НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ




МАССОВОГО ПРАЗДНИКА1

Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового те­атра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем и поэтому должен широко использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготов­ка режиссера-организатора массовых праздников так же важ­на, как и их художественно-творческая подготовка.

Анализируя социально-психологические механизмы, прев­ращающиеся в своеобразный инструмент практической режис­суры массового праздника, нужно прежде всего остановиться на общении. В широком смысле слова праздник представля­ет собой широкое, социально окрашенное и художественно оформленное общение по поводу того или иного события. Но ведь это еще и коллективная деятельность людей, требующая определенного уровня организации, а не просто их духовный контакт. Праздничное общение — это синтетический вид че­ловеческой деятельности, уходящий истоками в обществен­но-политическую, познавательную, художественную деятель­ность людей. С помощью такого общения человек, особенно мо­лодой, вовлекается в круг определенных идей и их социаль­но-психологического утверждения, приобщается к социаль­ному опыту общества, коллектива.

Каковы же механизмы общения, которые необходимо знать и учитывать режиссеру, организатору массовых празд­ников? В структуре психологического настроя участника осо­бый интерес, с этой точки зрения, представляет ситуативный настрой, тесно связанный с условиями повседневной жизни и деятельности человека, с потоком жизненных событий, впе­чатлений и эмоционально окрашенный. Ситуативный настрой в значительной степени влияет на оценку личностью того или иного события, получаемой информации, окружающих лю­дей. Можно сказать, что он предопределяет эмоциональную

1 Глава написана совместно с С. Дадашевой.


реакцию личности на конкретное событие, особенно наглядно проявляющуюся в социалистическом трудовом коллективе как празднующей общности.

Эмоциональная реакция, ситуативный настрой трудящих­ся на знаменательное трудовое событие, отражающиеся во всем построении сценария, стимулирует и форму мероприятия в частности торжественный митинг, возникающий как единый порыв всей массы трудящихся. Такие митинги проводились неоднократно на БАМе, строительстве газопровода Уренгой— Памары—Ужгород и т. д. На всех этих стройках в моменты соединения путей, встречи поездов, сбойки тоннелей, возника­ли такие полустихийные, эмоциональные митинги, отражав­шие торжество трудового свершения.

Этот первичный ситуативно-событийный настрой личности очень важно увидеть, понять и отразить режиссеру массового мероприятия, ибо он предопределяет тип деятельности его кон­кретных участников. Именно здесь заложена возможность дойти до каждого, отразить личностные потребности, в отсут­ствии которых часто обвиняют массовые праздники.' Увиден­ное и учтенное режиссером-организатором массовое совпаде­ние эмоциональных реакций многих людей на то или иное событие, особенно трудовое, отвечающее ведущему виду дея­тельности личности, вызывает массовое праздничное дейст­вие, ибо единый эмоциональный настрой возникает как ре­зультат схожести совместных переживаний. Не случайно в массовый праздник, втянувший в свою орбиту сотни тысяч людей, превратились укладка «золотого» звена, соединивше­го воедино Байкало-Амурскую магистраль, и встреча прошед­шего по ней первого поезда. Для каждого, кто вложил в строи­тельство БАМа свой труд, это был сплав эмоционального на­строя торжества и сознательной социальной позиции строите­ля-добровольца. Отсюда и сила реакции, нашедшая реализа­цию в огромном, захватывающем празднике, за которым сле­дила вся страна.

Режиссер должен хорошо знать, что массовым праздником, особенно трудовым и общественно-политическим, движет не только эмоциональный настрой, спонтанная ситуативно-собы­тийная реакция, но и социальная установка, готовность к проявлению активности, к проявлению своего отношения к социальным ценностям, прежде всего к труду на благо социа­лизма, готовность приобщения к идеалам советского общест­ва, к деятельности социалистического коллектива и т. д. Праздник в этом смысле дает возможность проявления •социальной активности, деятельной установки личности, что,


однако, не снимает необходимость специальной работы с ре­альным коллективным героем, разработки реального дейст­вия самой массы участников, художественно оформленного режиссером.

Праздник теряет свой смысл, если в нем не учтены и не ис­пользованы реально социальные установки участников или сделан упор лишь на эмоциональный настрой. Необходимой работой режиссера выступает социально-психологическая нюансировка как часть сценарно-режиссерской разработки, а сами психологические механизмы поведения человека прев­ращаются в инструмент режиссуры. При этом праздничный настрой и степень активности личности зависят не только от нее самой, но и от атмосферы в коллективе, от отношения к празднику других людей. Наши наблюдения на ряде крупных промышленных предприятий Ленинграда, Кемерово, Челябин­ска, Хабаровска и других городов позволили увидеть возни­кающее подчас несоответствие между личностным празднич­ным настроем молодого рабочего, вчерашнего учащегося ПТУ, на празднике вхождения в трудовой коллектив и пренебре­жительной оценкой этого момента некоторыми членами бри­гады, цеха, коллектива. Это обстоятельство немедленно ска­зывалось на праздничном настрое, снижало его или вообще, заставляло молодого рабочего «бравировать» праздновани­ем знаменательного события, подлаживаться под тех, кто «дескать, говорит, что ничего здесь особенного не происхо­дит». Отсюда настоятельная необходимость подготовитель­ной предпраздничной кампании, режиссерская работа вокруг «ожидания праздника», вызывающая систему художественно-массовых действий.

Праздничная ситуация выражает одинаковость ощущений массы людей. Однако эта одинаковость, в конечном счете, не предполагает полную адекватность установок людей на тот или иной праздник, их ожиданий от этого праздника, ибо лю­бой коллектив по своему социально-демографическому соста-ву не однороден, предполагает в единой глобальной установке определенную внутреннюю дифференциацию в соответствии с дифференциацией самого коллектива. Увидеть и реализовать все это в режиссерском замысле — значит сделать этот замы­сел глубже, приблизить его к каждому участнику праздника. Система праздников труда производственного коллектива в общем виде содержит четыре типа праздничных ситуаций; вхождение в коллектив, этапы трудового развития, трудовые свершения и победы, итоги труда и чествование передовиков. Казалось 'бы, что установки трудящихся по отношению к каж-

3—3518 33


дому типу праздника должны быть адекватны; что для всех трудящихся каждый такой праздник одинаков по ожидани­ям. Однако это не так, именно потому, что сам коллектив де­лится на несколько групп участников трудовых праздников со своими установками на любой из типов праздничной си­туации, проявляющимися в мотиве деятельного общения как своеобразном аккумуляторе личного опыта каждого челове­ка.

Это, прежде всего, молодые рабочие, основным мотивом. деятельного общения которых выступает стремление закре­пить причастность к трудовому коллективу. Во-вторых, это передовики производства, для которых важна общественная оценка труда и социальная значимость того производствен­ного события, которому посвящен праздник. В-третьих, это ветераны труда, стремящиеся к оценке своего вклада в дея-тельность коллектива, к публичной передаче опыта и тради-дий.

Каждая из этих групп играет свою роль в трудовом празд­нике, адекватную установке и личному жизненному опыту участников. При этом в каждом из типов трудового праздни­ка та или иная группа занимает центральное место, выступает в качестве главного героя, а остальные превращаются в со­путствующие. Выстраивая театрализованное массовое дейст­вие; режиссер должен четко представлять себе расстановку основных групп, уметь их правильно использовать.

Так, в празднике посвящения в рабочий класс главным действующим лицом выступают молодые рабочие. Основное праздничное действие организуется как принятие клятвы, под­писание торжественного обещания и т. д. Однако в этом празднике принимают участие и другие группы — передови­ки производства и ветераны труда, для которых важна уста­новка на принятие в коллектив нового пополнения, оценка труда этого коллектива, передача социального опыта. Отсюда необходимость организации таких действий, как избрание президиума из числа лучших людей предприятия, напутствие молодым рабочим, торжественный внос знамени и т. д., зри­мая передача эстафеты традиций.

Иначе строится праздник чествования ветеранов труда, где именно они выступают в качестве главного действующего ли­ца, и их стремление к общественному признанию, обществен­ной оценке деятельности реализуется в основном празднич­ном действии — различного рода приветствиях, чествовании, оживающих в сценическом действии страницах биографий героев труда и т. д. Что же касается молодых рабочих, то в 34


праздниках такого типа их стремление к приобщению к тра­
дициям выражается в рапортах ветеранам, принятии эстафе­
ты традиций и т. д. ■

Таким образом, режиссер должен видеть в массовом тру­довом празднике множество личностных и групповых устано­вок. Их надо использовать в психологической нюансировке сценария. Однако в подлинно массовом, отвечающем устрем­лениям трудящихся празднике наглядно проявляется обобща­ющая, единая установка, интегрирующая, цементирующая всю общность участников. В возможности такой интегра­ции — необычайная воспитательная сила массовых праздни­ков. Единые целевые установки трудовых праздников выра­жают и волю народа к упрочению социалистического общест­ва, к умножению героических революционных, боевых и тру­довых традиций рабочего класса. Эта целевая установка предопределяет активную позицию большинства участников праздников, которые длительное время в цехах, бригадах ве­дут активную подготовку к каждому такому рабочему тор­жеству, определяя и подготавливая наиболее достойных мо­лодых рабочих и лучших представителей предприятия, кото­рым будет предоставлена честь от имени рабочего класса при­нять новое пополнение. Кроме того, участники проводят про­паганду традиций рабочего класса на предприятиях, ведут подготовительную работу к самому праздничному акту. В ре­зультате такой предварительной деятельности, в которой ре­жиссер будущего праздника должен принять самое активное участие, все будущие участники оказываются в той или иной степени подготовлены к активному общению, коллективной праздничной деятельности. Отсюда — степень интеграции участников праздника, его особая, торжественная атмосфера, динамично развивающаяся от спонтанной реакции отдельных групп до единого эмоционального взрыва в финале праздника.

В течение ряда лет традиционный ленинградский праздник «День молодого рабочего» планируется как общественно-по­литическая кампания, как система массовых молодежных ме­роприятий, проходящих в бригадах, цехах, на заводах, в проф­техучилищах, в районных и городских комсомольских орга­низациях. В итоге, к финальному празднику молодежь при­ходит подготовленной, умом и сердцем воспринявшей его идейный смысл. Именно поэтому на таком большом эмоцио­нальном накале вот уже четырнадцать раз проходит в Ле­нинграде этот праздник.

Обычно празднику рабочей молодости предшествуют не­
дельная трудовая вахта молодых рабочих, областные конкур-
3* 35


сы по профессиям, фестивали молодежной песни, художест­венные выставки, конкурсы самодеятельности. Была учреж­дена Книга трудового рапорта молодых рабочих города Ле­нина, совершающая в канун праздника путешествие по всем крупнейшим предприятиям. Везде подписание рапорта про­ходит в торжественной обстановке, доверяется лучшим из луч­ших, продумывается режиссерски. Книга трудового рапорта стала важным элементом праздничного торжества, придала ему массовый, активный характер. В праздничную кампанию, предшествующую праздничному торжеству, входят слеты, ми­тинги, вечера в каждом районе города и области, в которых принимает участие до 450 тысяч человек.

Праздничный слет молодежи города и области, проходя­щий после такой предварительной массовой кампании, прев­ращается в активное праздничное действие, в котором нет равнодушных зрителей, а есть участники коллективного ра­порта молодых рабочих, комсомольцев о своих делах, достой­но продолжающих эстафету традиций.

Вот как проходило действие во Дворце спорта «Юбилей­ный» (г. Ленинград) на одном из наиболее удачных, с точки зрения психологической подготовки аудитории, праздников. Прологом предусматривалось сконцентрировать внимание собравшихся на происходящем действии, заинтересовать их, побудить к проявлению единых эмоций. «День молодого ра­бочего» начинался заводским гудком, переходившим в музы­кальные позывные праздника и затем в песню-марш моло­дых рабочих Ленинграда. Синхронно песне с двух сторон от центральной сценической площадки, как бы продолжая ее, раздвигая рамки сцены, масса молодых рабочих на трибу­нах — своеобразный коллективный герой праздника и одно­временно участник театрализованного действия — поднимала над головами эмблемы передовых предприятий города, пла­каты и транспаранты с цифрами комсомольского рапорта. Группа ведущих стремительно разворачивала по краю сцены перед экраном лозунг «Комсомол на марше пятилетки», соеди­нивший воедино сцену и сидевших с двух сторон от нее уча­стников действия. С импровизированной трибуны обратился к собравшимся секретарь Ленинградского обкома комсомола. Его слова о труде молодых рабочих зримо-образно продол­жила вокально-хореографическая композиция «Слава труду» в исполнении самодеятельных артистов.

Удачно найденная в прологе образная перекличка, рас­сказывающая о достижениях молодых ленинградцев в труде, способствовала возникновению у всех присутствующих чув- 36


ства активной сопричастности к достигнутым успехам, дала настрой на митинговый характер праздника. Благодаря этому выступление секретаря ОК ВЛКСМ, было встречено с боль­шим вниманием, вызвало отклик собравшихся.

Такому активному включению в действие способствовало также и то, что большинство из собравшихся во Дворце спор­та были настроены на происходящее действие, то есть имели установку, так как были не случайными зрителями, а людьми, уже подготовленными, получившими приглашение на празд­ник как награду за ударную работу, учебу.

Переход от заинтересованной готовности к действию дол­жен был произойти, по нашим расчетам, во втором эпизоде, когда начиналась игровая, образная перекличка происходя­щего митинга-рапорта с III съездом комсомола.

Ведущие в костюмах комсомольцев 20-х годов развертыва­
ли по краю сцены-трибуны лозунг «Москва. 2 октября 1920 го­
да. III съезд РК.СМ». Одновременно молодежь, сидящая на
трибунах с двух сторон от сцены, надев бескозырки, красно­
армейские шлемы, косынки, превращалась в комсомольцев
20-х годов. И вот уже на III съезде выступает В. И. Ленин
(фрагмент кинофильма). Слова вождя, обращенные к моло­
дежи, подхватывают чтецы-ведущие, как бы продолжая раз­
говор с товарищем Лениным. А на экране проходят кадры ки­
нохроники, рассказывающие о том, как поколения комсомоль­
цев выполняли и выполняют трудовой наказ вождя. Заканчи­
вая этот поэтический кинорассказ о труде, ведущие говорят
о том, что сегодняшний ленинский марш поколений начина-
ют ветераны комсомола..

В дальнейшем сценарием предусматривалось по мере раз­вития действия несколько пиков эмоциональной активности участников праздника, приводящих аудиторию от концентра­ции внимания на действии к стремлению и готовности дейст­вовать и, наконец, к высшему уровню — коллективному дей­ствию всех собравшихся.

Первый такой пик был запрограммирован во время выхо­да ветеранов с головной группой знаменосцев, затем во вре­мя выхода группы молодых рабочих и передачи памятных лент.

Ведущие рассказывали о молодых рабочих Ленинграда, кинорассказ об их делах оживал на экране, после чего горя­чо приветствуемые аудиторией шеренги молодых героев тру­да выходили на импровизированную сцену-трибуну, которая была окаймлена лентой-лозунгом «Комсомол Ленинграда не­сет эстафету традиций». Молодые рабочие выстраиваются ли-


цом к ветеранам труда, каждый из которых снимает с себя алую ленту Почета, перекинутую через плечо, и надевает ее молодому рабочему. Два поколения зримо сливаются в еди­ное целое.

Наблюдение за эмоциональной реакцией зала в этом эпи­зоде подтвердило правильность нашего прогноза. Эти выходы и шествия, а также ритуал передачи памятных лент вызвали наибольшую эмоциональную активность участников праздни­ка. Возникающее в результате реального образного действия, олицетворяющего собой эстафету трудовых традиций, чувст­во готовности к совместной деятельности было к моменту куль­минации митинга-рапорта выше запрограммированного, что способствовало активному, действенному отклику во время сдачи рапорта.

Один из молодых рабочих выступал с трудовым рапортом комсомола, говорил о том, что сдача этого рапорта стано­вится замечательной традицией праздника рабочей юности, к которому готовился трудовой Ленинград. Под этим рапор­том тысячи подписей молодых ленинградских производствен­ников. Выступающий обращается с просьбой о разрешении сдать трудовой рапорт в президиум митинга. Звучит команда председательствующего: «На сдачу рапорта Ленинградскому областному и городскому комитетам КПСС встать смирно». Свет на арене «прижимается», и только прожектора высве­чивают президиум и группу рапортующих. В фоновой группе в этот момент возникает портрет В. И. Ленина. От него, сим­волизируя эстафету трудовых дел, к центральной трибуне вы­страивается живой коридор молодежи, ' вставшей со своих мест и передающей из рук в руки книгу с рапортом.

В этот момент, как мы и предполагали, все участники, ох­ваченные чувством сопричастности к происходящему действию, встали в едином порыве, звучали здравицы, началась им­провизированная перекличка-рапорт, на трибунах появились транспаранты и плакаты, рассказывающие о выполнении пятилетки трудовой молодежью города и области.

У ступенек сектора книгу принимали трое знатных моло­
дых рабочих. Поднявшись в президиум, они сдали рапорт
секретарю ОК КПСС, который обращался с речью к участни­
кам митинга. "

Кульминация праздника программировала путем стиму­лирования эмоциональной активности дать участникам «Дня молодого рабочего» возможность совершить конкретное дей­ствие, соответствующее коллективному настрою и реализую­щее психолого-педагогические задачи праздника. Как пока-38


зало наблюдение, эта задача была полностью реализована. В финале, когда поступило предложение направить в ЦК КПСС приветственное послание-рапорт, оно вызвало энтузи­азм, началось скандирование здравиц, перекатывалось по трибунам мощное «Ура», арена расцветилась сотнями крас­ных платков. Все участники праздника исполнили «Интерна­ционал». Потребность в активном коллективном действии у молодежи проявилась в той праздничной атмосфере, которая царила в зале после окончания театрализованного митинга-рапорта. В течение 20 минут здесь продолжалась празднич­ная импровизация, свидетельствовавшая о создании особой атмосферы, молодежь не хотела расходиться, расставаться с праздником. Стихийно возникла перекличка районов и за­водов, звучало хоровое пение.

Мы видим, что такая психологическая нюансировка сцена­рия, учет в нем настроя и установок участников необходимы так же, как и его творческая разработка. Настрой каждого бу­дущего участника является основой праздничного общения. В условиях праздника оно имеет свою специфику, кото-. рая выражается в своеобразном внутреннем сочетании меж­личностного, группового и массового, регламентированного и свободного общения. Его. структура в массовом празднике не­обычайно разнообразна и сложна. К сожалению, она: очень-слабо учитывается организаторами, что порождает непра­вильное представление о массовом празднике как «аморфной», «безликой» форме воспитательной работы, которая не может дойти до каждого человека. Учет в сценарно-режиссерском замысле внутренней структуры общения позволяет преодо­леть это неверное представление. Речь идет прежде всего о свободном личностном общении, зависящем от склонностей и характера каждого. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувства­ми, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, уче­бе, отдыху и т. д. -

Личностное общение не может быть универсальным и ни­чем не ограниченным. Однако это не дает повода ставить под сомнение или считать второстепенной идею личностного об­щения на массовом празднике, ибо малая группа всегда на­ходится в большой группе, являясь ее компонентом. Общест­во влияет на поведение человека и его психологию в малой группе через систему социальных отношений в большой груп­пе. Общность участников праздника как макроструктура пред­полагает множество микроструктур, являющихся средой лич-


ностного общения. В качестве таких микроструктур выступа­ют семья, трудовой или учебный коллектив, общественная или культурно-просветительная организация, группа, объеди­ненная сходными интересами, типом совместно проводимого досуга, наконец, группа; которая, кроме общего отношения к празднуемому событию, объединяется особым отношением, связанным со сходным социальным опытом, например, вете­раны войны.

Организаторы массового праздника обязательно должны учитывать необходимость личностного общения как его осно-. вы и предусматривать условия для такого общения.

Отсюда требование дифференцированного подхода к уча­стникам праздника не только по возрасту, социальному по­ложению, образованию; но и, насколько это возможно, по ин­тересам, жизненному опыту. Сценарист и режиссер должны ясно представлять себе социально-психологическую картину празднующей общности и согласовать с ней сценарно-режис-серский замысел.

Рассмотрим, например, состав участников массового празд­ника, проведенного в Ленинграде в честь годовщины снятия блокады. Как показало наблюдение, основными группами участников праздника были: а) ветераны боев за город, б) ленинградцы, пережившие блокаду, в) трудящиеся горо­да — представители коллективов заводов, фабрик, институ­тов, воинских частей. Беседы при составлении сценария с участниками будущего праздника показали, что у каждой из этих групп была своеобразная частная целевая установка на " участие в праздновании знаменательной даты и особый, кро­ме общего, психологический настрой. Ветераны боев стреми­лись встретиться со своими однополчанами, вспомнить фрон-'товые будни, почтить память павших товарищей. Кроме то­го, они-справедливо чувствовали себя героями торжества и считали важным моментом празднования взможность пока­за того вклада, который внесли воины в освобождение города. Эти установки и настрой объединяли их в четко организован­ную группу, требовавшую определенного типа активного со-циального действия.

Ленинградцы, пережившие блокаду и мечтавшие в самые -тяжелые дни о будущей радости победы и мирного труда, подчеркивали в качестве основного для себя праздничного момента именно эту радость и величие Победы, смысл кото- рой с годами становится все яснее и значительнее, а также. светлое воспоминание о тех, кто не дожил до нее. Чувство близости и уважения ко всем тем, кто был рядом в суровые 40


годы испытаний, также объединяло эту категорию участни­ков праздника в особую тесную коллективную общность, пред­полагавшую также коллективные действия особого рода.

Наконец, сегодняшние ленинградцы, в первую очередь мо­лодежь, считали важным для себя подчеркнуть непреходя­щую ценность-празднуемого события и отдать дань уважения его непосредственным героям.

Кроме того, каждый трудовой коллектив развернул в пред-праздничные дни социалистическое соревнование. Это была зримая эстафета героических традиций, ставшая органической частью предкоммуникативной фазы праздника и сыгравшая большую роль в создании праздничной атмосферы. В дни празднования представители каждого трудового коллектива считали важным моментом рапорт о результатах соревнова­ния, подчеркивая тем самым свой вклад в дело продолжения традиций.

Все мотивы определили тип действия каждой группы уча­стников праздника.

Однако, как мы уже отмечали, своеобразие праздничного»
общения состоит в том, что оно сочетает межличностное с
массовым.

Массовое общение не механический момент, оно не рож­дается простым суммированием людей, а предполагает един­ство их социальных.позиций и эстетических переживаний. Об-щественное настроение имеет первостепенное значение для социально-психологической ситуации массового праздника, ибо в основе последнего всегда лежит именно настроение большой группы людей.

Общественное настроение всегда социально и носит груп­повой характер, так как связано с общественной жизнью лю­дей и идеологией. Оно является важнейшим фактором, побуждающим людей к деятельности, накладывающим отпе­чаток на поведение значительных слоев общества, классов и даже народов. По сути своей праздник как раз и представля-ет собой тип социально окрашенного массового действия боль­ших человеческих общностей под влиянием сложившегося общественного настроения, причем общественное настроение дает соответствующую социальную окраску всей праздничной, ситуации.

В анализируемом празднике наряду с ситуативным эмо­циональным настроем каждой группы участников всех объе­диняло общественное настроение торжества победы, гордо­сти за город, выдержавший суровые испытания и оставшийся форпостом социалистической революции. Это общественное


настроение требовало, чтобы в сценарно-режиссерском реше­нии праздника тема торжества города-героя стала главной, ор­ганически проходила через все его составные части и эпизо­ды.

Совершенно иная окраска характерна для социально-пси­хологической ситуации Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, проводимого ежегодно в Пушкинских горах и приуро­ченного к дню рождения А. С. Пушкина. Здесь также можно выделить несколько наиболее типичных групп личностного общения, связанных своеобразным ситуативным настроем и. сходной установкой. Это местные жители, отдающие дань своему великому земляку и выступающие в качестве органи­заторов праздника, радушных хозяев по отношению ко всем приехавшим; многочисленные любители поэзии со всех кон­цов' страны, для которых праздник становится как бы своеоб­разным поэтическим клубом, в котором можно общаться на почве общего интереса как с лучшими поэтами, так и с други­ми любителями поэзии; наконец, это сами поэты, для кото­рых Пушкинский праздник — это ежегодный творческий от­чет перед страной. Все эти группы цементирует и прев­ращает в единую массу настроение благоговения и душев­ного трепета перед памятью А. С. Пушкина, радость свидания с поэтом в воспетых им и столь узнаваемых каждым местах. Именно это общественное настроение создает неповторимую социально-психологическую ситуацию Пушкинского праздни­ка поэзии и движет всеми, кто приезжает в Михайловское— Тригорское—Пушкинские горы 6 июня.

Заметим, что окраска общественного настроения, харак­терная для той или иной праздничной ситуации, во многом предопределяет форму будущего массового действия. Если. празднование годовщины освобождения Ленинграда от бло­кады соответственно общественному настроению сформирова­лось как торжественный театрализованный митинг, то Пуш­кинский праздник вылился, в первую очередь, в фестиваль поэзии и народное гулянье. Именно здесь, в сфере обществен­ного праздничного настроения лежат для культурно-просве­тительного работника предпосылки выбора формы того или иного конкретного массового праздника.

Успех любого праздника в очень большой степени зависит От того, насколько предусмотрены в его сценарно-режиссер­ском замысле возможности общения, межличностных и груп­повых контактов: именно активное общение превращает зри­теля в участника массового праздника.' Под влиянием общест­венного настроения, ситуативного личностного настроя и уста-42


новки одним из ведущих способов интеграции в массовом празднике выступает социально-психологическое заражение,

чрезвычайно близкое ему своей эмоциональной окраской и активным характером. В механизме социально-психологиче­ского заражения, как правило, обращают внимание на два основных момента: а) передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непо средственного контакта между общающимися людьми; б), многократное усиление передаваемой эмоции, зависящее от величины общающейся массы и степени эмоционального накала. В практической режиссуре предпочтение отдается зачастую второму аспекту — усилению эмоциональности, и наблюдается определенная недооценка межличностного кон­такта, например, с героями или между участниками массового праздника как обязательной основы всего механизма. В недо­оценке личностной, содержательной основы эмоционального заражения, в разработке и организации «эмоции ради эмо­ции» кроется опасность превращения -свциальцо-психологи-ческого заражения из управляемого воспитательного процес­са в спонтанную, стихийно-бессознательную форму коллек­тивного поведения.

Перед режиссером-организатором массового праздника сдоит несколько практических вопросов использования соци­ально-психологического заражения как инструмента худо­жественно-творческой деятельности.

Прежде всего социально-психологическое заражение осу­ществляется Через восприятие при непосредственном общении ярко окрашенных внутренних переживаний людей. Стремле­ние превратить эмоции по поводу того или иного события в средство идейно-эмоционального воздействия на других лю­дей всегда было заметной сценарно-режиссерскои тенденци­ей массового праздника. Чем ярче, масштабнее и значитель­нее личность героя или героев массового праздничного обще-ния, тем больше симпатий к ним. у аудитории, тем больше пот-ребность в подражании или идентификации с героями празд-ника, которая превращает заражение в более осознанный психолого-педагогический процесс. Причем у режиссера здесь чрезвычайно большой диапазон возможностей — от персо­нальных героев того или иного торжества, скажем, вечера-портрета, до превращения в героя массового праздника на площади целого коллектива людей.

Стремление создать театрализованное действие, способ­ное многократно усилить и передать массе людей чувства тор-


жества, радости, «солидарности, скорби — другая важная ре­жиссерская задача, воплотить которую можно, опираясь на социально-психологические механизмы массового праздника. Эта задача требует превращения самой празднующей общно­сти в коллективного героя театрализованного массового дей­ствия. В таком действии всегда есть реальная основа, реаль­ные персонажи-участники, а задача режиссера состоит в том, чтобы художественно оформить реальное действие, усилить его эмоциональное звучание. Ведь присутствие других людей на празднике само по себе эмоциональной реакции не вызы­вает, ее нужно стимулировать, отталкиваясь от какого-то кон­кретного информационного ядра, от реальной ситуации, свя­занной с этими людьми. Это нужно для того, чтобы создать массовое театрализованное действие, которое служило бы своеобразной экспозицией представления героя, обеспечило бы ему эффект узнавания или просто стимулировало, резо­нировало реакцию массовой аудитории.

В режиссуре массовых праздников важно опираться на реальную основу эмоциональных переживаний участников, а в качестве действующих героев избирать тех представителей, кто наиболее ассоциируется с празднуемым событием, отвеча­ет замыслу праздника. В этом плане большие творческие возможности для деятельности режиссера содержат вечера-портреты, получившие сегодня большое распространение на клубной сцене, а также театрализованные митинги, дающие большой простор использованию механизмов социально-пси­хологического заражения.

Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о чело-
веке и раскрыть его образ всеми имеющимися у клуба сред-
ствами. Сценарии вечеров-портретов являют собой лучший
, образец документальной клубной.драматургии. К каждому
такому вечеру подбирается биографический материал, на ос-
нове которого и составляется сценарий. Материал обычно под-
сказывает и способ подачи его, необходимый набор вырази-
тельных средств. Здесь могут быть использованы коллектив-
ный рассказ и интервью товарищей по работе, кинофрагмент,
фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение
документов, воспоминаний. По существу, разворачивается до-
кументально-событийный биографический материал как база
для личностного общения с героем. В этом общении, в воздей­
ствии силой положительного примера состоит особая воспи­
тательная роль вечера-портрета, стимулирующая возмож­
ность межличностного и коллективного общения с героем.
44


Вот, например, сценарный план вечера-портрета работни­цы одной из типографий, выдвинутой кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.

— Рассказ о детстве героини, который вела ее сестра, де­
монстрируя на экране фотографии из семейного альбома.

— Слово ведущего об учебе в школе ФЗУ и начале трудовой деятельности на заводе, которое сопровождалось исполнением песен 30-х годов.

— Воспоминание поэта о совместной работе с героиней ве­
чера в годы войны во фронтовой газете. Чтение стихов авто­
ром в сочетании с показом фрагментов фронтовой кинохро­
ники.

 

— Выступление учениц, которые рассказывают о своей
наставнице и исполняют ее любимые песни.

— Финал вечера-портрета — напутствие избирателей свое­
му будущему депутату. В нем удачно был использован фраг­
мент из кинофильма «Член правительства», давший художест­
венно точную ассоциацию, приравняв героиню вечера к Вар­
варе Соколовой.

Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сер­дечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии, с привле­чением документальных и художественных выразительных средств. В этом жанре пропаганда советского образа жизни и примера, лучших людей обретает особую конкретность, убе­дительность. Конкретизация общения вокруг героя такого ве­чера, его биография, дающая пример для подражания, иден­тификации, делает социально-психологическое заражение ос- мысленным, а не просто внешним, подражательным.

Театрализованный митинг имеет свою специфику. Все вы­ступления на нем носят митинговый характер. Это короткое, страстное слово, призывающее к действию, славящее побе­ды советского народа и братских стран социализма, гневно обличающее его врагов и все, мешающее нашему движению вперед.

На митингах звучат трудовые рапорты и нередко прини­маются резолюции. Эта разновидность праздников вплотную примыкает к массовому уличному действию. В них часто ис­пользуются такие выразительные средства, как вынос знамен, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение этих песен. В качестве примера назовем молодежный театрализо-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: