Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, государствами и другими социальными группами. Искусство управления государством и обществом
Субъекты: политические системы, институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), группы людей, индивиды.
Политический институт — совокупность норм и правил, упорядочивающих политические отношения. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме (голосуя на выборах), но и в не институциональной (стихийные массовые выступления).
Объектами ( как и субъектами) могут выступать те же политические системы и институты, отдельные индивиды (тут действия будут совершаться над ними).
Субъект и объект взаимодействуют, разрешают противоречия, реализуют интересы и цели.
Типология субъектов политики. 2подхода: организационно-институциональный и социально-редуктивный. Первый, организационно-институциональный подход, связан со сведением всех субъектов политики к государственным (реже и к негосударственным) институтам. Представление о политике как об активной деятельности политических институтов, как о функционировании легальных государственных учреждений и норм выступало в качестве основы государственническо-институционной концепции, господствовавшей в политической мысли вплоть до начала XX века. Сегодня новая теория институционализма политические институты понимает не только как официальные учреждения и формальные правила, а и как некие организационные модели отношений между социальными субъектами и объектами по поводу власти, включающие в себя неформальные нормы и процедуры и, кроме этого, связанные с самим формированием и активностью этих политических организаций. Здесь же необходимо подчеркнуть, что в политике существуют как официальные и формальные учреждения, так и неофициальные организованные структуры, неформальные институты. Например, в России порой такие высокие официальные институты как федеральный и региональные парламенты и суды играют куда меньшую роль, чем корпоративно-ведомственные кланы бюрократии или неформальные клубы политиков и бизнесменов.
|
Группы как субъекты политики Другой, условно говоря, соцнально-редуктнвный подход (или редукционизм), исходит из прямо противоположной идеи переноса приоритетов в анализе политических отношений с формальных институтов, государственных учреждений и организаций на уровень поведения индивидов и групповой динамики, изучения взаимодействий общества, групп и личности. Впервые в систематической форме такая интерпретация отношений между политическими субъектами и объектами была сформулирована в классическом марксизме. Классы в антагонистическом обществе становятся как бы 'первичными' субъектами политики, и, соответственно, политические отношения являются, прежде всего, 'продуктом' отношений между классами.
В этом же духе социальной редукции агентов политики построена другая, не менее известная концепция 'групп интересов' (или 'заинтересованных групп' - от англ. 'interest groups'). Основы концепции 'групп интересов' были разработаны американским политологом и социологом А. Бентли в его работе 'Процесс управления'. А. Бентли критикует классовую теорию и методологию К. Маркса за то, что последний использует для анализа политических отношений классы, как слишком большие и стабильные коллективы, которые обладают 'множественными интересами' и поэтому непригодны для изучения быстро изменяющейся динамики политических ситуаций8. Вместо классов в качестве субъекта политики А. Бентли предлагает 'группу интересов', которую он определяет как объединение людей на основе общности интересов и действий в данной конкретной политической ситуации. В борьбе за власть одна из 'групп интересов' становится 'группой-победительницей', устанавливая контроль над государством. Политические отношения приобретают, таким образом, вид совокупности или мозаики 'групп интересов', как политических субъектов, взаимно давящих друг на друга.
|
В рамках современной американской политологии сложился и такой подход, когда в качестве 'первичного', исходного субъекта политики выделяют просто личность, или индивид.
Система политических отношений - отношения между государствами, нациями, классами, группами, индивидами в процессе осуществления власти.
Устойчивость полит отношений определяется характером социальных связей. Наиболее стабильность при взаимопроникновением экономических, политических и духовных связей, когда политика выступает их выражением. (так редко - в основном политические отношения формируются административными методами, могут также – экономическим, моральными и правовыми).
Особенности политических отношений РФ:
а) «переходный» характер,
б) концентрация власти в центре
в) кризисный характер процессов в обществе.
минусы: слабая связь партий со структурами гражданского общества, отставание законодательства от формирования новых институтов, политические силы озабочены отстаиванием собственных интересов, не выполнением социальных функций.
Проблема: нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений, незрелость гражданского общества.