Исходя из проведённого анализа ценообразования, можно сделать вывод, что предприятию необходимо предпринять меры по совершенствованию процесса ценообразования.
Особенно следует отметить старый подход к вопросу определения и установления цены, применение только затратного метода ценообразования На предприятии ОАО «ВМО» нет специальной службы, занимающейся формированием ценовой политики, выбора ценовой стратегии для различных групп товаров и т.п.
План по ассортименту не составляется по причине специфичности продукции, выпускаемой предприятием. Руководство принимает решения по ассортименту на основе поступающих заказов от потребителей и самостоятельно выявленных потребностей рынка.
Об уровне организации управленческих процессов говорит низкая степень автоматизации процесса ценообразования, отсутствие специалистов в данной области, нерациональное распределение трудовых обязанностей и т.д.
На предприятии ОАО «ВМО» отсутствует регламентированная система организационного совершенствования, соответствующие ей нормативные документы и система мотивации организационного развития, не проводятся мероприятия по организационному совершенствованию.
Из чего следует, что на предприятии не разрабатывается оргпроект системы ценообразования в частности и не разрабатывается общий организационный проект предприятия в целом.
На предприятии ОАО «ВМО» не ведутся работы в направлении поиска новых нестандартных решений, новых ниш и сфер деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, разработки товарной, ценовой политики и стратегии, а также поиска новых нестандартных решений в ходе реализации рекламных кампаний.
|
Для генерации идей не используется метод мозгового штурма, метод морфологической матрицы, метод ролей, SADT – моделирование.
Кроме того, отсутствует практика разработки морфологических матриц для решения проблем предприятия и в частности разработки ценовой политики.
Требуется автоматизация схем передачи информации.
Не нашел применения метод проектирования управленческих и организационных процедур, отсутствуют карты организационной процедуры процесса определения и установления цен на продукцию предприятия, разработку ценовой политики и выбор ценовой стратегии.
Вопросом установления цены на предприятии ОАО «ВМО», как уже говорилось, занимается планово-экономический отдел. В таблице 2.9 отражены взаимодействие планово-экономического отдела с другими структурными подразделениями предприятия ОАО «Водмашборудование».
Помимо вопросов ценообразования планово-экономический отдел решает много других задач, так как предприятие достаточно большое, номенклатура изделий велика и не могут справиться с тем объемом работы, которую должен обеспечивать данный отдел.
Таблица 2.9 - Взаимодействие планово-экономического отдела с другими структурными подразделениями предприятия ОАО «ВМО»
Наименование подразделения | Взаимодействие с другими подразделениями | |
Получение | Предоставление | |
Отдел главного конструктора | перспективных и текущих планов развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства с расчетами экономической эффективности от внедрения и отчетов об их выполнении; заключения о возможности принятия заказа на экспортные изделия; сметы расходов на освоение новых производств, на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы; отчеты о выполнении заданий по снижению себестоимости продукции; отчеты о хозрасчетной деятельности отделов по установленным показателям | планов производства продукции по номенклатуре (перспективные, годовые и квартальные); заданий по снижению себестоимости продукции; сроки выпуска новых изделий для составления планов и графиков конструкторской и технической подготовки производства; плановые задания о хозрасчетной деятельности отделов |
Технический отдел | проектов перспективных и текущих планов развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства и отчетов об их выполнении; материалы и расчеты для экономического анализа работы предприятия; расчеты мощностей цехов и предприятия в целом; расчеты выпуска сварных металлоконструкций и нормы расхода на единицу этих изделий; заключения о возможности принятия заказа на экспорт, отчеты о выполнении заданий по снижению себестоимости продукции; маршрутно-технологические карты | утвержденных перспективных, годовые и квартальных планов производства в номенклатуре; сроков выпуска новых изделий и модернизации серийных для составления графиков технологической подготовки производства; задания по сумме экономии о выполнении плана организационно-технических мероприятий; указания, методику и расчеты по определению экономической эффективности организационно-технических мероприятий |
Отдел главного механика | планов ремонта оборудования на квартал, год и на перспективу; месячных отчеты о выполнении планово-предупредительного ремонта оборудования; смет расходов на ремонт сооружений и оборудования и на выполнение оргтехмероприятий; отчетов о выполнении заданий по снижению себестоимости товарной продукции | задания по снижению себестоимости товарной продукции |
Бухгалтерия | отчетов по выпуску продукции (в номенклатуре и денежной оценке), сведений о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для планирования и анализа; финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; расчет амортизационных отчислений по цехам и предприятию в целом, копия задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами (предприятием) | планов производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; плановой себестоимости фактически выпущенной товарной продукции; планов производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам |
ОМТС | основных расчетов к плану экономического и социального развития предприятия по разделу материально-технического снабжения | годовых, квартальных и месячных планов выпуска изделий; планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; сведений о нормах и остатках незавершенного производства; сообщений об изменениях в производственном и тематическом планах |
ОТиЗ | затрат времени и заработной платы на единицу изделий и сведения об изменении трудоемкости; планов снижения трудоемкости изделий и отчет о его выполнении; штатное расписание отдела; планы по труду цехов предприятия по кварталам и месяцам; анализ использования фонда оплаты труда; расчеты повышения производительности труда | планов производства продукции в номенклатуре; планов производства по объему валовой и товарной продукции на год, квартал с разбивкой по месяцам |
Цеха основного производства | отчетов о выполнении плана по производству себестоимости, труду и заработной плате; сведений о расходе материалов на единицу готовой продукции: выходе готовой продукции, использовании рабочего времени, производственной мощности | производственной программы на год, квартал, месяц и другие хозрасчетные показатели |
Отдел сбыта | Планов и графиков отгрузки продукции; отчетов о выполнении планов по отгрузке покупателям готовой продукции; данных о состоянии запасов готовой продукции и их соответствии утвержденным нормативам; отчетов о выполнении графиков поставок и других условий договоров | Планов реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал год; планов производства для заключения договоров с контрагентами; утвержденных цен на продукцию (работы, услуги) |
|
|
Следовательно, и процесс ценообразование не может находиться на достаточно высоком уровне. Поэтому более целесообразным является выделение должности специалиста по ценам в отделе маркетинга, который в свою очередь необходимо переформировать, заменить линейный тип структуры на товарно-функциональный тип.
Отмеченные недостатки предлагается устранить путем реализации отдельных мероприятий в рамках проектирования, внедрения и совершенствования системы ценообразования.
На предприятии необходимо осуществить дифференцирование всего процесса ценообразования, разработки ценовой политики с использованием метода разработки морфологических матриц, применения метода проектирования управленческих и организационных процедур. Предложенные мероприятия будут реализованы в следующем разделе.