Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа магистрантов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой магистрантов).
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие магистрантов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа магистрантов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Целью самостоятельной работы магистрантов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа магистрантов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами самостоятельной работы магистрантов являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений магистрантов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к экзамену.
При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, нормативную, учебную и рекомендуемую литературу. Основное в подготовке к сдаче экзамена - это повторение всего материала дисциплины, по которому необходимо сдавать экзамен. При подготовке к сдаче экзамена магистрант весь объем работы должен распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету или экзамену, контролировать каждый день выполнение намеченной работы. В период подготовки к экзамену магистрант вновь обращается к уже изученному (пройденному) учебному материалу. Подготовка магистранта к экзамену включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах экзамена. Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем» магистранты должны принимать во внимание, что все основные категории, которые указаны в рабочей программе, нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить; указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы магистрантом; семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценке на экзамене; готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и первого семинара.
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
(оценивание знаниевого компонента компетенции)
1. Одним из важнейших условий модернизации современного образования является его:
а) информатизация;
б) теоретизация;
в) систематизация;
г) профессиональная направленность
2. Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется:
а) деятельностный;
б) культурологический;
в) природосообразный;
г) личностно-ориентированный.
3. Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных
образовательных услугах составляют:
а) образовательную деятельность;
б) образовательные потребности;
в) эффективность образования;
г) цели образования.
4. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий обучающихся, называют:
а) аналитическими;
б) перцептивными;
в) проектировочными;
г) развивающими.
5. Уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности специалиста называется:
а) педагогической специализацией;
б) педагогической специальностью;
в) педагогической квалификацией;
г) педагогическим образованием.
6. Образовательные программы разрабатываются на основе:
а) концепций образования;
б) программ развития образования;
в) закона об образовании;
г) образовательных стандартов.
7. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, называется:
а) инновационное образование;
б) педагогическая инноватика;
в) инновационное образование;
г) педагогическая инновация.
8. Деятельность по преобразованию образовательной практики за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, - это:
а) педагогическая деятельность;
б) инновационная деятельность;
в) проектно-исследовательская деятельность;
г) экспертно-аналитическая деятельность.
9. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности – это:
а) социально-педагогическое проектирование;
б) педагогическое проектирование;
в) психолого-педагогическое проектирование;
г) дидактическое проектирование.
10. Средства, которые потенциально способны улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании, – это:
а) новшество;
б) нововведение;
в) инновация;
г) технология.
11. Образовательные программы разрабатываются на основе…
а) концепций образования;
б) программ развития образования;
в) закона об образовании;
г) образовательных стандартов.
12. Построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности – это…
а) социально-педагогическое проектирование;
б) педагогическое проектирование;
в) психолого-педагогическое проектирование;
г) дидактическое проектирование.
13.Установить последовательность этапов проектирования в образовании
а) модельный
б) мотивационный
в) рефлексивно-экспертный
г) концептуальный
д) реализационный
14. Образовательная программа образовательного учреждения должна удовлетворять следующим критериям:
a) быть сложной системой, т.е. представлять собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления;
б) быть открытой системой, т. е. находиться во взаимодействии с другими программами, нуждаться в них для собственного существования, быть способной к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, иметь возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы;
в) быть нелинейной системой, т.е. не иметь однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому) и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса.
15. Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике – это…
а) педагогическая праксиология
б) педагогическое консультирование
в) педагогическое проектирование
г) педагогическая инноватика
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
(оценивание знаний и умений)
1. Экспертиза инноваций в образовании.
2. Возможности применения экспертизы в историко-педагогической практике.
3. Этические принципы проведения экспертизы.
4. Возможные ошибки при проведении экспертизы.
5. Современная экспертология о возможных вариантах развития отечественного образования.
6. Современная система российского образования с позиции педагогической экспертизы.
7. Кризисные черты развития образования в ведущих странах мира.
8. Модернизация российского образования.
9. Понятие «экспертиза». Экспертиза образовательного процесса.
10. Экспертиза инноваций в образовании. Возможные ошибки при проведении экспертизы. Этические принципы проведения экспертизы.
11. Возможности применения современных методов экспертизы в историко-педагогической науке. Требования к экспертизе при анализе развития отечественного образования на стадии информационного развития общества.
12. Генезис и эволюция элитного образования в России до начала XX века. Опыт экспертного анализа.
13. Развитие современного отечественного образования от начала второй половины XX века до современности. Современные концепции развития образования с позиций современной педагогической экспертологии.
14. Западный опыт развития элитного образования и современная система российского образования с позиции современной педагогической экспертологии.
15. Кризис современного западного образования с позиции современной педагогической экспертизы.
16. Перспективы развития современного западного образования в свете современных экспертных оценок. Современная экспертология о возможных вариантах развития отечественного образования.
ВОПРОСЫК экзамену
1. Базовые общенаучные подходы, обеспечивающие оптимальное проектирование образовательных систем.
2. Характеристика и специфика реализации этапа собственно проектирования.
3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.
4. Специфика проектирования в образовании.
5. Проект экспериментальной работы в образовательном учреждении.
6. Проект программы развития образовательного учреждения.
7. Проект программы дополнительного образования.
8. Проект программы индивидуального развития.
9. Проектирование элективных курсов.
10. Проектирование и экспертиза индивидуальной образовательной программы.
11. Проектирование основной образовательной программы.
12. Моделирование в образовании.
13. Характеристика и специфика реализации этапа моделирования.
14. Модель экспертизы эффективности внедрения инноваций в образовательном учреждении.
15. Модель инновационной экспертизы образовательного учреждения, реализуемой с помощью информационно-коммуникационных технологий.
16. Модель развивающей образовательной среды в образовательном учреждении.
17. Модель сетевого проекта.
18. Модель дистанционного обучения в образовательном учреждении.
19. Система критериев и показателей эффективности образовательного процесса.
20. Понятие «экспертиза» в системе образования.
21. Предназначение, объект и предмет гуманитарной экспертизы образования.
22. Методология экспертизы в образовании.
23. Основные объекты экспертизы в образовательном учреждении.
24. Субъекты экспертизы: заказчик, эксперт, экспертируемая сторона.
25. Технологии экспертизы в образовании.
26. Функции экспертизы в образовании.
27. Экспертиза образовательного учреждения.
28. Экспертиза программы развития образовательного учреждения.
29. Экспертиза образовательной программы образовательного учреждения.
30. Современные технологии проектирования образовательного процесса.
31. Проектирование и мониторинг развития организационно-образовательных систем.
32. История возникновения экспертных оценок.
33. Современные методы экспертизы.
34. Методы групповых экспертных оценок.
35. Методы индивидуальных экспертных оценок.
36. Особенности экспертизы образовательных программ.
37. Экспертная карта: методика разработки.
38. Методы оценки согласованности мнений экспертов в группе.
39. Математико-статистические методы обработки результатов экспертизы.
40. Экспертиза экспериментальной работы образовательного учреждения.
41. Требования к позиции эксперта.
42. Требования к экспертизе инноваций в образовании.
43. Основные процедуры экспертизы.
44. Экспертиза основной образовательной программы.
45. Модели обучения экспертов.
46. Ошибки в процедурах экспертного оценивания.