынка, которого не существует даже в наши дни. Что мы ищем, так это некий тип внутренних механизмов и взаимоотно­шений с обширным миром, то, что Карл Бюхер70 называл тер­риториальным хозяйством (Territorialwirtschaft) в противовес городскому хозяйству (Stadtwirtschaft), городской экономике, какую мы долго рассматривали в предыдущих главах. В об­щем— объемную экономику, широко раскинувшуюся в про­странстве, «территориализованную», как иногда говорят, и до­статочно связную, чтобы правительствам более или менее уда­валось ее моделировать и ею манипулировать. Меркантилизм как раз и бьш осознанием возможности манипулировать всей совокупностью экономики страны, или, что то же самое, сокра­тить уже начатый поиск национального рынка.

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИКА ГОРОДСКАЯ

Понять, в чем глубинное различие между Territorialwirt­schaft и Stadtwirtschaft, можно лишь в соотнесении с пробле-мами> которые ставит национальный рынок.

Глубинное различие. Различия же, видимые сразу, различия в объеме и пространственном охвате, имели меньшее значе­ние, чем это кажется. Несомненно, почти без преувеличения, вы скажете, что «территория»—это плоскость, а город-государство—точка. Но, начиная с господствовавшей терри­тории, как и с любого господствующего города, они охватыва­ли зону внешнюю и добавочное пространство, которые в слу­чаях Венеции, или Амстердама, или Великобритании были про­сто-напросто миром-экономикой. Вследствие этого в обеих во­сторжествовавших формах экономики наблюдалось такое преодоление собственного пространства, что, на первый взгляд, размеры последнего утрачивали свое значение как кри­терий дифференциации. Тем более что в таком преодолении обе системы схожи друг с другом. На Леванте Венеция была ко­лониальной державой, как Голландия в Индонезии, как Англия в Индии. Города и территории одинаково цеплялись за между­народную экономику, которая их несла на себе и которую они также укрепляли. С той и с другой стороны средства господ­ства и, как бы это сказать, средства крейсирования в повседнев­ной жизни были одни и те же: флот, армия, насилие, а если не­обходимо, то хитрость, даже коварство, вспомните Совет деся­ти или, гораздо позже, Интеллидженс сервис. «Центральные»7 * банки возникали в Венеции (1585 г.), в Амстердаме (1609 г.), по­том в Англии (1694 г.), те центральные банки, которые, на взгляд Чарлза Киндлбергера72, были «последним прибежи-


щем» и которые мне представляются прежде всего инструмен­тами могущества, международного господства: я тебе помо­гаю, я спасаю тебя, но я тебя и порабощаю. Империализм, ко­лониализм так же стары, как мир, и всякое подчеркнутое доми­нирование порождало капитализм, как я это часто повторял, чтобы убедить в этом читателя и убедить самого себя.

Итак, если исходить из видения мира-экономики, то перей­ти от Венеции к Амстердаму, а от Амстердама—к Англии означает оставаться в рамках одного и того же движения, од­ной и той же совокупной реальности. Что различает систему-нацию и систему-город, даже противопоставляет их друг дру­гу, так это собственная структурная организация. Город-государство избегал тягот так называемого первичного секто­ра: Венеция, Генуя, Амстердам потребляли зерно, масло, соль, даже мясо и т.п., которые доставляла им внешняя торговля. Они получали извне лес, сырье и даже немалое количество ре­месленных изделий, которые они потребляли. Их мало занима­ло, кто их производит и архаическим или современным спосо­бом они произведены: им достаточно было подобрать эти то­вары в конце кругооборота, там, где их агенты или же торгов­цы сырьем эти продукты складировали, предназначая их для городов-государств. Основная часть первичного сектора (если не весь он), необходимая для их существования и даже их ро­скоши, во многом была для городов-государств внешней и ра­ботала на них без того, чтобы им приходилось беспокоиться по поводу экономических и социальных трудностей производства. Несомненно, эти города не вполне осознавали это преимуще­ство и бывали озабочены скорее его оборотной стороной: бес­покоились из-за своей зависимости от заграницы (хотя могу­щество денег на самом деле почти сводило ее на нет). И в са­мом деле, мы видим, как все господствовавшие города сили­лись увеличить свою территорию и расширить свои земледелие и промышленность. Но какое земледелие и какую промышлен­ность? Само собой разумеется, самые богатые, самые прибыль­ные. Раз в любом случае нужно импортировать^будем импор­тировать во Флоренцию сицилийскую пшеницу, а в Тоскане станем возделывать виноградники и оливковые рощи. Таким образом, города-государства с самого начала оказывались: 1) перед весьма «современным» соотношением их сельского и городского населения; 2) перед земледелием, которое, когда оно существовало, предпочитало высокоприбыльные культуры и, естественно, было склонно к капиталистическим инвести­циям (не случайно и не из-за качества своих земель Голландия так рано развила столь «передовой» сельскохозяйственный се­ктор); 3) перед промышленностью, изготовлявшей предметы роскоши и так часто процветавшей.

Городское хозяйство (Stadtwirtschaft) изначально избегало такой «земледельческой экономики», которую Даниель Торнер определял как стадию, которую надлежит пройти прежде лю­бого эффективного развития. Напротив, территориальные го­сударства, возившиеся со своим медленным политическим и экономическим строительством, долго оставались застряв­шими в этой земледельческой экономике, которую так тяжело


             
 
   
 
     
 
 
   


одразделения простейшие, подразделения высшего порядка^
\ Промышленность >м. торговля подталкивают ^денежную экономику: к расширению 'Образуя громадное: большинство - в деловой активности \ городов, они объясняют длительное превосходство последних над территориальными 'государствами. (По данным К. Гламанна.)

^,«-|-75 Garcia-Baquero *"'Н Gonzales A. Cadiz у el i.Atlantico, 1717—1778. I 1976.

76 Dockes P. Op. cit., р. 157. 77 Le Roy Ladurie E. Les comptes fantastiques de Gregory King.«Annales E. S. Cm, 1968, p. 1085—1102.

Национальные рынки

73 Habib I. Potentialities of capitalist development in the economy of the Mughal India.International Economic History Congress (машинописный текст), p. 10—12 & notes p. 12; Idem. Usury in Medieval India. —«Comparative Studies in Society and History», VI, July 1964. 7* KindlebergerC.P. Commercial Expansion and the Industrial

Revolution.«The Journal of European Economic History», TV, 3, 1975, p. 613—654.


подталкивать вперед—как то показывают столько развиваю­щихся стран в наше время. Политическое строительство обширного государства, особенно если оно создавалось военные путем—а так обычно и было,—предполагало значительный бюджет, все более частое обращение к налогам, а налог требо­вал администрации, та же в свою очередь требовала больше де­нег и больше налогов... Но при населении на 90% деревенском успех в фискальной сфере предполагает, что государство эффективно контролирует крестьянство, что последнее отходит от натурального хозяйства, согласно производить излишки, продавать на рынке, кормить города. И это был только первый шаг. Ибо крестьянство должно было еще, но позднее, намного позднее, достаточно разбогатеть, чтобы увеличить спрос на го­товые изделия и в свою' очередь позволить жить ремесленни­кам. Формировавшемуся территориальному государству сли­шком многое предстояло сделать, чтобы ввязаться в немедлен­ное завоевание крупных рынков мира. Чтобы жить, чтобы сво­дить концы с концами, оно должно было способствовать ком­мерциализации земледельческого и ремесленного производ­ства и организовать тяжелую машину своей администрации. На это уходили все его живые силы. Именно с такой точки зре­ния хотел бы я рассматривать историю Франции Карла VII и Людовика XI. Но история эта так хорошо известна, что дока­зательность ее в наших глазах притупилась. В таком случае по­думайте о Московском государстве или даже—это изумитель­ный пример, к которому мы еще вернемся,— о Делийском сул­танате (предшественнике империи Великих Моголов), который начиная с первой половины XIV в. способствовал созданию на огромной территории, которой владел, денежной экономики, предполагавшей и включавшей в себя рынки, а через рынки— эксплуатацию, но также и стимулирование деревенской экономи­ки. Доходы государства настолько тесно были связаны с ус­пехом земледелия, что султан Мухаммед Туглук (1325—1351) приказывал копать колодцы, предлагал крестьянам деньги и се­мена и через свою администрацию обязывал их выбирать бо­лее продуктивные культуры, такие, как сахарный тростник73. В таких условиях нет ничего удивительного, если первые ка­питалистические успехи, первые и блистательные освоения ми­ра-экономики следует занести в актив крупных городов. И если Лондону, национальной столице, напротив, потребовалось столько времени, чтобы догнать Амстердам, более проворный, чем он, и более свободный в своих действиях. Нет ничего уди­вительного также в том, что, сумев единожды создать это труд­ное равновесие земледелия, торговли, транспорта, промыш­ленности, предложения и спроса, которого требует любое за­вершение национального рынка, Англия в конечном счете ока­залась соперником, неизмеримо превосходившим маленькую Голландию, безжалостно отстраненную от каких бы то ни было притязаний на господство над миром: национальный рынок, однажды образованный, был прибавлением могущества. Чарлз Киндлбергер74 задается вопросом, почему торговая ре­волюция, которая вознесла Голландию, не привела к промы­шленной революции. Но, несомненно, потому (среди несколь-


ких других причин), что Голландия не располагала настоящим национальным рынком. Такой же ответ, подумаете вы, следует дать и на вопрос, который задавал себе Антонио Гарсиа-Бакеро Гонсалес75 относительно Испании XVIII в., где, несмот­ря на ускоренный рост колониальной торговли, промышлен­ная революция начиналась плохо, за исключением Каталонии. Не в том ли дело, что в Испании национальный рынок был еще незавершенным, плохо связанным в своих частях, охваченным явной инерцией?

