РЕАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ И РЕАЛЬНОЕ




ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ

В ТРУДОВОМ ПРАЗДНИКЕ

Труд — это опора нашего государства, хорошая работа — это фактор не только политический, но нравственный. Рас­сказать о величии дел рабочих, колхозников, ученых — ос­новная задача творческих работников, создателей театрали­зованных представлений и праздников на тему труда.

Одной из возможностей выражения уважения и почета героям труда и являются театрализованные формы культур-но-просветительной работы, прославляющие самоотвержен-ный труд. Драматургия театрализации выполняет конкрет-ную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герой не может быть вымышленным — это всегда конкретная личность. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, ко­торый был бы наиболее типичен, отвечая сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типич­ность героев будет опираться на включение их в круг таких ассоциаций у собравшихся людей, которые обнаружили бы определенную степень потребности «примерить» судьбу этих героев на себя.

Анализ театрализованных массовых трудовых праздников еще раз подтверждает этот важнейший принцип. Волнующие праздники, вечера, манифестации удавались там, где в центре театрализации был образ ветерана революции, продолжателя славных боевых и трудовых традиций.

Вот как родился и воплотился замысел театрализованного вечера, посвященного 65-летию Октябрьской революции, в Савинском РДК Новгородской обл. С самого начала было решено не увлекаться историей, а сделать акцент на том про­грессе, который принес социализм во всё сферы жизни об­щества, в каждую семью. Такова была сверхзадача. Предстоя- ло выбрать самые яркие, убедительные примеры. С этой целью сценарно-режиссерская группа побывала во всех селах райо­на, в Заборье встретилась с одним из первых комбайнеров-стахановцев — депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. Как живо зазвучали его воспоминания, когда при­сутствующие в зале проследили вместе с ним изменения, происшедшие в районе за годы Советской власти.

Тематический вечер в селе Еткуль Челябинской области
назывался «Анкета века». Один за другим в эпизодах этого
вечера-репортажа проходили реальные герои: от первых пар-
4—3518 49


тизан и красных казаков гражданской войны; ударников пер­вых уральских пятилеток, до сегодняшних героев труда — все вместе они составили коллективный портрет, собира­тельный образ 65-летнего пути Советской власти на Урале.

Другой такой коллективный портрет — собирательный об­раз рабочей династии Петрограда-Ленинграда — был соз­дан в сценарно-режиссерской разработке «Дня молодого ра-бочего» — традиционного праздника ленинградской молоде-жи. В его эпизодах действовали реальные герои: участники революции, инициаторы первых ударных бригад, трудовые наставники, воспитанники ПТУ, династии ленинградских рабо­чих. Именно такая поэпизодная конкретизация героев празд­ника сделала масштабней, рельефней собирательный образ династии ленинградских рабочих.

Театрализованные формы культурно-просветительной ра­боты с участием конкретного героя ориентируются на три ячейки нашего общества: трудовой коллектив, общественный коллектив, семью. Задачи культурно-просветительных учреж­дений по художественному оформлению трудовой деятельно­сти личности и общества должны быть тесно связаны с эти- • ми формами реализации интересов людей. Необходимо, чтобы театрализация помогала людям обсуждать дела бригады, предприятия, видеть плоды своего труда.

Казалось, нет ничего проще, чем организовать встречу то­варищей по труду в виде «Голубого огонька». Но вот беда, чем больше стараются организаторы, тем меньше искренности и заинтересованности, тем больше скованности у пришедших. Почему это происходит? А все дело в том, что присутствую­щие не чувствуют себя участниками происходящего, а лишь зрителями, слушателями. Задача сценаристов и режиссеров — попытаться превратить аудиторию в сотворца театрализации, вызвать потребность быть активным действующим лицом трудового праздника, а не пассивным наблюдателем.

Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария в каждом из его эпизодов, к обобщенному, символическому, собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекват­ному идее торжества. Причем, эту образность подсказывают реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Так по-являются «Анкета века», «Символическая рабочая династия», «Союз труда и искусства» и т. д. Диалектика общего и част-ного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно ха-рактерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро. 50


Важнейшее методическое требование театрализации в том, чтобы в сценарной разработке любой праздник, знаменатель-ное событие, торжественная дата были связаны с той общ­ностью людей (трудового коллектива, района, города, села), в котором они отмечаются. А это значит, что в первую оче­редь должны быть точно подобраны герои театрализации, ко­торые своей судьбой, трудовой деятельностью наиболее от­вечают празднуемому событию. '

Именно в показе таких людей, в воздействии образом сов­ременника, его ярким положительным примером — воспита­тельная суть театрализации. Поиски героя всегда были глав­ной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущего произведения литературы и искусства.

Каковы же основные методические требования к выбору реального героя трудового праздника?

Прежде всего это должен быть конкретный человек — участник того или иного события, ратного и трудового подви­га. Казалось бы, это элементарная истина, продиктованная социальными функциями театрализации. Однако на практике реальные герои, персонифицированные образы современника подменяются сценической композицией с литературными ге­роями. В этом случае театрализация трактуется как умелый монтаж. Конечно, такие монтажи необходимы, однако лишь в качестве иллюстративного материала. Но ведь театрали­зация всегда ситуативна, вызывается определенными социаль­ными потребностями личности, которые должны быть макси­мально реализованы культпросветработниками. Человек при­шел на праздник, тематический вечер, торжественную церемо­нию, движимый своим отношением к реальному событию, кото­рому они посвящены, и обязательно должен проявить свое ак-тивное отношение к этому событию, а для этого почувствовать себя одним из героев. Если же мы предложим спектакль, ком-позицию, а не театрализованное действие, то оставим неудов-летворенными те потребности, которые вызвали к жизни теат-рализацию.

Работа режиссера и сценариста с реальным героем теат­
рализации необычайно сложна, требует продуманной худо­
жественно-педагогической программы, умения и такта. Ведь
здесь приходится иметь дело каждый раз с новыми людьми,
которые не являются профессиональными актерами, зачастую
лишены умения складно говорить, теряются на сцене. Опыт
режиссера заключается не только в умении придумать тот
или иной эпизод, но и суметь вывести реального героя к ауди­
тории с органично возникшим у него чувством собственной ■ 51


потребности такого выхода в рамках задуманного сценарно-режиссерского решения. Здесь нет и не может быть взаимо­отношений «Режиссер — актер», как и вообще не может быть никакой аналогии между реальным героем театрализации и актером. Сценарно-режиссерская работа с героями, участ­вующими в театрализованном действии, должна строиться та­ким образом, чтобы у людей постепенно зарождалось чувство необходимости и органичности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены, как будто это их собственный за­мысел.

К сожалению, на практике частой ошибкой сценаристов и режиссеров является превращение героя театрализованного действия в актера. Нередки сценарии, в которых такого героя делают участником игровых сцен, заставляют читать стихи, петь, танцевать и т. д., ставя его тем самым в неловкое поло­жение. Сколько раз приходилось ощущать неловкость на тру­довых праздниках, когда приглашенные участники действия по воле сценариста произносят не свои, а заученные, пусть и очень важные фразы, разыгрывая «воспоминания» у бутафор-ских партизанских костров.

Во время театрализованного представления «Ради жизни на земле», посвященного освобождению г. Новгорода от не­мецко-фашистских захватчиков, в одном из эпизодов мать Героя Советского Союза возлагала цветы к деревянному обе­лиску на сцене, после чего объявлялась минута молчания. Преклоненная у бутафорского обелиска, уважаемая всеми женщина вызвала у аудитории вместо внутренней взволнован­ности ощущение неловкости, рожденное наигранностью и неправдой происходящего. Сценарист и режиссер поставили в данном игровом приеме героиню в ложное положение, сде­лав эпизод фальшивым.

Напротив, путаные, сбивчивые, но идущие от всего серд­ца слова, в которых действительно «оживают» воспоминания, не нуждаются в каком-либо антураже.

Запомнился праздник партизанской славы в г. Новгороде. В выступлениях его героев как бы прошла вся хроника жиз­ни знаменитой «Партизанской республики», но каждый из них вспоминал лишь один эпизод своей боевой биографии. Организаторы праздника не «украшали» эпизоды. Наоборот, обстановка была естественной, безыскусной, подчеркивающей сиюминутность каждого выступления. Это была история в лицах, в которой реальные герои выступлениями создавали образный строй праздника. 52


Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что конкретизация биографического материала в сценарии высту-пает как важное идейно-эмоциональное выразительное сред-ство его образного решения. Чем конкретнее такой сценарный материал, тем ярче реальный образ героя театрализации. Не-конкретность же материала сценария делает образ реально-го героя менее выразительным, даже при усилении его режис-серскими приемами.

Суть театрализации заключается в том, чтобы реальный герой не играл на сцене, а действовал естественно, нес кон-кретную информацию, которую сценарист и режиссер призва-ны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными средствами. Эти линии реального и художественного взаимо-действуют в эпизодах, но не сливаются в единое целое. От-сюда задача режиссера создать атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши, излишней громкости вокруг своего героя. К сожалению, часты еще приемы, когда помпез-ностью, «громом фанфар» организаторы театрализованных действий пытаются скрыть скудость замысла, отсутствие ре-жиссерской мысли. Это особенно заметно в праздниках, по-священных чествованию героев труда. Разумеется, здесь труднее всего найти образное решение, театрализовать реаль-ное действие. Вот и складывается дежурный штамп: герой, сидящий на сцене, несколько обращенных к нему приветствий, художественные номера по его заявке и т. д., — но главное, чтобы было «покрасивее». Это поверхностный, «истертый» штамп, лишенный конкретного содержания, абсолютно не связанный с личностью героя.

Но есть и другой путь, когда биографический материал ре-
ального героя подсказывает оригинальный сценарный пово-
рот, позволяет создать яркое театрализованное представле-
ние с добротной сюжетной основой. Такова практика прове-
дения лучших вечеров-портретов в клубах страны. Трудовой
путь доярки на таком вечере вызывает к жизни ассоциацию
с «молочной рекой», надоенной ее руками, а жизненный путь
шофера ассоциируется с бесконечной дорогой. Такой образ­
ный сюжетный ход выступает в качестве сценарно-режиссер-
ского стержня всех эпизодов.

Однако само по себе появление реального героя или рас-сказ о нем в лицах не создают еще нужной образности. Необ-ходимо, чтобы герой вызывал доверие зала, был близок нам, узнаваем, что достигается с помощью художественно-образ-ного обобщения, художественной ассоциации, выступающей


вторым планом того или иного эпизода, а также всего сцена­рия в целом.

Внутри эпизода, центром которого является выступление реального героя, нужно так располагать художественный ма­териал, чтобы он становился как бы прологом или эпилогом действия, помогая тем самым ассоциативному «узнаванию» героя. Причем важно, чтобы выбранные художественные средства были обусловлены сценарным материалом, компо­новались с ним.

На одном из вечеров, посвященном чествованию ветерана труда, участника Великой Отечественной войны, эпизод, сим­волизирующий его боевой путь, был построен следующим об­разом: звучала песня В. П. Соловьева-Седого «Баллада о сол­дате», синхронно проходили кадры кинохроники о фронто-' вых дорогах от Москвы до Берлина, а затем этот обобщенный кино-музыкальный рассказ о советском солдате продолжал выходящий на сцену через зал ветеран, кавалер боевых и тру­довых орденов и медалей—реальный герой вечера. Киномон­таж и песня создавали обобщенный образ советского солда­та и явились художественной заставкой к появлению реаль­ного героя, вызывали в зале определенный настрой, припод­нятую эмоциональную атмосферу.

В качестве примера можно привести и эпизод из сценария праздника «День молодого рабочего». По ходу рассказа о трудовых традициях загорался экран, на котором проходили фрагменты из фильмов «Мы из Кронштадта», «Депутат Бал­тики», «Юность Максима». В конце этого кинорассказа о ра-бочем парне Максиме как бы с экрана «сходил» и шел из глубины сцены народный артист СССР Б. П. Чирков. Он го-ворил о старых питерских рабочих — тех, кто создавал боль-шую трудовую ленинградскую династию, и приглашал на сце-ну старейшего питерского рабочего. Звучала старая револю-ционная песня, по проходу выстраивались учащиеся ПТУ, только что пришедшие в училище. Через эту шеренгу прохо-дил на сцену ветеран. Каждый из ребят дарил ему гвоздику, так что на сцену он выходил с охапкой алых цветов.

Данный эпизод создает ассоциативный образ представи-теля питерского рабочего класса. Включение кинофрагмен-тов точно объединило художественный образ с реальным ге-роем — представителем рабочей династии. Развитие заключа-лось в логическом переходе от кинообраза к живому актеру, его создавшему, а от него — к реальному герою праздника. Ху-дожественный материал способствовал эмоциональному «уз-наванию» героя, возникновению потребности в подражании. 54


Таким образом, документальный материал сценария, свя­занный с жизнью реального героя будущей театрализации, является не самоцелью, а основой для образного решения и последующего монтажа эпизодов. В противном случае не про­изойдет перевода словесного материала в образный ряд, и сценарий останется литературным произведением, пусть да­же и достаточно добротным. Такой журналистский подход к вечеру-портрету, его сравнение, например, с портретным очер­ком встречается еще, к сожалению, в теории и методике ху­дожественно-пропагандистской работы. Именно журналист­ский подход позволяет по аналогии с литературными жанра­ми рассматривать как разновидность вечера-портрета пресс-конференцию, являющуюся по сути дела формой устной про­паганды, а не театрализации.

Режиссер и сценарист театрализованного массового дейст­вия должны проводить большую предварительную работу по поиску и отбору реальных героев. Эта работа должна пред­варять поиск образного решения и отбор выразительных средств театрализации.

Проблема кропотливого выбора реального героя трудо­вых праздников является очень важным, но, к сожалению, мало разработанным аспектом деятельности организаторов массового действия. А между тем она имеет ряд важных ме­тодических моментов.

Необходимо всемерно расширять круг реальных героев театрализованной массовой работы. Часто приходится стал­киваться с такой ситуацией, когда волей сценаристов и ре­жиссеров одни и те же люди, хотя и очень достойные, много сделавшие для процветания нашей страны, того или иного го­рода, предприятия, из раза в раз являются героями трудовых праздников. Это также способствует превращению театрали­зации в своего рода штамп, а кроме того, снижает воспита­тельную эффективность трудовых праздников. В сценариях такого рода обычно нет подробной драматургической разра­ботки материала, а есть шаблонная канва, в которую мож-. но вставить любого выступающего. Привлечение реального героя вообще, когда в сценарии человек не занимает места, где необходим он и только он, когда вместо имени стоит, на­пример, «старейший рабочий» или «участник Великой Отече­ственной войны», приводит к потере конкретности сценарно-режиссерского хода, размыву эффективности воздействия ин­дивидуальности человека на присутствующих. Очевидно, сце­наристам трудовых праздников правильнее идти по другому пути: от поисков героев с яркой, интересной биографией,


наиболее полно отвечающей теме театрализации и идее ав­торского замысла, к последующему выстраиванию на этой ос­нове логики сценария.

И здесь еще раз хочется отметить важность предваритель­ной работы с реальными героями будущего массового дейст­вия. Они должны чувствовать себя не «пешками» в руках ре­жиссера, а соавторами торжества. Правильно поступает ре­жиссер, если он подробно раскрывает перед участниками по­становочный замысел, советуется с ними, вместе выстраивает действие.

Очень нужна предварительная работа сценариста и режис­сера над выступлением героя. Существует неправильная точ­ка зрения, что такой работы быть не должно, ибо она не этич-на по отношению к личности выступающего. Опыт же показы-вает, что при доверительной атмосфере коллективной подго-товки массового действия такая работа вполне органична, помогает герою вписаться в театрализованное действие, вы-строить логику своего поведения.

Народный артист СССР И. М. Туманов неоднократно под-черкивал необходимость отдельной работы сценариста и ре-жиссера с реальным героем задолго до начала праздника. Именно в этом он видел возможность придать мероприятию необходимый «взлет, градус, энергию», которые соответство­вали бы самому действию. Так, в частности, было во время подготовки праздника для делегатов съезда комсомола. Пред­варительная работа с реальными героями помогла дать ощу­щение азарта, прелести полемики в задуманном сценарно-ре-жиссерском ходе — живом и интересном диалоге-перекличке комсомольцев-ветеранов 30—40-х годов и сегодняшней моло­дежи.

Мы видим, что задача сценариста и режиссера массового театрализованного трудового праздника состоит не только в организации материала, но, что особенно важно, в органи­зации аудитории, то есть культурной самодеятельности, реаль­ной коллективной общности участников, отдельных ее пред­ставителей — героев тех или иных свершений. Театрализа­ция при этом выступает как особым образом организован­ное и художественно оформленное действие масс.

В этом плане важна высказанная еще в 1919 г. мысль тео­ретика советского массового театра П. М. Керженцева о том, что «празднество остается мертвым и холодным, если сама толпа не явится действующим лицом его, а будет лишь спо­койным театральным зрителем... Празднество не будет празд­неством, если толпа-своим творческим участием не превра-56


тит его в таковое. Без активности масс — нет и празднества, нет радости».

Совершенно идентичная документально-художественная канва трудовых праздников может вызвать различный эмо­циональный накал, в зависимости от правильности понимания культурно-просветительными работниками сути методики теат­рализации. В одном случае документально-художественный материал может стать самоцелью, превратив праздник в доб­ротную литературно-музыкальную композицию в честь тру­довых свершений, в спектакль для собравшихся. В другом — явиться резонатором, а не сутью действия в эпизоде. В цент­ре же его будут находиться коллективные герои, их реальное действие: торжественные проходы через зал, напутствия ве­теранов молодежи, рапорты, переклички, другие коллектив­ные выступления, превращающие трудовой праздник в мас­совую реально-художественную манифестацию.

Действие массы участников трудового праздника стано­вится тем барьером, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным тек-стом, — ту мнимую торжественность, которая является атри-бутом театральщины, и подлинную театрализацию. «К тор­жественности обычно прибегают, — писал Б. Брехт, — пы-таясь придать какому-либо делу значение, которого они начи-сто лишено. Когда же дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность»2.

Отсутствие коллективного, художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрели­щем.

Особое значение в социалистическом обществе приобре­тают формы коллективной художественной самодеятельно­сти, субъектом которых выступает коллектив. Роль таких форм выходит за рамки эстетического воспитания. Не случайно* А. С. Макаренко широко использовал коллективную худо­жественную самодеятельность для раскрытия социального смысла и красоты общественной жизни коллектива, стремясь придать всей его деятельности художественный характер. Н. К. Крупская также подчеркивала значение коллективной художественной деятельности, тесно связанной с эмоциональ-

1 Керженцев П. М. Творческий театр. Пути социалистического те­
атра. — Пг.: Книга, 1919, с. 75—76.

2 Брехт Б. Театр. Жизнерадостное воспитание. — Собр. соч.: В 6 т. —•
М.: Искусство, 1965, т. 5, с. 431.


ными переживаниями в области общественной жизни и необ­ходимой для выработки у учащихся сознательного отношения к своей социальной деятельности1. Рассматривая педагоги­ческий аспект коллективной художественной деятельности, Б. Т. Лихачев указывает на то, что эта деятельность является средством идеологического воспитания, стимулятором твор­ческой активности общественной жизни, источником духов­ного богатства2.

Коллективная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной инфор­мации, создавая тем самым художественную ценность на ос-нове внеэстетического материала. Характерной особенностью коллективной социально-художественной деятельности явля-ется также ее высокая эмоциональная насыщенность, стиму-лирующая коллективные эмоции.

Такова социально-художественная деятельность, являю-щаяся, сутью театрализации как творческого метода культур-но-просветительной работы и насыщающая сценарии массо-вых трудовых праздников.

В работе сценариста необходимо учитывать следующие основные типы реального действия участников массовой куль­турно-просветительной работы:

1. Коллективные выходы и шествия.

2. Коллективные выступления, рапорты, переклички.

3. Игровые и церемониальные действия.

Каждый из этих типов реального действия массы в.свою очередь разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участ­ников праздника.

Коллективные выходы и шествия в зале клубного учреж­дения или другом закрытом помещении обычно локальны, ох­ватывают сравнительно небольшой контингент участников и диктуются размерами зала. Однако их использование замет­но изменяет ход массового мероприятия.

, -Рассмотрим два мероприятия, подводящие итоги трудо­вого года, проходившие в ленинградских клубах. В некото­рых из них, типичных для большинства клубных мероприятий, посвященных этому событию, после фанфар раздвигался, за­навес, открывая празднично оформленную сцену и сидящий на ней президиум вечера — знатных ветеранов, Героев Со-

1 См.: Крупская Н. К. Общественное воспитание. — Пед. соч.: В 10 т.
М., 1958, т. 2, с. 138.

2 См.: Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. — М.: Педагогика, 1972,
сб.


ветского Союза, кавалеров орденов, наставников и. т. д. Ста­тичная, хотя и очень торжественная мизансцена не оказывала должного эмоционального впечатления на участников вечера, не задавала нужного настроя. Об этом свидетельствовали про­должительные аплодисменты, а в дальнейшем — шум. В за­ле установилась формальная обстановка, ощущался разрыв между участниками и зрителями, что расходилось с целевой установкой собравшихся.

Но были и другие, аналогичные по тематике, праздничные театрализованные вечера, в которых музыкально-поэтический пролог напомнил собравшимся о делах предприятия за год, а далее, как бы продолжая этот рассказ, через проходы зала на сцену шли ветераны труда предприятия, победители социа­листического соревнования — живая его история. Это шест­вие вызвало эмоциональный взрыв, аплодисменты переходи­ли в длительную овацию. Устанавливалась атмосфера единст­ва сцены и зала, доверительности, что сказывалось на всем последующем ходе тематического вечера.

Реальное действие в виде различного рода коллективньих Проходов героев трудовых праздников принципиально меня­ет форму и настрой мероприятий, превращает его из литера­турно-музыкальной, документальной сценической композиции в массовое театрализованное действо митингового характе­ра. Так, например, большинство праздничных тематических вечеров, посвященных празднованию Победы над фашизмом, проводится как сценарно-режиссерски выстроенный рассказ о событиях Великой Отечественной войны. Обычно такие ве­чера-рассказы в повествовательной форме излагают матери­ал, используя литературно-художественные средства и выступ­ления приглашенных лиц.

По-другому выглядят клубные вечера той же тематики, в сценарную ткань которых в качестве важнейшего действен­ного элемента внесены массовые проходы ветеранов войны, сегодняшних воинов и т. д. Вот один из таких вечеров. Тему войны, начатую кинопрологом, подхватывают ведущие, кото­рые рассказывают о тех, кто воевал, об известных и неизвест­ных героях, о творцах Победы, а затем обращаются в зал: «Здравствуйте, люди бессмертного подвига! Мы приветству­ем вас!. Мы гордимся вами. Пусть над- всем миром звучит се­годня песня, ставшая вашим гимном». Под маршевую мелодию Б. Александрова «Марш победителей» через центр зала на-чинается шествие героев войны. Мимо выстроившихся по обе- им сторонам прохода пионеров и октябрят с цветами и вен-ками зелени они поднимаются на сцену, оформлен-


ную кумачовыми полотнищами с лозунгами и орденскими лен­тами. Вслед за боевыми знаменами к сцене проходят сегод­няшние воины — представители всех родов войск. Таким об­разом, вечер приобрел особое, торжественное звучание, харак­тер активного действия.

Такие проходы через зал на сцену президиума или отдель­ных групп участников — наиболее распространенная в клуб­ной театрализации разновидность коллективного выхода или шествия. Обычно проходы через зал как бы раздвигают его границы, активизируют аудиторию, настраивают ее на нужное. восприятие.

Создавая в 1977 г. сценарий VII традиционного Дня мо­лодого рабочего, посвященного Великой Октябрьской социа­листической революции, мы предусмотрели в прологе шествие знатных людей, символизирующее достижения нашей Роди­ны за шесть десятилетий. Каждый из этих шести проходов через арену Дворца спорта в Ленинграде начинался кино-хроникальной заставкой о событиях данного десятилетия, появлением духового оркестра в костюмах и с песней тех лет и далее переходил в само шествие реальных героев эпохи. В этом художественно-реальном прологе-шествии «60 леген-дарных лет» перед участниками слета молодых передовиков производства и отличников учебы ПТУ зримо прошла трудо-вая династия Петрограда—Ленинграда, что создало припод-нятую, торжественную атмосферу в огромном зале, сплотило собравшихся, помогло почувствовать себя частицей этой тру-довой династии города на Неве. Заданный, благодаря такому шествию в прологе, высокий эмоциональный уровень восприя-тия положительно отразился на реакции зрителей.

Особое значение имеет прохождение отдельных групп и категорий участников того или иного отмечаемого события в театрализации на открытом воздухе, где оно приобретает наи­более массовый характер.

Театрализованное представление, посвященное юбилею образования СССР, поставленное Г. А. Товстоноговым на ста­дионе им. С. М. Кирова, начиналось прохождением сводного полка ветеранов Ленинградского фронта под легендарными боевыми знаменами. При всех орденах и регалиях. Всё соб­равшиеся встали и устроили героям восторженную овацию. Этот эмоциональный взрыв окрасил последующее действие, предрешил успех всего представления.

При этом важно, чтобы коллективный выход, шествие бы­ли органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализо­ванного мероприятия. Они могут быть как прологом, что да- 60


ет эмоциональный настрой всем участникам, активно вклю­чает их в происходящее, так и кульминацией — проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людь­ми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающего­ся художественного действия.

Примером коллективного шествия как кульминации мо­жет служить праздник «Знамя Победы — знамя Октября», проведенный в Москве на Центральном стадионе им. В. И. Ленина в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне1. Под фонограмму шума нарастающего боя на Восточной трибуне возникала1 горящая свастика, раз­рушаемая красными стрелами. Ее штурмовали бегущие по полю советские воины. Они достигали купола рейхстага, кон­тур которого возникал на месте свастики, укрепляли на нем Красное знамя — «Знамя Победы — знамя Октября». В этот момент раздавались позывные «Слушайте.все». Участники действия замирали в стоп-кадре, во время которого голос Ю. Левитана возвещал о 0езоговорочной капитуляции гер­манских вооруженных сил и поздравлял с завершением Вели­кой Отечественной войны. Звучал фрагмент из песни В. Ру-башевского «Победа! Победа! Победа!». На Восточной трибу­не колыхалось огромное алое знамя, на поле и трибуне раз­давались крики «Ура!», начиналось всеобщее ликование. Все это дополнял салют с использованием пиротехнических эф­фектов. Затем, исполняя песню А. Александрова «О Совет­ской Армии», на поле выходили шесть военных оркестров и десять строевых подразделений всех родов войск Вооружен­ных Сил СССР. Навстречу друг другу по беговой дорожке двигались знаменосцы, которые, соединяясь на помосте перед Восточной трибуной, создавали символическую картину Па­рада Победы 1945 г. Над ними в фоновой группе на трибуне появился памятник «Воину-освободителю». По беговой дорож­ке на открытых военных машинах в сопровождении почетно­го караула провозили знамена воинских подразделений, осо­бо отличившихся в Великой Отечественной войне. В этот мО-•мент в едином порыве весь стадион встал. И тогда раздался голос диктора:

«Дорогие товарищи! В этот волнующий час мы приглаша­ем сейчас к нам на встречу главных героев праздника — фрон­товиков и тружеников тыла, достойных представителей на­шего героического народа, победившего в войне с фашизмом! Честь вам и слава, победители! Вся страна приветствует вас, вся Земля!».

1 Режиссер-постановщик народный артист РСФСР Б. Н. Петров.


Под торжественную музыку сводного оркестра на дорож­ку стадиона вышла двухтысячная колонна, в составе которой было 50 Героев Советского Союза, 400 генералов, офицеры, солдаты и труженики тыла — кавалеры орденов. К ним нав­стречу вышли победители всесоюзного молодежного соревно­вания, вручив ветеранам войны и труда цветы.

В продолжение шествия весь стадион стоя аплодировал, звучали здравицы в честь советского народа, нашей Родины, Коммунистической партии. Верно подготовленное художест-венными выразительными средствами шествие реальных ге-роев стало кульминацией действия, вызвало взрыв энтузиаз-ма у всех без исключения участников праздника.

В массовом уличном шествии, где коллективное прохож-дение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, художественно оформленные театральные группы, декорированные машины, сценические площадки, интермедии в публике и другие средства театрали­зации являются своеобразными художественными эпицентра­ми, вокруг которых концентрируется реальное действие. Однако, как показывает опыт, разрыв художественного и реального действия сразу снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Тем самым изменяется сущность запрограммированного действия и остаются нереализованными предусмотренные воспитатель­ные цели. Этот вывод подтверждается опытом театрализован­ной массовой работы в Ленинграде и других районах стра­ны.

Вот пример двух театрализованных уличных шествий — в Ленинграде, посвященное юбилею комсомола, и в Клайпеде, посвященное празднику моря. Основным содержанием худо­жественного оформления того и другого шествия были трудо­вые достижения за годы Советской власти. Им были посвя­щены декорированные машины, отражавшие в аллегорических построениях, символических мизансценах, театрализованном действии, выступлениях художественной самодеятельности темы героических революционных, боевых и трудовых тради-ций рабочего класса и советской молодежи. В Ленинграде оформление заключительных эпизодов шествия было посвя-щено ударным стройкам, шефству над объектами пятилетки, комсомольским трудовым починам, в Клайпеде — трудовым достижениям корабелов и рыбаков, показу гвардейцев пяти-летки и их молодой смены, ударных бригад. 62


Однако при идентичности содержания, сходстве идейно-эмоциональных выразительных средств эффект был различ-ным.

В Ленинграде художественно оформленные машины, на которых разворачивались эпизоды действия, служили дейст-венным эпицентром, притягивавшим к себе участников теат-рализованного.шествия, собиравшим вокруг себя массу людей, стихийно дифференцируя ее по этапам исторического пути ле­нинского комсомола. В итоге, к Фондовой бирже и Ростраль­ным колоннам, где был митинг и праздничный фейерверк, пришла многотысячная колонна людей, вовлеченных в мас­совое действие и организованных с помощью средств театра-лизации.

В Клайпеде этого не произошло, так как линии реального и художественного действия разошлись. Сценарный замысел не предусматривал реального шествия, основной акцент был сделан на карнавальное зрелище с участием сказочных пер­сонажей: Нептуна, русалок, чертей, водяных и т. д. Активного праздничного действия не получилось, театрализация не дала нужного воспитательного эффекта. Выявленная нами ошибка типична для современной культурно-просветительной работы.

Особо следует рассмотреть шествия у исторических ан­самблей и мемориалов. Особенность этих шествий заключа­ется в том, что они требуют минимума дополняющих их ху­дожественных резонаторов, любых внешних проявлений теат­ральности. Глубокое эмоциональное воздействие на участни­ков шествия у мемориалов оказывает сам факт соприкосно­вения с документальной атмосферой места.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: