1. Разработать проект и подготовиться к его защите.
Структура проекта
Структура проекта состоит, как правило, из следующих компонентов:
1. Название (идея) проекта.
2. Сведения об авторах проекта.
3. Обоснование актуальности проблемы.
4. Цели, задачи проекта.
5. Методы и методики исследования.
6. Механизм реализации.
7. Календарный план проекта.
8. Результаты.
9. Перспективы развития проекта.
10. Бюджет.
Название проекта должно отражать суть проблемы. Желательно, чтобы в названии использовались термины, свидетельствующие о предполагаемой деятельности, например: формирование, создание и т. д.
В сведениях об авторах указываются фамилия, имя, отчество, должность, название организации, в которой работают (или учатся) авторы проекта. Дополнительно можно указать ученую степень, ученое звание.
Актуальность проекта — это, по сути, ответ на вопрос «Почему именно Вы делаете этот проект именно сейчас и именно здесь?». Любое проектное предложение всегда начинается с объяснения причин, побудивших авторов к разработке проекта.
Для доказательства актуальности оценивается и описывается социальная ситуация, сложившаяся в конкретном сообществе, выделяется из круга наиболее актуальных проблем одна, которая заботит авторов больше всего и которую они намерены решить.
Актуальность должна быть основана на фактах: мнение признанных экспертов, фактические события, аналитические данные, социологические опросы.
Чем больше фактических подтверждений актуальности проблемы, тем больше поводов обратить внимание именно на Ваш проект. В описании стоит использовать только точные данные, но избегайте процентного выражения при формировании количественных показателей проблемы. В тех областях, где это возможно, используйте числовые показатели. В случае с социологическими опросами или другой аналитикой, где определенный срез принимается как мнение всей аудитории, используя процентные отношения, указывайте число опрошенных респондентов, с которыми работали и только потом переходите к процентам.
|
Наиболее важными компонентами являются цели и задачи проекта.
Цель — это осознанное представление итогового результата деятельности по проекту. Формулировка цели должна соответствовать заявленной проблеме. Цель должна быть реалистичной, ранжируемой, диагностируемой, то есть иметь определенные измерители.
Задачи проекта:
1. Действия, которые предпринимаются, чтобы достичь цели проекта.
2. Поручение, задание, вопрос, требующие решения по известным данным с соблюдением условий.
3. Формулировки задач начинаются с глаголов совершенного вида: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, создать, обеспечить, апробировать, разработать.
Приведем пример формулировки темы, цели и задач проекта.
Тема: «Формирование готовности студентов-волонтеров к осуществлению профессиональной деятельности».
Цель проекта: способствовать формированию готовности студентов-волонтеров к осуществлению профессиональной деятельности в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Задачи проекта:
- изучить теоретические основы оказания психологической помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- оказывать научно-методическую помощь социальным учреждениям города и их специалистам в работе с людьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
|
- развивать формы оказания волонтерской помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- развивать профессионально ориентированные личностные качества волонтеров.
Методы и методики исследования. Методы исследования применяются чаще всего в исследовательских проектах и экспериментальной деятельности, наиболее востребованы педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, методы моделирования, социологические методы: изучение документов, беседа, интервью, анкетирование, социометрический метод и ряд других.
Если в ходе реализации проекта предполагается использование каких-либо методов исследования, то целесообразно указать и конкретные методики. Например, в ходе реализации проекта «Развитие творческих способностей старших дошкольников» предполагается использовать тест Торренса на изучение гибкости мышления.
Методики исследования могут использоваться на разных этапах реализации проекта.
Механизм реализации. В данном разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов. Эти мероприятия могут быть сгруппированы по блокам (разделам); представлены в виде модели, схемы. Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как, когда и в какой последовательности это будет происходить, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены.
|
В основе эффективного проекта должна лежать базовая технология — набор простых и понятных действий, связанных с участником проекта, с помощью которых у него возникает сверхмотивация участия и достижения результатов.
Технологичность — это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата.
Эффективность реализации проекта напрямую зависит от того, насколько верно перед проектной командой поставлена цель и достижима ли эта цель для данной команды.
Планирование проекта нацелено на разработку плана проекта, в котором определены и документированы все действия, необходимые для достижения целей проекта. План проекта нужен для координации деятельности всех участников проекта. Целостный план задает порядок выполнения всех работ. Он описывает, что, кто, как и когда будет делать. Началом этого этапа становится определение системы логически взаимосвязанных результатов и назначение ответственных за эти результаты. Далее определяются перечни и взаимосвязи необходимых операций. Для каждой операции определяются необходимые ресурсы (люди, оборудование, материалы). Утверждение плана означает возможность перехода к этапу исполнения.
Оценка достижимости результатов. При планировании проекта одним из самых важных является правильность постановки проблемы, целей и ожидаемых результатов — это то, чего Вы планируете достичь по итогам реализации проекта.
Ожидаемые результаты часто разделяют на 2 части:
1. Количественные показатели — описываются все количественные результаты проекта (количество участников семинара, количество выпущенных методических пособий и т. д.).
2. Качественные показатели — те качественные позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта (повышение уровня знаний участников проекта в какой-либо области).
Тема 4.Проектирование воспитательной системы и программы развития образовательного учреждения
План
1. Понятия «модель воспитательной системы», «концепция воспитательной системы». Принципы моделирования.
2. Воспитательная система в социокультурном контексте.
3. Анализ программных документов по проблемам воспитания: федеральных программ по развитию воспитания в системе образования, по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, программы модернизации образования, документов по организации самоуправления и созданию детских общественных организаций; региональной и муниципальной программ по созданию воспитательных систем образовательных учреждений, по патриотическому воспитанию.
4. Техника проблемного анализа и отбора актуальных направлений воспитательной деятельности.
5. Алгоритм проектирования воспитательной системы.
6. Планирование и программирование воспитательной работы.
Вопросы для размышления
1. Понятие воспитательной системы образовательного учреждения и ее компоненты.
2. Этапы развития воспитательной системы.
3. Управление воспитательной системой.
4. Цели воспитательной системы.
5. Особенности проектирования воспитательной системы.
6. Структура и содержание программы развития.
7. Особенности проектирования программы развития.