Разработка АРМ специалиста по ценообразованию




 

В современных условиях рыночной экономики деятельность специалиста по ценообразованию неразрывно связана с необходимостью обработки огромного потока информации. При этом успешность и результативность принятых решений напрямую зависит от своевременности, достоверности, актуальности информации; методов и способов ее обработки. В связи с чем, остро возникает вопрос о разработке и внедрении методов и средств автоматизации процесса ценообразования, что позволит:[16]

• позволит лучше, быстрей и точней определять цены;

• использовать современные методы определения цен;

• применять современные прикладные программные продукты;

• обеспечить специалиста достоверной информацией о рынках сбыта, конъюнктуре, потребителях и поставщиках;

• дать точные и достоверные данные об объемах продаж;

• более четко определить потребность рынка в продукции;

• выявить наиболее благоприятные условия сбыта продукции;

• реализовать оперативную обработку информации;

• повысить конкурентоспособность;

• создать банк данных;

• четко спланировать ценовую стратегию и политику;

• содействовать созданию эффективной системы сбыта продукции;

• уменьшить затраты времени на выполнение той или иной работы (например, составление планов, прогнозов);

• уменьшить затраты на рекламу.

Структурно АРМ специалиста по ценообразованию включает в себя все элементы типовой структуры АРМ, а различия проявляются уже на уровне наполнения конкретных компонентов, которые будут рассмотрены ниже.

Круг решаемых задач специалистом по ценообразованию довольно широк:

1.Изучение ценообразующих факторов внешней среды;

2.Изучение ценообразующих факторов внутренней среды (издержки);

3.Ценовой мониторинг конкурентов и поставщиков:

- Анализ изменения цен поставщиков;

- Анализ изменения себестоимости товара на складах предприятия;

- Анализ соблюдения ценового коридора стабильности;

- Анализ изменения рентабельности продаж;

- Контроль наличия или отсутствия у ТМЦ цен отгрузки;

- Анализ изменения цен конкурентов;

- Мониторинг цен отгрузки собственного предприятия;

4.Выбор приоритетного метода ценообразования и ценовой политики4

5.Анализ издержек при каждом объёме продаж;

6.Расчет цены;

7.Выбор ценовой стратегии;

8.Корректировка цены исходя из стратегий комплекса маркетинга;

9.Определение предварительной цены;

10.Учет возможных реакций потребителей и конкурентов;

11.Изучение покупательского спроса;

12. Установление окончательной цены на товар;

12.Создание и корректировка прайс-листа, разработка системы скидок и комиссионных выплат;

13.Анализ мотивации спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги;

14. Бенчмаркинг цен.

Мы рассмотрим задачи, которые нуждаются и могут быть автоматизированы путем разработки и внедрения АРМ. Проанализируем их с точки зрения информационного обеспечения (таблица 3.5). Следует также отметить, что перечисленные задачи рекомендуется автоматизировать именно в той последовательности, в которой они приведены в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 – Задачи, предназначенные для автоматизации

Формулировка задачи Исходная информация Источник информации Результирующая информация Получатель информации Периодичность
Расчет цены Нормативы, законы, акты Законы, справочная литература, журналы, интернет Уровень, значение цен Бухгалтерия Ежедневно
Изучение покупательского спроса Потребности покупателей Журналы, интернет Количество определённого вида продукции экономист Ежеквартально
Организация системы сбора необходимой информации Состояние и функционирование системы сбора информации Интернет, структурные подразделения Состояние системы сбора информации на данный момент экономист, директор Еженедельно
Анализ мотивации спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги Направленность мотивации Журналы, интернет Факторы, мотивирующие спрос Руководитель предприятия. Ежеквартально
Организация изучения влияния цены на спрос Возможности покупателей Журналы, интернет Улучшение изучения влияния цены на спрос экономист Ежемесячно
Анализ рынка Конкуренты, их стратегии, действия Журналы, интернет, реклама Состояние рынка, меры улучшения положения на рынке, ответные меры экономист, директор Ежемесячно
Ценовой мониторинг конкурентов Цены конкурентов Журналы, интернет, реклама, прайс-листы Меры по повышению конкурентоспособности экономист, директор Ежемесячно

 

Сформируем информационную модель АРМ специалиста по ценообразованию, основываясь на данных информационного обеспечения задач специалиста по ценообразованию, предназначенных для автоматизации в составе АРМ.

Информационная модель АРМ специалиста по ценообразованию изображена на рисунке 3.1, она отражает документопотоки между АРМ и подразделениями предприятия и внешней средой.

Условно зоны взаимодействия АРМ специалиста по ценообразованию можно разделить на три части:

Внутренняя среда: это подразделения предприятия:

1. руководство предприятия, от которого поступает информация о целях и миссии предприятия, стратегии развития для определения главных направлений ценообразования;

2. цеха и планово-экономический отдел с которыми АРМ обменивается данными о выпуске продукции с целью определения затрат и цен;

3. бухгалтерия – подает информацию об установленной йене, для ведения учета.

 


Рисунок 3.1 - Информационная модель АРМ специалиста по ценообразованию

 

Внешняя среда: это прочие предприятия и организации г. Воронежа и области, контакт с которыми необходим для организации и осуществления деятельности:

1. редакции и отделы рекламы специализированных печатных изданий, телеканалов и радиостанций, от которых АРМ получает информацию о развитии рынка, новых акциях конкурентов, предпочтениях потребителей;

2. Управление статистики Воронежской области - получает информацию об уровне цен на рынке.

Глобальная компьютерная сеть Интернет - это поле деятельности специалиста по ценообразованию, откуда поступает информация, необходимая для планирования и осуществления деятельности предприятия, и где размещают информационные пакеты.

Для решения задач ценообразования предприятию необходимо хранить и анализировать большие информационные массивы, включающие не только данные внутреннего управленческого учёта, но и внешние данные - о покупателях, конкурентах, о макроокружении (социально-экономические, политические, технологические и пр. факторы). Для этого установленная на предприятии информационная система помимо учетной системы, которая должна накапливать необходимую для анализа внутреннюю информацию о деятельности предприятия, должна также содержать блок, аккумулирующий внешнюю информацию о рынке, а также аналитический инструментарий для решения задач, возникающих на этапах исследования рынка.[13]

Необходимо выбрать комплекс технических средств обработки информации на базе ПЭВМ, предназначенный для автоматизации функций специалиста по ценообразованию в предметной и проблемной областях его профессиональных интересов.

При выборе аппаратного обеспечения предлагается использовать следующую комплектацию:

1) Процессор Intel (Socket775) Core 2 Duo E4500 (3.20 GHz, FSB 800 MHz, 2 Mb L2, EM64T) BOX / Плата системная Asus (Socket 775) P5E-VM DO (IQ35, DDR2, PCI-Е16x, SVGA, Sound) / Память DDRAM 2 Gb DDR2 PC6400 800MHz Samsunq oriqinal / Диск жёсткий SATA 1 Tb Seagate ST31000340AS, Baracuda SATA (32MB cache, 7200rpm) / Привод оптический DVD+/-RW ASUS DRW-1814BLT SATA Чёрный / Дисковод FDD 3.5" Чёрный Mitsumi, NEC / Корпус FOXCONN TLA 481 Midi Tower 400W Blak/Silver (2xUSB, 8sm FAN) / Cooler HDD Titan TTC-HDD2 2 (2 вентилятора) / Вентилятор для процессора socket 775 Foxconn NBT-CMI7754BX-C;

2) Видеокарта PCI-E 512 MB GeForce 8600GTS (NVidia 8600GTS, 128bit DDR3, TV-out, 2xDVI);

3) Монитор 19" LCD Samsung Svncmaster 931BF Black (MEDSBQ) (1280x1024, 700:1, 300 cd/m2, 2ms);

4) МФУ HP Color LaserJet CM1017MFP <CB395> (принтер/копир/ сканер/факс, A4, USB);

5) Модем Zyxel Prestiqe 660RU (AnnexA) ADSL2+modem c портами USB и Ethernet;

6) Сетевая плата LinkSis HomeLinkPhoneline HPN200 (HPN100SK), 2*RJ11 100 Мбит.

При выборе данного оборудования руководствовались следующими принципами:

1) данная конфигурация ПК позволяет хранить большие объемы информации, требуемые для современных баз данных; обеспечивает обмен информацией с другими ПК посредством различных носителей информации: гибкие диски, компакт-диски; обеспечивает комфортную работу под управлением современных операционных систем, например, Windows 2000;

2) оборудование должно полностью удовлетворять минимальным требованиям программного обеспечения;

3) в связи с быстрым устареванием техники и стремительным появлением более мощных новых версий программного обеспечения технические средства должны обеспечивать определенный запас производительности;

4) видеооборудование должно давать возможность создавать презентации;

5) оборудование должно обладать эргономическими характеристиками;

6) монитор этой модели обеспечивает высокие требования по эргономичности и качеству изображения, что обеспечивает комфортные условия работы оператору;

7) принтер, совмещенный со сканером, ксероксом и факсом, позволит избежать дополнительных затрат; при этом стоимость расходных материалов значительно ниже;

8) выбор высококачественного модема определялся наличием цифровой телефонной линии, которая обеспечивает скоростной и надежный доступ к Интернет-ресурсам;

К техническим средствам, непосредственно образующим АРМ, надо еще присовокупить средства связи (телефон, телефакс).

Современный специалист по ценообразованию должен уметь использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач, а также разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений, построенных на основе современного прикладного программного обеспечения.

Программы, которые комплексно позволяют автоматизировать выполнение маркетинговых задач: [18]

- стратегическое/оперативное планирование – Marketing Expert (разработчик Про-Инвест ИТ); БЭСТ Маркетинг (Интеллект-Сервис); Касатка (Kasatka Consulting Group Белоруссия); Маркетинг-Микс 3 (Корпоративные финансы). Пользователь таких программ — лицо, принимающее решения: директор по маркетингу, директор по развитию, руководитель компании, консультант. Область решаемых задач отражает название группы. Стоит отметить, что, несмотря на схожее назначение, программы сильно отличаются и по способу реализации, и по интерфейсу, и по функционалу — их достаточно сложно сравнивать;

- анализ, прогноз, планирование, обработка – Marketing Analytic (Курс); серия программ КонСи(КонСи); Forecast Expert (Про-Инвест ИТ); ДА-Система (Контекст), программы в стратегии CRM.

Из множества программ позволяющих комплексно автоматизировать выполнение маркетинговых задач выделим, те которые непосредственно связаны с процессом ценообразования:[19]

-КонСи - Ценовой Мониторинг

-KonSi - Priсe Sensitivity Meter van Westendorp Определение оптимальной розничной цены по методу van Westendorp

-КонСи - Определение оптимальной цены по методу PSM Gabor/Granпer

-SIReD® ПРЕДПРИЯТИЕ Модуль: Ценообразование автоматизирует процесс ведения ценовой политики предприятия. Применяется подразделениями и сотрудниками предприятия, отвечающими за мониторинг и назначение цен, а так же контролирующими использование установленных цен.

-Discount 1.0. Программа предназначена для ведения учета клиентов с целью автоматического начисления скидок.

-Konkurentcena 1.0. Данная программа разработана для определения цены нового товара на основе цен товаров конкурентов уже существующих на рынке.

-Price Method. Данная программа позволяет сформировать цену на наш товар с учетом потребительских свойств нашего товара и цены аналога конкурентов.

-PriceQuаlityAnalysis. Данный алгоритм позволяет на основе данных, полученных методом опроса, вычислить оценки конкурентоспособности исследуемого товара и товаров-конкурентов и на основе этих оценок вычислить оптимальную цену и оптимальную оценку конкурентоспособности для исследуемого товара. При этом можно корректировать оптимальную цену в зависимости от выбранной ценовой стратегии.

Одной из важнейших задач специалиста по ценообразованию является определение цены товара. Продемонстрируем решение данной задачи на примере ОАО «ВМО» путем практического применения программного комплекса Price Method, предлагаемого нами в качестве основного функционального программного обеспечения АРМ специалиста по ценообразованию.

Целью решения данной задачи является определение цены товара с учетом потребительских свойств нашего товара, используя информацию о конкурентах.

Содержание задачи заключается в том, чтобы сформировать цену на наш товар с учетом потребительских свойств нашего товара и цены аналога конкурентов.

Исходные данные для решения поставленной задачи: с помощью информационного агентства сотрудники отдела получили данные о ценах на товары конкурентов(Таблица 3.6), провели предварительный опрос экспертов о свойствах товара и ранжирование этих свойств по степени значимости для потребителя(Таблица 3.7).

 

Таблица 3.6 – Цены на аналогичные товары конкурентов

Наименование товара Себесто-имость Цены конкурентов
ООО «Гидрокомплект» ОАО Завод водоприбор ООО «Омсклитпром» Средне-рыночная
Гидрант пожарный 10 131 11 320 12 786 13 216 12 440
Водоразборная колонка 3 898 4 430 - 4 820 4 625
Решетка дробилка 456 150 538 260 - - -

 

Таблица 3.7 – Ранжирование потребительских свойств товаров по степени значимости для потребителя

Потребительские свойства Ранг
Гидрант пожарный
Колкость конструкции 0,96
Масса гидранта 0,98
Надежность при перевозке  
Удобство монтажа 0,98
Степень защиты от гидравлического удара 0,96
Водоразборная колонка
Величина усилия нажатия на рукоятку 0,97
Глубина заложения  
Возможность бесперебойной работы в зимнее время 0,99
Решетка дробилка
Пропускная способность по воде 0,98
Мощность мотор-редуктора 0,96
Эффективность измельчения примесей 0,99

 

В Главном меню программы выбирается форма «Ввод исходных данных», где поэтапно ведется заполнение необходимых полей.

- Наименование товара

- Характеристика свойств товара

- Оценка свойств товара

- Себестоимость анализируемого товара

- Цена товара-аналога

Цена товара-аналога указывается в зависимости от политики ценообразования.

Для гидранта пожарного это политика престижных цен (максимальная цена аналогичного товара), для водоразборной колонки и решетки-дробилки – средний уровень цен на данную продукцию.

После указания всех данных нажимаем кнопку - Сохранение данных в формате «Результаты».

Далее возвращаемся в главное меню и открываем форму «Результаты», где уже сведены все данные о себестоимости товара, предлагаемой цене и прибыли от реализации товара по этой цене. В этом окне можно просмотреть и распечатать сводный отчет об уровне рекомендуемых цен.

Таким образом, была решена задача определения цены товара с учетом потребительских и цен аналогов конкурентов. Применение программного продукта избавило специалиста по ценообразованию от громоздких расчетов и монотонного труда, значительно сократило время данной работы. Также сразу был сформирован отчет об уровне рекомендуемых цен, который предоставляется руководителю предприятия ОАО «ВМО» для утверждения цены. Это говорит о том что автоматизация труда позволила: быстрей и точней определять цены; реализовать оперативную обработку информации; уменьшить затраты времени на выполнение расчета цены.

Проектирование и внедрение АРМ сегодня является необходимым, так как в условиях динамично развивающейся среды необходимо быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения. Предложенная модель АРМ специалиста по ценообразованию позволяет значительно упростить и ускорить процесс ценообразования и работу специалиста.

 


Заключение

 

Ценообразование – это процесс формирования цены. Цена является важным фактором рыночной экономики и в окончательном виде формируется на рынке, подчиняясь объективным законам экономики.

Для того чтобы обеспечить достижение целей и задач предприятия, его руководство должно проводить соответствующую ценовую политику, которая является неотъемлемой частью рыночной стратегии.

Для правильного выбора ценовой стратегии и разработки ценовой политики предприятия необходимо внедрение системы ценообразования.

В первом разделе данного курсового проекта были рассмотрены теоретические основы организационного проектирования, сущность и задачи системы ценообразования, а также особенности оргпроектирования системы ценообразования на малом предприятии.

В аналитическом разделе курсового проекта был проведен анализ процесса ценообразования на ОАО «ВМО». Была дана краткая характеристика предприятия и проведён анализ ценообразования, а также уровень оргпроектирования на предприятии при разработке системы ценообразования. На основании этого сделан вывод, что, на предприятии не используются методы оргпроектирования: SADT-моделирование, морфологическая карта, карта управленческих процедур и другие, что намного усложняет процесс ценообразования.

В третьей части курсовой работы было разработано техническое задание на проектирование системы ценообразования, карта оргпроцедуры про определению цен на продукцию и спроектировано АРМ специалиста по ценообразованию.

Таким образом, в ходе выполнения данной курсовой работы были сделаны попытки всесторонне подойти к проблеме проектирования и организации системы ценообразования на ОАО «ВМО».

 


Список литературы

 

1. Воронин С.И. Организационное проектирование производственных систем. Руководство по разработке курсовых проектов: учеб. пособие / С.И. Воронин. Воронеж: ГОУВПО Воронежский государственный технический университет. 2006. 89 с.

2. Воронин С.И. Организационное проектирование в машиностроении: Учеб. пособие.Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. – 138 с.

3. Голощапов Н.А., Соколов А.А. Цены и ценообразование.- М.: Приор-издат, 2004.

4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – М. – ИНФРА – М. – 2000 – 320 с.

5. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 2005. – 111с.

6. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М. ФИЛИН. 2001.

7. Калашникова И.А., Соломка А.В. Ценообразование и ценовая политика предприятия: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. 248 с.

8. Кобзев В.В. Теоретические основы организационного проектирования производственных систем: Учеб.пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 1996.- 117с.

9. Пузыревский Л.С. Основы организационного проектирования. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2002 – 132 с.

10. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М., 1995.

11. Мерварт и. ценообразование в международной торговле. / Под ред. Э.Е. Облинского. М.: Международные отношения, 1993.

12. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»

13 Мандрыкин А.В. АРМ специалиста. Методические указания. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004, 37 с.

14. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989.-176 с.

15. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.:Финансы и статистика, 2002 г.

16. Автоматизированные системы обработки экономической информации/ В.С. Рожонов. – М.: Финансы и статистика, 1986г.- 272с.

17. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 1998.

18. Информация о программных продуктов с сайта www.marketing-soft.ru

19. Информация о программных продуктов с сайта www.marketing.cfin.ru

20. Информация об ОАО «завод Водмашоборудование» с сайта www.vmo.su



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: