Особое место в режиссуре трудовых праздников занимает использование народных традиций и фольклора, которые являются богатством, выработанным поколениями, передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт и культурное наследие предшественников.
В культурно-творческой сознательной деятельности широких масс сливаются в едином русле народные традиции, фольклор и художественная современность. Эта деятельность становится неотъемлемым компонентом социалистического образа жизни.
Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этическое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое воплощение в фольклоре народов СССР, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармонического развития личности, составляющим сердцевину социалистического образа жизни. Именно поэтому так актуален в наши дни воспитательный потенциал народных традиций, фольклора.
Однако анализ использования их в культурно-просветительной работе показывает, что сегодня здесь развивается более интенсивно одна линия — слияние фольклора с художественной самодеятельностью. Значительно слабее развивается другая линия — рассмотрение и использование фольклора как традиционного массового действия, своеобразного, утвержденного исторически стереотипа поведения, причем художественно оформленного и осмысленного. Такая линия использования
фольклора характерна для массовой культурно-просветительной работу,где он выступает в социально-педагогическом аспекте как традиционная художественная организация действия.
Благодаря фольклорному наполнению, его органическому соединение с современностью совершенствуется режиссура многих светских общественных, трудовых праздников и об-рядов. Taких, например, как посвящение в рабочий класс. Давая выход радости, чувству удовлетворения достигнутой целью, этот праздничный обряд, благодаря своей идейной и эмоциональной направленности, вызывает у человека «дополнительные» чувства гордости за свою профессию, за ту честь, которую ему оказывают ветераны, стимулирует ответственность за порученное дело. Трудовой фольклор органически соединяется в этом обрядово-ритуальном действии с современным художественным осмыслением труда, новой трудовой образностью, показом лучших людей — передовиков производства.
Органичность соединения старого и нового обеспечивается здесь за счет того, что в центре художественного осмысления как в фольклоре, так и в современной ритуалистике стоит труд. При единстве идейного содержания и общности основных элементов церемониала посвящения в рабочие на трудовых праздника} проводящихся у различных народов, он всегда приобретает местные, национальные черты. Так, на «Праздниках урожая» этот церемониал связан с местными трудовыми процессами: сбором хлопка в среднеазиатских респуб-ликах, «Праздником дынь» (кавун сайхи). «Проводами животноводов на полонину» в Закарпатской области УССР, «Праздником виноградной ло-зы» в Молдавии и т. д.
В течение ряда лет проходят посвящения в рабочий класс, в мастера-умельцы на базе Дома культуры Тбилисского авиа-ционного завода имени Г. Димитрова. В них, на наш взгляд, сценарно-режиссерской группой удачно решена задача органичного соединения нового трудового содержания с традиционными обрядовыми формами прославления Мастера: най-дены сопутствующие игровые действия, сценарий обогащен поэтическим и музыкальным фольклором в соединении с лучшими образцами творчества грузинских поэтов и композиторов.
«Наставник и ученик» — так называется праздничное представление, которое проходит у проходной завода. Во время праздника дается напутствие молодым рабочим, проходит 76
встреча трудовых династий, присваивается почетное звание «Умелый мастер».
Сценарно-режиссерским ходом является перекличка трудового прошлого Тбилиси, его традиций и ритуалов с сегодняшними трудовыми делами и обрядами. Так, в эпизоде посвящения в рабочий класс оживают история и фольклорные традиции «амкари» — древнейшей и интереснейшей профессиональной организации города Тбилиси.
«Семья амкари принимала в лоно цеха мастеров своего дела — всякого рода-племени и вероисповедания. Был у ам-кари свой голова — устабаш, был у него свой устав; шли ве-ка, устав менялся, но оставалось в нем незыблемым строгое равноправие товарищей по цеху. Никогда мастер не брался за работу, начатую другим, не осмеливался переманивать чу-жого ученика...
Выносили ремесленники знамена из головных мастерских по большим праздникам, а уж самым большим среди них был праздник посвящения в мастера, что в народе называли «пиром амкари»...
Проходил ученик свою трудную школу. Наконец мастер приглашал в лавку устабаша и несколько почетных членов амкари, и те, проверив работу ученика, выносили приговор...
Завтра — день посвящения в мастера.
Из головной мастерской цеха вынесут знамена, и под торжественную музыку зурны все направляются в Ортачала. Впереди нарядной процессии будет выступать устабаш, чуть позади — сами виновники торжества с разноцветными шелковыми кушаками, перекинутыми через плечо. В кушаки завернут рабочий инструмент. Чувячники понесут колодки, портные — аршин, плотники — уровень. После церемонии ■Посвящения инструменты будут подарены мастерам...
Замер устабаш, торжественный, неподвижный, нахмурившись... О, недаром хмурится устабаш! Вот, как бы освобождаясь от магии священных слов, он встряхивает головой, быстро приближается к посвящаемому, хватает его за большие пальцы рук, затем отпускает и, размахнувшись истово, дает ему затрещину! Одну, другую, третью! Третий удар, говорят, был самый чувствительный и он означал, что стерта последняя грань между мастером и подмастерьем»1.
Именно так и разыгрывалась эта сцена в эпизоде «По-священие в рабочий класс». Фольклорный материал органич-
1 Гришашвили И Г Литературная богема старого Тбилиси — Тбилиси: Мерани, 1977, с 27—29.
но вписался в театрализованное представление, предшествующее ритуалу. В исполнении самодеятельных коллективов на специально выстроенной к этому дню у проходной завода «старинной» площади, окруженной резными балконами, звучали грузинские народные песни «Оровела», «Саари», разворачивались сцены из жизни города XIX века: княгиня с балкона покупала мацони, прогуливались горожане, торговцы наперебой предлагали свои товары, работали «Цеха Амка-ри» — скорняжный, сапожный, кузнечный. Ремесленники танцевали «кинтаури». И на фоне этой исторической перспективы звучали стихи И. Гришашвили, воспевающие красоту старого Тифлиса. Актеры заводского самодеятельного театрального коллектива разыгрывали сцену старинного обряда «благо-словления или посвящения в мастера». А вслед за этим зву-чал торжественный марш. И начиналось посвящение в рабо-чие сегодняшних юношей и девушек. Их мастера-наставники после произнесения молодыми рабочими торжественной клят-вы вручали им именной инструмент. Открывались ворота за-вода, звучал гудок, и молодая смена входила на предприятие. Благодаря интересно найденной фольклорной образности этот трудовой праздник оказал сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников, стал наглядным примером воспитания и красочным зрелищем.
Внедрение фольклора в современные трудовые праздники, обряды и ритуалы повсеместно превратилось в одно из главных направлений его использования в культурно-просветительной работе. Анализ накопившегося в стране опыта массовой культурно-просветительной работы позволяет сделать вывод о том, что соединение фольклора с современностью дает толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствует художественному осмыслению современности с позиций исторических, как бы соединяет вчерашний и сегодняшний день, синтезирует старое и новое.
Это очень заметно при анализе форм массовой агитационно-пропагандистской работы культурно-просветительных учреждений, сопровождающих «Ртвели» — трудовую кампанию по уборке урожая винограда в Грузии. В массовых мероприятиях, сопровождающих эту кампанию и придающих ей праздничный характер, органически соединяются народные песни, танцы, трудовые сюжетные игры с современной наглядной агитацией, митингами, трудовыми репортажами, подведением итогов и чествованием передовиков. Творческое использование фольклора, связанного с такими же трудовыми сезонными праздниками, позволило переосмыслить, 78
усилить общественное и художественное звучание таких трудовых праздников, как «Сабантуй» в Татарии, «Лиго» в Латвии, «Навруз» в Таджикистане, «Хирмон Байрами» в Узбекистане и т. д.
Праздник плуга, например, отмечают до сих пор все земледельческие народы мира. Он бытует и в нашей стране. Вот как произошло переосмысление фольклорного содержания этого праздника в Дагестане. В прошлом этот праздник сопровождался магическими обрядами: первую борозду проводил самый удачливый в селе человек — лучший пахарь, но чаще всего местный богач. Он облачался в шубу, вывернутую наизнанку, надеясь, что это окажет магическое воздействие на поля, и они покроются хлебами, густыми как мех на шубе. Его осыпали землей, обливали водой — это тоже было необходимо, чтобы шли обильные дожди. При этом исполнялось заклинание: «Да будет урожай!»
В наши дни праздник первой борозды освободился от религиозно-мистических наолоений. Его подлинными героями стали знатные люди села, участие которых переосмыслило старый ритуал, дополнило его показом готовой к севу сельскохозяйственной техники, художественными выступлениями, славящими героев труда.
Среднеазиатские весенне-летние праздники «Навруз» и. «Лола» проходят как большое трудовое торжество, сопровождаемое карнавальными шествиями и массовыми гуляниями. Непременными участниками праздников являются старейшие жители села, прославленные хлопкоробы, чабаны, садоводы, победители конкурсов художественной самодеятельности. Их шествия, массовые выступления, трудовые рапорты заменили религиозные ритуалы традиционного праздника, переосмыслили их. В течение ряда лет мы наблюдали эволюцию старинного народного купальского праздника, очень схожего по фольклорному оформлению у белоруссов и украинцев. Культурно-просветительные работники, взявшие на вооружение этот праздник, нашли органичный синтез старинного обрядового фольклорного действа с новыми советскими традициями, определили пути обогащения купальского праздника новым идейным содержанием.
Анализируя трудовые праздники, в которых органично используются народные традиции и фольклор, мы можем выделить то общее, ито составляет их традиционное сценарно-ре-жиссерское ядро, сохранившееся до наших дней.
Это — образность, рожденная самой жизнью, историей, а также широкое, красочно оформленное общение участвую-
щих в виде импровизационно-художественной игры, массового ритуально-обрядового действия, хороводного танца; массового пения, различного рода трудовых, художественных и спортивных состязаний.
Вот как проходит трудовой праздник «Гареджоба», проводимый в Сагареджинском районе Грузинской ССР. Этот праздник посвящен возрождению пустыни Удабно — вековой мечте грузинского народа, нашедшей место в его фольклоре. •В наше время эта мечта воплотилась в жизнь — было завершено строительство первой очереди оросительной системы, чему и посвящен • народный трудовой праздник. Его начинали веселые берики — старинные персонажи грузинского фольклора, песнями и ритуальными действиями встречавшие появление воды в оросительном канале, всячески «задабривавшие» и «заклинавшие» ее никогда не покидать этих мест. Берики вовлекали в театрализованное действие всех присутствующих на празднике шутками, играми на воде, приглашали желающих окунуться в воду, заводили на берегу хоровод. И первыми откликнулись дети. Они активно включились в игру на воде. Фольклорные герои праздника —берики — наполнили огромный кувшин водой из канала и вручили его в руки старейшему жителю этих мест, который, отпив глоток, передал по старинному грузинскому обычаю символическую чашу гостям праздника. Кульминацией праздника явилось посвящение в рабочие и награждение передовых мелиораторов памятными медалями у символического памятника «Дерево жизни», поднявшегося у головного сооружения ка-нала и олицетворяющего возрождение «мертвой» земли.
Итак, образное решение этого праздника связано с водой, воплощающей жизнь, плодородие, счастье. Встреча воды стимулировала появление национальных персонажей, ритуаль-ное действие. Фольклорная образность и ритуалистика орга-нично слились с новыми советскими обрядами посвящения молодых в мелиораторы и чествование передовиков.
Чествование и прославление передовиков представляют собой в празднике определенный вид деятельности людей Такой деятельностью могут стать объединяющие массы при зывы, обязательства, наполняющие жизнь смыслом перспек-тивы. Трудовые праздники, обряды, ритуалы активно форми-руют ценностные ориентации людей. Немалую роль в этом играет органично и к месту влившаяся в праздник труда фольклорная образность и ритуалистика. 80
Примечательны в этом отношении такие праздники урожая и труда, как Цветение лозы, День цитрусовода, Праздник чая, День рыбака, Первой борозды, Ртвели и др. Все эти праздники, построенные на основе своеобразия национального колорита, придающего им неповторимый характер, представляют одновременно как продолжение традиций, так и отражение сегодняшних трудовых побед.
К примеру, проходящий ежегодно в конце августа в Каз-беги праздник «День чабана», посвященный подведению трудовых итогов овцеводами района, органично включает в себя фольклорные песни, танцы, различные состязания. Так, жен-щины состязаются в вязании и приготовлении вкусных блюд по старинным рецептам. А команды горских сел помимо тра-диционных спортивных состязаний проводят конкурс на луч-шее исполнение народных мелодий. Победители получают древний музыкальный инструмент чабана — свирель. Кульминацией праздника, его образным решением, олицетворяющим преемственность поколений чабанов, неизменность их побед над горной стихией, становится традиционная передача бурок старейшими пастухами молодежи во время ритуала «Посвящения в чабаны».
Анализ наиболее распространенных разновидностей праздников, обрядов, ритуалов, в которых фольклор является основой театрализации, то есть организации событийного содержания и массового действия, показывает, что с его помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный традициями стереотип отношений и поведения. Эта активная деятельная сторона фольклора, превращающая его в механизм массовой культурно-просветительной работы, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного массового действа. Каждый из этих типов выступает в качестве реального канала проявления активности личности в культурно-просветительной работе. Поиск и обоснование таких каналов «подключения» человека к массовому мероприятию чрезвычайно актуален, так как наиболее повторяющейся организационной ошибкой сценар-но-режиссерской разработки праздников является пассивная роль в них самой аудитории, ее преимущественно зрительская позиция.
Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного массового фольклорного Действия:
1. Художественно оформленное шествие, в овлекающее
в массовое действие всех собравшихся. В соответствии с тра-
6—3518 81
диционной основой и образностью такое шествие может быть игровым, театрализованным реальным. Например, шествие ряженых в календарном празднике, связанном с временем года, шествие скоморохов в игровом фольклорном празднике, шествие мастеров в трудовом празднике. Декоративное, музыкальное, словесное оформление шествия содержит в себе как исторический, так и событийный материал. Анализ показывает, что шествие— наиболее типичный для фольклора элемент действия, характерный для всех разновидностей праздника.
2. Костюмировакие участников, стимулирующее их ак
тивность, выступающее своеобразной движущей силой фоль
клорного действа, позволяющее участникам «войти в роль».
Костюмирование как бы синтезирует в себе две стороны теат
рализации. С одной стороны, костюм является произведением
фольклора, с другой — он превращает человека в исполни
теля массового действа, в фольклорного персонажа. Костюми
рование широко применяется в исторических, этнографиче
ских действах, в календарных обрядах и праздниках. Притя
гательна сила костюма на таких мероприятиях. Обычно груп
па или персонажи в костюмах становятся центром притяже
ния, вокруг которого разворачивается действие, соединяющее
костюмированных и некостюмированных участников.
3. Массовое импровизационное хоровое пение или танец,
представляющие собой спонтанную художественную реакцию
человека на отмечаемое событие. Этот вид не организованной
специально художественной самодеятельности, потребность в
которой всегда живет в народе и отражается прежде всего
в фольклорных формах. Для народного творчества чрезвы
чайно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Они
буквально пронизывают все разновидности массового фоль
клорного действа, стимулируют создание огромного пласта
песенного и хореографического народного репертуара. Импро
визационное народное творчество всегда окрашено эмоцио
нально и поэтому может служить для передачи чувств, отно
шения к тому или иному событию. Все это делает хоровую
или танцевальную импровизацию важнейшим структурным
элементом фольклорного действия.-
4. Трудовое, художественно-творческое, спортивное сос
тязание в форме конкурса, серии показательных выступле
ний, театрализованной схватки. Оно также характерно для
структуры любого фольклорного действа.
5. Обрядово-ритуальное действие,. являющееся обяза
тельным структурным элементом, специфической особенностью
32
любого фольклорного праздника, представления и других форм, используемых в массовой культурно-просветительной работе.
Особо следует остановиться на костюмировании, так как именно этот тип активной деятельности, связанный с использованием в трудовых праздниках традиционных народных аллегорических (Урожай, Весна, Рожь) либо мифологических (Дионис, Нептун) персонажей, сегодня вызывает много споров, а еще больше методических просчетов в сценарно-режис-серских замыслах.
В связи с этим подчеркнем еще раз, что для сценарно-ре-жиссерского замысла и воплощения трудового праздника как явления художественно-публицистического большое значение имеет точное соотнесение художественного и документального материала, реального и игрового действия, органичность их синтеза. И здесь нужна особая методика. Анализ накопленного опыта и многолетняя сценарная практика показывают, что когда реальное действие необоснованно подменяется фольклорно-игровым, создается ощущение неорганичности, надуманности, фальши.
Естественным представляется действие, когда Весна-красна, являющаяся символическим образом сельского праздника «Начала уборки урожая», дает шутливые напутствия его участникам, а царь морской Нептун на празднике «День рыбака» «выкуривает» с рыбаками трубку мира и заключает в игровой форме договор честно ловить рыбу, с одной стороны, и не баламутить море — с другой. В этих примерах мы видим, что художественные персонажи ведут линию фольклорно-игровую, подчеркивают ассоциативную образность всего действия.
Именно таким персонажем на «Празднике виноградной ло
зы» в Молдавии является покровитель виноградарства Дио
нис, который выезжает в нарядной колеснице под барабанную
дробь и фанфары, сопровождаемый свитой. Этот персонаж в
ярком плаще, украшенном виноградными листьями, с венком
из виноградных гроздьев на голове и с рогом виноградного
вина в руках является символом праздника. Поэтому его вы-
ступление с поздравлениями, «урожайные» награждения мо-
гут происходить только от имени персонажа, в игровой фор-
ме. К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуаци-
ей, когда в трудовом празднике традиционные народные пер-
сонажи ведут линию реального действия: читают официаль-
ные документы, проводят награждения передовиков грамо-
тами, посвящают в профессию, принимают рапорты.
6* 83
На одном из праздников «Дня рыбака» реальное действие — церемония посвящения учащихся ПТУ в полноправные моряки — было полностью превращено организаторами в игровое действие. Главный боцман праздника оглашал поименно выпускников «рыбацкого» училища Нептун окроплял их морской водой, Старшая русалка надевала через плечо каждому символическую ленту из рыболовных траловых сетей, а затем все вместе они принимали торжественную клятву и, после того как каждый выпускник расписывался под ней, вручали ему почетный диплом, скрепленный автографами.
Такое действие, главными персонажами которого стали Нептун, Русалка, Главный боцман, черти, нарушило соотношение в нем реального и игрового. Была превращена в беспочвенную игру церемония, являющаяся кульминацией праздника, ибо в то время как аллегорические и мифологические персонажи активно действовали на торжестве, реальные герои — руководство училища и рыболовецкого колхоза, наставники и родители — оказались как бы непричастными к нему. Все это вызвало у тех, кого посвящали в профессию, а также у присутствующих на празднике участников чувство нереальности происходящего, что снизило педагогический и эмоциональный эффект.
Итак, анализируя использование народного творчества и фольклора как средства массовой культурно-просветительной работы, мы берем на вооружение их понимание как театрализованного действа, важным условием организации которого является опора на содержательную основу, традиционную образность, позволяющие активизировать массу участников, выступающие как стереотипы деятельности. Использование народных традиций и фольклора как основы театрализации в трудовых праздниках, где они стимулируют и организуют деятельность участников, возможно лишь в следующих случаях а) когда событийная и фольклорная основы сценария отвечают жизненным потребностям, удовлетворяют интересы, отражают художественные запросы; б) когда народные традиции, само фольклорное действие расширяют круг общения участников, вовлекают массу, раздвигают границы праздника, обряда, ритуала, гуляния, то есть выступают как стимулирующее средство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Это пособие призвано помочь культурно-просветительным работникам и широкому кругу активистов в организации массовых трудовых и общественно-политических праздников, ко-84
торые стали неотъемлемой частью нашего социалистического быта. Человеку обязательно нужна публичная оценка труда, доброе слово, моральная поддержка. Они стимулируют производственную деятельность не меньше, чем стимулы материальные. Художественно-массовые формы работы заводского клуба праздничные ритуалы, обряды и церемонии — эффективный идейно-эмоциональный стимул воздействия на личность Для того чтобы по-настоящему использовать этот стимул, необходимо организатору культурно-просветительной работы овладеть сценарно-режиссерскими навыками Это значит, что прежде всего нужно хорошо знать жизнь своего предприятия, города, района, села, быть хорошим педагогом и психологом. Знать людей, для которых ты работаешь И, наконец, нужно быть эрудированным человеком, хорошо знать литературу и искусство, ибо подлинно творческий замысел никогда не рождается на пустом месте.
ЛИТЕРАТУРА
ГенкинД М Массовые праздники Учеб пособие — М Просве щение, 1975
Грищенко П С, Каконин В И Трудовые праздники и традиции — М Профиздат, 1974
Жарков А Д Клуб в дни всенародных праздников — М Проф издат, 1983
Клубоведение Учеб пособие /Под ред С Н Иконниковой и В И Чепелева — М Просвещение, 1979, с 178—212, 233—239
КоновичА А К вопросу о реальном герое театрализованных форм массовой культурно просветительной работы — В кн Культурно-про светительная работа и коммунистическое воспитание Сб научных тру дов — Л Л ГИК, 1978, с 143—150
Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества Сб научных трудов — Л ЛГИК, 1981
Наши праздники (советские общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно бытовые праздники, обряды, ритуалы) — М Политиздат, 1977
Праздники, обряды, традиции — М Молодая гвардия, 1979
Руднев В А Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе — М Профиздат, 1984.
Триад ский В А Праздники юности Подмосковья — М Моск. рабочий, 1983
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................... 3
Событийный праздничный календарь как основа деятельности ре
жиссера............................................................................,
Театрализация как творческий метод организации праздников.. 1о
Практическая опора режиссера на социально-психологические ме
ханизмы массового праздника.............................................................. 31
Реальный герой и реальное театрализованное действие в трудовом
празднике.. 49
Использование Народных традиций и фольклора в трудовом празд
нике...................................................................................................... 73
Заключение........................................................................... 84
Литература. 85
Авторы: Генкин Дмитрий Михайлович, Конович Аскольд Аркадьевич Отв. за выпуск: Тихоновский В. Н., Макеева Е. А.
Редактор Лахтанова С. Г. Корректоры: Черненко Л. И. и Рапопорт Р. М.
Подп. в печать 11.07.85 №А09140
Тираж 5000 Объем: 6,0 уч.-изд. л, 5,9 а. л, 5,5 п. л.
Заказ 3518 Цена 30 коп.
Малоярославецкая городская типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Калужского облисполкома
КАРТОЧКА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
«Массовые театрализованные праздники и представления»
УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ'
Для более полной оценки данного методического издания Дирекция ВНМЦ НТ и КПР просит Вас ответить на следующие вопросы
1 Ваш почтовый адрес и занимаемая должность: ________________________ 2. Ваше мнение о данном издании 3. Формы его использования и внедрения (где, кем и как использо
вано):
Наш адрес: 119034, Москва, Турчанинов пер, 6, Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры СССР.