Открытое акционерное общество – завод «Водмашоборудование» - ведущее и динамично развивающееся предприятие России по производству оборудования для очистки питьевых и сточных вод и по производству противопожарного оборудования.
Государственная регистрация: № 1023601608876 от 08.08.2002г.
Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество
Полное юридическое название: ОАО «Водмашоборудование»
В настоящее время завод выпускает около 50 наименований оборудования, применяемых на крупных городских очистных сооружениях, отдельно стоящих объектах в посёлках городского типа, промышленных предприятиях и сельскохозяйственных комплексах, производящих очистку воды. Продукция завода имеет посезонный характер.
Предприятие строит отношения на доверии, оперативности, взаимовыгодных условиях работы. ОАО завод «Водмашоборудование» открыт для новых контактов и готов рассмотреть любые предложения: от размещения разовых заказов до организации совместного производства.
Предприятие обладает необходимыми элементами инженерного и жизнеобеспечивающего хозяйства, мощным производственным потенциалом, квалифицированным персоналом, современными технологиями, всем необходимым оборудованием. Это позволяет заводу успешно выполнять обязательства перед партнерами, участвовать в специализированных федеральных программах, оперативно осваивать производство новых видов продукции.[20]
ОАО «ВМО» расположено в промышленном районе города, имеет железнодорожные подъездные пути, асфальтированные дороги, комплекс вспомогательных подразделений и складских помещений, обеспечивающих нормальную производственную деятельность.
|
Организационная структура ОАО «ВМО» представлена в Приложении 1. Рассматриваемая нами организация является ярким примером линейно-функциональной организации управления, которой свойственны следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности, иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Достоинства линейно-функциональной структуры:
1. Сохраняется принцип единоначалия
2. Повышается качество принимаемых решений
3. Появляется возможность внутренней специализации подразделений
4. Отличается четкостью, рациональностью, отсутствием дублирования функций
5. Обладает высокой маневренностью при небольшой номенклатуре изделий
6. Однозначное определение обязанностей работников
7. Работники являются высококвалифицированными специалистами в конкретной области решаемых задач
Недостатки линейно-функциональной структуры:
1. Затягиваются сроки принятия решений
2. Не всегда обеспечивается согласование в работе функциональных подразделений
3. Присутствует высокая степень централизации
4. Долгие коммуникационные пути
5. Возможен конфликт между линейным и функциональным руководителями
|
6. Вероятна перегрузка высшего руководителя повседневными текущими вопросами
7. Снижается эффективность управления по мере роста товарного ассортимента или выхода на новые рынки сбыта.
Финансовое состояние ОАО завод «Водмашоборудование» можно охарактеризовать следующими моментами:
Имущественное положение ОАО «ВМО», показывает, что валюта баланса имеет тенденцию к росту: в 2006 году величина активов возросла на 5,24%, что в целом характеризует наращивание производственного потенциала ОАО «Водмашоборудование». Увеличение величины внеоборотных активов за 2006г. на 3,12 %, говорит о перспективе наращивания основных производственных фондов предприятия. Также можно увидеть, что оборотные средства предприятия имеют тенденцию к снижению в 2006г. на 3,11 %, что в общем указывает на спад оборота средств. Стоит отметить, что более низкие темпы роста оборотных средств по сравнению с внеоборотными определяют тенденцию к снижению оборачиваемости всей совокупности средств (имущества) предприятия. Рост запасов в 2006г привел к худшему использованию оборотных средств в производственном процессе: чем медленнее оборачиваются оборотные средства, тем больше может быть объем ресурсов. Значительное увеличение дебиторской задолженности в 2006г. (темп роста составил 147,63 %) и в приводит к дополнительным затратам на ее содержание и к увеличению риска потерь по безнадежным долгам. К концу 2006г. денежные средства уменьшились на 83,77%, что говорит об уменьшении платежеспособности предприятия.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что структура баланса ОАО «Водмашоборудование» изменилась в некоторых моментах в худшую сторону, так как мы наблюдаем уменьшение денежных средств, а также оборотных средств предприятия, что, несомненно, нехорошо характеризует имущественное положение организации.
|
Общество является ведущим предприятием России по производству оборудования для очистки питьевых и сточных вод.
Основным видом продукции Общества являются пожарные гидранты, отгрузка потребителю пожарных гидрантов в 2006 году составила 54,9%.
ОАО «Водмашоборудование» также выпускает следующую продукцию:
- оборудование для водопроводного хозяйства;
- ремонтные и специальные машины;
- оборудование для очистки сточных и поверхностных вод;
- оборудование для систем водоотведения;
- оборудование первичных и вторичных отстойников;
- оборудование для песколовок;
- оборудование для обработки осадков;
- оборудование реагентных хозяйств и т.д.
В таблице 2.1 представлены данные по выпуску продукции ОАО «ВМО», а в таблице 2.2 отгрузка продукции собственного производства. Исходя из этих данных, видно что большим спросом пользуются пожарные гидранты, их производство по сравнению с 2006 годом увеличилась на 2897 штук, а реализация на 2837 штук и водоразборная колонка, их производство увеличилось на 1469, а реализация по сравнению с 2006 годом увеличилось на 2120 штук. Так же видно, что на спад пошло производство и как следствие реализация люков ТК-2, по сравнению с 2006 годом их производство уменьшилась на 119 штук, а реализация на 205 штук. Также, помимо гидрантов наиболее популярными изделиями являются илососы (ИВР-18 и ИВР-18М). Илососы применяются для биологической очистки сточных вод и предназначены для удаления осаждающего активного ила.
Таблица 2.1 – Выпуск продукции ОАО «ВМО» без НДС по внутризаводским ценам
РОСТ ПО ВЫПУСКУ | РОСТ ПО ВЫПУСКУ | ||||||||||||||
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ | ВЫПУСК ЗА 2005г. | ВЫПУСК ЗА 2006г. | ВЫПУСК ЗА 2007г. | отклонение2007г.к2006г. | отклонение2007г. к 2005г. | ||||||||||
ШТ. | ТЫС.РУБ. | % | ШТ. | ТЫС.РУБ. | д. вес ' | ШТ. | ТЫС.РУБ. | /а. вес "А | ШТ. | СУММА | Уд. вес % | ШТ. | СУММА | Уд. вес % | |
ПОЖАРНЫЕ ГИДРАНТЫ | 49507,1 | 55,1 | 58773,7 | 43,5 | 69377,2 | 46,1 | 10603,5 | 67,9 | 19870,1 | 32,71 | |||||
ВОДОРАЗБОРНЫЕ КОЛОНКИ | 7710,4 | 8,6 | 9287,5 | 6,9 | 12813,9 | 8,5 | 3526,4 | 22,6 | 5103,5 | 8,40 | |||||
РЕШЕТКИ-ДРОБИЛКИ | 154,7 | 0,2 | 1276,5 | 0,9 | 1702,0 | 1,1 | 425,5 | 2,7 | 1547,3 | 2,55 | |||||
ДРОБИЛКА КАНАЛИЗАЦИОННАЯ | 1548,8 | 1,7 | 3464,3 | 2,6 | 5321,8 | 3,5 | 1857,5 | 11,9 | 3773,0 | 6,21 | |||||
НАСОСЫПЛУНЖЕРНЫЕ | 959,4 | 1,1 | 786,1 | 0,6 | 3699,8 | 2,5 | 2913,7 | 18,7 | 2740,4 | 4,51 | |||||
ИЛОСКРЕБ | 1228,8 | 1,4 | 3542,4 | 2,4 | 3542,4 | 22,7 | 2313,6 | 3,81 | |||||||
ИЛОСОС | 4576,3 | 5,1 | 6,4 | 10597,7 | 7,0 | 1950,7 | 12,5 | 6021,4 | 9,91 | ||||||
РЕШЕТКИ МЕХАНИЧЕСКИЕ | 1152,8 | 1,3 | 1934,2 | 1,4 | 1724,0 | 1,1 | -3 | -210,2 | -1,3 | 571,2 | 0,94 | ||||
ГРАБЛИ МЕХАНИЧЕСКИЕ | 2344,65 | 2,6 | 6703,5 | 5,0 | 5049,4 | 3,4 | -1 | -1654,1 | -10,6 | 2704,8 | 4,45 | ||||
МАШИНА ОТ 20-А | 658,8 | 0,7 | 11160,5 | 8,3 | 15536,5 | 10,3 | 4376,0 | 28,0 | 14877,7 | 24,49 | |||||
КЛАПАНА ТАРЕЛЬЧАТЫЕ | 0,4 | 897,6 | 0,7 | 902,0 | 0,6 | 4,4 | 0,0 | 550,0 | 0,91 | ||||||
БАЧКИ СМЫВНЫЕ | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -300 | -120,0 | -0,20 | ||||||||
ШАНДОР | 28,9 | 0,03 | 0,02 | 0,4 | 571,0 | 3,7 | 571,1 | 0,94 | |||||||
ВАНТУЗЫ | 949,8 | 1,1 | 539,8 | 0,4 | 1,0 | 975,2 | 6,2 | 565,2 | 0,93 | ||||||
ОБРАТНЫЕ КЛАПАНА | 730,8 | 0,8 | 1157,1 | 0,9 | 1179,8 | 0,8 | 22,7 | 0,1 | 449,0 | 0,74 | |||||
ГАСИТЕЛЬ УДАРОВ | 84,3 | 0,1 | 421,5 | 0,3 | 1013,4 | 0,7 | 591,9 | 3,8 | 929,1 | 1,53 | |||||
УСТРОЙСТВО НАБОТКИ ДБТ | 544,4 | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -1 | -544,4 | -0,90 | |||||||
СЕТКИ БАРАБАННЫЕ | 1328,05 | 1,5 | 2466,8 | 1,8 | 2336,8 | 1,6 | -130,0 | -0,8 | 1008,8 | 1,66 | |||||
МИКРОФИЛЬТРЫ | 0,7 | 998,3 | 0,7 | 5384,1 | 3,6 | 4385,8 | 28,1 | 4712,1 | 7,76 | ||||||
ЩИТОВЫЕ ЗАТВОРЫ | 1930,8 | 2,1 | 1,9 | 2385,0 | 1,6 | -230,0 | -1,5 | 454,2 | 0,75 | ||||||
УЗЛЫКИВР | 706,9 | 0,8 | 1591,4 | 1,2 | 2027,4 | 1,3 | -7 | 436,0 | 2,8 | 1320,5 | 2,17 | ||||
УЗЛЫК ИПР | 868,3 | 1,0 | 427,1 | 0,3 | 427,1 | 2,7 | -441,2 | -0,73 | |||||||
РЕШЕТКА КАНАЛИЗАЦИОННАЯ | 1075,8 | 1,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -5 | -1075,8 | -1,77 | |||||||
ТРАНСПОРТЕР ЛЕНТОЧНЫЙ | 237,3 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -1 | -237,3 | -0,39 | |||||||
КОМПЛЕКТ ШЕСТЕРЕН | 71,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -1 | -71,3 | -0,12 | |||||||
МЕХАНИЗМ СКРЕБКОВЫЙ | 1,4 | 7183,8 | 5,3 | 0,0 | -6 | -7183,8 | -46,0 | -3 | -1284,0 | -2,11 | |||||
ЛЮКТК-2 | 1340,5 | 1,5 | 466,5 | 0,3 | 250,5 | 0,2 | -119 | -216,0 | -1,4 | -645 | -1090,0 | -1,79 | |||
ЛЮКГТС | 58,6 | 0,1 | 108,7 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | -65 | -108,7 | -0,7 | -51 | -58,6 | -0,10 | |||
ДОЖДЕПРИЕМНАЯ РЕШЕТКА | 777,2 | 0,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -532 | -777,2 | -1,28 | ||||||
ПРОЧАЯ ПРОДУКЦИЯ | — | 6845,2 | — | 12198,2 | — | 3205,4 | 2,1 | — | -8992,8 | -57,6 | -3639,8 | -5,99 | |||
ИТОГО | 89847,9 | 134985,8 | 150591,2 | 15605,4 | 60743,3 |
Таблица 2.2 – отгрузка продукции ОАО «ВМО» по отпускным ценам
РОСТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ | РОСТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ | ||||||||||||||
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ | отгрузка 2005г. | отгрузка 2006г. | отгрузка 2007г. | отклонение2007г.к2006г. | отклонение2007г.к 2005г. | ||||||||||
ШТ. | ТЫС. РУБ. | Уа.вес % | ШТ. | ТЫС. РУБ. | Уа.вес % | ШТ. | ТЫС. РУБ. | Уа.вес % | ШТ. | СУММА | Уа.вес % | ШТ. | СУММА | Уа.вес % | |
ПОЖАРНЫЕ ГИДРАНТЫ | 44571,3 | 54,9 | 55917,3 | 41,6 | 74201,4 | 40,5 | 18284,1 | 37,4 | 29630,1 | 29,01 | |||||
ВОДОРАЗБОРНЫЕ КОЛОНКИ | 7935,1 | 9,8 | 10482,6 | 7,8 | 16985,1 | 9,3 | 6502,5 | 13,3 | 9050,0 | 8,86 | |||||
РЕШЕТКИ-ДРОБИЛКИ | 943,8 | 1,2 | 3653,5 | 2,7 | 3076,1 | 1,7 | -8 | -577,4 | -1,2 | -3 | 2132,3 | 2,09 | |||
ДРОБИЛКА КАНАЛИЗАЦИОННАЯ | 2602,8 | 3,2 | 4686,8 | 3,5 | 6300,7 | 3,4 | 1613,9 | 3,3 | 3697,9 | 3,62 | |||||
НАСОСЫПЛУНЖЕРНЫЕ | 1118,7 | 1,4 | 984,1 | 0,7 | 3982,9 | 2,2 | 2998,8 | 6,1 | 2864,2 | 2,80 | |||||
ИЛОСКРЕБ | 2270,3 | 6256,7 | 3986,4 | 8,1 | 6256,7 | 6,13 | |||||||||
ИЛОСОС | 0,0 | 12846,6 | 9,6 | 11768,9 | 6,4 | -1 | -1077,7 | -2,2 | 11768,9 | 11,52 | |||||
РЕШЕТКИ МЕХАНИЧЕСКИЕ | 1377,4 | 1,7 | 2541,6 | 1,9 | 2296,8 | 1,3 | -4 | -244,8 | -0,5 | 919,4 | 0,90 | ||||
ГРАБЛИ МЕХАНИЧЕСКИЕ | 2459,1 | 3,0 | 6964,4 | 5,2 | 4932,7 | 2,7 | -9 | -2031,7 | -4,2 | 2473,6 | 2,42 | ||||
МАШИНА ОТ 20-А | 635,6 | 0,8 | 9458,1 | 7,0 | 19534,1 | 10,7 | 10076,0 | 20,6 | 18898,5 | 18,50 | |||||
КЛАПАНА ТАРЕЛЬЧАТЫЕ | 659,8 | 0,8 | 1005,9 | 0,7 | 1232,5 | 0,7 | 226,6 | 0,5 | 572,7 | 0,56 | |||||
БАЧКИ СМЫВНЫЕ | 220,4 | 0,0 | 0,0 | -551 | -220,4 | -0,22 | |||||||||
ШАНДОР | 28,9 | 0,04 | 28,9 | 0,02 | 0,33 | 569,1 | 1,2 | 569,1 | 0,56 | ||||||
ВАНТУЗЫ | 627,5 | 0,8 | 1276,2 | 0,9 | 1770,6 | 1,0 | 494,4 | 1,0 | 1143,1 | 1,12 | |||||
ОБРАТНЫЕ КЛАПАНА | 1463,8 | 1,8 | 1171,7 | 0,9 | 1212,4 | 0,7 | -8 | 40,7 | 0,1 | -65 | -251,4 | -0,25 | |||
ГАСИТЕЛЬ УДАРОВ | 112,3 | 0,1 | 0,5 | 1194,7 | 0,7 | 551,7 | 1,1 | 1082,4 | 1,06 | ||||||
СЕТКИ БАРАБАННЫЕ | 2092,7 | 2,6 | 2716,9 | 2,0 | 3620,1 | 2,0 | 903,2 | 1,8 | -1 | 1527,4 | 1,50 | ||||
МИКРОФИЛЬТРЫ | 1025,7 | 1,3 | 0,0 | 6,2 | 11356,0 | 23,2 | 10330,3 | 10,11 | |||||||
ЩИТОВЫЕ ЗАТВОРЫ | 1218,8 | 1,5 | 1016,3 | 0,8 | 2,0 | 2577,7 | 5,3 | 2375,2 | 2,33 | ||||||
УЗЛЫК ИВР | 631,1 | 384,2 | 0,3 | 3378,4 | 2994,2 | 6,1 | 2747,3 | 2,69 | |||||||
УЗЛЫК ИПР | 723,6 | 427,1 | 0,2 | 427,1 | 0,9 | -296,5 | -0,29 | ||||||||
РЕШЕТКА КАНАЛИЗАЦИОННАЯ | 827,5 | 0,0 | 0,0 | -5 | -827,5 | -0,81 | |||||||||
ТРАНСПОРТЕР ЛЕНТОЧНЫЙ | 237,3 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -1 | -237,3 | -0,23 | ||||||
КОМПЛЕКТ ШЕСТЕРЕН | 59,4 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | -1 | -59,4 | -0,06 | ||||||
МЕХАНИЗМ СКРЕБКОВЫЙ | 1,6 | 9743,8 | 7,2 | 0,0 | -12 | -9743,8 | -19,9 | -3 | -1284,0 | -1,26 | |||||
ЛЮКТК-2 | 1181,8 | 1,5 | 442,9 | 0,3 | 0,0 | -205 | -442,9 | -0,9 | -759 | -1181,8 | -1,16 | ||||
ЛЮКГТС | 282,9 | 0,3 | 140,6 | 0,1 | 0,0 | -87 | -140,6 | -0,3 | -74 | -282,9 | -0,28 | ||||
ДОЖДЕПРИЕМНАЯ РЕШЕТКА | 112,3 | 0,1 | 1,9 | 0,0 | 0,0 | -1 | -1,9 | 0,0 | -77 | -112,3 | -0,11 | ||||
ПРОЧАЯ ПРОДУКЦИЯ | ... | 6787,9 | 8,4 | — | 5961,2 | 4,4 | — | 5651,3 | 3,1 | — | -309,9 | -0,6 | — | -1136,6 | -1,11 |
ИТОГО | 81221,5 | 100,0 | 100,0 | 183370,5 | 100,0 | 48948,8 | 102149,0 |
Наиболее перспективным в настоящее время на предприятии является производство пожарных гидрантов подземных, предназначенных для отбора воды на пожарные нужды с помощью пожарной колонки. При изготовлении гидранта используется высокопрочный чугун с шаровидным графитом, что в несколько раз увеличивает его качество. Раньше гидрант состоял из двух частей при перевозке они кололись, шёл брак. Служба ИТР разработала новую технологию изготовления гидранта – он стал единым. Также хотят изменить крышку гидранта. Сейчас она чугунная, а хотят сделать полиэтиленовую. Её будут изготавливать на стороне. Все эти нововведения улучшат её качество и сделают дешевле.
Исходя из информации, представленной предприятием, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми сегментами рынка являются:
Водоканалы, Элион – Санкт Петербург закупает большое количество гидрантов, Сталинский ГОК – закупает очастные сооружения, Гидропромсервис, водоканалы городов.
Традиционно информация о конкурентах является наиболее ценной и необходимой, так как основной рыночной силой являются всё же конкуренты.
На внутреннем рынке Общество является единственным предприятием выпускающим водозаборную колонку. На внешнем рынке основными конкурентами Общества по гидранту является Омск.
Постоянными заказчиками являются ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ООО «Калужский областной водоканал», МУП «Брянский городской водоканал», МУП «Сыктывкарский Водоканал», ООО «Орск Водоканал», МУП «Саратовводоканал», МУП «Белебейский водоканал», ГУП Республики Хакасия «Хакресводоканал», Водоканалы Республики Башкортостан, спецкомбинаты «Радон», ОАО «Рязаньтранснефтепродукт» и многие другие предприятия. Длительное и плодотворное сотрудничество с Научно-Исследовательскими и Проектными организациями позволяет предприятию ежегодно осваивать 3 - 4 наименования нового вида продукции, значительно улучшать параметры очистки, осуществлять переход на выпуск оборудования с применением нержавеющих сталей, что увеличивает срок эксплуатации изделий в 5 раз.
2.2 Анализ системы ценообразования на ОАО «ВМО»
Проведем анализ системы ценообразования на предприятии ОАО «ВМО». Основными задачами анализа являются следующие:
- изучение содержания процедур установки цены, уровня цен для определения обоснованности конкретной цены на продукцию;
- выявление недостатков относительно эффективности системы ценообразования ОАО «ВМО».
Процессом ценообразования на предприятии ОАО завод «Водмашоборудование» занимается планово-экономический отдел. Организационная структура планово-экономического отдела на заводе представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.1 - Организационная структура планово-экономического отдела на ОАО «ВМО»
Процесс ценообразования состоит из нескольких этапов. На первом этапе разрабатываются цели ценообразования. На предприятии ОАО завод «Водмашоборудование» выделяют следующие цели ценообразования:
- увеличение объема продаж;
- стабильность;
- максимизация прибыли;
- расширение доли на рынке.
На предприятии придерживаются мнения, что чем четче сформулирована цель, тем более правильно будет установлена цена.
Прежде чем начинается процесс определения цены, устанавливаются факторы, которые могут привести либо к повышению цены, либо к ее снижению. Проанализируем факторы, влияющие на ценообразование, и их влияние на ценообразование ОАО завода «Водмашоборудование». Результаты анализа представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Факторы ценообразования.
Фактор | Характеристика |
Внешние факторы | |
Политика государства | Законы и законодательные акты учитываются при установлении цены и скидок на продукцию. |
Спрос | Спрос всю продукцию, как на российском рынке, так и на зарубежном стабильный, что является положительным моментом. |
Конкуренция | На данный момент по производству противопожарного оборудования в России у нас 1 основной конкурент: Санкт-Петербургский «Арсенал» Данное предприятие не уступает конкуренту в цене и не уступает в качестве. |
Поставщики | Поставщики ОАО «Водмашоборудование» поставляют необходимое сырье и материалы вовремя, поэтому на изменение цены влияния не оказывают. За исключением момента повышения цены на сырье. |
Потребители | Вся продукция, ОАО «Водмашоборудование» продается. Спрос потребителей влияет на повышение или снижение цены. |
Внутренние факторы | |
Себестоимость | Себестоимость всей продукции увеличивается. Поэтому увеличиваются цены, чтобы предприятие не понесло убытки. |
Качество | ОАО завод «Водмашоборудование» производит продукцию очень высокого качества. Следовательно, в эту продукцию вкладывается много средств и они имеют высокую стоимость. |
Изменение цен под влиянием различных факторов представлена в таблице 2.4, в которой показана динамика цен за 3 года на основные виды продукции.
Таблица 2.4 - Изменение цен
Вид продукции | Цена за ед. в руб. | Динамика,% | |||
Гидрант пожарный: | |||||
ГП 2 | 7152,00 | 8480,00 | 10252,18 | 118,57 | 120,90 |
ГП 2,25 | 7452,00 | 8550,00 | 10706,00 | 114,73 | 125,22 |
ГП 2,5 | 7774,00 | 8805,00 | 11150,00 | 113,26 | 126,63 |
ППС200 | 3100,00 | 3590,00 | 4121,32 | 115,81 | 114,80 |
Колонка водозпборная: | |||||
КВ 3,5 | 4100,00 | 4960,00 | 5275,00 | 120,98 | 106,35 |
КВ 3,75 | 4920,00 | 5470,00 | 6124,00 | 111,18 | 111,96 |
КВ 4 | 5250,00 | 5985,00 | 6870,78 | 114,00 | 114,80 |
Илосос | 359650,00 | 365400,00 | 376351,00 | 101,60 | 103,00 |
Рассмотрим в таблице 2.5 стратегии ценообразования, используемые на предприятии по двум основным видам продукции: гидрант пожарный и илосос.
Таблица 2.5 – Стратегии ценообразования по видам продукции
Наименование продукции | Наименование стратегии | Условия применения стратегии |
Гидрант пожарный | Стратегия проникающего ценообразования | Так как рынок сбыта этой продукции постепенно сужается, а цена держится на достаточно высоком уровне, то необходимо упрочнить позиции на рынке с помощью приемлемой цены, при условии, что конкуренты не будут на нее реагировать. |
Илосос | Стратегия гибкого ценообразования | Данная стратегия должна учитывать условия рынка: спрос на продукцию, конкурентов, предпочтения потребителей. И в зависимости от этих факторов цена будет незначительно колебаться в сторону уменьшения или увеличения. |
Выбирая ту или иную стратегию, завод руководствуется тем, какие цели пытается достичь, выпуская свою продукцию. При установлении цены завод учитывает, что является главным «игроком» на рынке противопожарного оборудования (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 – Доля рынка, занимаемая ОАО заводом «Водмашоборудование» на 2007 год по.
Проанализировав доли рынка, занимаемые различными предприятиями конкурентами и «Водмашоборудованием» можно сделать вывод о том, что педприятие имеет только одного главного конкурента «Арсенал» остальные фирмы практически не имеют возможности «диктовать» свои условия на данном рынке.
В таблице 2.6 произведем сравнительный анализ пожарных гидрантов основных конкурентов с ОАО заводом «Водмашоборудование»:
Таблица 2.6 – Сравнительный анализ технико-экономических показателей гидрантов пожарных
Параметр | «Арсенал» | ГУП МосводоканалНИИ проект | «Водмашоборудование» |
Цена, руб. | 10252,175 | ||
Рабочее давление Рр, МПа (кг/см2) не более | 1,(10) | 1,(10) | 1,(10) |
Внутренний диаметр корпуса Ду мм | |||
Ход клапана мм | 20-28 | 21-24 | 24-30 |
Люфт шпинделя в опорном кольце, не более мм | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Высота гидранта, Н мм | 600-2300 | 400-2100 | 500-2500 |
Число оборотов штанги до полного окрывания клапана | 13-18 | 12-20 | 12-15 |
Масса гидранта при Н=1000 мм, не более кг | |||
Изменения массы гидранта на каждые 250 мм высоты не более кг |
Из анализа видно, что гидранты, выпускаемые заводом практически не отличаются от основных характеристик конкурентов, однако существуют небольшие различия свидетельствующие о том, что по параметрам конкурентоспособность чуть выше, чем у других представителей.
ОАО завод «Водмашоборудование» придерживается того, что установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовлении, однако затраты оказывают большее влияние на выбор установления цены. На предприятии применяется затратный метод расчета цены. Формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид:
Оптовая цена = полная себестоимость + плановая прибыль(на изделие 25%, на детали и узлы 35%)+ 18% НДС.
На предприятии рассчитывается лишь оптовая цена. Затем изготавливается контрольная партия (примерно 10 штук), проверяются нормативы.
В некоторых случаях цена устанавливается на основе договора с покупателем заранее, а только потом разрабатывается техническая документация, просчитываются затраты на производство (сырье, материалы и т.д.).
Рассмотрим пример формирования цены на примере гидранта пожарного. Расчет цены пожарного гидранта размером 2,0 (на единицу) показан в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Калькуляция Гидранта пожарного 2,0.
Номенклатура | Кол-во | Цена | Сумма |
Ветошь обтирочная | 0,029 | 0,29 | |
Картон Б-1 | 0,0016 | 0,03 | |
Катанка | 1,3 | 59,30 | 98,09 |
Круг | 0,28 | 31,86 | 9,92 |
Лак Битумный | 0,32 | 26,10 | 10,35 |
Лист 2 | 0,025 | 22,19 | 0,55 |
Лист 2.5 | 0,064 | 22,19 | 1,42 |
Лист 3 | 0,311 | 20,80 | 6,47 |
Лист 8 | 0,54 | 22,25 | 36,02 |
Полоса | 0,24 | 25,50 | 9,12 |
Проволока | 0,08 | 59,30 | 6,74 |
Пруток | 0,4 | 221,84 | 88,74 |
Пудра алюминиевая | 0,046 | 5,89 | |
Резина | 0,0164 | 4,67 | |
Резина-пластик | 0,032 | 1,12 | |
Ферросилиций | 0,49 | 28,50 | 23,97 |
Чугунный лом | 17,94 | 7,42 | 248,59 |
Труба 15х2.8 | 3,29 | 102,12 | |
Труба 89х4 | 21,07 | 35,41 | 1746,09 |
Уайт-спирит | 0,196 | 30,20 | 7,92 |
Электроды д3 | 0,06 | 2,1 | |
Электроды д4 | 0,14 | 4,9 | |
Болт М10х35 | 0,102 | 39,93 | 4,07 |
Болт М12х55 | 0,132 | 6,41 | |
Болт М12х60 | 0,135 | 36,73 | 5,96 |
Гайка М10 | 0,0342 | 49,05 | 1,68 |
Гайка М12 | 0,064 | 46,40 | 2,97 |
Заклёпка 10х45 | 0,0334 | 2,5 | |
КВ.507 Сетка | 3,10 | 3,1 | |
КВ.513 Верхняя часть эжектора | 6,20 | 6,2 | |
Контргайка 15 | 7,5 | ||
Шплинт 3,2х20 | 0,0013 | 0,5 | |
ИТОГО МАТЕРИАЛОВ С НДС | |||
ИТОГО БЕЗ НДС +5% | 2333,2 | ||
ФОТ | |||
ТЭР | |||
ЕСН | 241,02 | ||
Общепроизводственные расходы | 1686,8 | ||
Общехозяйственные расходы | 303,2 | ||
Заводская себестоимость | |||
Внепроизводственные расходы | 224,6 | ||
Полная себестоимость | 6950,62 | ||
Прибыль | 1737,655 | ||
Цена | 8688,275 | ||
НДС | 1563,9 | ||
Цена с НДС | 10252,175 |
Как видно из расчетов данная цена в 10252,175 руб. является ниже, чем у представителей Санкт-Петербурга «Арсенал» на 382,825 руб. и выше чем у Москвы на 152,175 руб. Данный момент можно объяснить тем, что «Арсенал» является главным конкурентом (доля рынка 32%), и для удержания позиций четко видно использование стратегии проникающего ценообразования. Что же касается московского конкурента, то он не представляет сильной угрозы. Так как его цена не намного ниже и доля занимаемого им рынка (10%), то это не представляет сильной опасности деятельности завода.
На предприятии также существует система скидок, для постоянных клиентов, зависящая от объема покупаемой продукции. Так для гидранта пожарного имеется следующее деление, представленное в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – оптовые цены на гидрант пожарный размером 2,0 – 2,5
Размер | Оптовые цены (при заказе свыше 10 шт.) | Оптовые цены (при заказе до 10 шт.) | Розничные цены (при заказе до 6 шт.) | ||||||
Цена без учета НДС | Сумма НДС 18% | Цена с учетом НДС | Цена без учета НДС | Сумма НДС 18% | Цена с учетом НДС | Цена без учета НДС | Сумма НДС 18% | Цена с учетом НДС | |
2,00 | 7 500,00 | 1 350,00 | 8 850,00 | 8 062,71 | 1 451,29 | 9 514,00 | 8688,275 | 1563,9 | 10252,175 |
2,25 | 7 828,81 | 1 409,19 | 9 238,00 | 8 416,10 | 1 514,90 | 9 931,00 | 9 003,39 | 1 620,61 | 10 624,00 |
2,50 | 8 810,17 | 1 585,83 | 10 396,00 | 9 471,19 | 1 704,81 | 11 176,00 | 10 131,36 | 1 823,64 | 11 955,00 |
Данная система позволяет увеличить объем продаж, что в свою очередь приводит к увеличению прибыли, независимо от того, что оптовая цена ниже.
Добиться цены ниже, чем у главного конкурента заводу удалось за счет использования следующих мер:
1. нормированием затрат на производство, рекламу, сбыт продукции, т.е. по всей технологической цепочке продукции с выходом на планируемый уровень затрат по предприятию;
2. своевременным пересмотром внутренних цен при изменении условий – рыночных цен на исходное сырье, материалы, комплектацию, энергоресурсы, готовую продукцию, качество, ассортимент;
3. включением плановой прибыли во внутренние цены в размере, соответствующем целям.
Процессом ценообразования на ОАО «ВМО», как уже было сказано, занимается планово-экономический отдел. Помимо вопросов ценообразования планово-экономический отдел решает много других задач, так как предприятие достаточно большое, номенклатура изделий велика и не могут справиться с тем объемом работы, которую должен обеспечивать данный отдел. Следовательно, и процесс ценообразование не может находиться на достаточно высоком уровне. На ряду с планово-экономическом отделом на предприятии функционируют отдел маркетинга и отдел сбыта, которые решают некоторые вопросы, специалисты из которых привлекаются к процессу ценообразования.
Одним из немаловажных достоинств ценовой политики можно назвать цели ценообразования, которые не противоречат общим целям предприятия и в большей степени помогают достигать основную цель любой организации: получение максимальной прибыли при минимуме издержек.
Важным элементом управления ценообразованием на предприятии можно считать, что при использовании затратного метода, специалисты все же уделяют внимание внутренним и внешним факторам, таким как качество, потребители, поставщики, конкуренты и другие.
Поскольку объем задач у специалистов планово-экономического отдела большой, вопросу ценообразования не уделяется достаточного внимания и используется наиболее простой метод – издержки плюс прибыль.
На мой взгляд, недостатком можно считать то, что затратное ценообразование воспринимается менеджерами завода как наиболее обоснованное и справедливое. Более того, в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная для повседневного мышления идея о том, что «честный производитель» должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нормальную прибыль в вознаграждение за его усилия. Поэтому, используя затратный метод ценообразования, менеджеры завода (в том числе особенно директора российских предприятий, имеющие, как известно, преимущественно техническое образование) воспринимают его как метод не просто закономерный, но и имеющий куда более реальную основу, чем методы, основанные на идеях маркетинга, хотя объединение элементов разных методов могло бы дать и положительный результат.