Схема 2. Иерархия потребностей по Маслоу




 

Таблица 1. Теория мотивации Д. МакГрегора

«Х» «Y»
• В мотивах преобладают биологические потребности; • Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе; • Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; • Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль. • В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; • Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий; • Обычно человек готов брать на себя ответственность; • Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности; • Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами.
Главный стимул: • принуждение. Вспомогательный стимул: • материальное поощрение Главные стимулы: • самоутверждение; • моральное и материальное поощрение. Вспомогательный стимулы: • принуждение.

Таблица 2. Теория потребностей Д. МакКлелланда

  Потребности Краткая характеристика Управление мотивацией
1. Соучастия Стремление к дружеским отношениям, активному взаимодействию с коллегами и клиентами. Предоставление работы с широкими коммуникационными возможностями и постоянное информирование о реакции окружающих на их действия.
2. Достижения Стремление к самостоятельности в работе, личной ответственности. Делегирование полномочий, самостоятельный участок работы.
3. Властвования Стремление к воздействию на других людей. Включение в резерв кадров, планирование карьеры, обучение.

Таблица 3. Модель Ф. Герцберга

Гигиенические факторы Мотивирующие факторы (мотиваторы)
• Зарплата; • Социальные блага; • Условия работы; • Статус; • Климат на предприятии; • Рабочая атмосфера, обстановка; • Отношение к начальству и к коллегам. • Интересная работа: увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность повысить свои знания; • Самостоятельность и полномочия, свой участок работы; • Возможность добиться ощутимых результатов; • Признание достижений, выражающееся в увеличении дохода, полномочий, степени трудности поставленных задач; • Профессиональное обучение и повышение квалификации как непрерывный процесс.

 

Далее рассмотрим процессуальные теории мотивации.

Рисунок 1. Интегративная модель Портера-Лоулера

 

 

Рисунок 2. Модель мотивации В. Врума

 

Рисунок 3. Взаимосвязь основных теорий мотивации

Взаимосвязь мотивов и стимулов в управлении персоналом показана в табл. 3.

Таблица 3. Взаимосвязь мотивов и стимулов

Мотивы Стимулы
   
Мотивы по удовлетворению потребностей в жизненно насущных материальных и духовных благах: производительность; качество работы; повышение занятости; рост квалификации и мастерства; повышение ответственности; совмещение должностей; работа на одном предприятии Рост заработной платы Доплаты к заработной плате Надбавка к заработной плате Материальная помощь Единовременные выплаты Премиальная система Социальный пакет Система участия в прибылях Комиссионные с объемов продаж
 
Мотивы жизненного самоопределения (личностные): призвание; переключение; самовыражение; любознательность; творчество; изобретательство; рационализаторство; научная деятельность Предоставление работы по интересам, по призванию Профессиональная ориентация Перестройка работы: чередование, расширение, обогащение Повышение творческого характера труда Учет личных качеств и способностей работника Развитие карьеры Широкие возможности для обучения, овладения новыми знаниями Премии за новаторство, изобретения, открытия Программы вознаграждений за идею, подарки фирмы Гибкие графики работы Доступ к новой информации Всеобщее признание и уважение

 

 

Продолжение табл. 3

   
Мотивы социального взаимодействия: общение; подражание; сопричастность; солидарность; поддержка; безопасность; дружба; взаимовыручка Возможность общаться на рабочем месте Благоприятный социальный микроклимат Демократический стиль руководства Участие в управлении и принятии решений Единый статус работников Равные возможности, «равенство шансов» Доска почета Вынесение благодарностей, признание заслуг Справедливость во всем (распределение работ, оценки, вознаграждения) Программы культурно-оздоровительных мероприятий Социальный пакет
Мотивы статусного самоутверждения: достижение цели; престиж; развитие карьеры; высокий статус; власть; успех; самоуверенность; самоутверждение Участие в управлении и принятии решений Предоставление руководящей работы Расширение полномочий Персональные блага: кабинет, автомобиль, самолет и т.п. Участие в работе престижных клубов Участие в успехе, капитале Предложение о совместном участии в бизнесе Представительские функции для других организаций Ротация кадров Рост количества подчиненных Международное признание Присвоение звания «лучший сотрудник»
Мотивы оптимизации жизненного цикла: социальная мобильность; профессиональная мобильность; возрастная релаксация; преодоления статусного и психологического дискомфорта Предоставление работы по желанию и возможностям Развитие неспециализированной карьеры Передача опыта молодежи — наставничество Устранение отрицательных стимулов Психологическое поощрение Единый статус работников Центры психологической помощи и разгрузки Политика «открытых дверей» Комиссии по трудовым спорам

