Основы менеджмента.
Конспект лекций.
Содержание:
Введение. Основные понятия............................................................................................................................................. 5
Принятие решения в организации................................................................................................................................... 7
Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами. 10
Построение организации..................................................................................................................................................... 11
Мотивация в менеджменте................................................................................................................................................ 12
Понятие групповой динамики......................................................................................................................................... 14
Производственная группа = Руководитель + Подчинённый....................................................................... 14
Модель Команса......................................................................................................................................................................... 14
Руководство: власть и личное влияние................................................................................................................... 15
Понятие баланса власти..................................................................................................................................................... 15
Системы в стиле лидерства Лайнерда................................................................................................................... 16
Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона...................................................................................................... 16
Ситуационная модель Фидлера..................................................................................................................................... 17
Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара........................................................................ 17
Модель принятия решений Врума-Йеттона............................................................................................................ 18
|
Конфликт. Управление конфликтом в организации....................................................................................... 18
Понятие стресса........................................................................................................................................................................ 21
Обеспечение эффективной деятельности организации............................................................................. 22
Управление производством. Основные понятия............................................................................................... 24
Цепь производственных потребностей потребителя..................................................................................... 25
Автоматизированные склады и ГПС........................................................................................................................... 26
Планировка в производстве............................................................................................................................................... 28
Нормирование труда................................................................................................................................................................ 28
Планирование выпуска продукции............................................................................................................................. 29
Планирование материальных потерь по системе MRP................................................................................. 29
Учётно-плановые графики Ганта................................................................................................................................. 29
Управление производительностью (комплексный подход)..................................................................... 30
Сетевые графики....................................................................................................................................................................... 32
Поиск резервов производительности труда........................................................................................................... 34
Способы поиска резервов производительности труда................................................................................. 35
|
Оптимальное управление трудовой нагрузкой.................................................................................................. 37
Имитационное моделирование в менеджменте................................................................................................ 38
Интенсивное и экстенсивное развитие организации.................................................................................... 39
Введение. Основные понятия.
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:
1) 1) финансовые ресурсы;
2) 2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
3) 3) людские ресурсы;
4) 4) информационные ресурсы;
5) 5) временн ы е ресурсы.
Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.
Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.
Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.
|
Дерево иерархии:
Высшее звено управления
Среднее звено управления
Низшее звено управления
Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.
Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)
|
Цели, задачи
Результаты
Ресурсы
|
Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.
Предпринимател ь – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).
Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.
Менедже р – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.
В теории менеджмента существуют следующие школы управления:
1) 1 ) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
2) 2) «Доктрина человеческих отношений » (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;
3) 3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;
4) 4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;
5) 5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.
Существует несколько подходов в управлении:
1) 1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;
2) 2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:
система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3) 3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:
– – по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
– – по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
– – коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
– – коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
– – коммуникации между руководителями;
– – неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
– – невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Принятие решения в организации.
Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.
Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.
Пример:
вероятность 0,6 вероятность 0,4
Р1 Р2
А1 5 3
А2 4 1
А3 2 1
Балл обозначает эффективность.
Показатель:
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6
Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:
1) 1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают наибольший, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;
2) 2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
3) 3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.
α*max max aij+(1-α)*max min aij
где α – коэффициент значимости;
4) 4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.
Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.
Пример:
х1
3х
1х 4х 6х
2х 5х 7х
х2
1) 1) Фиксируем множество Парето.
2) 2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
3) 3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.
Для принятия решений часто используются:
1) 1) теория массового обслуживания;
2) 2) методы линейного программирования;
3) 3) методы нелинейного программирования;
4) 4) метод динамического программирования;
5) 5) анализ безубыточности;
6) 6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
7) 7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
8) 8) измерение мнения торговых агентов.
Выгоды от использования информации могут быть:
В В В
PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии.
Э
∆Р РР(PЭ)
Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.
Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.
Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.
Стратегия планирования делится на:
1) 1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).
2) 2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
3) 3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.
При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).
Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.
Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.
Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.
Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.
Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.
Краткосрочное планирование:
Vпродаж
dx
t
Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.
Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.
Долгосрочное прогнозирование:
Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.
Vпродаж
3
усреднённый тренд
1 2
t
Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.