Несмотря на возрастающую роль театрализации теория ее разработана недостаточно. По существу, сегодня нет еди-ного понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследованы ее место во многих сферах культур-но-просветительной работы, границы возможностей и принци-пы использования. В свою очередь, неразработанность теоре-тических вопросов театрализации отрицательно сказывается на практической деятельности культурно-просветительных учреждений.
Наиболее распространенной ошибкой практиков, обуслов-ленной эмпирическим подходом к театрализации, является понимание ее как элемента художественности, вносимого в культурно-просветительную работу. В этом случае театрали-зацией считают только привнесение художественного мате-риала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного номера) в ту или иную массовую куль-турно-просветительную форму. Таким образом, она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя по сущертву лишь более сложную ее разновидность. Подобный механический подход к театрализации приводит к непомер-ному и необоснованному расширению границ ее использова-ния. Это вторая, распространенная на практике ошибка. Ис-пользование театрализации как всеобъемлющего универсаль-ного метода приводит к возникновению фальши, ложной си-туации, антихудожественности. Такой подход принижает теат-рализацию, делает ее примитивной и в то же время размы-вает границы ее использования. Отсюда появляется страсть к «тотальной» театрализации, стремление театрализовать все подряд. Это — результат примитивного понимания социаль-ных потребностей современного человека, его требований к общественному досугу, художественно-эстетических критери-ев. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще зву-чит музыка, к месту и не к месту читаются стихи, вставным дивертисментом выглядят выступления артистов и. художест-венной самодеятельности, лишает массовую культурно-про-светительную работу ее социально-педагогической глубины.
|
Театрализация может быть применена не всегда, не в лю-бых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создава-емым аудиторией образом этого события, с его художествен-ной интерпретацией. Такая двойственность функций театра- 16
лизации связана с особыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием культурно-просветительной работы, который можно исполь-зовать на всех ее уровнях, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.
Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и. тесно связанная с ней художественная — это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами массовой культурно-просветительной работы.
|
Сравним два сценария «Посвящения в рабочий класс», проведенных в разное время Дворцом культуры им. И. И. Газа производственного объединения «Кировский завод» (г. Ленинград). Один из праздников решен как торжественное заседание с прологом и художественной частью. Торжественная часть начинается с кинопролога о Кировском заводе, сопровождается поэтическими фрагментами и музыкой. После пролога следуют выступления председателя Совета наставников завода, награждение мастеров производственного обучения, рабочих наставников, приветствие учащихся ПТУ, наконец, торжественный вынос знамени и клятва- молодых рабочих. После окончания торжественной части — концерт, вручение праздничных сувениров, значков, фотографирование и т. д. Посвящение в рабочий класс по этому сценарию прошло торжественно, но без особого эмоционального подъема.
В другом случае сценарий «Посвящения в рабочий класс»
был решен как массовое действие, сквозным образным хо
дом которого стал священный огонь традиций, возникающий
в прологе багровыми отблесками факела на экране, и весь
киномузыкальный пролог был эстафетой этого огня. Один
за другим проходили в песне, поэтических строках, кинокад-
рах образы поколений путиловцев-кировцев, как бы передаю- 17
|
щие друг другу эстафету огня традиций. И вот уже знатные рабочие вносят на сцену факел, зажженный от мартена завода. В отблесках этого огня дают клятву верности рабочему классу юноши и девушки. Здесь же поздравляют молодых рабочих, выступают артисты, писатели, композиторы. Мы видим, что вместо двух, слабо связанных между собой частей первого сценария, во втором празднике возникает реальное художественное действие, сцементированное сквозным образным ходом, создающее эмоциональную, приподнятую атмосферу.
Вопросов образности художественной пропаганды не нов. Еще А. В. Луначарский призывал «пропитать искусством» всю политико-просветительную работу в массах, использовать все возможности такой ее организации, когда «благо-творно действующие на общество идеи действительно заклю-чены в художественную форму, то есть действуют не рассуж-дением, а живым показом жизни в образах»1. В этих словах «отражена суть театрализации, при которой мы имеем возмож-ность не рассказывать о событии жизни и труда человека, а показать, оживить это событие на сцене, эффективно используя методику театрализации. «Естественная театральность» идет от самой жизни, предопределена ее богатым содержанием.
Стали традицией в праздник Всесоюзного дня работников сельского хозяйства, встречи в Звездном городке космонавтов с лучшими мастерами земледелия и животноводства. Символом этого братства стал сноп пшеницы, собираемый с поля, на котором некогда приземлился летчик-космонавт Г. Т. Бере-. говой. Представителям отличившихся сельских трудовых кол-лективов вручают «Звездные вымпелы» им. Ю. Гагарина.
Рассмотрим" центральный эпизод «Дня молодого рабоче-го» 1984 г., проходившего в СКК им. Ленина (Ленинград), в котором у новогодней елки Дед Мороз и Снегурочка встре-чали передовые бригады, выполнившие годовой план в ок-тябре и рапортовавшие об этом на трудовом празднике. Под новогоднюю песню Е. Птичкина «Я люблю эту зиму» на аре-не появляется декорированный под русские сани автомобиль. В санях Дед Мороз и Снегурочка. Они приветствуют собрав-шихся в зале, объезжают арену и останавливаются перед сце-ной. Поднимаются на нее. Дед Мороз обращается к зрителям: «Я рад...» Снегурочка пытается остановить его. Он удивленно смотрит на нее, затем начинает снова: «Я рад поздравить
1 Луначарский А. В. Критика и критики. — М.: ГИХЛ, 1933, с. 230. 18
с Новым годом.,.» Снегурочка снова прерывает его: «С каким Новым годом, дедушка? Какой сейчас месяц?»
Д. М. Песню слышала? Декабрь, январь и февраль!
Сн. (обходя Д. М.) Сразу?
Д. М. Сразу. Но для некоторых в этом зале это декабрь, для других — январь, для третьих — февраль.
Сн. (жалостливо глядя на Д. М.) Так... А год какой?
Д. М. 1985, естественно.
Сн. (ласково, как к больному) Значит 85?
Д. М. Да...
Сн. Хорошо, только не волнуйся. Ты устал, дедушка, переутомился. Давай извинимся перед собравшимися, пойдем отдохнем. Ты у нас ветеран труда. Путевку тебе сразу дадут хорошую. Займемся ритмической гимнастикой...
Д. М. -Это которая раньше аэробикой называлась?
Сн. Побегаем трусцой...
Д. М. (раздраженно) Вокруг елки, да?
Сн. Можно вокруг елки.
Д. М. Так давай сейчас сразу. (Подобрав подол шубы, но не забывая все же, кто он, пробегает трусцой у елки.)
Д. М. (останавливаясь около Снегурочки). Ты на что меня толкаешь, внучка? Нас пригласили приветствовать тех, кто работает уже в следующем, 1985 году, кто обогнал время, а ты говоришь, отдохнуть!
Сн. Неужели есть такие люди?
Д. М. Целые бригады!:
Сн. А что такое бригады?
Д. М. Это те, кто работает не числом, а умением. Называются КМБ!
Сн. К...М...Б... А-а-а. Это значит, Какой Молодец
Бригадир. -
Д. М. Не совсем так. КМБ — это комсомольская молодежная бригада. Это... В общем, это коллектив, где все молодые. (Высвечивается ложа, где сидят представители лучших КМБ.) А лучшие среди них сегодня здесь, в зале. Мо-лод-цы! (Дирижирует залом и скандирует вместе со всеми.) Мо-лод-цы! Мо-лод-цы!
Д. М. Ну-ка, Снегурочка, развяжи мешок. (Снегурочка развязывает мешок, вынимает оттуда огромный свиток. Передает его Деду Морозу. Затем помогает ему надеть очки.)
Д. М. Вот они, неоднократные победители социалистического соревнования, победители смотра трудовых достижений молодежи в честь 60-летия присвоения комсомолу имени Ленина, те, кто дал нам возможность встретить сегодня Новый год.
Сн. Комсомольско-молодежная бригада производственно
го объединения «Невский завод», имени В. И. Ленина. Бри
гадир Сергей Русанов, кавалер ордена «Трудовой славы»3-й
степени, «Лучший наставник по министерству», «Лучший
наставник по объединению», «Лучший молодой рабочий»,
«Лучший по профессии»... ■.
Д. М. В общем, кругом лучший. Его девиз: «Не бойся тяжелого труда, бойся легких разговоров о труде».
Сн. Ленинградское производственное объединение «Красный треугольник», бригадир — кавалер орденов «Знак Почета», «Трудовой Славы» 3-й степени, «Почетный нефтехимик», «Отличник нефтехимпрома», «Лучший наставник молодежи» Тамара Константиновна Баранова.
Д. М. В бригаде только девушки...
Сн. Комсомольско-молодежная бригада завода имени Жданова, бригадир Николай Иванов, кавалер знака «Молодой гвардеец пятилетки», «Заслуженный мастер судостроения».
Д, М. Бригада — основной, претендент на почетное право ремонтировать и реконструировать легендарный крейсер «Аврора», который стоит сейчас на стапелях завода.
Сн. Комсомольско-молодежная бригада Ижорского завода им. Жданова. Бригадир.Михаил Дубасов, «Лучший наставник объединения», награжден грамотой обкома ВЛКСМ. В 1982 г. бригада награждена переходящим знаменем ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток— лучшему комсомольско-молодеж-ному коллективу».
Д. М. Вся бригада болеет за футбольную команду «Зенит», которой неплохо бы взять пример с бригады. Бригада не приглашает «варягов», в бригаде одни колпинцы.
Сн. Комсомольско-молодежная бригада производственного объединения «Кировский завод». Бригадир Алексей Демченко, кавалер знака «Молодой гвардеец пятилетки», «Лучший наставник объединения».
Д. М. Ребята почти все холостые. Но о будущем думают. После женитьбы проблемы с детским садом решены: уже несколько лет бригада шефствует над детским садом своего района.
Сн. Комсомольско-молодежная бригада УНР-166 треста 87 Стройобъединения «Главленинградстрой», бригадир Зайцева Валентина Федоровна. Обещали пятилетку выполнить -к 40-летию Великой Победы над фашизмом.
Д. М. Я видел их работу: на проспекте Просвещения они строят экспериментальное общежитие, и понял — обещание они выполнят. 20
Сн. Комсомольско-молодежная бригада фирмы «Лето»; Бригадир Галина Мальковская. Бригада дважды награждена знаменем ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток — лучшему
кмк».
Д. М. Когда зимой вы едите салат из огурцов, а ранней весной из помидоров, не забудьте добрым словом вспомнить девчат этой бригады.
Лучшие комсомольско-молодежные бригады... Это благодаря вам, вашим золотым рукам меняется даже время: если когда-то я, старый Дед Мороз, был хозяином времени, приглашал вас на встречу Нового года, то сегодня я в гостях у вас. Я теперь не знаю, как меня и называть — какой же я Мороз, я пришел, а наулице дождь. И вообще, раньше мы со Снегурочкой работали на один наряд. Вот он (показывает свою одежду), известен вам с детства. А теперь, что прикажете делать, как одеваться, когда встречают Новый год в любое время года. Вот девчата-строители, в глаза им стыдно смотреть, в августе встречали Новый год. Конечно приглашали. Но в валенках неудобно, да и жарко, а кроссовок не достал, хоть и волшебник. Так и не встретились. Хорошо хоть елка, наш подарок, не подводит: зимой и летом одним цветом. Вот и сегодня она с нами.
В честь вас, дорогие друзья, в честь ваших настоящих и будущих побед, мы зажигаем огни на этой красавице елке.
(К Снегурочке.) Ну-ка доставь волшебную палочку (Снегурочка достает из мешка волшебную палочку). Между прочим, у нас, у волшебников, тоже своя НТР: палочка, между прочим, лазерная, со знаком качества. (Направляет палочку
на елку.) Ну, милая, не подведи (елка не зажигается). (Дед Мороз смущенно осматривает волшебную палочку.)
Сн. Дедушка, ты же купил ее сегодня в ДЛТ. Это же волшебная палочка для детских елок.
Д. М. Ну и что?
Сн. Она зажигает елку только на счет три. Что будем делать?
Д. М. Превращаемся в детей. А ну-ка, все вместе — раз. Вспомним молодость (вместе со зрителями мы слышим детские голоса, записанные на магнитофон), два и... (Дед Мороз наводит волшебную палочку на елку) Три!!!
На секунду гаснет свет в зале, тонкий луч падает на елку, и она вспыхивает разноцветными огнями. Высвечиваются Дед Мороз и Снегурочка.
Д. М. Пора идти, нас дальше ждут. Сн. Чуть-чуть нам грустно даже. Д. М. Осталось несколько минут,
И мы вам вот что скажем:-
Заслуги ваши — не предел,
Поверьте деду, право.
Еще есть в жизни много дел, Сн. Еще есть много трудных дел, Д. М. Еще есть много славных дел, Вместе. Для подвигов и славы!
В данном случае удачно найденная образная импровизация — Новый год в октябре — позволяет интересно выстроить. действие. Сценаристу удалось объединить информацию и художественные выразительные средства, найти зримый эквивалент событию, подчеркивающий суть происходящего лучше многих речей.
Именно поэтому необходимо четко понимать, что театрализовать массовый трудовой праздник, — это значит, прежде всего, найти такой его центральный, чаще всего ассоциативный образ, который был бы неразрывно связан с сюжет-ным ходом и композицией действия, двигал бы ими, являлся своеобразным стержнем сценарно-режиссерской разработки.
Сценарист и режиссер театрализованного вечера «Песня о встречном» в одном из клубов Челябинска, посвященного современным комсомольским трудовым починам, взяли в качестве образного начала песню 30-х годов. Сквозным сценарным ходом, соединяющим воедино цепь эпизодов, являлось продолжение этой песни в наши дни.
В Ленинградском Дворце культуры им. С. М. Кирова разработан цикл театрализованных слетов, встреч и вечеров «Колумбы XX века». Его центральным образом является карта нашей Родины, по которой «идут» первооткрыватели. Сценарная схема каждого из вечеров этой серии строилась путем рассказа об этих людях. Карта как бы оживала в тех или иных монтажных эпизодах.
В Ленинградском Дворце культуры им. А. М. Горького в течение ряда лет проводят цикл слетов, встреч, праздников, вечеров-портретов «Марш бригад коммунистического труда». Каждое театрализованное действие этого цикла решается как марш: в ритме действия, музыкальном и художественном оформлении, в митинговых выступлениях и т. д. Интересна сама идея такого марша, позволяющая регулярно и оперативно показывать на клубной сцене победителей социалистического соревнования. 22
Очень яркое образное решение найдено организаторами в Армении на ставшем традиционным празднике «Парад миллионеров». Его участники — передовики труда, чьи достижения, показатели в труде исчисляются миллионом единиц. Миллионеры — летчики, водители, станочники, писатели.
Мы привели примеры творческого подхода создателей праздника к материалу, умения найти интересную форму показа трудовых свершений. Основная задача создателей театрализованных представлений и праздников — не ограничиваться шаблонными решениями. Постоянно быть в творческом поиске, находя такие образные приемы в сценарно-режиссер-ском замысле и воплощении, чтобы человек и создаваемые им ценности представали перед людьми во всем своем величии и красоте.
Очень распространен сегодня такой образный сценарный ход, при котором в качестве «оживающего» действую» щего лица выступает город, район или, скажем, завод, рассказывающий собравшимся о людях, истории, эстафете традиций, сегодняшних трудовых буднях. Этот ход чрезвычайно ярок и дает большие возможности для разнообразного монтажа. С помощью такого хода строится популярная в Ленинграде «Трибуна Петроградской стороны» во Дворце культуры им. Ленсовета. Это серия праздничных слетов и встреч. Всякий раз в начале их возникает образ 'Петроградской стороны, одного из районов Ленинграда, с силуэтом ее очертаний на заднике, и звучит проникновенное обращение к людям труда.
Заметное место в театрализованных массовых представлениях, посвященных труду, занимают слеты передовиков производства, ударников коммунистического труда. Они проводятся по всей стране. К сожалению, часто их сценарно-ре-жиссерская разработка однообразна и монотонна, ориентирует организаторов на проведение торжественного заседания с парадными речами. Такая трактовка трудового торжества чаще всего не оправдана, ведь речь идет о чествовании рабочего класса, празднующего свою трудовую победу: Это событие заслуживает яркого театрализованного действия, в котором рабочий коллектив выступал бы одновременно и коллек" тивным героем, и массовым зрителем.
Именно так был организован слет ударников пятилетки завода «Большевик», проходивший во Дворце культуры им. В. И. Ленина в Ленинграде. Уже в прологе символическая фигура кузнеца с поднятым молотом над наковальней настраивает на особый лад. Удар этого молота — своеобраз-
ный гонг к началу действия. Один за другим проходят эпизоды этого реально-художественного праздника труда, объединяющие в единое целое выступления руководителей предприятия и рабочих, чествование победителей социалистического соревнования, награждение достойных с кадрами кинохроники или художественного фильма, музыкой, песнями, танцами. Все эпизоды объединены сценарным ходом: старейший, рабочий Невской заставы рассказывает молодежи о героиче-ских революционных, боевых и трудовых традициях «Больш-вика». В его рассказе как бы оживают в монтажных эпизодах история и сегодняшний день завода, будни социалистическо-го соревнования. Образность этого рабочего торжест-ва, казалось бы элементарная, на первый взгляд, позволяет перевести слово в действие, превратить обычное заседание в праздничное торжество и в то же время выступает в качестве монтажного стержня сценария.
Возьмем еще одну тему, дающую жизнь многим трудовым праздникам и клубным театрализованным вечерам — тему пятилеток. Очень часто такие праздники и вечера представляют собой ряд выступлений передовиков каждой пятилетки — от первой до одиннадцатой, проиллюстрированных разнообразными средствами искусства. Такое мероприятие само по себе имеет право на жизнь. Но вот найден образный сценарный ход: эстафета-перекличка. Одиннадцатая пятилетка, рожденная XXVI съездом КПСС, вызывает на перекличку каждую из десяти пятилеток, предшествовавших ей. Такая зримая эстафета сразу же определяет действие, требует эпизод-ного построения, заставляет искать образное решение каждой пятилетки, разнообразить внутренний монтаж, придерживаться строгой логичности в развитии театрализованного действия. Образное своеобразие эпизодов создают документы, кинохроника, песни, выступления реальных героев.
По-другому строится перекличка новостроек, соревнующихся заводов, цехов, бригад. Здесь ретроспективный ход отсутствует, ибо речь идет о событиях сегодняшнего дня. Такое театрализованное действие выступает как сиюминутное, а не историческое событие, в нем подчеркивается хроникаль-ность, дается репортажное построение. Но во всех случаях необходимо помнить, что речь должна идти не о том, чтобы рассказать, а о том, чтобы показать, воплотить те или иные события или явления, взятые для переклички; в образном действии. Часто бывает так, что ход переклички задан, а сами эпизоды не выстроены, многословны. Конечно, можно вести перекличку пятилеток, соблюдая внешнюю видимость хода, 24
так и не найдя образного решения каждого из эпизодов, соответствующего той или иной пятилетке. В таких случаях на первый план выдвигается спасительная фигура ведущего, который долго рассказывает общеизвестное или читает безликие стихи, что никак не снимает необходимости, говоря о каждой из пятилеток, найти ее яркий, зрелищный образ.
К сожалению, в большинстве сценариев ведущие не только не движут действие, а наоборот, тормозят его своей мно-гословностью, находящейся вне действия. Это происходит в тех случаях, когда выступление ведущего не является органичным в ткани сценария, не согласовано с предыдущим и последующим действием.
Вот, например, фрагмент театрализованного трудового праздника, в котором коллективное выступление чтецов-ведущих использовано удачно, становится частью действия. В эпизоде, посвященном третьему году пятилетки, группа чтецов-ведущих на авансцене исполняла стихотворение Евг. Ев-тушенко «Здравствуй, тысячный день!» Одновременно на эк-ране проходили кадры кинохроники. Монтаж текста с кинокадрами создавал образ одного дня пятилетки.
Опыт показывает, что стихотворный текст в театрализованном сценарии лучше всего подбирать из поэтических произведений, написанных от первого лица. Тогда они воспринимаются как лирический монолог героя и превращают ведущего в персонаж данного сценария. Именно так происходит с лирическими героями В. Маяковского, М. Светлова, Я. Сме-лякова, Д. Алтаузена и других советских поэтов.
Особой разновидностью театрализованной переклички является перекличка-эстафета поколений, в которой участвуют реальные герои: ветераны труда, комсомольцы прошлых лет, инициаторы и продолжатели трудовых починов, в этом случае художественный материал лишь усиливает реальную образность. Подобные мероприятия в сценарно-режиссерском приеме используют рапорты, приветствия, напутствия, живое слово реальных героев праздника, что требует большого такта, понимания сути происходящего. К сожалению, здесь ча-.сто приходится сталкиваться с подменой истинной театрализации «искусственной театральностью», когда реальных героев — участников эпизода — заставляют «играть» на сце-нической площадке, изображать что-либо, пытаться воссоз-дать в сценическом действии реальный факт. Это большая ошибка, губительная для театрализации. Нужно всегда пом-нить, что речь идет о естественном поведении героев, о реаль-ном действии, в котором режиссер должен расставить худо-
жественные акценты. Если же не найдено образное решение
трудовой темы, то целостного сценарно-режиссерского за-
мысла не получается, он распадается на отдельные составные
части, нарушается методическое условие театрализации —
возможность показа того или иного события, а не рассказ о
нем.. ■
Во Дворце культуры одного из крупных промышленных центров был задуман цикл театрализованных тематических вечеров: «Патриотическим починам — зеленую улицу». Однако при их подготовке акцент был сделан на аргументацию экономической эффективности того или иного почина вместо показа его инициаторов. Вот и получилась вместо яркого торжества чествования передовиков, образного сценического рассказа о людях труда серия научно-технических чтений или расширенных производственных совещаний.
В конкретной методике театрализации стержневой образ дает жизнь всей сценарно-режиссерской разработке, переводит в плоскость сценического действия реальное событие. Режиссер и сценарист должны идти здесь от поиска образного эквивалента идее и теме театрализации. Речь идет о создании • оригинальной документально-художественной образности, связанной именно с данным событием, а не об использовании уже готовой художественной образности, что характерно для иллюстрирования.
В многообразной методике культурно-просветительной ра-боты известны способы удачной монтажной компоновки ин-формационного материала, его иллюстрирования средствами искусства, но только создание документально-художествен-ной образности по законам театра превращает простой рас-сказ или устное выступление, более или менее богато иллю-стрированное, в неповторимое реальное действие, органически сочетающее событийную информацию и искусство. При этом важно избежать того, чтобы обращение к ярким фактам и документам, дающим богатый материал, приводило к непра-вильному противопоставлению документального художествен-ному.
Именно синтез документального и художественного, в ко-тором театральное начало является не компонентом, а сутью методики, создает водораздел между театрализацией и всеми другими методами культурно-просветительной работы. Это особенно важно в массовых формах, посвященных труду, где мы имеем дело непосредственно с событием или героем, а не опосредованно через тот или иной сценарный материал о них.
Определяющим для методики театрализации, особенно связанной с темой труда, является то, что она всегда носит событийный характер. Истоки столь важной для нас реально-художественной образности лежат в самом трудовом событии, в фактах жизни его героев.
Проанализируем с этих позиций праздник трудового юбилея коллектива совхоза. В этот день центральная усадьба ордена Ленина совхоза «Детскосельский», что расположен близ г.Пушкина Ленинградской области, преобразилась на глазах. И дело не только в ярких и красочных транспарантах. Особый дух радости, торжественности, социального оптимизма чувствовался повсюду. Он был на лицах людей, спешивших к совхозному Дому культуры; в их нарядной одежде; в орденах и медалях на груди ветеранов труда и войны; в незамысловатом алом флажке с эмблемой совхоза, который в честь праздника пионеры прикалывали каждому детскосельцу; в разговорах, поздравлениях, приветствиях, составлявших неповторимое праздничное общение. Одно из лучших хозяйств Ленинградской области отмечало свой полувековой юбилей.
Своеобразие трудового праздника состоит в том, что о» эмоционально-художественно осмысляет то или иное событие с помощью емкой, полной глубокого смысла, точно найденной пропагандистской образности. В «Детскосельском» образный строй праздника создал парад сельскохозяйственной техники, очень точно найденное образное действие, ставшее прологом юбилейного торжества, его символом.
Если праздник органично связан с жизнью, которая дает ему содержание и событийную образность, он никогда не превратится в «штампованное массовое мероприятие», а будет для людей жизненной потребностью, станет как бы их коллективной памятью. Так и было в совхозе «Детскосельский». В кинопрологе праздника, специально созданных слайдах, в ярких эмоциональных воспоминаниях ветеранов как бы вновь проходил перед собравшимися славный трудовой путь совхоза.
Своеобразной кульминацией стало яркое выступление одной из старейшин совхоза Героя Социалистического Труда бригадира М. И. Седовой. Обращаясь в зал, она просила подняться тех, кто строил совхоз в 30-е годы, кто воссоздавал его заново в 40-е и 50-е, кто создал его трудовую славу в 60-е и 70-е. Один за другим поднимались трудовые поколения, и всякий раз горячие, от всего сердца идущие овации были данью уважения героям труда, одобрением этой зримой эстафеты традиций. Все участники праздника превра-
тились как бы в коллективного героя, рассказывающего о себе и одновременно о всей стране, о ленинской партии, которая ведет по пути коммунистического строительства тысячи таких коллективов.
Праздник представляет большую возможность для чествования человека труда. Воспитательная уникальность массового трудового праздника состоит в том, что он позволяет удовлетворить потребность в общественной оценке жизни и труда конкретного человека, передать отношение к нему со стороны коллектива. А ведь такая оценка, добрые слова очень нужны каждому, являются моральным стимулом. Наверное, всем, кто был на празднике в «Детскосельском», запомнились лица людей, которых чествовал совхоз, их сияющие гордостью и счастьем глаза, разглаженные морщины, добрые улыбки. Чествование ветеранов труда прошло красной нитью через все праздничное действие — от встречи при входе в Дом культуры, куда подъехал торжественный эскорт машин и где были выстроены знаменосцы, фанфаристы, пионеры, до традиционного хлеба с солью и прекрасной величальной песни, исполненной русским народным хором в их честь. Человек с алой лентой ветерана труда через плечо был самым почетным гостем на этом празднике. Встреча с реальным героем трудового праздника всегда несет в себе мощный заряд нравственного воздействия на личность, создает пропагандистскую образность массовой политико-воспитательной работы, ставя в центр ее современника, труженика.
Финальным действием юбилейного торжества в совхозе стало принятие социалистических обязательств на новый год и вызов на соревнование совхозов «Ручьи» Ленинградской области и «Белая дача» Московской области. Праздник дал новый импульс трудовым будням коллектива в борьбе за рубежи XI пятилетки.
Другой пример: замысел «Дня молодого рабочего» — торжественного слета рабочей молодежи Ленинграда. День 2 октября, когда проходит этот праздник, — дата произнесения В. И. Лениным исторической речи «О задачах Союза Молодежи» на III съезде РКСМ. Отсюда обязательный лейтмотив праздника — рапорт молодежи о выполнении заветов вождя. Этот день является также днем рождения профессионально-технического образования в СССР. Отсюда показ в той или иной форме достижений учащихся ПТУ. Наконец, начало осени — время, когда большая группа молодых рабочих Ленинграда впервые приходит на фабрики и заводы, начиная свою трудовую биографию. Отсюда — образный момент посвяще-28
ния в рабочий класс, зримого приобщения к трудовым традициям, а следовательно, и показ этих традиций. Такова обязательная событийная образность, которая всегда присутствует на этом празднике. Кроме того, каждый День молодого рабочего имеет индивидуальную окраску, конкретную образность, идущую от событий, которыми живет наша страна. В 1977 г.— в канун 60-летия Советской власти — это была, прежде всего, тема легендарного Октября, удачным решением которой стал символический путь нашей страны от крейсера «Аврора», силуэт которого возникал в прологе праздника, до атомохода «Арктика», рапортовавшего в те дни Родине и партии о своем беспримерном походе. Атомоход «Арктика» возникал по сценарию в финале праздника на том же месте, где был вначале силуэт «Авроры».
Образный строй праздника «День молодого рабочего» носит четкий событийный характер. Это важное методическое требование к театрализации реального события жизни и труда как основы массовой культурно-просветительной работы. Разрыв между образностью, положенной автором в основу сценарно-режиссерской разработки, и реальной событийной канвой театрализации оказывается подчас губительным для клубного вечера или массового праздника, превращает театрализацию в неоправданную игру.
На одном из праздников трудовой славы, посвященном чествовании людей труда, в качестве образного начала был использован сказ о мастерах «золотые руки», соорудивших в старинном городе на ярмарке красивые ворота, через которые мог пройти только умелец, создавший своими руками искусное произведение. Через эти ворота на праздничном представлении во время чествования проходили сегодняшние передовики, это был, так сказать, кульминационный момент празднования, тогда как сам труд этих людей — главное событие, послужившее основой праздника, — почти не был отражен в сценарии. Это создавало обстановку нереальности происходящего, разрыва между событием и найденным образным решением.
А вот пример творческого подхода к поиску реальной событийной образности театрализации. На празднике посвящения в рабочий класс, проходившем в Тульском железнодорожном депо, трибуной митинга стал старый паровоз — живой свидетель замечательных трудовых дел страны. С волнением подходили к нему молодые рабочие. Это было зримое приобщение к традициям. А финалом праздника стала перекличка старого паровоза, на площадке которого находились
ветераны труда, с новеньким электровозом, отправляющимся вместе с молодыми железнодорожниками на БАМ. Такая событийная образность нашла эмоциональный отклик у участников праздника.
В другом сценарном решении — слета передовиков борьбы за качество продукции — на сцене был сделан воображаемый универмаг, где собрано все лучшее, созданное руками передовых рабочих. В ходе представления его участники совершали путешествие по универмагу, на прилавках которого оживали результаты труда, рассказывающие о людях, создавших их. В основе образного решения, несмотря на игровой характер сценария, лежала реальность—показ того, что соз-.дано руками людей.
Обычно сам материал события может очень многое подсказать для образного решения того или иного театрализованного массового действия. Так, на тематическом вечере «200 лет на одном заводе», посвященном чествованию трудовой династии Евсеевых во Дворце культуры Московского нефтеперерабатывающего завода, отмечаемое событие подсказало устроителям удачный образ книги жизни, прочитанной этой замечательной рабочей фамилией, которую как бы перелистывали на сцене ведущие.
Событийная театрализация важна в трудовом празднике не только потому, что создает неповторимый образный строй, но потому, что влияет через него на форму и отбор документально-художественного материала, поиск главных героев.
В празднике посвящения в рабочие действует коллективный герой реального события — молодые производственники, начинающие трудовую биографию. Отсюда и весь праздник строится как ритуал принятия молодых в рабочий коллектив, их зримого приобщения к традициям и последующего напутствия всем собравшимся.
А праздник трудовой славы, чествования ветеранов, уходящих на заслуженный отдых, строится так, чтобы оживить перед собравшимися' страницы трудовой биографии, показать величие трудового подвига.
Итак, сценаристу и режиссеру необходимо искать образное решение в трудовом событии, превратить событийность в фундамент творческого мышления. Такое образное решение как ведущее начало театрализации превращает культурно-просветительную работу в яркое искусство театра жизни, в котором органично сливаются педагогическое и художественное начала.
Однако театрализацию, как и любой пропагандистский метод, нельзя понимать односторонне, только лишь как задачу организаторов. Она обязательно предполагает встречный порыв массы, показывающий, кстати, и основные направления такой художественно-пропагандистской деятельности.