Пасха, исход и начало суток




День и ночь


И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро

(Быт.1:5)

 

 


Оглавление


Введение......................................................................................................... 3

Начало дня с вечера?................................................................................... 4

Что такое “вечер”................................................................................... 4

“От вечера до вечера”............................................................................. 6

Начало дня в древности.............................................................................. 8

Межвечерье.............................................................................................. 8

Пасха, исход и начало суток................................................................... 9

Моисей, Аарон и фараон........................................................................ 11

Ночь пасхи и ночь исхода...................................................................... 12

Итог...................................................................................................... 13

Начало дня и жертвоприношения........................................................ 14

Другие подтверждения начала дня..................................................... 15

Давид и Мелхола................................................................................... 15

Прославление Творца............................................................................ 15

Пророки................................................................................................ 16

Начало дня в иудаизме.......................................................................... 16

Времена Христа.......................................................................................... 17

Начало суток в день распятия Христа................................................. 17

Рассветала Суббота............................................................................... 17

Повествование Евангелий...................................................................... 17

Закон о повешенном на древе............................................................... 19

Начало дня в день воскресения Христа............................................... 20

Суббота сутра?...................................................................................... 23

Вначале......................................................................................................... 26

Книга Бытие, глава 1............................................................................. 26

Субботнее время................................................................................... 29

Благословенное время в Евангелиях: от утра до вечера................. 30

Заключение.................................................................................................. 31


Если вас заинтересовал материал, изложенный в этой брошюре, и вы хотели бы обсудить его либо заказать другую литературу по библейским темам,

пишите нам: Служение “Слово”, а/я 42, г.Киев, Украина, 02100

eliyahere@gmail.com; EliyaHere.ru

либо звоните: +380 63 749 4424


Введение

Вопрос, которому посвящена эта брошюра, на первый взгляд может показаться маловажным, имеющим отдаленное отношение к спасению. Он касается времени начала библейских суток.

Однако, если вы немного углубитесь в это вопрос, то обнаружите, что наша повседневная жизнь очень тесно связана со сменой дня и ночи, отсчетом дней, в том числе праздничных. Календарь, которым мы пользуемся, имеет огромное влияние на нашу практическую жизнь, а также на соблюдение верующими дней поклонения Творцу. И, конечно, построение и использование календаря немыслимо без понимания того, когда начинаются сутки.

Различие в вопросе начала дня (суток) у разных народов было отмечено ещё древнеримским историком Плинием Старшим. Многие семитские народы исчисляли день с вечера (например, евреи), афиняне — от одного солнечного захода до другого, умбрийцы — от полудня до полудня; многие народы исчисляют день от зари до вечера, римские жрецы и юристы, точно так же как егип тяне и астроном Гиппарх, исчисляют его от полуночи до полуночи.[1]

Во многих христианских конфессиях, включая Церковь АСД, а также в иудаизме, традиционно считается, что сутки начинаются вечером, а точнее, с заката солнца. Именно традиционно, ибо этому мнению едва ли можно найти обоснования в Библии. Тем не менее, вопрос этот представляет важность как для верного отсчёта начала Субботнего дня, с целью проводить его надлежащим образом в соответствии с повелением 4-ой заповеди Десятисловия, так и для верного понимания других библейских истин, проистекающего, отчасти, и от того, когда же на самом деле начинаются сутки согласно Священных Писаний.

В этой брошюре изложен анализ некоторых мест Писаний, открывающих Богом установленное начало каждого дня (суток), а также тех текстов, на которые опираются сторонники традиционного понимания этого вопроса.

Прочитав это исследование, вы, возможно, будете удивлены, обнаружив, что традиционное понимание “от вечера до вечера” совершенно не гармонирует со многими библейскими текстами, которые утверждают прямо противоположное: библейский день (сутки) начинаются с утра и заканчиваются утром следующего дня. Казалось бы, такое понимание является естественным для любого человека, который пробуждается утром ото сна, однако по причине широко распространенного учения “от вечера до вечера” оно вызывает явное неприятие, противодействие и даже агрессию.

Не спешите делать выводы. Углубитесь в предлагаемый материал, и вы сможете легко убедиться, что он основан не на домыслах его авторов, но на ясном утверждении Писания: “так говорит Господь”.

Андрей,

Роман.

Начало дня с вечера?

Чтобы определить истинность либо ложность традиционного понимания начала и конца дня (суток) вечером, следует сначала рассмотреть значение термина «вечер» в Библии. Не отличаются ли друг от друга библейское и традиционное понимание «вечера»?

Что такое “вечер”

Итак, что же такое вечер в представлениях сторонников вечернего начала дня (суток)? В ЦАСД, современном иудаизме и некоторых других вероисповеданиях вечером, в контексте данного вопроса, считается закат солнца. И действительно, слово «вечер» в Библии зачастую означает именно заход солнца:

“… заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта” (Втор.16:6).

При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых” (Мк.1:32).

Однако далеко не всякий раз слово “вечер” в Писаниях употребляется в значении “заход солнца”. Например:

“Когда ложусь, то говорю: “Когда-то встану?”, а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета ” (Иов.7:4).

Здесь вечер длится до самого рассвета, обозначая, фактически, ночь.

Употребление слова “вечер” в значении “ночь” можно неоднократно встретить в Библии. Вот ещё пример подобного его применения:

“Вот, однажды смотрел я … и увидел … неразумного юношу … в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке ” (Пр.7:6-9).

Слово «вечер» в Писаниях применялось и для обозначения времени, предшествующего заходу солнца. Даже, можно сказать, задолго до заката:

“Приготовляйте против неё войну; вставайте и пойдем в полдень. Горе нам! день уже склоняется, распростираются вечерние тени ” (Иер.6:4).

Как видно из этого текста, день склоняется к вечеру после полудня, когда тени начинают удлиняться[2] (“распростираются”). И всё это время (примерно после 2-3 часов дня до захода солнца) является вечерним (“вечерние тени”). Если бы вечер начинался только после захода солнца, то не существовало бы такого понятия как “вечерние тени”, потому тогда теней уже нет. Как известно, предметы дают тень только, когда солнце находится над горизонтом.

Еще один текст: “День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет ” (Зах.14:7).

Здесь вечер — это время, когда еще есть свет, до захода солнца.

Еще один текст Писаний, из которого явствует, что вечер начинается задолго до захода солнца, находим в истории о Гиве Вениаминовой:

На пятый день встал он поутру, чтоб идти. И сказал отец … помедлите, доколе преклонится день. … И сказал ему тесть его … вот, день преклонился к вечеру, ночуйте … Но муж не согласился ночевать, встал и пошел … Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. … И пошли, и шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой. (Суд.19:8-14)

Итак, слово «вечер» в Библии может относиться как к заходу солнца, так и ко времени, ему предшествующему, начиная с полудня, и также ему последующему до самого утра, как изображено на рисунке:


Если Суббота начинается вечером, то, учитывая всё вышесказанное, становится непонятно, когда верующие должны встречать благословенное время Субботы, освящённое Творцом для особого его использования. Когда же должно начинаться это время, этот день? Возможно ли предположить, что Бог, освятивший и благословивший определённый день, назначил его началом такое расплывчатое определение, как «вечер»? Не по причине ли неопределённости термина «вечер» возникали и возникают доселе проблемы в понимании как начала Субботы[3], так и других библейских вопросов?

Даже само значение древнееврейского слова “вечер” говорит о том, что вечер начинается задолго до захода солнца за горизонт:

bre (эрев, #6153) – вечер, от слова “плести, смешивать (свет со тьмою)”.

В противоположность слову «вечер», слово «утро» в своём изначальном значении на древнееврейском языке отражает чётко очерченное по времени событие каждых суток, установленное Богом при творении Им нашего мира. Слово из книг Ветхого Завета, переведённое с древнееврейского языка на русский как «утро», на самом деле означает зарю, рассвет:

rqb (бокер, #1242) – утро, заря, от прорезать (когда свет прорезает тьму)

“От вечера до вечера”

Теперь обратите внимание на следующий текст:

“… это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу” (Лев.23:32).

О какой субботе повествует текст? Из контекста очевидно, что не о еженедельной. Это нужно подчеркнуть, ибо сторонники вечернего начала Субботы седьмого дня недели, о которой говорится в 4-ой заповеди Десятисловия, всегда приводят лишь концовку этого текста в поддержку своему мнению.

Разберём его в контексте, чтобы понять, правомерно ли начало и окончание субботы, о которой говорит этот текст, переносить на Субботу еженедельную, упоминаемую в 4-ой заповеди Десятисловия.

“Также в десятый[4] [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа её; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу” (Лев.23:27-32).

Писание говорит, что именно 10-й день нужно проводить в посте, смирении и молитве. Но оно так же говорит, что этот период надо начинать с вечера 9-го дня и продолжать до вечера 10-го дня. Заметьте, эти два указания не должны противоречить друг другу, но должны говорить об одном и том же. Если день начинается с вечера, то (смотри схему) пост и смирение начинаются вечером 9-ого дня и заканчиваются вечером 10-го дня.

Многие христиане выражение “от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу” (Лев.23:32) относят к еженедельной Субботе. Однако обратите внимание, что в контексте идёт речь не о Субботе 4-ой заповеди, а о покое (именно это означает слово «суббота») в особый день однажды в году, когда они должны исповедовать все свои грехи и смирить себя, чтобы быть очищенными от всякой вины.

Если же применить этот текст к Субботе творения, то его нужно перефразировать так (в соответствии с днями недели):

“Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера шестого [дня] недели; от вечера до вечера [седьмого дня недели] празднуйте субботу вашу”.

Как видно на рисунке, в случае начала суток с вечера, каждый вечер делится на 2 части: вечер уходящего дня и вечер наступающего. Если бы повеление “от вечера до вечера” действительно относилось к Субботе творения, то получилось бы, что Бог освятил не только седьмой день, но и вечер 6-го дня, ибо тогда “с вечера шестого [дня] недели” (перефразируя). Однако Библия говорит, что Бог освятил только 7-й день, но никак не вечер 6-го:

“И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал” (Быт.2:3).

Если бы сутки начинались с вечера, то Бог почил бы не “с вечера шестого [дня]”, а “с [первого] вечера седьмого [дня] до [второго] вечера седьмого [дня]”. Однако, применяя текст Лев.23:32 по отношению к седьмому дню недели, Субботе, мы получаем “с вечера шестого [дня] празднуйте субботу вашу”.

Итак, это место Писаний не может быть основанием для определения начала суток от вечера, но, напротив, подразумевает, что библейское начало суток – утро. Повеление же начинать смирение и пост уже 9-ого числа дано с целью подготовки Божьего народа к наступающему Дню очищения 10-ого числа, в который они должны войти подготовленными.

Заметьте также, что, как выше было уже показано, на самом деле термин «вечер» в Библии весьма расплывчат, и может обозначать время в промежутке от полудня вплоть до утра следующего дня. Это вносит путаницу в понимание выше разобранного текста. Посему я разобрал его, ограничив библейское значение слова “вечер” до понятия “закат солнца”, хотя даже в таком случае очевидно, что, во-первых, в этом тексте не идёт речь о еженедельной Субботе 4-ой заповеди, во-вторых, на его основании нельзя судить о начале дня вообще, и начале Субботы 4-ой заповеди в частности, и в третьих, сей текст косвенно подтверждает утреннее начало дня.

 


Начало дня в древности

В книгах закона Моисея, пророках и псалмах можно найти множество свидетельств утреннего начала библейских суток.

Межвечерье

Сначала предлагаю рассмотреть тексты, повествующие о некоторых пасхальных приготовлениях, предписанных Богом Израилю перед его выходом из Египетского рабства:

“… и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером ” (Исх.12:6).

Следует отметить, что слово “вечером” в данном тексте не является тем словом, которое переведено на русский словом “вечер” в подавляющем числе случаев его упоминания в русской Библии. Это совсем другое слово, которое правильнее было бы перевести словами “промежуток, между вечерами”. Именно поэтому другие переводы и толкования, приведённые ниже, уточняют значение этого оригинального слова.

“И будет он у вас на хранении до четырнадцатого дня этого месяца; и заколет его всё собрание общины Исраэля в межвечерье (Тора. Гурфинкель).

Иудейские комментаторы дают следующие объяснения этому понятию:

«Буквально: в межвечерье, меж двумя вечерами. (Время) от шестого часа (считая от рассвета) и далее называется " межвечерьем ", вечерними сумерками, ибо (тогда) солнце клонится к месту, где оно заходит вечером.»

«" Межвечерье " означает пору между дневным "вечерением" и "вечерением" ночным. Дневное "вечерение" — с начала седьмого часа, когда опускаются вечерние тени, а ночное "вечерение" – в начале ночи. ערב означает: сумрак и тьма, подобно “ ערבה померкло всякое веселие”» [Йешаяху 24,11] (Раши).

«Межвечерье или вторая половина дня (букв. "между двумя вечерами") обозначает промежуток времени между началом вечера (т. е. когда солнце, пройдя свой апогей, начинает опускаться к горизонту) и его концом (когда солнце опускается за горизонт). С точки зрения закона, это то время, когда 14-го нисана должна быть принесена пасхальная жертва, которая будет разделана, приготовлена и съедена уже после появления звезд. Однако принесение пасхальных жертв начиналось примерно за три часа до захода солнца.»

Начало вечера определяется с момента когда тень «пошла», т.е. начала удлиняться. Конец вечера – когда наступила полная тьма.

Итак, пасхальный агнец должен был быть заколот вечером, то есть в период дня между полуднем и полной темнотой. Если ещё есть сомнения, обратимся к истинному Агнцу и времени Его “заклания”.

“А около девятого [5] часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух” (Мф.27:46-50).

“В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовёт. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух” (Мк.15:34-38).

Иисус не мог быть распят в другое время, отличное от времени заклания пасхального агнца.

Итак, из этого места Писания выходит: вечер (букв. межвечерье) – время между полднем и темнотой.

Из этого можно заключить, что в Исх.12:6 “вечер” (межвечерье) это ещё не заход солнца, так как “вечером” закалался пасхальный агнец в 15.00 часов по нашему современному исчислению дневных часов (3 часа дня), что соответствует 9-ти часам дня по библейскому исчислению, поскольку в этом случае отсчёт дневных часов начинается с восхода солнца, происходящему в Ханаане около 6 часов утра по современному исчислению.

Запомните библейское начало отсчёта часов дня, ибо это окажется важным в процессе дальнейших размышлений.

Пасха, исход и начало суток

Предлагаю углубиться в тему пасхи, ибо в первоначальном её установлении Господом для Израиля, в том, как проходила у них эта первая пасха, и в исходе Божьего народа из Египта по её окончании также можно увидеть указания на то, когда же начинаются сутки, и когда они заканчиваются.

“Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его” (Исх.12:5-8).

Обычно считается, что, т.к. день начинается вечером, то пасхальный агнец был заколот 14-ого нисана (авива), а съеден после заката ночью уже 15-ого.

Обратите внимание, какого числа месяца авива Израиль вышел из Египта:

“Из Раамсеса отправились они в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца [авива-ниссана]; на другой день Пасхи вышли сыны Израилевы под рукою высокою в глазах всего Египта” (Чис.33:3).

Теперь посмотрите на то, в какое время суток Израиль вышел из Египта:

“Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью ” (Втор.16:1).

В соответствии с понимание суток “от вечера до вечера” пасхальный агнец должен был закалаться вечером 14-ого авива (ниссана), а съедаться после заката в наступившую ночь 15-ого, и в эту же ночь Израиль вышел из Египта.

Однако учтите указание Господа относительно остатков этого агнца: “не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне ” (Исх.12:10), предполагающее, что они до утра будут находиться в том же месте, где до его наступления смогут съесть либо сжечь эти остатки.

И главное — Его указание не выходить за порог дома в пасхальную ночь:

“(12) А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. (13) И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. … (21) И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; (22) и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. (23) И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения ” (Исх.12:12,13,21-23).

Получается, Израиль никак не мог выйти из Египта в пасхальную ночь, иначе первенцы Израиля были бы истреблены. Это подтверждается тем, что повеление не выходить из домов до утра, наряду с другими пасхальными указаниями Господа, были в точности выполнены израильтянами:

“И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали(Исх.12:28).

Теперь, во свете открывшихся обстоятельств пасхальной ночи, текст из Чис.33:3 воспринимается несколько иначе: “Из Раамсеса отправились они в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца; на другой день Пасхи вышли сыны Израилевы под рукою высокою в глазах всего Египта”.

Если сутки начинаются с вечера, то пасхальная ночь была 15-м нисана, а следующая за ней – 16-м нисана. Но Библия утверждает, что исход произошёл именно ночью 15-ого. Это возможно только если сутки начинаются утром, с восходом солнца. На самом деле пасхальная ночь – всё ещё 14-е число; утром наступает 15-е, длящееся в следующей ночи, в которую и происходит исход.


Число израильтян на то время составляло не менее 2,5 миллиона человек (Исх.12:37). Египтян, на огромной территории, и того больше. Каким образом без нынешних средств связи фараон мог оценить суть и масштаб произошедшего бедствия, принять и утвердить решение, сообщить его Моисею с Аароном, а те в, свою очередь, передать его своим соплеменникам, находящимся по своим домам, расположенным по всей области, где проживали израильтяне?

При этом нужно также учитывать, что всё это множество должно было успеть выпросить дорогие вещи у своих соседей-египтян, что ещё более расширяет область их проживания, удлинняя расстояния, необходимые преодолеть гонцам, несущим приказ фараона, и увеличивает время нахождения израильнян на своих местах.

И всё это нужно было сделать, якобы, прежде исхода в ночь, в которую Бог запретил под страхом смерти выходить из домов.

Моисей, Аарон и фараон

Некто может указать на текст, вроде бы говорящий о том, что Моисей и Аарон всё же выходили из домов, будучи призванными фараоном для передачи решения выйти из Египта на Божьих условиях:

И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы(Исх.12:31).

Но невозможно представить, чтобы Моисей, и тем более Аарон, являвшийся первенцем, ослушались строгого повеления Господа, а также нарушили обоюдное с фараоном обещание никогда более друг с другом не видеться:

“И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице моё; в тот день, когда ты увидишь лице моё, умрёшь. И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего (Исх10:28,29).

В чём загвоздка? Может ли быть противоречие между 12:31 и 10:28,29?

Слово “призвал” из Исх.12:31 не вполне верно переведено:

arq (кара, #7121) – призывать, провозглашать, читать вслух.

Его еврейский оригинал многозначен и может переводиться и как “обращаться (к кому-либо), зачитывать вслух”. И делать это можно не лично, а опосредованно, что и предсказывал Моисей фараону в их последнюю встречу:

“И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пёс языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел [Моисей] от фараона с гневом” (Исх.11:4-8).

Еврейский народ в Египте составлял, фактически, государство в государстве, и для того, чтобы позволить им выйти, необходимо было издать распоряжение на государственном уровне. Затем этот указ через слуг фараона был зачитан Моисею и Аарону там, где они находились. Таким образом, фараон “призвал” Моисея и Аарона опосредованно, через своих должностных лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: