Государственный суверенитет и идентичность в условиях глобализации. Проблема дисперсии властной вертикали национального государства в условиях глобализации.




Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Под глобализацией понимают процесс социальных изменений последнего десятилетия, заключающийся в формировании единого всемирного рынка, всемирной информационной открытости (Интернет), появлении новых информационных технологий, а также в увеличении глобальной культурной связи между людьми и народами. Глобализация представляет собой не столько изменения в движении людей и вещей, сколько способ идентификации событий и явлений участниками мировой системы. В самом общем виде под глобализацией понимают процесс, который приводит к всеобъемлющему, всемирному связыванию структур, институтов и культур.

Под идентичностью понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию самотождественности и ответу на вопрос: «Кто я такой?». Идентичности противопоставляется мультикультурализм — культурное многообразие, трактуемое в духе ролевой теории. Идентичность и мультикультурализм могут быть представлены как естественная самотождественность (в первом) и разнообразие (во втором), а так же как политика поддержания этих начал.

Политика идентичности является ответом на специфический вызов глобализации — усугубление конфликтов между людьми, ощущающими, что живут в глобальном мире, и людьми локальной культуры. Соотношение глобального и локального начал не может быть описано посредством совмещения или наложения Идентичность выступает интегральным параметром и не сводится к социальным ролям. Ее ядро составляют традиционная, национальная культура. Для последней глобализация является сильнейшим испытанием. Основным средством сохранения идентичности выступают диалог и преемственность культур.

Образ мира меняется. Государство "исчезает". Видоизменяются его функции, природа власти. С уверенитет - святыня государственной идентичности - поставлен под сомнение (Инглхарт).Больше власти приобретают виртуальные государства, разнообразные и достаточно автономные от национального контроля межгосударственные организации и международные неправительственные организации, ТНК, банковско-финансовые сети. Процесс уменьшения суверенитета вызван появлением новых международных акторов, диктующих перераспределение власти от национальных государств к мультинациональным корпорациям, финансовым структурам, ТНК. Это сопровождается усилением влияния экономических союзов и процессом регионализации (усилением роли регионов). Государство - уже не единственное действующее лицо в международных отношениях.

Старые международные институты менее эффективны, на их место новые: НАТО, семерка ВТО. Интернет становится основным каналом распространения информации, сознание людей выходит из-под влияния государств которые оказались неспособны решать проблемы жизни граждан.

Тоффлер: государства вынуждены сдавать часть суверенитета.

Омае: необходимо способствовать ослаблению государства, так как оно мешает бизнесу. Размывание экономических границ. Эконом триада (США, Япония, Европа) – государство не всегда контр валютный курс. Государство должен защищать окружающую среду, образование, инфраструктуру. Государство сокращает пределы управления, перераспределяет обязательства. Идет поиск идентичности, "заморские" инновации должен быть адаптированы к национальным факторам.

Глобализация разрушает суверенитет, толкает людей к поиску своей идентичности. Чрезмерное стремление некоторых государств стать частью глобального мира приводит к тому, что данные государства слепо копируют у «сильных» и уничтожают собственные общества.

Вызовы, брошенные национальному государству, порождают многообразные ответы. Американский ответ на вызов формулируется в концепции “имперского суверенитета”, “всемирного демократического строительства”, “крепкого орешка”, способного противостоять культурной диффузии “снизу” и космополитизму “сверху”. Европейский ответ на вызов находит свое выражение в строительстве объединенной “территории Европы”, “сообщества сообществ”, в котором государства делегируют свои полномочия в Совет Европы и другие наднациональные структуры, роль которых в объединенной Европе стремительно возрастает. Концептуальные принципы европейского строительства “объединенной Европы”, основанные на концепции автономии, субсидиарности, интегрированного экономического пространства, предполагают постепенное изменение природы национальных государств, возраст которых в Европе насчитывает более четырех столетий, и их постепенное преобразование в некое “наднациональное государство” – своеобразные “Соединенные Штаты Европы” на основе выстраивания сложной и многоуровневой архитектоники управления от субнационального (местного) до наднационального уровня. В современном глобальном мире практически не осталось государств, продолжающих существовать по своему “автономному”, в том числе и “суверенному” – не связанному с общемировыми тенденциями – сценарию. При этом одни государства, такие как, например, Китай, как и прежде, ищут опору на собственные силы, не забывая о нужных союзниках и преимуществах всемирной торговли, другие, подобно Бразилии, развивают региональные экономические союзы (как “МЕРКОСУЛ”), претендуют на новое понимание глобализма – альтерглобализм – и роли своей страны в новом интегрированном сообществе. Самая большая демократическая держава мира – Индия наращивает информационный потенциал, реализуя в невиданных масштабах новые формы “экономики знаний”.

Дисперсия -рассеяние. Инглхарт, произошла переоценка роли институциональных структур, вертикали власти, принципов демократического участия и институтов гражданского общества. Г осударство: снижение эффективности, пошатнулось доверие общества к институтам власти. Государство "исчезает", видоизменяются его функции, устраняется иерархия.

Мир преобразуется. Государство утрачивает ранее взятые на себя функции, перераспред обязательства и т.п. Структура государства не готова к инновациям. Имплозия (взрыв вовнутрь) проявляется в не состыковке принципов построения структур, действующих в одних пространствен координатах. Власть покупается, коррумпирует, занимается дерегулированием своих функций, но не управляет. Процессы перераспределения и уточнения функций всех уровнях субъектов требуют новых моделей управления. Современная экономика вбирает в себя все имеющиеся институты и практические функции. Государство при этом играет роль связующего звена, делегируя часть собственных функций вверх и вниз.

Глобализация: обратная сторона - фрагментация и регионализация ( развитие связей между областями или государствами, входящих в один регион). Глобализация и фрагментация - "полюса", между которыми находится государство. Государство должна стать посредником между международным давлением и давлением изнутри.

Западные демократии ищут новые формы управления и самоуправления при дисперсии власти, связанной с передачей ряда полномочий автономным субъектам и одновременно выстраиванием субсидиарной модели взаимоответственности снизу вверх.

Выход.

1.Регионализация: росте силы регионов, экономической и политической независимости.

2.Д ерегулирование: сбрасывание полномочий сверху вниз. Порождается постоянное соревнование между регионами и правительствами. Региональные акторы все чаще действуют в интернациональных масштабах сами. Ответом государства может быть более эффективное выстраивание "властной вертикали" (что было актуально для России).

3. вариант жесткого централизованного управления регионами. характерен для интенсивно развивающихся государств Юго-Восточной Азии и Китая. Оптимисты: рег-ия ведет к созданию нов рабочих мест, повышения качества управления. Пессимисты: поляриз-я внутри регионов, разрыв в ур-нях рег развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: