Источники собственных доходов местных бюджетов и проблема межбюджетных отношений в Российской Федерации.




Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО. Местные бюджеты входят в единую бюджетную систему РФ.

Собственные Доходы местного бюджета – представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.. Это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение местного самоуправления. В местные бюджеты входят неналоговые доходы: от: использования мун имущества, платных услуг органов МСУ и бюджет учрежд-ий, продажи имущества в мун собс-ти, штрафы, конфискации. Др ненал доходы поступают согласно зак-ву. Неналоговые доходы: за счет части прибыли муниц унитарн предприятий после уплаты налогов и др обязательных платежей.

Налоговые доходы местных бюджетов: 1) собственные - от местн налогов и сборов;2)регулирующие - передаются РФ и субъектами РФ; 3)гос пошлина.

Закон об общих принципах организации МСУ к собственным доходам местных бюджетов отн-т:1) ср-ва самообложения граждан – разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения 2)доходы от местных налогов и сборов 3)доходы от региональных налогов и сборов 4)доходы от фед. налогов и сборов 5)безвозмездные перечисления из бюджетов др. уровней 6)доходы от имущества, находящегося в мун. Собственности 7)часть прибыли мун. Предприятий 8)штрафы 9)добровольные пожертвования.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии. Дотация –это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция –это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной основах для осуществления целевых расходов. Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. (Эти методы несовершенны, т.к. практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, создает у местных администраций иждивенческое настроение)

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.Организация межбюджетных отношений органов МС и органов ГВ субъектов РФ осуществляется на основе ФЗ и законов субъектов РФ.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

- взаимной ответственности;

- применение единой для МО методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

- повышения заинтересованности органов МС в увеличении собственных доходов МБ;

- распределение и закрепление расходов бюджетов на определённом уровне бюдж. системы РФ;

- разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетов РФ;

- равенства бюджетных прав субъектов и МО;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов и МО;

- гласности межбюджетных отношений.

Проблемы: 1.Проблема количественной оценки расходных обязательств бюджетов разных уровней.. Законодательством закреплены бюджетные обязательства за каждым бюджетным уровнем. В отдельную категорию выделены бюджетные полномочия, делегированные более высоким уровнем власти более низкому. Сущ-т принцип, согласно которому собственные расходные обязательства бюджета покрываются за счет собственных источников, а расходные обязательства, делегированные бюджетами других уровней, за счет субвенций из выше стоящих бюджетов. Делегирование полномочий может осуществляться лишь на основании федеральных законов. До настоящего времени не изжита практика, когда органы власти вышестоящего уровня издают подзаконные нормативные акты, возлагающие на местные органы полномочия, с которыми связаны финансовые затраты (что противоречит федеральному законодательству).Вопрос о критериях количественной оценки расходных обязательств бюджетов разных уровней остается открытым, невозможно оценить эффективность расходования бюджетных средств, затруднен процесс расчета межбюджетных трансфертов,отсутствует законодательство о минимальных государственных соц. стандартах и бюджетных нормативах. 2.Проблема несоответствия налоговых полномочий и доходных источников. Остаются нереализованными такие важнейшие принципы межбюджетных отношений, как принцип бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принцип бюджетной самостоятельности. Сузилась финансовая база местных бюджетов. Осталось всего 2 местных налога – земельный и налог на имущество физических лиц. Полномочия же расширились -несбалансированность местных бюджетов. Всего 2 процента муниципалитетов в России самодостаточны. местные бюджеты по всей России демонстрируют тенденцию к сокращению показателя реальной бюджетной самообеспеченности. 3.Проблема учета и распределения межбюджетных трансфертов. Сложившаяся модель распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы предполагает особую значимость различных видов финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. 4 Проблема: местные бюджеты формир в больш-ве случаев по согласованию с субъектом РФ, нет самостоятельности. Функция регулирующих доходов почти уравнена, что снижает заинтересованность в развитии собствен доходной базы.

На субъекты РФ возложена функция сбалансирования местных бюджетов, определения ставок по регулирующим источникам доходов и ряд других прав. Это порождает условия, при кот субъект может оказывать полит давление на рук-ля органа МСУ.

Оценивая сложившуюся ситуацию, можно уверенно сказать, что сегодня: местные бюджеты не обладают гарантированными законодательством источниками доходов; сущ двойное и тройное дублирование многих полномо­чий; отсутствует механизм сбалансирования расходных полномочий и доходных источников м/у уровнями бюджетной системы; отсутствует система эффективного выравнивания местных бюджетов; налогов система не создает заинтер-ти в увеличении доходов на всех ур-х бюджетной системы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: