Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.
Типы полномочий:
1) 1) Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;
2) 2) Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.;
3) 3) Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;
4) 4) Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;
5) 5) Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;
6) 6) Линейные – внутри аппарата.
Основными являются линейные полномочия.
Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач
Построение организации.
Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.
Департаментализация – процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей.
|
Типы структур организаций:
1) 1) Функциональная (деление по функциям).
2) 2) Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).
3) 3) Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания).
4) 4) Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).
5) 5) Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами).
6) 6) Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.
7) 7) Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов.
8) 8) Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.).
9) 9) Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.
10) 10) Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.
Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.
|
|
Классификация структур управления:
|
|
|
а) Линейная структура управления:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) Линейно-штабная структура:
Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.
г) Матричная структура.
Остальные структуры – комбинация предыдущих.
На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.