Принятие решения в организации.




Основы менеджмента.

Конспект лекций.

 

Содержание:

Введение. Основные понятия............................................................................................................................................. 5

Принятие решения в организации................................................................................................................................... 7

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами. 10

Построение организации..................................................................................................................................................... 11

Мотивация в менеджменте................................................................................................................................................ 12

Понятие групповой динамики......................................................................................................................................... 14

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый....................................................................... 14

Модель Команса......................................................................................................................................................................... 14

Руководство: власть и личное влияние................................................................................................................... 15

Понятие баланса власти..................................................................................................................................................... 15

Системы в стиле лидерства Лайнерда................................................................................................................... 16

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона...................................................................................................... 16

Ситуационная модель Фидлера..................................................................................................................................... 17

Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара........................................................................ 17

Модель принятия решений Врума-Йеттона............................................................................................................ 18

Конфликт. Управление конфликтом в организации....................................................................................... 18

Понятие стресса........................................................................................................................................................................ 21

Обеспечение эффективной деятельности организации............................................................................. 22

Управление производством. Основные понятия............................................................................................... 24

Цепь производственных потребностей потребителя..................................................................................... 25

Автоматизированные склады и ГПС........................................................................................................................... 26

Планировка в производстве............................................................................................................................................... 28

Нормирование труда................................................................................................................................................................ 28

Планирование выпуска продукции............................................................................................................................. 29

Планирование материальных потерь по системе MRP................................................................................. 29

Учётно-плановые графики Ганта................................................................................................................................. 29

Управление производительностью (комплексный подход)..................................................................... 30

Сетевые графики....................................................................................................................................................................... 32

Поиск резервов производительности труда........................................................................................................... 34

Способы поиска резервов производительности труда................................................................................. 35

Оптимальное управление трудовой нагрузкой.................................................................................................. 37

Имитационное моделирование в менеджменте................................................................................................ 38

Интенсивное и экстенсивное развитие организации.................................................................................... 39

 

 

Введение. Основные понятия.

 

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

1) 1) финансовые ресурсы;

2) 2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

3) 3) людские ресурсы;

4) 4) информационные ресурсы;

5) 5) временн ы е ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.

 

Дерево иерархии:

Высшее звено управления

 

 

Среднее звено управления

 

 

 

Низшее звено управления

 

 

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)

 
 
Объект управления

 

Цели, задачи

Результаты

Ресурсы

Анализ результатов

 

 

 

Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предпринимател ь – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менедже р – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

1) 1 ) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;

2) 2) «Доктрина человеческих отношений » (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;

3) 3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;

4) 4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;

5) 5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.

 

Существует несколько подходов в управлении:

1) 1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;

 

2) 2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:

 

 

система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;

 

3) 3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.

 

 

 

 

Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

– – по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);

– – по восходящей (команда с низшего уровня на высший);

– – коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;

– – коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;

– – коммуникации между руководителями;

– – неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);

– – невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).

 

 

Принятие решения в организации.

 

Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:

 

вероятность 0,6 вероятность 0,4

Р1 Р2

 

А1 5 3

А2 4 1

А3 2 1

 

Балл обозначает эффективность.

Показатель:

Е1=5*0,6+3*0,4=4,2

Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax1 => Первое решение оптимально.

Е3=2*0,6+1*0,4=1,6

 

Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р12=0,5), то применяют критерии из теории игр:

1) 1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают наибольший, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;

2) 2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;

3) 3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

α*max max aij+(1-α)*max min aij

где α – коэффициент значимости;

4) 4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.

 

Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Пример:

х1

 

1х 4х 6х

 

2х 5х 7х

х2

1) 1) Фиксируем множество Парето.

2) 2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.

3) 3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

1) 1) теория массового обслуживания;

2) 2) методы линейного программирования;

3) 3) методы нелинейного программирования;

4) 4) метод динамического программирования;

5) 5) анализ безубыточности;

6) 6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);

7) 7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);

8) 8) измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

В В В

 

PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии.

Э

 

 

∆Р РР(PЭ)

 

Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

1) 1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).

2) 2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).

3) 3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).

 

Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.

 

Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.

 

Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:

Vпродаж

 

 

 

 

dx

 

t

 

Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.

Долгосрочное прогнозирование:

Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.

Vпродаж

3

усреднённый тренд

1 2

 

 

t

 

Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: