МАССОВОГО ПРАЗДНИКА1
Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового театра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем и поэтому должен широко использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора массовых праздников так же важна, как и их художественно-творческая подготовка.
Анализируя социально-психологические механизмы, превращающиеся в своеобразный инструмент практической режиссуры массового праздника, нужно прежде всего остановиться на общении. В широком смысле слова праздник представляет собой широкое, социально окрашенное и художественно оформленное общение по поводу того или иного события. Но ведь это еще и коллективная деятельность людей, требующая определенного уровня организации, а не просто их духовный контакт. Праздничное общение — это синтетический вид человеческой деятельности, уходящий истоками в общественно-политическую, познавательную, художественную деятельность людей. С помощью такого общения человек, особенно молодой, вовлекается в круг определенных идей и их социально-психологического утверждения, приобщается к социальному опыту общества, коллектива.
Каковы же механизмы общения, которые необходимо знать и учитывать режиссеру, организатору массовых праздников? В структуре психологического настроя участника особый интерес, с этой точки зрения, представляет ситуативный настрой, тесно связанный с условиями повседневной жизни и деятельности человека, с потоком жизненных событий, впечатлений и эмоционально окрашенный. Ситуативный настрой в значительной степени влияет на оценку личностью того или иного события, получаемой информации, окружающих людей. Можно сказать, что он предопределяет эмоциональную
|
1 Глава написана совместно с С. Дадашевой.
реакцию личности на конкретное событие, особенно наглядно проявляющуюся в социалистическом трудовом коллективе как празднующей общности.
Эмоциональная реакция, ситуативный настрой трудящихся на знаменательное трудовое событие, отражающиеся во всем построении сценария, стимулирует и форму мероприятия в частности торжественный митинг, возникающий как единый порыв всей массы трудящихся. Такие митинги проводились неоднократно на БАМе, строительстве газопровода Уренгой— Памары—Ужгород и т. д. На всех этих стройках в моменты соединения путей, встречи поездов, сбойки тоннелей, возникали такие полустихийные, эмоциональные митинги, отражавшие торжество трудового свершения.
Этот первичный ситуативно-событийный настрой личности очень важно увидеть, понять и отразить режиссеру массового мероприятия, ибо он предопределяет тип деятельности его конкретных участников. Именно здесь заложена возможность дойти до каждого, отразить личностные потребности, в отсутствии которых часто обвиняют массовые праздники.' Увиденное и учтенное режиссером-организатором массовое совпадение эмоциональных реакций многих людей на то или иное событие, особенно трудовое, отвечающее ведущему виду деятельности личности, вызывает массовое праздничное действие, ибо единый эмоциональный настрой возникает как результат схожести совместных переживаний. Не случайно в массовый праздник, втянувший в свою орбиту сотни тысяч людей, превратились укладка «золотого» звена, соединившего воедино Байкало-Амурскую магистраль, и встреча прошедшего по ней первого поезда. Для каждого, кто вложил в строительство БАМа свой труд, это был сплав эмоционального настроя торжества и сознательной социальной позиции строителя-добровольца. Отсюда и сила реакции, нашедшая реализацию в огромном, захватывающем празднике, за которым следила вся страна.
|
Режиссер должен хорошо знать, что массовым праздником, особенно трудовым и общественно-политическим, движет не только эмоциональный настрой, спонтанная ситуативно-событийная реакция, но и социальная установка, готовность к проявлению активности, к проявлению своего отношения к социальным ценностям, прежде всего к труду на благо социализма, готовность приобщения к идеалам советского общества, к деятельности социалистического коллектива и т. д. Праздник в этом смысле дает возможность проявления •социальной активности, деятельной установки личности, что,
однако, не снимает необходимость специальной работы с реальным коллективным героем, разработки реального действия самой массы участников, художественно оформленного режиссером.
Праздник теряет свой смысл, если в нем не учтены и не использованы реально социальные установки участников или сделан упор лишь на эмоциональный настрой. Необходимой работой режиссера выступает социально-психологическая нюансировка как часть сценарно-режиссерской разработки, а сами психологические механизмы поведения человека превращаются в инструмент режиссуры. При этом праздничный настрой и степень активности личности зависят не только от нее самой, но и от атмосферы в коллективе, от отношения к празднику других людей. Наши наблюдения на ряде крупных промышленных предприятий Ленинграда, Кемерово, Челябинска, Хабаровска и других городов позволили увидеть возникающее подчас несоответствие между личностным праздничным настроем молодого рабочего, вчерашнего учащегося ПТУ, на празднике вхождения в трудовой коллектив и пренебрежительной оценкой этого момента некоторыми членами бригады, цеха, коллектива. Это обстоятельство немедленно сказывалось на праздничном настрое, снижало его или вообще, заставляло молодого рабочего «бравировать» празднованием знаменательного события, подлаживаться под тех, кто «дескать, говорит, что ничего здесь особенного не происходит». Отсюда настоятельная необходимость подготовительной предпраздничной кампании, режиссерская работа вокруг «ожидания праздника», вызывающая систему художественно-массовых действий.
|
Праздничная ситуация выражает одинаковость ощущений массы людей. Однако эта одинаковость, в конечном счете, не предполагает полную адекватность установок людей на тот или иной праздник, их ожиданий от этого праздника, ибо любой коллектив по своему социально-демографическому соста-ву не однороден, предполагает в единой глобальной установке определенную внутреннюю дифференциацию в соответствии с дифференциацией самого коллектива. Увидеть и реализовать все это в режиссерском замысле — значит сделать этот замысел глубже, приблизить его к каждому участнику праздника. Система праздников труда производственного коллектива в общем виде содержит четыре типа праздничных ситуаций; вхождение в коллектив, этапы трудового развития, трудовые свершения и победы, итоги труда и чествование передовиков. Казалось 'бы, что установки трудящихся по отношению к каж-
3—3518 33
дому типу праздника должны быть адекватны; что для всех трудящихся каждый такой праздник одинаков по ожиданиям. Однако это не так, именно потому, что сам коллектив делится на несколько групп участников трудовых праздников со своими установками на любой из типов праздничной ситуации, проявляющимися в мотиве деятельного общения как своеобразном аккумуляторе личного опыта каждого человека.
Это, прежде всего, молодые рабочие, основным мотивом. деятельного общения которых выступает стремление закрепить причастность к трудовому коллективу. Во-вторых, это передовики производства, для которых важна общественная оценка труда и социальная значимость того производственного события, которому посвящен праздник. В-третьих, это ветераны труда, стремящиеся к оценке своего вклада в дея-тельность коллектива, к публичной передаче опыта и тради-дий.
Каждая из этих групп играет свою роль в трудовом празднике, адекватную установке и личному жизненному опыту участников. При этом в каждом из типов трудового праздника та или иная группа занимает центральное место, выступает в качестве главного героя, а остальные превращаются в сопутствующие. Выстраивая театрализованное массовое действие; режиссер должен четко представлять себе расстановку основных групп, уметь их правильно использовать.
Так, в празднике посвящения в рабочий класс главным действующим лицом выступают молодые рабочие. Основное праздничное действие организуется как принятие клятвы, подписание торжественного обещания и т. д. Однако в этом празднике принимают участие и другие группы — передовики производства и ветераны труда, для которых важна установка на принятие в коллектив нового пополнения, оценка труда этого коллектива, передача социального опыта. Отсюда необходимость организации таких действий, как избрание президиума из числа лучших людей предприятия, напутствие молодым рабочим, торжественный внос знамени и т. д., зримая передача эстафеты традиций.
Иначе строится праздник чествования ветеранов труда, где именно они выступают в качестве главного действующего лица, и их стремление к общественному признанию, общественной оценке деятельности реализуется в основном праздничном действии — различного рода приветствиях, чествовании, оживающих в сценическом действии страницах биографий героев труда и т. д. Что же касается молодых рабочих, то в 34
праздниках такого типа их стремление к приобщению к тра
дициям выражается в рапортах ветеранам, принятии эстафе
ты традиций и т. д. ■
Таким образом, режиссер должен видеть в массовом трудовом празднике множество личностных и групповых установок. Их надо использовать в психологической нюансировке сценария. Однако в подлинно массовом, отвечающем устремлениям трудящихся празднике наглядно проявляется обобщающая, единая установка, интегрирующая, цементирующая всю общность участников. В возможности такой интеграции — необычайная воспитательная сила массовых праздников. Единые целевые установки трудовых праздников выражают и волю народа к упрочению социалистического общества, к умножению героических революционных, боевых и трудовых традиций рабочего класса. Эта целевая установка предопределяет активную позицию большинства участников праздников, которые длительное время в цехах, бригадах ведут активную подготовку к каждому такому рабочему торжеству, определяя и подготавливая наиболее достойных молодых рабочих и лучших представителей предприятия, которым будет предоставлена честь от имени рабочего класса принять новое пополнение. Кроме того, участники проводят пропаганду традиций рабочего класса на предприятиях, ведут подготовительную работу к самому праздничному акту. В результате такой предварительной деятельности, в которой режиссер будущего праздника должен принять самое активное участие, все будущие участники оказываются в той или иной степени подготовлены к активному общению, коллективной праздничной деятельности. Отсюда — степень интеграции участников праздника, его особая, торжественная атмосфера, динамично развивающаяся от спонтанной реакции отдельных групп до единого эмоционального взрыва в финале праздника.
В течение ряда лет традиционный ленинградский праздник «День молодого рабочего» планируется как общественно-политическая кампания, как система массовых молодежных мероприятий, проходящих в бригадах, цехах, на заводах, в профтехучилищах, в районных и городских комсомольских организациях. В итоге, к финальному празднику молодежь приходит подготовленной, умом и сердцем воспринявшей его идейный смысл. Именно поэтому на таком большом эмоциональном накале вот уже четырнадцать раз проходит в Ленинграде этот праздник.
Обычно празднику рабочей молодости предшествуют не
дельная трудовая вахта молодых рабочих, областные конкур-
3* 35
сы по профессиям, фестивали молодежной песни, художественные выставки, конкурсы самодеятельности. Была учреждена Книга трудового рапорта молодых рабочих города Ленина, совершающая в канун праздника путешествие по всем крупнейшим предприятиям. Везде подписание рапорта проходит в торжественной обстановке, доверяется лучшим из лучших, продумывается режиссерски. Книга трудового рапорта стала важным элементом праздничного торжества, придала ему массовый, активный характер. В праздничную кампанию, предшествующую праздничному торжеству, входят слеты, митинги, вечера в каждом районе города и области, в которых принимает участие до 450 тысяч человек.
Праздничный слет молодежи города и области, проходящий после такой предварительной массовой кампании, превращается в активное праздничное действие, в котором нет равнодушных зрителей, а есть участники коллективного рапорта молодых рабочих, комсомольцев о своих делах, достойно продолжающих эстафету традиций.
Вот как проходило действие во Дворце спорта «Юбилейный» (г. Ленинград) на одном из наиболее удачных, с точки зрения психологической подготовки аудитории, праздников. Прологом предусматривалось сконцентрировать внимание собравшихся на происходящем действии, заинтересовать их, побудить к проявлению единых эмоций. «День молодого рабочего» начинался заводским гудком, переходившим в музыкальные позывные праздника и затем в песню-марш молодых рабочих Ленинграда. Синхронно песне с двух сторон от центральной сценической площадки, как бы продолжая ее, раздвигая рамки сцены, масса молодых рабочих на трибунах — своеобразный коллективный герой праздника и одновременно участник театрализованного действия — поднимала над головами эмблемы передовых предприятий города, плакаты и транспаранты с цифрами комсомольского рапорта. Группа ведущих стремительно разворачивала по краю сцены перед экраном лозунг «Комсомол на марше пятилетки», соединивший воедино сцену и сидевших с двух сторон от нее участников действия. С импровизированной трибуны обратился к собравшимся секретарь Ленинградского обкома комсомола. Его слова о труде молодых рабочих зримо-образно продолжила вокально-хореографическая композиция «Слава труду» в исполнении самодеятельных артистов.
Удачно найденная в прологе образная перекличка, рассказывающая о достижениях молодых ленинградцев в труде, способствовала возникновению у всех присутствующих чув- 36
ства активной сопричастности к достигнутым успехам, дала настрой на митинговый характер праздника. Благодаря этому выступление секретаря ОК ВЛКСМ, было встречено с большим вниманием, вызвало отклик собравшихся.
Такому активному включению в действие способствовало также и то, что большинство из собравшихся во Дворце спорта были настроены на происходящее действие, то есть имели установку, так как были не случайными зрителями, а людьми, уже подготовленными, получившими приглашение на праздник как награду за ударную работу, учебу.
Переход от заинтересованной готовности к действию должен был произойти, по нашим расчетам, во втором эпизоде, когда начиналась игровая, образная перекличка происходящего митинга-рапорта с III съездом комсомола.
Ведущие в костюмах комсомольцев 20-х годов развертыва
ли по краю сцены-трибуны лозунг «Москва. 2 октября 1920 го
да. III съезд РК.СМ». Одновременно молодежь, сидящая на
трибунах с двух сторон от сцены, надев бескозырки, красно
армейские шлемы, косынки, превращалась в комсомольцев
20-х годов. И вот уже на III съезде выступает В. И. Ленин
(фрагмент кинофильма). Слова вождя, обращенные к моло
дежи, подхватывают чтецы-ведущие, как бы продолжая раз
говор с товарищем Лениным. А на экране проходят кадры ки
нохроники, рассказывающие о том, как поколения комсомоль
цев выполняли и выполняют трудовой наказ вождя. Заканчи
вая этот поэтический кинорассказ о труде, ведущие говорят
о том, что сегодняшний ленинский марш поколений начина-
ют ветераны комсомола..
В дальнейшем сценарием предусматривалось по мере развития действия несколько пиков эмоциональной активности участников праздника, приводящих аудиторию от концентрации внимания на действии к стремлению и готовности действовать и, наконец, к высшему уровню — коллективному действию всех собравшихся.
Первый такой пик был запрограммирован во время выхода ветеранов с головной группой знаменосцев, затем во время выхода группы молодых рабочих и передачи памятных лент.
Ведущие рассказывали о молодых рабочих Ленинграда, кинорассказ об их делах оживал на экране, после чего горячо приветствуемые аудиторией шеренги молодых героев труда выходили на импровизированную сцену-трибуну, которая была окаймлена лентой-лозунгом «Комсомол Ленинграда несет эстафету традиций». Молодые рабочие выстраиваются ли-
цом к ветеранам труда, каждый из которых снимает с себя алую ленту Почета, перекинутую через плечо, и надевает ее молодому рабочему. Два поколения зримо сливаются в единое целое.
Наблюдение за эмоциональной реакцией зала в этом эпизоде подтвердило правильность нашего прогноза. Эти выходы и шествия, а также ритуал передачи памятных лент вызвали наибольшую эмоциональную активность участников праздника. Возникающее в результате реального образного действия, олицетворяющего собой эстафету трудовых традиций, чувство готовности к совместной деятельности было к моменту кульминации митинга-рапорта выше запрограммированного, что способствовало активному, действенному отклику во время сдачи рапорта.
Один из молодых рабочих выступал с трудовым рапортом комсомола, говорил о том, что сдача этого рапорта становится замечательной традицией праздника рабочей юности, к которому готовился трудовой Ленинград. Под этим рапортом тысячи подписей молодых ленинградских производственников. Выступающий обращается с просьбой о разрешении сдать трудовой рапорт в президиум митинга. Звучит команда председательствующего: «На сдачу рапорта Ленинградскому областному и городскому комитетам КПСС встать смирно». Свет на арене «прижимается», и только прожектора высвечивают президиум и группу рапортующих. В фоновой группе в этот момент возникает портрет В. И. Ленина. От него, символизируя эстафету трудовых дел, к центральной трибуне выстраивается живой коридор молодежи, ' вставшей со своих мест и передающей из рук в руки книгу с рапортом.
В этот момент, как мы и предполагали, все участники, охваченные чувством сопричастности к происходящему действию, встали в едином порыве, звучали здравицы, началась импровизированная перекличка-рапорт, на трибунах появились транспаранты и плакаты, рассказывающие о выполнении пятилетки трудовой молодежью города и области.
У ступенек сектора книгу принимали трое знатных моло
дых рабочих. Поднявшись в президиум, они сдали рапорт
секретарю ОК КПСС, который обращался с речью к участни
кам митинга. "
Кульминация праздника программировала путем стимулирования эмоциональной активности дать участникам «Дня молодого рабочего» возможность совершить конкретное действие, соответствующее коллективному настрою и реализующее психолого-педагогические задачи праздника. Как пока-38
зало наблюдение, эта задача была полностью реализована. В финале, когда поступило предложение направить в ЦК КПСС приветственное послание-рапорт, оно вызвало энтузиазм, началось скандирование здравиц, перекатывалось по трибунам мощное «Ура», арена расцветилась сотнями красных платков. Все участники праздника исполнили «Интернационал». Потребность в активном коллективном действии у молодежи проявилась в той праздничной атмосфере, которая царила в зале после окончания театрализованного митинга-рапорта. В течение 20 минут здесь продолжалась праздничная импровизация, свидетельствовавшая о создании особой атмосферы, молодежь не хотела расходиться, расставаться с праздником. Стихийно возникла перекличка районов и заводов, звучало хоровое пение.
Мы видим, что такая психологическая нюансировка сценария, учет в нем настроя и установок участников необходимы так же, как и его творческая разработка. Настрой каждого будущего участника является основой праздничного общения. В условиях праздника оно имеет свою специфику, кото-. рая выражается в своеобразном внутреннем сочетании межличностного, группового и массового, регламентированного и свободного общения. Его. структура в массовом празднике необычайно разнообразна и сложна. К сожалению, она: очень-слабо учитывается организаторами, что порождает неправильное представление о массовом празднике как «аморфной», «безликой» форме воспитательной работы, которая не может дойти до каждого человека. Учет в сценарно-режиссерском замысле внутренней структуры общения позволяет преодолеть это неверное представление. Речь идет прежде всего о свободном личностном общении, зависящем от склонностей и характера каждого. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т. д. -
Личностное общение не может быть универсальным и ничем не ограниченным. Однако это не дает повода ставить под сомнение или считать второстепенной идею личностного общения на массовом празднике, ибо малая группа всегда находится в большой группе, являясь ее компонентом. Общество влияет на поведение человека и его психологию в малой группе через систему социальных отношений в большой группе. Общность участников праздника как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой лич-
ностного общения. В качестве таких микроструктур выступают семья, трудовой или учебный коллектив, общественная или культурно-просветительная организация, группа, объединенная сходными интересами, типом совместно проводимого досуга, наконец, группа; которая, кроме общего отношения к празднуемому событию, объединяется особым отношением, связанным со сходным социальным опытом, например, ветераны войны.
Организаторы массового праздника обязательно должны учитывать необходимость личностного общения как его осно-. вы и предусматривать условия для такого общения.
Отсюда требование дифференцированного подхода к участникам праздника не только по возрасту, социальному положению, образованию; но и, насколько это возможно, по интересам, жизненному опыту. Сценарист и режиссер должны ясно представлять себе социально-психологическую картину празднующей общности и согласовать с ней сценарно-режис-серский замысел.
Рассмотрим, например, состав участников массового праздника, проведенного в Ленинграде в честь годовщины снятия блокады. Как показало наблюдение, основными группами участников праздника были: а) ветераны боев за город, б) ленинградцы, пережившие блокаду, в) трудящиеся города — представители коллективов заводов, фабрик, институтов, воинских частей. Беседы при составлении сценария с участниками будущего праздника показали, что у каждой из этих групп была своеобразная частная целевая установка на " участие в праздновании знаменательной даты и особый, кроме общего, психологический настрой. Ветераны боев стремились встретиться со своими однополчанами, вспомнить фрон-'товые будни, почтить память павших товарищей. Кроме того, они-справедливо чувствовали себя героями торжества и считали важным моментом празднования взможность показа того вклада, который внесли воины в освобождение города. Эти установки и настрой объединяли их в четко организованную группу, требовавшую определенного типа активного со-циального действия.
Ленинградцы, пережившие блокаду и мечтавшие в самые -тяжелые дни о будущей радости победы и мирного труда, подчеркивали в качестве основного для себя праздничного момента именно эту радость и величие Победы, смысл кото- рой с годами становится все яснее и значительнее, а также. светлое воспоминание о тех, кто не дожил до нее. Чувство близости и уважения ко всем тем, кто был рядом в суровые 40
годы испытаний, также объединяло эту категорию участников праздника в особую тесную коллективную общность, предполагавшую также коллективные действия особого рода.
Наконец, сегодняшние ленинградцы, в первую очередь молодежь, считали важным для себя подчеркнуть непреходящую ценность-празднуемого события и отдать дань уважения его непосредственным героям.
Кроме того, каждый трудовой коллектив развернул в пред-праздничные дни социалистическое соревнование. Это была зримая эстафета героических традиций, ставшая органической частью предкоммуникативной фазы праздника и сыгравшая большую роль в создании праздничной атмосферы. В дни празднования представители каждого трудового коллектива считали важным моментом рапорт о результатах соревнования, подчеркивая тем самым свой вклад в дело продолжения традиций.
Все мотивы определили тип действия каждой группы участников праздника.
Однако, как мы уже отмечали, своеобразие праздничного»
общения состоит в том, что оно сочетает межличностное с
массовым.
Массовое общение не механический момент, оно не рождается простым суммированием людей, а предполагает единство их социальных.позиций и эстетических переживаний. Об-щественное настроение имеет первостепенное значение для социально-психологической ситуации массового праздника, ибо в основе последнего всегда лежит именно настроение большой группы людей.
Общественное настроение всегда социально и носит групповой характер, так как связано с общественной жизнью людей и идеологией. Оно является важнейшим фактором, побуждающим людей к деятельности, накладывающим отпечаток на поведение значительных слоев общества, классов и даже народов. По сути своей праздник как раз и представля-ет собой тип социально окрашенного массового действия больших человеческих общностей под влиянием сложившегося общественного настроения, причем общественное настроение дает соответствующую социальную окраску всей праздничной, ситуации.
В анализируемом празднике наряду с ситуативным эмоциональным настроем каждой группы участников всех объединяло общественное настроение торжества победы, гордости за город, выдержавший суровые испытания и оставшийся форпостом социалистической революции. Это общественное
настроение требовало, чтобы в сценарно-режиссерском решении праздника тема торжества города-героя стала главной, органически проходила через все его составные части и эпизоды.
Совершенно иная окраска характерна для социально-психологической ситуации Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, проводимого ежегодно в Пушкинских горах и приуроченного к дню рождения А. С. Пушкина. Здесь также можно выделить несколько наиболее типичных групп личностного общения, связанных своеобразным ситуативным настроем и. сходной установкой. Это местные жители, отдающие дань своему великому земляку и выступающие в качестве организаторов праздника, радушных хозяев по отношению ко всем приехавшим; многочисленные любители поэзии со всех концов' страны, для которых праздник становится как бы своеобразным поэтическим клубом, в котором можно общаться на почве общего интереса как с лучшими поэтами, так и с другими любителями поэзии; наконец, это сами поэты, для которых Пушкинский праздник — это ежегодный творческий отчет перед страной. Все эти группы цементирует и превращает в единую массу настроение благоговения и душевного трепета перед памятью А. С. Пушкина, радость свидания с поэтом в воспетых им и столь узнаваемых каждым местах. Именно это общественное настроение создает неповторимую социально-психологическую ситуацию Пушкинского праздника поэзии и движет всеми, кто приезжает в Михайловское— Тригорское—Пушкинские горы 6 июня.
Заметим, что окраска общественного настроения, характерная для той или иной праздничной ситуации, во многом предопределяет форму будущего массового действия. Если. празднование годовщины освобождения Ленинграда от блокады соответственно общественному настроению сформировалось как торжественный театрализованный митинг, то Пушкинский праздник вылился, в первую очередь, в фестиваль поэзии и народное гулянье. Именно здесь, в сфере общественного праздничного настроения лежат для культурно-просветительного работника предпосылки выбора формы того или иного конкретного массового праздника.
Успех любого праздника в очень большой степени зависит От того, насколько предусмотрены в его сценарно-режиссерском замысле возможности общения, межличностных и групповых контактов: именно активное общение превращает зрителя в участника массового праздника.' Под влиянием общественного настроения, ситуативного личностного настроя и уста-42
новки одним из ведущих способов интеграции в массовом празднике выступает социально-психологическое заражение,
чрезвычайно близкое ему своей эмоциональной окраской и активным характером. В механизме социально-психологического заражения, как правило, обращают внимание на два основных момента: а) передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непо средственного контакта между общающимися людьми; б), многократное усиление передаваемой эмоции, зависящее от величины общающейся массы и степени эмоционального накала. В практической режиссуре предпочтение отдается зачастую второму аспекту — усилению эмоциональности, и наблюдается определенная недооценка межличностного контакта, например, с героями или между участниками массового праздника как обязательной основы всего механизма. В недооценке личностной, содержательной основы эмоционального заражения, в разработке и организации «эмоции ради эмоции» кроется опасность превращения -свциальцо-психологи-ческого заражения из управляемого воспитательного процесса в спонтанную, стихийно-бессознательную форму коллективного поведения.
Перед режиссером-организатором массового праздника сдоит несколько практических вопросов использования социально-психологического заражения как инструмента художественно-творческой деятельности.
Прежде всего социально-психологическое заражение осуществляется Через восприятие при непосредственном общении ярко окрашенных внутренних переживаний людей. Стремление превратить эмоции по поводу того или иного события в средство идейно-эмоционального воздействия на других людей всегда было заметной сценарно-режиссерскои тенденцией массового праздника. Чем ярче, масштабнее и значительнее личность героя или героев массового праздничного обще-ния, тем больше симпатий к ним. у аудитории, тем больше пот-ребность в подражании или идентификации с героями празд-ника, которая превращает заражение в более осознанный психолого-педагогический процесс. Причем у режиссера здесь чрезвычайно большой диапазон возможностей — от персональных героев того или иного торжества, скажем, вечера-портрета, до превращения в героя массового праздника на площади целого коллектива людей.
Стремление создать театрализованное действие, способное многократно усилить и передать массе людей чувства тор-
жества, радости, «солидарности, скорби — другая важная режиссерская задача, воплотить которую можно, опираясь на социально-психологические механизмы массового праздника. Эта задача требует превращения самой празднующей общности в коллективного героя театрализованного массового действия. В таком действии всегда есть реальная основа, реальные персонажи-участники, а задача режиссера состоит в том, чтобы художественно оформить реальное действие, усилить его эмоциональное звучание. Ведь присутствие других людей на празднике само по себе эмоциональной реакции не вызывает, ее нужно стимулировать, отталкиваясь от какого-то конкретного информационного ядра, от реальной ситуации, связанной с этими людьми. Это нужно для того, чтобы создать массовое театрализованное действие, которое служило бы своеобразной экспозицией представления героя, обеспечило бы ему эффект узнавания или просто стимулировало, резонировало реакцию массовой аудитории.
В режиссуре массовых праздников важно опираться на реальную основу эмоциональных переживаний участников, а в качестве действующих героев избирать тех представителей, кто наиболее ассоциируется с празднуемым событием, отвечает замыслу праздника. В этом плане большие творческие возможности для деятельности режиссера содержат вечера-портреты, получившие сегодня большое распространение на клубной сцене, а также театрализованные митинги, дающие большой простор использованию механизмов социально-психологического заражения.
Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о чело-
веке и раскрыть его образ всеми имеющимися у клуба сред-
ствами. Сценарии вечеров-портретов являют собой лучший
, образец документальной клубной.драматургии. К каждому
такому вечеру подбирается биографический материал, на ос-
нове которого и составляется сценарий. Материал обычно под-
сказывает и способ подачи его, необходимый набор вырази-
тельных средств. Здесь могут быть использованы коллектив-
ный рассказ и интервью товарищей по работе, кинофрагмент,
фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение
документов, воспоминаний. По существу, разворачивается до-
кументально-событийный биографический материал как база
для личностного общения с героем. В этом общении, в воздей
ствии силой положительного примера состоит особая воспи
тательная роль вечера-портрета, стимулирующая возмож
ность межличностного и коллективного общения с героем.
44
Вот, например, сценарный план вечера-портрета работницы одной из типографий, выдвинутой кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.
— Рассказ о детстве героини, который вела ее сестра, де
монстрируя на экране фотографии из семейного альбома.
— Слово ведущего об учебе в школе ФЗУ и начале трудовой деятельности на заводе, которое сопровождалось исполнением песен 30-х годов.
— Воспоминание поэта о совместной работе с героиней ве
чера в годы войны во фронтовой газете. Чтение стихов авто
ром в сочетании с показом фрагментов фронтовой кинохро
ники.
— Выступление учениц, которые рассказывают о своей
наставнице и исполняют ее любимые песни.
— Финал вечера-портрета — напутствие избирателей свое
му будущему депутату. В нем удачно был использован фраг
мент из кинофильма «Член правительства», давший художест
венно точную ассоциацию, приравняв героиню вечера к Вар
варе Соколовой.
Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии, с привлечением документальных и художественных выразительных средств. В этом жанре пропаганда советского образа жизни и примера, лучших людей обретает особую конкретность, убедительность. Конкретизация общения вокруг героя такого вечера, его биография, дающая пример для подражания, идентификации, делает социально-психологическое заражение ос- мысленным, а не просто внешним, подражательным.
Театрализованный митинг имеет свою специфику. Все выступления на нем носят митинговый характер. Это короткое, страстное слово, призывающее к действию, славящее победы советского народа и братских стран социализма, гневно обличающее его врагов и все, мешающее нашему движению вперед.
На митингах звучат трудовые рапорты и нередко принимаются резолюции. Эта разновидность праздников вплотную примыкает к массовому уличному действию. В них часто используются такие выразительные средства, как вынос знамен, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение этих песен. В качестве примера назовем молодежный театрализо-