2. Система мотивации и стимулирования персонала

Таблица 4 – Системы мотивации персонала

 

Материальное стимулирование труда Форма стимулирования Содержание
Заработная плата Оплата труда работника
Бонусы Разовые выплаты из прибыли организации
Участие в акционерном капитале Покупка акций организации и получение дивидендов; покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций
Участие в прибыли Выделение части прибыли на формирование поощрительного фонда (распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль, чаще всего - на управленческие кадры)
Дополнительные выплаты Субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (затрат на мобильную связь, транспортных расходов, расходов на питание)
Условно нематериальное стимулирование труда Сберегательные фонды Открытие сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процента не ниже установленного в Сбербанке РФ, льготные режимы накопления средств
Льготное кредитование Выделение льготных кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования и т.д.
Скидки на продукцию Предоставление скидок на товары, выпускаемые организацией или получаемые по бартеру
Стипендиальные программы Покрытие (полное или частичное) образовательных расходов
Обучение в организации Обучение в организации, в том числе на рабочем месте
Медицинское обслуживание и страхование; прочие виды страхования Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями; медицинское и прочие виды страхования как самих работников, так и членов их семей
Программы жилищного строительства Строительство жилья для работников или долевое участие в нем
Условно нематериальное стимулирование труда Программы, связанные с воспитанием и обучением детей Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей и внуков сотрудников, привилегированные стипендии для студентов высших и средних специальных учебных заведений
Нематериальная мотивация Стимулирование свободным временем Предоставление за активную и творческую работу дополнительных выходных и увеличение отпуска, право выбора времени отпуска; сокращение длительности рабочего дня при высокой производительности труда
Трудовое или организационное стимулирование Повышение удовлетворенности выполняемой работой: внесение творческих элементов, возможность участия персонала в управлении
Общественное признание Вручение грамот, значков, вымпелов, почетных званий, наград, размещение фотографии на доске почета

 

 

Рисунок 4. Процесс мотивации и стимулирования труда персонала.

 
 

 

Мотивирующая подсистема   Мотивирующая подсистема
  Потребности, интересы, ценности  
Предприятия работника  
 
 
  МОТИВЫ  
материальные моральные социально- психологические
 
  Мотивация как процесс мотивирования  
работников работы Организа- ционной деятельности
Развитие социального и партисипативного управления, корпоративной культуры
 
Стимулирующая подсистема     Стимулирующая подсистема
Стимулирование  
  • по уровням иерархии
  • отдельных работников
  • профессиональных групп
  • коллективов
стимулы
материальные моральные социально- психологические
 
Целевая подсистема     Целевая подсистема
  Мотивация и стимулирование
Мотивационный портфель содержание:
Материальный раздел Социальный раздел Моральный раздел Комбини- рованный раздел
принципы формирования
 
  Результат
  • достижение целей предприятия
  • достижение целей работника
                   

 

Рис. 6. Модель мотивации и стимулирования персонала предприятия

3. Классические и современные системы оплаты труда

Одним из наиболее мощных элементов мотивации является оплата труда. Разнообразие применяемых форм и систем оплаты труда позволяет определить несколько подходов в их классификации. Можно выделить такие системы оплаты труда, как тарифная и бестарифная, повременная и сдельная и др.

Схема 3. Классификация систем оплаты труда

Рисунок 5. Формы оплаты и особенности стимулирования

Таблица 4.Понижающие и повышающие показатели КТУ

Показатель Значение коэффициента W
1. Перечень упущений в работе
1.1 Невыполнение квартальных и месячных заданий. Оперативных поручений руководителя -0,2
1.2 Нарушение трудовой дисциплины (опоздание, прогул и др.) -0,2
1.3 Низкое качество, грубые ошибки, неточности в работе -0,2
1.4 Бесхозяйственность, небрежное отношение к материальным ценностям и имуществу предприятия -0,2
1.5 Действие или поведение, снижающее имидж предприятия -0,1
1.6 Неудовлетворительное состояние рабочего места, оборудования -0,1
1.7 Упущения в работе, повлекшие за собой значительный й ущерб -1,0
1.8 Появление на работе в нетрезвом состоянии, хищение сырья, материалов или инструментов -1,0
2. Перечень достижений в работе
2.1 Перевыполнение квартального и месячного плана, оперативных заданий руководителя +0,2
2.2 Высокая трудовая дисциплина +0,2
2.3 Высокое качество труда, точность и грамотность в работе +0,2
2.4 Бережное отношение к материальным ценностям, экономия ресурсов +0,2
2.5 Действия, повышающие имидж предприятия +0,1
2.6 Работа сотрудника без больничных листов, административных отпусков +0,1
2.7 Достижения в работе, которые принесли предприятию экономическую выгоду +1,0

или а - численное значение i-го элемента j-й характеристики; b - весовой коэффициент i-го элемента j-й характеристики; m - число характеристик, входящих в i- й элемент модели; или , где - итоговый рейтинг потенциала работника; n - число локальных показателей рейтинга.  
Рейтинговая система оплаты труда
ЗПi = БЭП×Ре, где ЗПi - заработная плата i-го работника или ЗПi=БЭП×Рi×Кп×Кстр×Ккт, где Кп – коэффициент выполнения планового задания (отработанного времени). Ккт – коэффициент качества труда (соответствие выполняемой работы стандартам предприятия), К стр – страховой коэффициент (для повышения образовательного уровня, значимости работы).
, где БЭП – базовая заработная плата (цена рейтинга), руб.; ФОТ – фонд оплаты труда работников предприятия (отдела), тыс. руб.; - сумма рейтинга всех работников предприятия (отдела), баллы.  
 
где Рi – рейтинг i -го работника, баллы; Ко - коэффициент образовательного уровня; Кс - коэффициент стажа работы; Кз - коэффициент значимости работы;    
- Опыт работника - профессиональное знания, - профессиональные умения, - личные качества, - освоение смежные профессий, - уровень квалификации, - здоровье и трудоспособность - вредные привычки и др.
Методика расчета
Знание работника, его участие в рационализаторстве и изобретательности (Ко)   Опыт работы (Кс)   Способности: умение воплощать в конкретные дела знания и опыт(Кс)
Элементы мотивации
Измерение потенциала работника по качественным количественным характеристикам и модели рабочего места

Рисунок 6. Рейтинговая система оплаты труда

Таблица 5. Диапазон дифференциации в оплате труда по должностям

Должностные позиции Средняя зарплата, руб. Коэффициент соотношений в оплате
Генеральный директор   10,46
Главный инженер   10,36
Директор производства   5,40
Мастер смены   3,73
Старший мастер   6,56
Механик   4,59
Главный бухгалтер   5,94
Начальник отдела кадров   3,87
Охранник   1,12
Грузчик   3,27
Уборщик   1,85
Слесарь   2,77
Электрик   4,14
Водитель   4,30

 

Рисунок 7. Основные этапы оценки при использовании бально-факторного метода

1-й этап. Анализ содержания работы на данной должности. Описание должности рабочего места.   2-й этап. Подготовка к оценке. Определение факторов, их веса, разработка бальной шкалы факторов.   3-й этап. Проведение оценки.   4-й этап. Определение уровня оплаты (Грейдирование)   5-й этап. Простроение структуры зарплаты.

 


 

Таблица 7. Результаты оценки должности директора по персоналу.

Факторы Уровень/Баллы
Степень полномочий 4/17
Масштаб действий 3/29
Степень влияния на результат 3/29
Технические/профессиональные знания 5/31
Управленческие навыки 4/17
Навыки взаимодействия 5/21
Среда принятия решений 4/9
Сложность принятия решений 4/17
Итого 170 баллов

Таблица 8. Таблица должностей

Должности Баллы Оклады
Генеральный директор   40 000
Заместитель генерального директора   35 000
Главный инженер   33 000
Начальник цеха   25 000
Замначальника цеха   20 000
Мастер   18 000
Наладчик ЧПУ   17 000
Инженер   15 000
Экономист   10 000
Квалифицированный рабочий   13 000
Неквалифицированный рабочий    

 

Рисунок 8. Зависимость постоянной части зарплаты от ценности должности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: