Основные рыночные структуры: совершенная и монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония.




1. Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Характерные черты чистой монополии:

1) понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

2) покупатели не имеют возможности выбора;

3) чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;

4) кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;

5) чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами. Барьеры для входа в отрасль-это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Чистая монополия - это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью.

2. Олигополия. В отрасли имеется незначительное количество производителей. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трёх до пяти) и вступление на этот рынок весьма затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть однородна и дифференцирована. Ценовая война основана на снижении цен, до полного исчезновения конкурентов.

В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

а) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производителей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей. Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран. Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии. На примере этих двух моделей можно показать важнейшие отличия совершенной конкуренции от несовершенной.

4. Монопсония называется такая структура рынка, при которой множеству продавцов противостоит всего один покупатель. Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей.

Монопсония - рыночная структура, при которой

1) продавцы не могут повлиять на цены,

2) продавцы не вырабатывают стратегической политики,

3) проникновение новых фирм на рынок может быть как свободным, так и блокированным,

4) покупатели диктуют цены. Монопсонист на рынке факторов производства осуществляет рыночную власть, покупая меньшее количество фактора по более низкой цене, чем это происходило бы в условиях совершенной конкуренции.

 

Демография: основные понятия и методы, анализ демографической модели современной России.

Демография (греч. demos — народ, grapho — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

Предмет Демографии - воспроизводство населения: 1. естественное движение (рождение, вступление в брак, рождение детей); 2.миграции; 3.соц движение –профессиональная мобильность.

С труктура населения – распределение по типологич группам. Рождаемость - Смертность = естественный прирост населения. Демографический взрыв – резкий рост численности населения. Демографический переход - переход от общества с высокой неконтролир рождаемостью, высокой смертностью и незначительной продолжительностью жизни к обществу с противополож показателями. Средняя продолжительность жизни – ожид продол предстоящ жизни.

Методы: общенаучные (анализ, выдвижения гипотез, экстраполяции (предвидения) и др). Собственные методы демографии - метод когорт, изучение процесса на протяжении поколения (продольн анализ)., демогр таблицы, анализ по демогр однородным группам, возрастно-половая пирамида, террит сравнение - картографич метод.

Демогр модель совр России. Население уменьшается на 700тыс в год, 140-142 млн.на сег. день

Естественная убыль населения. Р ождаемость сократилось в 2 раза; ориентир на 1дет семью. Высокая младенческая смертность, 13 на 1000. Коэф смертности превышает рождаемость, сверх смертность мужчин,58 лет.

Прогнозы: к 2025г. 125 млн., 2050 - около 100 млн.

Сокращение численности населения сопровождается его старением. Падение качественных характеристик: здоровье, интеллект потенциал и професс подготовленность, духовно-нравств ценности и ориентации.

По продолжительности здоровой жизни - 107-е место в мире. Путин обращает особое внимание на демограф фактор и активно предлагает соц. реформы, нац.проекты «здоровье» и т.д

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: