В основе деятельности режиссера массового театра ле-жит реальное событие. Если театральный режиссер интерпре-тирует драматургическое произведение, то режиссер массово-го праздника должен дать художественную интерпретацию жизни. Умом, сердцем и талантом таких режиссеров созда-ется событийный праздничный календарь, сопровождающий труд, общественную жизнь и быт человека. Чтобы создать та-кой календарь, нужно быть «художественным летописцем» своего коллектива, района, города, села.
Говоря о воспитательных возможностях массового празд-ника, мы должны прежде всего проанализировать сложив-шуюся в нашей стране систему трудовых и общественно-по-литических праздников. Исследования показывают, что на уровне коллектива, района, отдельных категорий населения функционирует стабильный праздничный календарь, основу которого составляет общесоюзный календарь, насчитывающий 33 профессиональных трудовых праздника.
Из 170 трудовых художественно-массовых мероприятий, проведенных в 1984 г. в коллективах Западно-Сибирского ме-таллургического завода имени 50-летия Октября (ЗСМЗ), Кузнецкого машиностроительного завода, шахт Экибастузско-го угольного бассейна и, др., 14 были связаны со стабильны-ми событиями — День металлурга, День шахтера, День ма-шиностроителя, «золотой» юбилей начала движения за ком-мунистический труд, День молодого рабочего и др. К ним при-бавились такие местные праздники, как. чествование рабочей династии, юбилей старейшего рабочего предприятия, приня-тие в почетные граждане создателей колхоза им. И, В. Мичу-рина (Промышленовский район Кемеровской области), до-срочное выполнение планов трудового года и др.
Анализ тематической направленности массовых праздни-ков, входящих во всесоюзный и региональный календари, а также в праздничный календарь предприятий, показывает,
|
что на всех этих уровнях преобладают трудовые праздники как общие, так и местные. В плане социального развития кол-лектива объединения «Кировский завод» на 1980—1985 гг. ко-личество запланированных трудовых праздников возросло с 80 до 89. Из числа массовых праздников, проведенных в г. Ке-мерово за 1983—1984 гг., около 80% составляли трудовые. Событийный календарь Кировского завода, а также ЗСМЗ позволяет сделать вывод о том, что тематика праздников, их основные компоненты, отобранный для сценариев докумен-тальный материал тесно связаны с трудовой жизнью социалистического коллектива, отражают ее производствен-но-экономические, социально-психологические, воспитатель-ные аспекты. Это относится, в первую очередь, к выступлени-ям руководителей предприятия, его отдельных подразделений, представителей партийных, комсомольских и профсоюзных органов, передовиков труда, лучших людей предприятия; це-ремониям вручения переходящих Красных знамен, награж-дениям вымпелами, грамотами, ценными подарками и т. п.; трудовым отчетам, рапортам, перекличкам, шествиям; приня-тию социалистических обязательств, подписанию договоров; трудовым конкурсам и соревнованиям по профессиям. Эти компоненты образуют сценарную основу массового трудового праздника, причем их отбор диктуется в каждом случае це-левой установкой и воспитательными задачами.
Рассмотрим в качестве примера трудового праздника, по-лучившего широкое распространение во всех без исключения регионах и коллективах страны, — «Посвящение в рабочий класс». Этот праздник впервые был проведен в Ленинграде в октябре 1963 г. В нем принимают участие молодые рабочие, вчерашние выпускники профессионально-технических учи-лищ, члены производственных бригад, в которых они начина-ют свою трудовую биографию, знатные люди предприятия, его руководители, ветераны труда, а также родители, учите-ля, наставники и друзья молодых рабочих. Можно сказать, что праздник носит массовый характер, интегрирует в одном действии различные группы, способствуя тем самым социаль-но-психологическому единству коллектива предприятия. В со-держании отдельных элементов праздника прослеживается взаимосвязь и с другими социальными функциями коллекти-ва. Производственная информация содержится в выступлени-ях руководителей предприятия, знатных рабочих, во фрагмен-тах кинохроники и документальных фильмов, входящих в сце-нарий, в выставках, стенгазетах и других компонентах, от-ражающих социально-экономическую жизнь предприятия.
|
Одновременно в этих и ряде других составляющих находят свое отражение воспитательные, социально-психологические аспекты деятельности коллектива предприятия. Напутствие старших товарищей, демонстрация отцовского отношения к молодым рабочим, выражение надежды на них в будущем создает на празднике приподнятую атмосферу, а театрализо-ванный рассказ о героях труда, работающих на предприятии, наглядно являет положительный пример трудового пути, вы-ступая в. качестве своеобразного механизма передачи соци-ального опыта.
|
Вот как была выстроена композиция сценария «Дня мо-лодого рабочего» в коллективе трудящихся Западно-Сибир-ского металлургического завода им. 50-летия Октября. Он состоял из нескольких блоков, объединивших документаль-но-публицистическое, ритуально-символическое и художест-венно-образное действие:
— «Незабываемые страницы» (эпизод был построен на
основе материалов Западно-Сибирской студии кинохроники,
кульминация — вынос знамени Почета областного штаба
комсомольских строек и парад первостроителей).
— «Мы и наш завод сегодня» (рассказ о бригадах комму-
нистического труда, победителях социалистического соревно-
вания, вручение премий, выступление секретаря районного ко-
митета ВЛКСМ о вкладе комсомольцев Запсиба в трудовые
свершения г. Новокузнецка).
— «Завод — вся моя жизнь» (встреча с первостроителем
. Запсиба, короткие интервью с ветеранами завода, музыкаль-
ные подарки от молодых рабочих — участников цеховых кол-
лективов художественной самодеятельности).
— «Учеба и труд рядом живут» (рассказ о молодых рабо-
чих, продолжающих образование без отрыва от производства
в Новокузнецком металлургическом техникуме и Сибирском
металлургическом институте).
— «Портрет молодого рабочего ЗСМЗ» (рассказ о пере-
довиках производства, активистах комсомольской жизни).
— «Молодые гвардейцы пятилетки» (трудовой рапорт ком-
сомольско-молодежных бригад, вручение секретарем обко-
ма ВЛКСМ Почетных знаков ЦК ВЛКСМ).
— «Эстафету трудовых дел — молодым» (выступление ма-
стера производственного обучения заводского ПТУ с расска-
зом о выпускниках ПТУ, молодых рабочих ЗСМЗ, выступление
председателя совета ветеранов и председателя совета наставников ЗСМЗ с рассказом о первых трудовых успехах моло-дых рабочих).
— «Приветствие пионеров — молодым рабочим».
— «Конкурс профессионального мастерства молодых ра-
бочих» (рассказ о ветеранах труда — членах жюри конкурса,
конкурсные соревнования, награждение победителей, вынос
Трудовых знамен ЗСМЗ, передача ветеранами победителям
конкурса профессионального мастерства рабочего инструмен-
та, трудовой наказ ветеранов молодым рабочим).
— «Клятва Запсибовца» (парад комсомольско-молодеж-
ных бригад, вынос символического факела трудовых сверше-
ний, клятва у знамени предприятия).
Таким образом, проанализированные блоки-эпизоды празд-ника наглядно отражают производственно-экономические и социально-психологические аспекты жизни трудового коллек-тива. Однако все эти элементы подчинены решению важной воспитательной задачи — обеспечить быстрое и эффективное* вхождение молодых рабочих в трудовой коллектив, способ-ствовать овладению ими профессиональным мастерством, ак-тивному включению в общественно-политическую жизнь тру-дового коллектива, то есть стимулировать процесс их соци-альной адаптации.
Четыре группы трудовых праздников охватывают в оп-ределенной последовательности важнейшие этапы формиро-вания и развития личности в труде. Эти праздники как бы. ведут человека по жизни, образуя своеобразную воспитатель-ную систему.
Первая группа — праздники трудового рождения, вхожде-ния в коллектив посвящение в рабочий класс, праздники первой получки, присвоение разряда, день молодого рабоче-го, праздник встречи поколений и др.
Вторая группа — праздники трудового развития, мастер-ства: дни профессий, праздник присвоения звания ударника,. конкурсы мастерства, соревнования по профессиям и т. д.
Третья группа — праздники трудовых свершений и побед: пуск объекта, смотры выполнения планов, торжественное под-ведение итогов социалистического соревнования и т. д.
Четвертая группа — праздники трудовой славы: чество-вания, вечера-портреты, награждение, присвоение почетных званий, проводы на пенсию и т. д.
Все эти группы соответствуют этапам жизни производ-ственного коллектива и в то же время представляют важней-шие направления развития в нем массовых праздников.
Так, идея публичного, зримого, начала трудовой биогра-фии, первой встречи молодого рабочего с производственным коллективом вслед за праздниками посвящения в рабочий
класс дала жизнь целому ряду праздников посвящения в ту или иную профессию, специальность. В тесной связи с трудом родился в Ленинграде и праздник первой получки, также ши-роко распространившийся по всей стране.
Важное место среди ленинградских праздников заняли проводимые ежегодно в каждом трудовом коллективе, райо-не, городе и области торжественные слеты и чествования пе-редовиков труда, победителей социалистического соревнова-ния, гвардейцев пятилетки. Как отражение определенных этапов в событийном календаре БАМа возникла система тру-довых праздников.
Наряду с широко отмечаемыми профессиональными празд-яиками — Дня железнодорожника, Дня строителя и Дня авто-мобилиста здесь, так же как и в Ленинграде, можно выделить праздники начала трудовой деятельности — Посвящение в строители БАМа, Праздник первой получки, встречу со «ста-рожилами» БАМа, новоселье на БАМе; праздники, связан-ные со становлением молодого рабочего — День молодого ра-бочего, присвоение разряда, присвоение званий «Ударник коммунистического труда» и «Лучший по профессии»; празд-ники, связанные с трудовыми свершениями — пуск очередно-го объекта, соединение участков пути, укладка золотого и серебряного звена; праздники, связанные с чествованием геро-ев труда, — награждение молодых строителей БАМа, слеты передовиков, встречи поколений, праздники отдельных бригад, участков, отрядов и других подразделений стройки.
Именно на примере БАМа рассмотрим специфичность трудовых праздников новостройки, охватывающих все сторо-ны жизни строителей и отражающих основные этапы событий складывающегося коллектива, включающих в себя следую-щие компоненты: праздничную кампанию «Проводы на ново-стройку» — событие первоначальной стадии становления коллектива; праздники второго этапа становления коллекти-ва, связанные с событиями организации и начала производ-ственной, общественно-политической, культурной жизни; праздники третьего этапа формирования коллектива ново-стройки, отражающие события многообразной деятельности и активное участие в ней личности; праздники четвертого этапа развития коллектива, представляющие события, свя-занные с укрепившимися традициями новостройки.
Праздник «Проводы на новостройку», выполняя органи-зационно-ориентационную функцию, позволяет молодым строителям определить свое место в коллективе, осознать основную цель коллектива, его нормы и принципы, увидеть его
структуру, органы управления, почувствовать организован-ность, ответственность. Как и всякий праздник коллектива, «Проводы» создают атмосферу, которая характеризуется единством устремлений, общностью переживаний, воззрений, мнений, единым духовным подъемом, то есть праздник выпол-няет функцию социально-психологического единения. Вся страна может быть свидетелем того, с какой солидарностью, эмоциональным единством встречают участники праздника обращение ЦК КПСС, выступления ораторов. Эти моменты сопровождаются аплодисментами, скандированием лозунгов, отражающих готовность молодых строителей оправдать доверие партии, комсомола.
Что касается праздников второго этапа, то их ситуатив-ность связана с созданием необходимых условий труда, бы-та, направлена на укрепление социально-демократической основы в новом поселке, революционных, боевых, трудовых традиций советского народа, организацию спортивных и клуб-ных объединений, художественной самодеятельности и т. д. Праздники этого периода отражают события, характеризую-щие «начало», «первое» в трудовой жизни новостройки: на-чало трудовой деятельности личности на стройке (заключение социалистических договоров, закладка первого фундамента, начало прорубки просеки); первых трудовых побед и сверше-ний на новостройке (подведение итогов социалистического со-ревнования, производственных заданий, передача первых стро-ительных объектов смежникам); начало трудовой славы кол-лектива (годовщина коллектива и отдельных его производ-ственных подразделений, награждение строителей).
На следующем этапе становления коллектива праздники отражают разносторонность отношений молодых строителей, показывают активное участие рабочих в общественно-поли-тической жизни страны, в антивоенных молодежных движе-ниях, многочисленные связи между коллективами — участ-никами патриотического движения «БАМ — строит вся стра-на». Это. праздники приобщения личности к трудовой дея-тельности в коллективе новостройки (посвящение в рабочие новостройки, получение первой получки, встреча со «старо-жилами»); праздники становления молодого рабочего коллек-тива (присвоение разряда, присвоение звания «Ударник коммунистического труда», «Лучший по профессии», принятие договора о наставничестве); праздники тру довых побед и свершений коллектива (пуски новых объектов, подведение итогов социалистического соревнования, подведение итогов производственных заданий); праздники
трудовой славы коллектива (награждение строителей, присуждение премий Ленинского комсомола, чествование лучших людей коллектива, слеты новаторов и передовиков, юбилеи коллектива и первичных звеньев, чествование отдельных первичных производственных звеньев); праздники трудового содружества (слеты с участием поставщиков смежных пред-приятий, заключение договоров о социалистическом соревно-вании со смежниками и подведение итогов социалистическо-го соревнования; встречи со студенческими строительными отрядами, со школьными трудовыми отрядами).
Четвертый этап — театрализованные митинги, концерты, обряды и ритуалы, («Дорога революции», «Под знаменем ре-волюции», «Коллектив особой надежности», «Рядовые рабо-чей гвардии БАМа», «Традиции строителей — наследие сы-нов» и т. д.).
В Грузинской ССР календарь трудовых праздников насчи-
тывает 65 мероприятий. Эти праздники республиканского,
районного, городского и сельского масштаба представляют
интерес тем, что синтезируют в себе народные традиции,
фольклор с конкретной трудовой событийностью. Большин-
ство из них родилось в последнее десятилетие, что говорит о
тенденции -к созданию системы трудовых праздников в рес-
публике. Государственные, партийные и профсоюзные органи-
зации, понимая всю ответственность, относятся к ним с боль-
шим вниманием, оказывают всяческую поддержку. ЦК КП Гру-
зии совместно с комиссией по вопросам праздников и обрядов
уже несколько лет занимается разработкой и внедрением со-
бытийного трудового календаря. '
Массовые праздники труда в социалистическом производ-ственном коллективе — это сложный комплекс, в котором нуж-но видеть не только основные звенья, соответствующие собы-тиям трудовой деятельности, но и систематизировать изнутри каждое звено, имея в виду основные типы и формы, характер-ные для данного звена, и направления их режиссерского ре-шения.
Трудовой праздник является продолжением жизни общест-ва. В самой природе человека заложена необходимость гар-монического сочетания будней и праздников, потребность по-дытожить тот или иной этап своей деятельности, услышать оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка. 12.
Режиссеру необходимо использовать в своей практической деятельности следующие основные направления праздничной событийности: отражение хода повседневного труда, социали- " стического соревнования; общественная оценка труда отдельного человека, категории трудящихся и коллектива в целом; отражение этапных моментов общественно-политической и трудовой жизни общества, региона, коллектива.
Отражение хода повседневного труда, социалистического» соревнования, трудовых починов. Это направление заметно в ежемесячных календарных, а также перспективных и годовых планах деятельности всех клубных учреждений, связанных с жизнью трудовых коллективов. В планах работы клубных уч-реждений такая тематика занимает большое место. Появле- ние трудового почина сразу дает толчок к проведению яркого, художественно-пропагандистского клубного праздника. Так появились театрализованные тематические мероприятия:«Пя-тилетке эффективности и качества — наш ударный труд»; «Сегодня рубеж новатора, завтра — коллектива», «Работать без отстающих», «Сквозным бригадам — наибольшую произво-дительность труда», «Пятилетке качества — рабочую гаран-тию», «Планам и обязательствам — инженерную поддержку», «Дорожить каждой рабочей минутой», «Каждому молодому рабочему — рубеж наставника», «За четкий ритм, ударные темпы, высокое качество», «Девиз соревнования.— отличная работа» и др. Основной их формой стал театрализованный тематический вечер.
Вторым важным направлением событийности является общественная оценка труда как отдельного человека, так и бригады, цеха, предприятия или отдельной категории трудя-щихся в целом.
В клубных планах можно выделить праздничные вечера-портреты, посвященные героям труда, передовикам производ-ства, новаторам, победителям социалистического соревнова-ния.
В основе вечера-портрета лежит трудовое событие в жиз-ни передового рабочего, а сами праздничные вечера являются резонатором общественного мнения, общественной оценки этого события, усиливающего нравственные стимулы труда.
Среди форм общественной оценки труда заметную роль играют встречи, слеты, собрания, митинги, вечера отдельных категорий трудящихся.
Обобщая опыт идеологической, политико-воспитательной деятельности в стране, газета «Правда» в одной из передо-вых статей подчеркивала, что чествование героев труда и ве-теранов производства способствует утверждению хорошего морально-психологического климата в коллективах. Такое общественное признание по-особому раскрывает красоту и ве-личие советского человека, учит юное поколение «делать жизнь с кого».
Важным истоком ситуативности театрализации в массовой культурно-просветительной работе является трудовая жизнь производственного коллектива.
Третьим направлением является праздничная событий-ность, отражающая этапные моменты в жизни советского об-щества, производственного коллектива, личности, памятные и знаменательные даты.
Сравнительный анализ театрализованных массовых тру-довых праздников третьего направления в культурно-просве-тительных учреждениях страны позволяет выделить типичные моменты и на их основе создать типовой праздничный кален-дарь, предусматривающий проведение мероприятий по меся-цам:
ЯНВАРЬ — Праздничное чествование передовиков социа-листического соревнования по итогам предыдущего года.
ФЕВРАЛЬ — Празднование Дня Советской Армии.
МАРТ — Празднование Международного женского дня.
АПРЕЛЬ — Праздник труда — Всесоюзный Ленинский коммунистический субботник.
МАЙ — Празднование Международного дня солидарности
трудящихся.
— Празднование Дня Победы.
ИЮНЬ — Посвящение в рабочий класс.
— Празднование Дня советской молодежи.
ИЮЛЬ — Трудовые праздники и торжества, посвященные итогам первого полугодия.
ОКТЯБРЬ — День молодого рабочего.
— Празднование Дня Конституции СССР.
— Празднование Дня рождения комсомола.
НОЯБРЬ — Празднование годовщины Великого Октября.
ДЕКАБРЬ — Праздничное подведение трудовых итогов за год, рапорты о выполнении социалистических обязательств.
— Чествование ветеранов труда.
14
Такой праздничный календарь типичен и повторяется в каждом рабочем клубе с небольшой корректировкой на мест-ные условия,а также с добавлением праздников, вызванных событиями жизни и традициями данного коллектива.. Так, в план ДК им. И. И. Газа входят проводимый еже-годно в апреле праздник четырех поколений кировцев-путилов-цев (день основания завода), традиционный слет рабочих на-ставников завода (июнь), День машиностроителя, отмечае-мый в последнее воскресенье сентября каждого года.
Массовые трудовые праздники являются специфической формой отражения социальной жизни и способствуют реали-зации основных функций социалистического производствен-ного коллектива:
а) производственно-экономической, которая реализуется
путем:
— передачи в сценарной форме разнообразной информа-
ции о показателях труда;
— пропаганды передового опыта лучших рабочих — геро-
ев торжества;
— создания общественного мнения вокруг важнейших
проблем труда и производства, особо акцентируемых в сце-
нарно-режиссерской разработке;
б) социально-психологической, которая реализуется пу-
тем:
— создания возможностей широкого, массового, празднич-
ного общения;
— создания праздничной, мажорной атмосферы труда;
— интегрирования празднующей общности в бригаде, це-
хе, на предприятии;
в) воспитательной, которая реализуется путем:
— воздействия положительным примером героя труда, ве-
терана партии, передовика производства;
—, стимулирования и реализации широкой социально-культурной самодеятельности масс;
— социального контроля и регулирования поведения че-
ловека в соответствии с содержанием и формами коллектив-
ной организации праздника.
Такое функциональное содержание дает конкретное на-полнение трудового праздника, определяет его структурные элементы и актуализируется в сценарии, представляющем собой не только художественную, но и социальную форму жизнедеятельности социалистического трудового коллектива.