СЧИТАТЬ И ИЗМЕРЯТЬ

В чем бы мы нуждались, так это в том, чтобы взвесить цели­ком формирующиеся или уже сформировавшиеся националь­ные экономики. Отметить их вес в те или иные моменты: рас­тут ли они, находятся ли на спаде. Сравнить их относитель­ный уровень в данный период. Это означает возобновить в свою очередь внушительное число старинных начинаний, гораздо более ранних, чем классические расчеты Лавуазье (1791 г.). Уже Уильям Петти76 (1623—1687) пытался сравнивать Соединенные Провинции с Францией: их население относилось будто бы как 1 к 13, площадь возделываемых земель—как 1 к 81, а богатство—как 1 к 3. Грегори Кинг (1648—1712)77 тоже попробует сравнить между собой нации той троицы, которая господствовала в его эпоху: Голландию, Англию, Францию. Но к делу можно было бы привлечь добрый десяток других «калькуляторов» — от Вобана до Исаака де Пинто и самого Тюрго. Какой-нибудь текст Буагильбера (1648 —1714), правда пессимистичный (но Франция 1696 г. не являла собой радостного


Национальные рынки



[Считать и измерять



 


78 Boisguilbert P., de.
Detail de la France, 1699.
Ed. I.N.E.D., 1966, II,

p. 584.

79 Pinto I., de Op. cit.,
p. 153 sq.

80 Выражение Ф. Перру,
цитируемое Ж. Ломмом,
см.: Gourvitch G. Traite
de sociologie. 3e ed., 1967,
I, p. 352, note 2.

81 Дата появления
первопроходческой
книги: Bowley A. L.,
Stamp J. С. National
Income.

82 Bairoch P. Europe's
Gross National Product,
1800—1875.—«The
Journal of European
Economic History»,
1976,
p. 273.

83 Marczewski J.
Comptabiiite nationale.
1965, p. 3, 6, 28, 30. Ср.:
Fourquet F. Histoire
quantitative. Histoire des
services collectifs de la
comptabiiite nationale.
1976, p. V.


или утешительного зрелища), даже поражает нас своим совре­менным акцентом. «Поскольку,— писал он,— говоря не о том, что могло бы быть, но о том лишь, что было, утверждают,' что продукт [национальный продукт Франции] ныне на пять или шесть сотен миллионов ниже в составе ее ежегодных доходов, нежели он был сорок лет назад, что в капиталах, что в промыш­ленности; что зло, т.е. уменьшение, возрастает с каждым днем; ибо те же самые причины сохраняются и даже нарастают, притом что нельзя было бы в сем обвинить доходы короля, кои никогда так мало не возрастали, как с 1660 г., они увеличи­лись всего лишь примерно на треть, тогда как на протяжении двухсот лет они неизменно удваивались каждые тридцать лет»78. Вы видите: текст восхитительный. Так же как и один­надцать «статей» («lignes») (от земель до рудников), по кото­рым Исаак де Пинто79 разнес массу национального про­дукта Англии—подразделение, которое без чрезмерных натя­жек приближается к «статьям» национальной отчетности, такой, какой она представляется ныне.

Существует ли возможность взглянуть на прошлое с «точки зрения глобальных количеств»80, к которой приучили нас рас­четы национальной отчетности, наметившейся с 1924 г.81, че­рез эти старинные исследования о национальном «богатстве» и через скудные цифры, какие мы можем собрать? У таких рас­четов, само собой разумеется, есть свои недостатки, но в дан­ный момент они суть единственный метод (и прав здесь Поль Бэрош82), позволяющий охватить на примере современных экономик (и, я добавлю, экономик старинных) жизненно важ­ную проблему роста.

Я даже согласен с Жаном Марчевским 83, полагающим, что национальная отчетность—не только техника, но уже сама по себе наука и что, слившись с политической экономией, она сде­лала эту последнюю экспериментальной наукой.

Тем не менее пусть читатель не слишком заблуждается от­носительно моих намерений: я не устанавливаю первые вехи экономической истории, которая стала бы революционной. Я желаю единственно того, чтобы после уточнения некоторых понятий национальной отчетности, полезных для историка, возвратиться к простейшим подсчетам, которые одни только и дозволяют нам имеющаяся в нашем распоряжении докумен­тация и масштаб этой книги. Добиться порядков величин, по­пытаться выявить соотношения, коэффициенты, множители — правдоподобные, если и не достоверные, наметить подходы к огромным, еще не начатым исследованиям, которые рискуют не быть начатыми так скоро. Эти вероятные порядки величин позволят нам по крайней мере предположить возможности прошлой отчетности.

ТРИ ПЕРЕМЕННЫЕ И ТРИ ВЕЛИЧИНЫ

Первая— достояние, национальное богатство, наличный запас, подверженный медленным колебаниям; вторая— национальный доход, некий поток; третья— доход на душу насе-


f »* По всей видимости,

'впервые употребил этот Лтермин Уильям Петти: ppetty W. Political? Arithmetics 1671—1677. Г15 Письмо Луи Жанжана |(Jeanjean) от 9 января 11973 г. g" См. т. 2 настоящего

t труда-

i w Kuznets S. Croissance Ь ef structure economique. 11972, p. 58.

.:•• Attali J., Guillaume M. iJAntieconomique. 1974, 'p.. 32.

Мысль эта

Ф. Перру, руемому

л. См.: Romeuf J. xtionnaire des sciences

es. 1958, П, ^984.

Ц Ibid., p. 982. См.: Bernard Y., Ili J.-C. Dictionnaire: et financier. 75, p. 1014. ' Romeuf J. Op. cit., 51985.


ления (pro capite, или, как еще говорят, per capita), некое отно­шение.

Достояние (национальное богатство)—это глобальное бо­гатство, сумма резервов, накопленных данной национальной экономикой, масса капиталов, которые вмешиваются или мог­ли бы вмешиваться в процесс производства этого богатства.

Это понятие, некогда завораживавшее «арифметиков»84, ныне наименее употребительное из всех, а жаль! Еще не существует «национальной отчетности по достоянию»,—писал мне один экономист85 в ответ на один из моих вопросов, что «делает,— добавлял он,—хромым на обе ноги этот тип измерения и несо­вершенной— нашу счетоводную науку». Конечно, такая лаку­на огорчительна для историка, который пытается взвесить роль накопленного капитала в экономическом росте и конста­тирует то его очевидную эффективность, то его неспособность в одиночку толкать экономику вперед, когда он безуспеш­но пытается инвестироваться, то его задержку с мобили­зацией в подходящий момент для деятельности, которая предвосхищает будущее, как если бы он находился под знаком инерции и рутины. Промышленная революция в Анг­лии в значительной степени рождалась на окраине круп­ного капитала, вдали от Лондона.

Я указывал уже на значение соотношения между националь­ным доходом и наличным запасом капитала. Саймон Куз­нец87 полагает, что соотношение это устанавливалось на уровне от 7 к 1 до 3 к 1, т. е. что старинная экономика замора­живала до семи нормальных лет труда, дабы гарантировать процесс своего производства, тогда как эта цифра будто бы уменьшается по мере того, как мы приближаемся к настояще­му времени. Таким образом, капитал увеличивал бы свою эффективность, что более чем правдоподобно, разумеется, ког­да рассматривается единственный аспект—его экономическая эффективность.

Национальный доход —понятие на первый взгляд простое: разве же не заключается национальная отчетность в том, чтобы «уподобить экономику нации экономике огромного предприя­тия» 88? Но простота эта дала в прошлом место многим «схо­ластическим» спорам и «словесным поединкам» между специа­листами89. Время утишило эти споры, и дефиниции, какие предлагают нам сегодня (безусловно более ясные по видимос­ти, нежели на самом деле), очень похожи одна на другую, из­берем ли мы простую формулу Саймона Кузнеца (1941 г.): «чистая стоимость всех экономических благ, произведенных «нацией» за год» 90, или же более усложненную формулировку И. Бернара и Ж.-К. Колли: «совокупность, представляющая поток национальных ресурсов, благ и услуг, созданных за опре­деленный период» 91. Главное—отдавать себе отчет в том, что национальный доход, как говорит Клод Вимон92, может рас­сматриваться под тремя углами зрения: производства, доходов, полученных частными лицами и государством, затрат. Пред нами окажется не одна, а по меньшей мере три совокупности, между которыми следует выбрать, и стоит только задуматься, как число подлежащих различению совокупностей увеличится


Национальные рынки



|Считать и измерять



 


       
   
 
 

I,9* Bairoch P. Op. cit. SMIG (Salaire Minimum '{Interprofessionnel I Garanti) —минимальный ' уровень заработной • платы, гарантированный Трудовым кодексом Французской Республики.— Прим. перев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: