ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ
В ТРУДОВОМ ПРАЗДНИКЕ
Труд — это опора нашего государства, хорошая работа — это фактор не только политический, но нравственный. Рассказать о величии дел рабочих, колхозников, ученых — основная задача творческих работников, создателей театрализованных представлений и праздников на тему труда.
Одной из возможностей выражения уважения и почета героям труда и являются театрализованные формы культур-но-просветительной работы, прославляющие самоотвержен-ный труд. Драматургия театрализации выполняет конкрет-ную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герой не может быть вымышленным — это всегда конкретная личность. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечая сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типичность героев будет опираться на включение их в круг таких ассоциаций у собравшихся людей, которые обнаружили бы определенную степень потребности «примерить» судьбу этих героев на себя.
Анализ театрализованных массовых трудовых праздников еще раз подтверждает этот важнейший принцип. Волнующие праздники, вечера, манифестации удавались там, где в центре театрализации был образ ветерана революции, продолжателя славных боевых и трудовых традиций.
Вот как родился и воплотился замысел театрализованного вечера, посвященного 65-летию Октябрьской революции, в Савинском РДК Новгородской обл. С самого начала было решено не увлекаться историей, а сделать акцент на том прогрессе, который принес социализм во всё сферы жизни общества, в каждую семью. Такова была сверхзадача. Предстоя- ло выбрать самые яркие, убедительные примеры. С этой целью сценарно-режиссерская группа побывала во всех селах района, в Заборье встретилась с одним из первых комбайнеров-стахановцев — депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. Как живо зазвучали его воспоминания, когда присутствующие в зале проследили вместе с ним изменения, происшедшие в районе за годы Советской власти.
|
Тематический вечер в селе Еткуль Челябинской области
назывался «Анкета века». Один за другим в эпизодах этого
вечера-репортажа проходили реальные герои: от первых пар-
4—3518 49
тизан и красных казаков гражданской войны; ударников первых уральских пятилеток, до сегодняшних героев труда — все вместе они составили коллективный портрет, собирательный образ 65-летнего пути Советской власти на Урале.
Другой такой коллективный портрет — собирательный образ рабочей династии Петрограда-Ленинграда — был создан в сценарно-режиссерской разработке «Дня молодого ра-бочего» — традиционного праздника ленинградской молоде-жи. В его эпизодах действовали реальные герои: участники революции, инициаторы первых ударных бригад, трудовые наставники, воспитанники ПТУ, династии ленинградских рабочих. Именно такая поэпизодная конкретизация героев праздника сделала масштабней, рельефней собирательный образ династии ленинградских рабочих.
Театрализованные формы культурно-просветительной работы с участием конкретного героя ориентируются на три ячейки нашего общества: трудовой коллектив, общественный коллектив, семью. Задачи культурно-просветительных учреждений по художественному оформлению трудовой деятельности личности и общества должны быть тесно связаны с эти- • ми формами реализации интересов людей. Необходимо, чтобы театрализация помогала людям обсуждать дела бригады, предприятия, видеть плоды своего труда.
|
Казалось, нет ничего проще, чем организовать встречу товарищей по труду в виде «Голубого огонька». Но вот беда, чем больше стараются организаторы, тем меньше искренности и заинтересованности, тем больше скованности у пришедших. Почему это происходит? А все дело в том, что присутствующие не чувствуют себя участниками происходящего, а лишь зрителями, слушателями. Задача сценаристов и режиссеров — попытаться превратить аудиторию в сотворца театрализации, вызвать потребность быть активным действующим лицом трудового праздника, а не пассивным наблюдателем.
Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария в каждом из его эпизодов, к обобщенному, символическому, собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее торжества. Причем, эту образность подсказывают реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Так по-являются «Анкета века», «Символическая рабочая династия», «Союз труда и искусства» и т. д. Диалектика общего и част-ного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно ха-рактерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро. 50
Важнейшее методическое требование театрализации в том, чтобы в сценарной разработке любой праздник, знаменатель-ное событие, торжественная дата были связаны с той общностью людей (трудового коллектива, района, города, села), в котором они отмечаются. А это значит, что в первую очередь должны быть точно подобраны герои театрализации, которые своей судьбой, трудовой деятельностью наиболее отвечают празднуемому событию. '
|
Именно в показе таких людей, в воздействии образом современника, его ярким положительным примером — воспитательная суть театрализации. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущего произведения литературы и искусства.
Каковы же основные методические требования к выбору реального героя трудового праздника?
Прежде всего это должен быть конкретный человек — участник того или иного события, ратного и трудового подвига. Казалось бы, это элементарная истина, продиктованная социальными функциями театрализации. Однако на практике реальные герои, персонифицированные образы современника подменяются сценической композицией с литературными героями. В этом случае театрализация трактуется как умелый монтаж. Конечно, такие монтажи необходимы, однако лишь в качестве иллюстративного материала. Но ведь театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности, которые должны быть максимально реализованы культпросветработниками. Человек пришел на праздник, тематический вечер, торжественную церемонию, движимый своим отношением к реальному событию, которому они посвящены, и обязательно должен проявить свое ак-тивное отношение к этому событию, а для этого почувствовать себя одним из героев. Если же мы предложим спектакль, ком-позицию, а не театрализованное действие, то оставим неудов-летворенными те потребности, которые вызвали к жизни теат-рализацию.
Работа режиссера и сценариста с реальным героем теат
рализации необычайно сложна, требует продуманной худо
жественно-педагогической программы, умения и такта. Ведь
здесь приходится иметь дело каждый раз с новыми людьми,
которые не являются профессиональными актерами, зачастую
лишены умения складно говорить, теряются на сцене. Опыт
режиссера заключается не только в умении придумать тот
или иной эпизод, но и суметь вывести реального героя к ауди
тории с органично возникшим у него чувством собственной ■ 51
потребности такого выхода в рамках задуманного сценарно-режиссерского решения. Здесь нет и не может быть взаимоотношений «Режиссер — актер», как и вообще не может быть никакой аналогии между реальным героем театрализации и актером. Сценарно-режиссерская работа с героями, участвующими в театрализованном действии, должна строиться таким образом, чтобы у людей постепенно зарождалось чувство необходимости и органичности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены, как будто это их собственный замысел.
К сожалению, на практике частой ошибкой сценаристов и режиссеров является превращение героя театрализованного действия в актера. Нередки сценарии, в которых такого героя делают участником игровых сцен, заставляют читать стихи, петь, танцевать и т. д., ставя его тем самым в неловкое положение. Сколько раз приходилось ощущать неловкость на трудовых праздниках, когда приглашенные участники действия по воле сценариста произносят не свои, а заученные, пусть и очень важные фразы, разыгрывая «воспоминания» у бутафор-ских партизанских костров.
Во время театрализованного представления «Ради жизни на земле», посвященного освобождению г. Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, в одном из эпизодов мать Героя Советского Союза возлагала цветы к деревянному обелиску на сцене, после чего объявлялась минута молчания. Преклоненная у бутафорского обелиска, уважаемая всеми женщина вызвала у аудитории вместо внутренней взволнованности ощущение неловкости, рожденное наигранностью и неправдой происходящего. Сценарист и режиссер поставили в данном игровом приеме героиню в ложное положение, сделав эпизод фальшивым.
Напротив, путаные, сбивчивые, но идущие от всего сердца слова, в которых действительно «оживают» воспоминания, не нуждаются в каком-либо антураже.
Запомнился праздник партизанской славы в г. Новгороде. В выступлениях его героев как бы прошла вся хроника жизни знаменитой «Партизанской республики», но каждый из них вспоминал лишь один эпизод своей боевой биографии. Организаторы праздника не «украшали» эпизоды. Наоборот, обстановка была естественной, безыскусной, подчеркивающей сиюминутность каждого выступления. Это была история в лицах, в которой реальные герои выступлениями создавали образный строй праздника. 52
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что конкретизация биографического материала в сценарии высту-пает как важное идейно-эмоциональное выразительное сред-ство его образного решения. Чем конкретнее такой сценарный материал, тем ярче реальный образ героя театрализации. Не-конкретность же материала сценария делает образ реально-го героя менее выразительным, даже при усилении его режис-серскими приемами.
Суть театрализации заключается в том, чтобы реальный герой не играл на сцене, а действовал естественно, нес кон-кретную информацию, которую сценарист и режиссер призва-ны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными средствами. Эти линии реального и художественного взаимо-действуют в эпизодах, но не сливаются в единое целое. От-сюда задача режиссера создать атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши, излишней громкости вокруг своего героя. К сожалению, часты еще приемы, когда помпез-ностью, «громом фанфар» организаторы театрализованных действий пытаются скрыть скудость замысла, отсутствие ре-жиссерской мысли. Это особенно заметно в праздниках, по-священных чествованию героев труда. Разумеется, здесь труднее всего найти образное решение, театрализовать реаль-ное действие. Вот и складывается дежурный штамп: герой, сидящий на сцене, несколько обращенных к нему приветствий, художественные номера по его заявке и т. д., — но главное, чтобы было «покрасивее». Это поверхностный, «истертый» штамп, лишенный конкретного содержания, абсолютно не связанный с личностью героя.
Но есть и другой путь, когда биографический материал ре-
ального героя подсказывает оригинальный сценарный пово-
рот, позволяет создать яркое театрализованное представле-
ние с добротной сюжетной основой. Такова практика прове-
дения лучших вечеров-портретов в клубах страны. Трудовой
путь доярки на таком вечере вызывает к жизни ассоциацию
с «молочной рекой», надоенной ее руками, а жизненный путь
шофера ассоциируется с бесконечной дорогой. Такой образ
ный сюжетный ход выступает в качестве сценарно-режиссер-
ского стержня всех эпизодов.
Однако само по себе появление реального героя или рас-сказ о нем в лицах не создают еще нужной образности. Необ-ходимо, чтобы герой вызывал доверие зала, был близок нам, узнаваем, что достигается с помощью художественно-образ-ного обобщения, художественной ассоциации, выступающей
вторым планом того или иного эпизода, а также всего сценария в целом.
Внутри эпизода, центром которого является выступление реального героя, нужно так располагать художественный материал, чтобы он становился как бы прологом или эпилогом действия, помогая тем самым ассоциативному «узнаванию» героя. Причем важно, чтобы выбранные художественные средства были обусловлены сценарным материалом, компоновались с ним.
На одном из вечеров, посвященном чествованию ветерана труда, участника Великой Отечественной войны, эпизод, символизирующий его боевой путь, был построен следующим образом: звучала песня В. П. Соловьева-Седого «Баллада о солдате», синхронно проходили кадры кинохроники о фронто-' вых дорогах от Москвы до Берлина, а затем этот обобщенный кино-музыкальный рассказ о советском солдате продолжал выходящий на сцену через зал ветеран, кавалер боевых и трудовых орденов и медалей—реальный герой вечера. Киномонтаж и песня создавали обобщенный образ советского солдата и явились художественной заставкой к появлению реального героя, вызывали в зале определенный настрой, приподнятую эмоциональную атмосферу.
В качестве примера можно привести и эпизод из сценария праздника «День молодого рабочего». По ходу рассказа о трудовых традициях загорался экран, на котором проходили фрагменты из фильмов «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», «Юность Максима». В конце этого кинорассказа о ра-бочем парне Максиме как бы с экрана «сходил» и шел из глубины сцены народный артист СССР Б. П. Чирков. Он го-ворил о старых питерских рабочих — тех, кто создавал боль-шую трудовую ленинградскую династию, и приглашал на сце-ну старейшего питерского рабочего. Звучала старая револю-ционная песня, по проходу выстраивались учащиеся ПТУ, только что пришедшие в училище. Через эту шеренгу прохо-дил на сцену ветеран. Каждый из ребят дарил ему гвоздику, так что на сцену он выходил с охапкой алых цветов.
Данный эпизод создает ассоциативный образ представи-теля питерского рабочего класса. Включение кинофрагмен-тов точно объединило художественный образ с реальным ге-роем — представителем рабочей династии. Развитие заключа-лось в логическом переходе от кинообраза к живому актеру, его создавшему, а от него — к реальному герою праздника. Ху-дожественный материал способствовал эмоциональному «уз-наванию» героя, возникновению потребности в подражании. 54
Таким образом, документальный материал сценария, связанный с жизнью реального героя будущей театрализации, является не самоцелью, а основой для образного решения и последующего монтажа эпизодов. В противном случае не произойдет перевода словесного материала в образный ряд, и сценарий останется литературным произведением, пусть даже и достаточно добротным. Такой журналистский подход к вечеру-портрету, его сравнение, например, с портретным очерком встречается еще, к сожалению, в теории и методике художественно-пропагандистской работы. Именно журналистский подход позволяет по аналогии с литературными жанрами рассматривать как разновидность вечера-портрета пресс-конференцию, являющуюся по сути дела формой устной пропаганды, а не театрализации.
Режиссер и сценарист театрализованного массового действия должны проводить большую предварительную работу по поиску и отбору реальных героев. Эта работа должна предварять поиск образного решения и отбор выразительных средств театрализации.
Проблема кропотливого выбора реального героя трудовых праздников является очень важным, но, к сожалению, мало разработанным аспектом деятельности организаторов массового действия. А между тем она имеет ряд важных методических моментов.
Необходимо всемерно расширять круг реальных героев театрализованной массовой работы. Часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда волей сценаристов и режиссеров одни и те же люди, хотя и очень достойные, много сделавшие для процветания нашей страны, того или иного города, предприятия, из раза в раз являются героями трудовых праздников. Это также способствует превращению театрализации в своего рода штамп, а кроме того, снижает воспитательную эффективность трудовых праздников. В сценариях такого рода обычно нет подробной драматургической разработки материала, а есть шаблонная канва, в которую мож-. но вставить любого выступающего. Привлечение реального героя вообще, когда в сценарии человек не занимает места, где необходим он и только он, когда вместо имени стоит, например, «старейший рабочий» или «участник Великой Отечественной войны», приводит к потере конкретности сценарно-режиссерского хода, размыву эффективности воздействия индивидуальности человека на присутствующих. Очевидно, сценаристам трудовых праздников правильнее идти по другому пути: от поисков героев с яркой, интересной биографией,
наиболее полно отвечающей теме театрализации и идее авторского замысла, к последующему выстраиванию на этой основе логики сценария.
И здесь еще раз хочется отметить важность предварительной работы с реальными героями будущего массового действия. Они должны чувствовать себя не «пешками» в руках режиссера, а соавторами торжества. Правильно поступает режиссер, если он подробно раскрывает перед участниками постановочный замысел, советуется с ними, вместе выстраивает действие.
Очень нужна предварительная работа сценариста и режиссера над выступлением героя. Существует неправильная точка зрения, что такой работы быть не должно, ибо она не этич-на по отношению к личности выступающего. Опыт же показы-вает, что при доверительной атмосфере коллективной подго-товки массового действия такая работа вполне органична, помогает герою вписаться в театрализованное действие, вы-строить логику своего поведения.
Народный артист СССР И. М. Туманов неоднократно под-черкивал необходимость отдельной работы сценариста и ре-жиссера с реальным героем задолго до начала праздника. Именно в этом он видел возможность придать мероприятию необходимый «взлет, градус, энергию», которые соответствовали бы самому действию. Так, в частности, было во время подготовки праздника для делегатов съезда комсомола. Предварительная работа с реальными героями помогла дать ощущение азарта, прелести полемики в задуманном сценарно-ре-жиссерском ходе — живом и интересном диалоге-перекличке комсомольцев-ветеранов 30—40-х годов и сегодняшней молодежи.
Мы видим, что задача сценариста и режиссера массового театрализованного трудового праздника состоит не только в организации материала, но, что особенно важно, в организации аудитории, то есть культурной самодеятельности, реальной коллективной общности участников, отдельных ее представителей — героев тех или иных свершений. Театрализация при этом выступает как особым образом организованное и художественно оформленное действие масс.
В этом плане важна высказанная еще в 1919 г. мысль теоретика советского массового театра П. М. Керженцева о том, что «празднество остается мертвым и холодным, если сама толпа не явится действующим лицом его, а будет лишь спокойным театральным зрителем... Празднество не будет празднеством, если толпа-своим творческим участием не превра-56
тит его в таковое. Без активности масс — нет и празднества, нет радости».
Совершенно идентичная документально-художественная канва трудовых праздников может вызвать различный эмоциональный накал, в зависимости от правильности понимания культурно-просветительными работниками сути методики театрализации. В одном случае документально-художественный материал может стать самоцелью, превратив праздник в добротную литературно-музыкальную композицию в честь трудовых свершений, в спектакль для собравшихся. В другом — явиться резонатором, а не сутью действия в эпизоде. В центре же его будут находиться коллективные герои, их реальное действие: торжественные проходы через зал, напутствия ветеранов молодежи, рапорты, переклички, другие коллективные выступления, превращающие трудовой праздник в массовую реально-художественную манифестацию.
Действие массы участников трудового праздника становится тем барьером, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным тек-стом, — ту мнимую торжественность, которая является атри-бутом театральщины, и подлинную театрализацию. «К торжественности обычно прибегают, — писал Б. Брехт, — пы-таясь придать какому-либо делу значение, которого они начи-сто лишено. Когда же дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность»2.
Отсутствие коллективного, художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрелищем.
Особое значение в социалистическом обществе приобретают формы коллективной художественной самодеятельности, субъектом которых выступает коллектив. Роль таких форм выходит за рамки эстетического воспитания. Не случайно* А. С. Макаренко широко использовал коллективную художественную самодеятельность для раскрытия социального смысла и красоты общественной жизни коллектива, стремясь придать всей его деятельности художественный характер. Н. К. Крупская также подчеркивала значение коллективной художественной деятельности, тесно связанной с эмоциональ-
1 Керженцев П. М. Творческий театр. Пути социалистического те
атра. — Пг.: Книга, 1919, с. 75—76.
2 Брехт Б. Театр. Жизнерадостное воспитание. — Собр. соч.: В 6 т. —•
М.: Искусство, 1965, т. 5, с. 431.
ными переживаниями в области общественной жизни и необходимой для выработки у учащихся сознательного отношения к своей социальной деятельности1. Рассматривая педагогический аспект коллективной художественной деятельности, Б. Т. Лихачев указывает на то, что эта деятельность является средством идеологического воспитания, стимулятором творческой активности общественной жизни, источником духовного богатства2.
Коллективная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной информации, создавая тем самым художественную ценность на ос-нове внеэстетического материала. Характерной особенностью коллективной социально-художественной деятельности явля-ется также ее высокая эмоциональная насыщенность, стиму-лирующая коллективные эмоции.
Такова социально-художественная деятельность, являю-щаяся, сутью театрализации как творческого метода культур-но-просветительной работы и насыщающая сценарии массо-вых трудовых праздников.
В работе сценариста необходимо учитывать следующие основные типы реального действия участников массовой культурно-просветительной работы:
1. Коллективные выходы и шествия.
2. Коллективные выступления, рапорты, переклички.
3. Игровые и церемониальные действия.
Каждый из этих типов реального действия массы в.свою очередь разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников праздника.
Коллективные выходы и шествия в зале клубного учреждения или другом закрытом помещении обычно локальны, охватывают сравнительно небольшой контингент участников и диктуются размерами зала. Однако их использование заметно изменяет ход массового мероприятия.
, -Рассмотрим два мероприятия, подводящие итоги трудового года, проходившие в ленинградских клубах. В некоторых из них, типичных для большинства клубных мероприятий, посвященных этому событию, после фанфар раздвигался, занавес, открывая празднично оформленную сцену и сидящий на ней президиум вечера — знатных ветеранов, Героев Со-
1 См.: Крупская Н. К. Общественное воспитание. — Пед. соч.: В 10 т.
М., 1958, т. 2, с. 138.
2 См.: Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. — М.: Педагогика, 1972,
сб.
ветского Союза, кавалеров орденов, наставников и. т. д. Статичная, хотя и очень торжественная мизансцена не оказывала должного эмоционального впечатления на участников вечера, не задавала нужного настроя. Об этом свидетельствовали продолжительные аплодисменты, а в дальнейшем — шум. В зале установилась формальная обстановка, ощущался разрыв между участниками и зрителями, что расходилось с целевой установкой собравшихся.
Но были и другие, аналогичные по тематике, праздничные театрализованные вечера, в которых музыкально-поэтический пролог напомнил собравшимся о делах предприятия за год, а далее, как бы продолжая этот рассказ, через проходы зала на сцену шли ветераны труда предприятия, победители социалистического соревнования — живая его история. Это шествие вызвало эмоциональный взрыв, аплодисменты переходили в длительную овацию. Устанавливалась атмосфера единства сцены и зала, доверительности, что сказывалось на всем последующем ходе тематического вечера.
Реальное действие в виде различного рода коллективньих Проходов героев трудовых праздников принципиально меняет форму и настрой мероприятий, превращает его из литературно-музыкальной, документальной сценической композиции в массовое театрализованное действо митингового характера. Так, например, большинство праздничных тематических вечеров, посвященных празднованию Победы над фашизмом, проводится как сценарно-режиссерски выстроенный рассказ о событиях Великой Отечественной войны. Обычно такие вечера-рассказы в повествовательной форме излагают материал, используя литературно-художественные средства и выступления приглашенных лиц.
По-другому выглядят клубные вечера той же тематики, в сценарную ткань которых в качестве важнейшего действенного элемента внесены массовые проходы ветеранов войны, сегодняшних воинов и т. д. Вот один из таких вечеров. Тему войны, начатую кинопрологом, подхватывают ведущие, которые рассказывают о тех, кто воевал, об известных и неизвестных героях, о творцах Победы, а затем обращаются в зал: «Здравствуйте, люди бессмертного подвига! Мы приветствуем вас!. Мы гордимся вами. Пусть над- всем миром звучит сегодня песня, ставшая вашим гимном». Под маршевую мелодию Б. Александрова «Марш победителей» через центр зала на-чинается шествие героев войны. Мимо выстроившихся по обе- им сторонам прохода пионеров и октябрят с цветами и вен-ками зелени они поднимаются на сцену, оформлен-
ную кумачовыми полотнищами с лозунгами и орденскими лентами. Вслед за боевыми знаменами к сцене проходят сегодняшние воины — представители всех родов войск. Таким образом, вечер приобрел особое, торжественное звучание, характер активного действия.
Такие проходы через зал на сцену президиума или отдельных групп участников — наиболее распространенная в клубной театрализации разновидность коллективного выхода или шествия. Обычно проходы через зал как бы раздвигают его границы, активизируют аудиторию, настраивают ее на нужное. восприятие.
Создавая в 1977 г. сценарий VII традиционного Дня молодого рабочего, посвященного Великой Октябрьской социалистической революции, мы предусмотрели в прологе шествие знатных людей, символизирующее достижения нашей Родины за шесть десятилетий. Каждый из этих шести проходов через арену Дворца спорта в Ленинграде начинался кино-хроникальной заставкой о событиях данного десятилетия, появлением духового оркестра в костюмах и с песней тех лет и далее переходил в само шествие реальных героев эпохи. В этом художественно-реальном прологе-шествии «60 леген-дарных лет» перед участниками слета молодых передовиков производства и отличников учебы ПТУ зримо прошла трудо-вая династия Петрограда—Ленинграда, что создало припод-нятую, торжественную атмосферу в огромном зале, сплотило собравшихся, помогло почувствовать себя частицей этой тру-довой династии города на Неве. Заданный, благодаря такому шествию в прологе, высокий эмоциональный уровень восприя-тия положительно отразился на реакции зрителей.
Особое значение имеет прохождение отдельных групп и категорий участников того или иного отмечаемого события в театрализации на открытом воздухе, где оно приобретает наиболее массовый характер.
Театрализованное представление, посвященное юбилею образования СССР, поставленное Г. А. Товстоноговым на стадионе им. С. М. Кирова, начиналось прохождением сводного полка ветеранов Ленинградского фронта под легендарными боевыми знаменами. При всех орденах и регалиях. Всё собравшиеся встали и устроили героям восторженную овацию. Этот эмоциональный взрыв окрасил последующее действие, предрешил успех всего представления.
При этом важно, чтобы коллективный выход, шествие были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного мероприятия. Они могут быть как прологом, что да- 60
ет эмоциональный настрой всем участникам, активно включает их в происходящее, так и кульминацией — проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людьми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающегося художественного действия.
Примером коллективного шествия как кульминации может служить праздник «Знамя Победы — знамя Октября», проведенный в Москве на Центральном стадионе им. В. И. Ленина в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне1. Под фонограмму шума нарастающего боя на Восточной трибуне возникала1 горящая свастика, разрушаемая красными стрелами. Ее штурмовали бегущие по полю советские воины. Они достигали купола рейхстага, контур которого возникал на месте свастики, укрепляли на нем Красное знамя — «Знамя Победы — знамя Октября». В этот момент раздавались позывные «Слушайте.все». Участники действия замирали в стоп-кадре, во время которого голос Ю. Левитана возвещал о 0езоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и поздравлял с завершением Великой Отечественной войны. Звучал фрагмент из песни В. Ру-башевского «Победа! Победа! Победа!». На Восточной трибуне колыхалось огромное алое знамя, на поле и трибуне раздавались крики «Ура!», начиналось всеобщее ликование. Все это дополнял салют с использованием пиротехнических эффектов. Затем, исполняя песню А. Александрова «О Советской Армии», на поле выходили шесть военных оркестров и десять строевых подразделений всех родов войск Вооруженных Сил СССР. Навстречу друг другу по беговой дорожке двигались знаменосцы, которые, соединяясь на помосте перед Восточной трибуной, создавали символическую картину Парада Победы 1945 г. Над ними в фоновой группе на трибуне появился памятник «Воину-освободителю». По беговой дорожке на открытых военных машинах в сопровождении почетного караула провозили знамена воинских подразделений, особо отличившихся в Великой Отечественной войне. В этот мО-•мент в едином порыве весь стадион встал. И тогда раздался голос диктора:
«Дорогие товарищи! В этот волнующий час мы приглашаем сейчас к нам на встречу главных героев праздника — фронтовиков и тружеников тыла, достойных представителей нашего героического народа, победившего в войне с фашизмом! Честь вам и слава, победители! Вся страна приветствует вас, вся Земля!».
1 Режиссер-постановщик народный артист РСФСР Б. Н. Петров.
Под торжественную музыку сводного оркестра на дорожку стадиона вышла двухтысячная колонна, в составе которой было 50 Героев Советского Союза, 400 генералов, офицеры, солдаты и труженики тыла — кавалеры орденов. К ним навстречу вышли победители всесоюзного молодежного соревнования, вручив ветеранам войны и труда цветы.
В продолжение шествия весь стадион стоя аплодировал, звучали здравицы в честь советского народа, нашей Родины, Коммунистической партии. Верно подготовленное художест-венными выразительными средствами шествие реальных ге-роев стало кульминацией действия, вызвало взрыв энтузиаз-ма у всех без исключения участников праздника.
В массовом уличном шествии, где коллективное прохож-дение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, художественно оформленные театральные группы, декорированные машины, сценические площадки, интермедии в публике и другие средства театрализации являются своеобразными художественными эпицентрами, вокруг которых концентрируется реальное действие. Однако, как показывает опыт, разрыв художественного и реального действия сразу снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Тем самым изменяется сущность запрограммированного действия и остаются нереализованными предусмотренные воспитательные цели. Этот вывод подтверждается опытом театрализованной массовой работы в Ленинграде и других районах страны.
Вот пример двух театрализованных уличных шествий — в Ленинграде, посвященное юбилею комсомола, и в Клайпеде, посвященное празднику моря. Основным содержанием художественного оформления того и другого шествия были трудовые достижения за годы Советской власти. Им были посвящены декорированные машины, отражавшие в аллегорических построениях, символических мизансценах, театрализованном действии, выступлениях художественной самодеятельности темы героических революционных, боевых и трудовых тради-ций рабочего класса и советской молодежи. В Ленинграде оформление заключительных эпизодов шествия было посвя-щено ударным стройкам, шефству над объектами пятилетки, комсомольским трудовым починам, в Клайпеде — трудовым достижениям корабелов и рыбаков, показу гвардейцев пяти-летки и их молодой смены, ударных бригад. 62
Однако при идентичности содержания, сходстве идейно-эмоциональных выразительных средств эффект был различ-ным.
В Ленинграде художественно оформленные машины, на которых разворачивались эпизоды действия, служили дейст-венным эпицентром, притягивавшим к себе участников теат-рализованного.шествия, собиравшим вокруг себя массу людей, стихийно дифференцируя ее по этапам исторического пути ленинского комсомола. В итоге, к Фондовой бирже и Ростральным колоннам, где был митинг и праздничный фейерверк, пришла многотысячная колонна людей, вовлеченных в массовое действие и организованных с помощью средств театра-лизации.
В Клайпеде этого не произошло, так как линии реального и художественного действия разошлись. Сценарный замысел не предусматривал реального шествия, основной акцент был сделан на карнавальное зрелище с участием сказочных персонажей: Нептуна, русалок, чертей, водяных и т. д. Активного праздничного действия не получилось, театрализация не дала нужного воспитательного эффекта. Выявленная нами ошибка типична для современной культурно-просветительной работы.
Особо следует рассмотреть шествия у исторических ансамблей и мемориалов. Особенность этих шествий заключается в том, что они требуют минимума дополняющих их художественных резонаторов, любых внешних проявлений театральности. Глубокое эмоциональное воздействие на участников шествия у мемориалов оказывает сам факт соприкосновения с документальной атмосферой места.