Невербальное общение - это общение без помощи слов. Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
Р
Рисунок 3.1 – Классификация невербальных методов общения
Для проницательного человека, важнейшими невербальными компонентами общения являются мимика, жестика и пантомимика, которые, будучи, в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим больше, чем сказано.
Рисунок 3.2 – Основные составляющие паралингвистического метода и кинесического
Рисунок 3.3- Основные составляющие специфического метода невербального общения
Таблица 1 – Структурные элементы композиции речи
Часть | Этапы | Цель этапов | Целевые действия | Приемы и средства |
Введение | Зачин | Подготовка к восприятию | Завладеть вниманием; возбудить интерес; заставить слушать; вызвать симпатию; дисциплинировать. | Что-нибудь удивительное: факт, случай, история; приятная неожиданность; обращение, внушение. |
Завязка мысли | Поставить проблему | Показать актуальность; цель работы; выявить противоречие; объяснить суть дела; заинтересовать новым. | Прием сопереживания; парадоксальная ситуация; драма идей, людей; контрастное положение. | |
Изложение | Довести план | Обеспечить понимание цели общения; наметить перспективу; поставить задачу на мышление. | Апелляция к интересам, потребностям; краткое описание; апелляция к социальным задачам. | |
Главная часть | Первый вопрос | Представить предмет | Раскрыть основное понятие; показать структуру (элементы и связи). | Определение; деление понятий, трактовка; опорная схема, образ, картина. |
Второй вопрос (основной) | Довести сущность до понимания | Выдвинуть тезис и обосновать новое; дать оценку элементов; опровергнуть антитезис. | Доказательство (способы убеждения); взгляды, мнения, свойства; приемы критического анализа. | |
Третий вопрос | Дать установку на деятельность | Связать теорию с жизнью (практикой); предложить решения. | Данные экспериментов, показательные примеры; опросы общественности. | |
Заключение | Напоминание | Закрепить мысль | Связать конец с началом; дать понять, что мысль раскрыта; усилить впечатление. | Возвращение к проблеме; самый сильный аргумент; афоризм, крылатая фраза. |
Обобщение | Убедиться, что цель достигнута | Подвести к заключению; добиться одобрения и признания мысли. | Подытоживающее утверждение; эмоциональные средства; яркий пример, цитата. |
ТЕМА 3.3.Мотивация и стимулирование человеческих ресурсов
|
1.Классические и современные и теории мотивации
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы: традиционные, содержательные и процессуальные.
Схема 1. Мотивационные теории