Государственное регулирование цен.




Государственное регулирование цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.
Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.
Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:
• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;
• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
• проведение социально ориентированной политики цен;
• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.
Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.
Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов.
К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.
1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или от дельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен. Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.
2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен. Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.
5. Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.
6. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в некоторых странах (США, Япония).
В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

 

Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: экспорт и импорт, невидимый экспорт, реэкспорт, и реимпорт, прочие режимы внешнеэкономической деятельности. Характеристика базисных условий поставки во внешней торговле. Предмет контракта.

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в стимулировании развития экономики, пополнении доходной части бюджета, способствует все большему включению региона в мирохозяйственные связи. Внешнеэкономическая деятельность является одним из важных факторов хозяйственного развития области, обеспечения и сохранения экономического потенциала, удовлетворения потребностей внутреннего рынка в продуктах питания и других потребительских товарах, создания дополнительных рабочих мест, пополнения бюджетов всех уровней.

Предметом контракта может быть продажа и поставка того, или иного товара, передача технологии и т.д. Предмет контракта следует указать детально: вид, марка, модель. Если же товар поставляется в ас сортименте, то все виды товара должны быть перечислены в спецификации, прилагаемой к контракту и составляющей его неотъемлемую часть. Базисные условия контракта определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру. Эти условия называются базисными, поскольку устанавливают базис цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену или нет.

Базисные условия определяют основные обязанности продавца и покупателя. Основные обязанности продавца включают: - поставить товар в оговоренный пункт; - уведомить покупателя об отгрузке товара; - обеспечить упаковку товара; - оплатить таможенные пошлины и налоги по экспорту; - обеспечить на свой страх и риск получение экспортной лицензии или разрешения на вывоз товара, если таковые требуются; от российских экспортеров требуется предоставить для оформления в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет фирмы, так называемый Паспорт Экспортной Сделки, составленный на основе внешнеторгового контракта; - нести риск и расходы до момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте, установленном базисными условиями и в срок, обусловленный в контракте. Основные обязанности продавца: - принять товар, предоставленный в его распоряжение в месте и в срок, обозначенные в договоре, или документы на товар и уплатить цену товара в соответствии с контрактом; - нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар с да ты истечения срока поставки; - оплатить таможенные пошлины и налоги по импорту; - обеспечить на свой страх и риск получение импортной лицензии или разрешение на ввоз товара, если это необходимо; в России импортер предоставляет в уполномоченный банк, ведущий валютный счет фирмы, Паспорт Импортной Сделки, составленный на базе внешнеторгового контракта.

Рассмотрим некоторые основные варианты базисных условий.

­ "с завода" (с предприятия, с плантации и т.д.) Условия "с завода" означает, что единственной обязанностью продавца является предоставление товара на его предприятии, так как покупатель несет все расходы и ответственность по погрузке и доставке товара до пункта назначения.

­ "франко-борт... " (наименование порта назначения), где "франко" - пункт назначения, риск по доставке до которого покупатель не несет.

­ Товар грузится продавцом. Риск утраты или повреждения товара перехо дит от продавца на покупателя в момент пересечения товаром поручней судна.

­ "стоимость страхование и фрахт... " (наименование места назначения) Эти условия используются для морского и наземного транспорта.

В данном случае продавец обязан оплатить фрахт и расходы, необходимые для доставки товара в поименованный порт назначения, плюс обеспечить страхование риска утраты при морской перевозке. Риск и любое увеличение расходов переходят к покупателю в момент пересечения товаром по ручней судна в порту погрузки.

­ "поставка до границы... " (название места поставки на границе) Эти условия означают, что обязательства продавца считаются выполненными, когда товар прибыл на пограничную станцию, но до пересечения им таможенной границы страны, указанной в договоре. Данному условию отдается предпочтение при поставках груза автотранспортом или по железной дороге.

­ "поставка... с оплатой пошлины" (название места назначения в стране ввоза" Означает максимальные обязательства продавца, так как все расходы и риски по доставке товара до места назначения в стране покупателя несет продавец.

Экспорт - вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связан с получением валютной выручки в результате реали­зации и вывоза своей продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны. 2 вида: нерезидентный (фирма время от времени экспортирует излишки) и активный (с целью расширения экспорта на конкретном рынке).

Пря­мой осуществляется через экспортный отдел предпри­ятия.

Косвенный - путем привлечения неза­висимого посредников-экспортеров (это дешевле).

Импорт - вид предпринимательской деятельности российских резидентов, связанный с закупкой у не­резидентов и ввозом в страну товаров/услуг для реализации на внутреннем рынке.

При прямом импорте - покупают това­ры непосредственно у зарубежного изготовителя или посредника по экспорту за границей.

При косвенном импорте - покупают товар у отечественной фирмы специализирующегося по импортным сделкам.

Импортный режим.

Нелицензируемый: заключение импортных контрактов без специального разрешения регулирующих органов.

Лицензируемый требуется специальное разре­шение регулирующих органов, которые определяют условия, объем и выдают лицензии на определенный вид товаров. Толь­ко после получения лиц можно заключать договор.

Реэкспортные операции — операции по обратному вывозу из страны ранее ввезенного из-за границы товара без его переработки.

Реимпортные – (несостоявшиеся экспорт опера­ции) ввоз в страну ранее вывезенного товара, не подвергшегося переработке, возврат брака; возврат не проданного и др.

К онсигнация - соглашение между собственником товара и торговым посредник о продаже товара за границу на определенных условиях со склада посредника

2 осн формы внеш торговли: свободная торговля и протекционизм (защита гос-ва).

Международная торговля услугами - невидимый экспорт (работы по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между РФ/СНГ, услуги по обслуживанию иностранных судов - все виды портовых сборов, ремонтные и другие работы; услуги в росс воздушном пространстве).

Толлинг – соглашение о переработки определенного количества сырья за период на конкретном заводе.

 

Понятие международной сделки купли-продажи, ее этапы. Заключение договоров во внешнеэкономической деятельности. Существенные условия договоров, включаемые в оферты и контракты.

документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, является Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров - международный документ, устраняющий расхождения в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров.

Правовая основа международных коммерческих операций — институт международной коммерческой сделки (совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы сделок, заключающийся с иностранным партне­ром, их содержание, условия действительности сделки и юридические последствия ее недействительности).

Под терминами «сделка», «контракт», «соглашение» применительно к внешнеторговой деятельности имеют в виду договор. По договору купли-продажи продавец обязует­ся передать вещь/товар в собственность покупа­телю, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

При заключении должны следовать принципам международных коммер­ческих договоров (свобода договора и равенство сторон). Внешнеэкономические сделки должны совершаться российскими предпринимателями в письменной форме.

Признаки м/нар договора купли-продажи: расположение сторон на территории различных государств; перемещение товара через государственную границу.

поставки; базисные условия поставки; цена и общая стоимость; условия платежа; порядок сдачи-приемки; транспортные условия и тд.

Подписывается уполномоченными лицами, подпи­си скрепляются печатями. Так­же должен содержать Договор содержит наи­менование контракта, дату и место заключения, наименова­ние сторон и их реквизиты + основные условия: предмет и объект поставки (наименование и количество товара);способы определения качества и количества; срок и место особые условия, включаемые в связи с необходимостью применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности (обязанности по получению лицен­зий, осуществлению таможенных процедур и др).

3 основные формы оформления договоров:

1.подписание обычного контракта.

2. оферта-обмен письмами, офертой (предложение закл д-р, сод все существен условия д-ра) и акцептом (принятие условий).

3. заказ покупателя (2 документа- заказ и его принятие поставщиком).

Этапы сделки: 1-подготовка 2- заключение: 3- выполнение контракта

 

Процессы глобализации в мировом хозяйстве: особенности движения товаров, капиталов, технологии, информации, рабочей силы. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли в международной практике и в России

На пороге XXI века в мировом хозяйстве происходят серьезные перемены: меняется структура и повышается качество воспроизводимого богатства, увеличиваются темпы накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала, появляются новые формы воспроизводства основного капитала на основе ускорения инноваций.

Распространение рыночных механизмов хозяйствования практически во всех странах мира, с одной стороны, качественные изменения роли государства в национальной экономике, с другой, и появление наднациональных органов, влияющих на развитие как отдельных экономик, так и всего мирового хозяйства в целом, с третьей, – все это дает основания полагать, что понятие "смешанная экономика" наполняется новым содержанием, и импульс к новому пониманию дает набирающий силу процесс глобализации в мировой экономике.

Глобализация - процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п.

Мировое хозяйство - динамика, нарастание процессов интернациона­лизации и транснационализации производства, услуг, капитала, технологий, рабочей силы, повышение роли международных экономических органи­заций. Стала возможной их циркуляция в международных масштабах. В итоге синергетический эффект - результатив­ность общественного производства в масштабах мировой системы ока­зывается выше, чем сумма его результатов в пределах национальных хозяйств.

Глобализация – очень сложный процесс. Во- первых, она не абстрактна, а выражается в конкретных фактах (распространение джинсов и компьютеров, популярной поп музыки и т.д.), и движущим факторам для нее являются постоянные поиски сравнительных преимуществ, минимизация издержек через делокализацию производства, через новые комбинации разделения труда и т.д. Во-вторых, глобализация – не линейный процесс, а волнообразно развивающийся и прошедший уже не один этап: от периода великих географических открытий до капиталистической колонизации мира, от кризисов 70-80-х годов до распада социалистического блока стран. В-третьих, глобализация - двойственный процесс, выражающийся в двух основных формах - межгосударственной и транснациональной.

Тарифное регулирование: таможенные тарифы и меры экономического воздействия на основе таможенного за­конодательства.

Методы:

- Прямые - развитие экспорта, субсидии в инфраструктуру, индикативное планирование, приватизация, деприватизация,

- Косвенные - налоги, тарифы, фискальная политика, валют регулирование, кредит политика.

В России: импортные тариф, дотации и субсидии в инфраструктуру, упрощение порядка взимания экспортных пошлин, привлеч иностр инвестиций. Тариф на экспорт. Ценаудерживается на уровне ниже мирового (выплаты субсидий государством). Ограничение экспорта - мера поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке. Таможенный союз – страны ликвидируют таможенные пошлины между собой (зона свободной торговли)

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же тарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

1. Количественные ограничения импорта и экспорта.

Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. • Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. генеральная лицензия; автоматическая лицензия.

2. Государственные субсидии и финансовые льготы. Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на прямые и косвенные. Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования.

3. Импортный депозит своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед, закупкой партии иностранного товара.

4. Государственная система размещения заказов покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

5. Валютное регулирование.

6. Технические барьеры ограничения, возникающие в «илу того, что национальные технические, административ­ные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.

В России: сокращение товаров, экспорт квотируется, сертифицирование экспорта и импорта, санэпиднадзор, распространение на импорт внутренних налогов (НДС, акцизы), антидемпинг. Антидемпинговые процедуры направляется против продавцов экспортирующих товар по ценам ниже чем в своей стране. Ценовые преференции - для защиты интересов местных предпринимателей от импорта аналогичной продукции из других стран. Количественна ограничения – квоты (эксп, импортные), лицензии. Государственная монополия на экспорт и импорт отделных товаров для повышения эффективности торговли (+моно полизация внутр торговли, например спиртом). Приобретение товаров от резидентов (налоги в свою казну). П олит барьеры

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: