ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Д. М. Генкин, А. А. Конович

МАССОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

(Учебно-методическое пособие) Москва — 1985


Генкин Д. М., Конович А. А. Массовые театрализованные праздники и представления. (Учебно-методическое пособие). — М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985, с. 87.

Рецензенты: Жарков А. Д., доцент кафедры культурно-просветитель- ной работы Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук; Триодин В. Е., заведующий кафедрой методики культурно-просветительной работы ЛВПШК, кандидат педагогических наук, доцент.

© Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и куль­турно-просветительной работы Министерства культуры СССР, 1985-г.


ВВЕДЕНИЕ

Тяга к театрализации, представляющей собой художест-венное осмысление реального события трудовой и обществен-ной жизни, становится все более заметной в советском общест-ве, ибо она дает возможность передать общественный наст-рой, атмосферу, свойственную социалистическому образу жизни, сделать яркими, впечатляющими знаменательные да-ты и этапные моменты трудовых будней, борьбы за торжест-во идей коммунизма, показать в образной форме эстафету поколений советского народа.

Важность этих моментов, входящих органически в пони-мание комплексного подхода к идейно-воспитательной рабо-те, была подчеркнута на XXV и XXVI съездах КПСС, июнь-ском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Важное значение приобретает художественное осмысление труда. В антагонистическом обществе испокон веков труд" и праздник противостояли друг другу, были несовместимы. Социалистическое общество, наоборот, провозглашает гармо-нию труда и праздника, всячески подчеркивая их внутреннюю диалектическую связь. Иначе и не может быть в обществе, где труд превратился в дело чести, в жизненную потребность каждого человека.

Праздник, его художественно-массовые формы, принятые в культурно-просветительной работе, главным своим источ-ником имеют труд, представляют собой прежде всего посто-янную линию его художественного осмысления, своеобраз-ный эмоционально-трудовой календарь, отражающий основ-ные этапы формирования и развития личности в труде: здесь и праздники посвящения в профессию, вхождения в коллек-тив, начала трудовой биографии; даты трудовых свершений, важнейших событий для производственного коллектива и тор-жества трудовой славы, чествования передовиков производ-ства.

Такая гибкая, динамичная система художественного осмы-сления труда имеет огромный педагогический смысл, ибо по-могает осознать значение обыденного, позволяет как бы взглянуть на себя и свою деятельность со стороны, дает ей общественную оценку и признание, усиливая тем самым нравственный стимул труда.


В течение 15 лет мы имели возможность проследить влия-ние трудовых коллективов на становление целого поколения рабочего класса Ленинграда. Так, учащиеся профессиональ-но-технических училищ на вопрос о том, какие события за время обучения оставили у них наиболее яркие впечатления, наряду с первым выходом на завод, днем получения разряда, называют трудовые праздники' и слеты, в первую очередь. День молодого рабочего, Посвящение в рабочий класс, Празд-ник первой получки (51% из числа принявших участие в многолетнем ретроспективном опросе).

Время не стирает ярких впечатлений от трудовых праздни-ков. Те же самые рабочие, вчерашняя молодежь, с таким же энтузиазмом вспоминают их через пять, десять, пятнадцать лет. Праздник сливается с тем этапом рабочей биографии, который он ознаменовал, становится его эмоциональным об-разом, запечатлевается в памяти, как реликвия, фотография, кинокадр. Как же много нужно нам работать, чтобы оправ-дать ожидание праздника, превратить его в событие жизни для каждого участника, запечатлеть в сердце!

При постоянно растущей, закономерной для нашего об­щества потребности человека в праздничном осмыслении и

"оформлении труда, при положительном отношении к праздни-кам вообще большая масса людей остро критикует празднич-ные мероприятия в своем клубе, районе, городе. Эта парадок-сальная ситуация сложилась по причине недостаточно твор-ческого, непрофессионального подхода к организации массо-вых трудовых и общественно-политических праздников. Про-тиворечие возникает тогда, когда от констатации или социо-логического изучения роли и места массового праздника в

. жизни советского общества, трудового коллектива мы пере-ходим к непосредственной реализации праздничного кален-даря в тематических вечерах, театрализованных митингах, ритуалах, обрядах и т. д.

Сценарии массовых праздников, связанных с трудом, по-разительно похожи, однообразны, именно это отталкивает лю-дей, разочаровывает их, оборачивается браком в идеолопь ческой, массово-политической работе культурно-просветитель-ных учреждений.

Отчего же так происходит? От идентичности сценарного материала. Положите рядом два, три, десять сценариев на одну и ту же тему, поставленных на Сахалине или в Крыму,


в Калининграде или Душанбе, — везде будет литературно-документальная композиция «а тему праздника с более или менее удачными подключениями местных выступающих. Вот и получается, что везде одно и то же: одни стихи, одни пес-ни, одни кинокадры — по всей стране гуляет один-единствен-ный стандартный сценарий на ту или иную тему трудового календаря.

А ведь в каждом регионе, на каждом предприятии, в каж-дом трудовом коллективе есть неповторимый событийный мате-риал, который должен заставить по-своему заиграть на мест-ных фактах любую производственную тему. Это особенно важ-но для трудового коллектива, работа в котором не терпит аб-страктности. Сколько раз в зрительном зале заводского клу-ба звучали со сцены давно известные, набившие оскомину стихи или гремела медь оркестра, заменяя драматургически насыщенный материал истории и сегодняшних трудовых буд-ней предприятия, конкретный разговор о судьбах людей. Вот тогда-то и появляется на свет «спасительный» ложный пафос, излишняя громкость, помпезность, вычурность, выдаваемые за необходимые атрибуты, массового трудового праздника.

Преодолеть эту тенденцию можно только подлинной дра-матургической разработкой событийного местного материала, который должен составлять основу сценария, поисками ге-роев будущего.праздника, судьбы которых наиболее емко и т5чно отражают его идейное содержание. Поиск такого ма-териала должен стать, профессиональной нормой для куль-турно-просветительного работника — сценариста, режиссе-ра, организатора массовых праздников.

Практика современной культурно-просветительной рабо-ты показывает, что именно ее театрализованные массовые формы, связанные с трудом, получили повсеместное распро-странение. Трудно сегодня найти такой регион или производ-ственный коллектив, в котором бы не проводились темати-ческие вечера, слеты, митинги, церемонии, торжественные ри-туалы, чествования передовиков, новые обряды, массовые тру-довые праздники — то есть все, что составляет своеобразный театр, являющийся одновременно художественным оформле-нием реального факта труда и жизни человека и в то же вре-мя составляющий искусство театрализации.

Стремление к яркому художественному оформлению ре-альных событий жизни и труда человека, подчеркивающее их смысл и значение, акцентирующее пропагандистское звуча­ние, всегда было присуще творческим исканиям лучших культпросветчиков.


Авторы пособия стремились перевести на язык практической режиссуры новейшие научные выводы социально-педагогиче-ской теории массовой культурно-просветительной работы, превратить науку в инструмент практической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: