Расходы по оплате договоров автострахования




ОСАГО. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) страховщик (страховая организация) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Порядок и условия заключения такого договора установлены Федеральным законом N 40-ФЗ.

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 40-ФЗ).

Порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО устанавливается Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила N 263).

Договор ОСАГО заключается на один год (п. 13 Правил N 263). Помимо него, документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.07.2009 N 67н (п. 24 Правил N 263). Страховой полис выдается автовладельцу непосредственно при уплате им страховой премии. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории РФ и является документом строгой отчетности.

Размер страховой премии по обязательному страхованию определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739.

Стоит отметить, что основными недостатками обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев является ограниченный перечень страховых случаев, при возникновении которых выплачивается страховое возмещение (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 40-ФЗ), а также относительно небольшая максимальная сумма самого страхового возмещения (ст. 7 Федерального закона N 40-ФЗ). Заметим, что на сегодняшний день для увеличения суммы страхового возмещения по договорам ОСАГО страховые компании предлагают своим клиентам заключить дополнительное соглашение к договору и на основании его получить дополнительную страховую премию. В этом случае соразмерно со страховой премией размер страхового возмещения может достигать 1 млн. руб. Это право предоставлено п. 4 ст. 5 Федерального закона N 40-ФЗ, в котором сказано, что владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществить страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

КАСКО. Нормативными актами, регламентирующими добровольное автострахование (КАСКО), являются ГК РФ и Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

В соответствии с нормами ст. 940 ГК РФ договор может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

Наиболее распространенным видом дополнительного автострахования, предлагаемым страховыми компаниями, является страховой полис КАСКО - так называемый полис комплексного страхования.

Порядок составления такого полиса, перечень страховых случаев, размеры страховой премии, а также суммы страхового возмещения устанавливаются страховщиком. Напомним, что тарифы добровольного страхования законом не регулируются.

При видимых преимуществах добровольного страхования, к которым относятся неограниченный перечень страховых случаев и значительное увеличение максимальной суммы страхового возмещения, необходимо учитывать, что такая страховка обойдется владельцу транспортного средства намного дороже, чем страховка по ОСАГО. Кроме того, следует принимать во внимание, что далеко не в каждом страховом случае удается получить денежные средства от страховой компании. Далеко не всегда отказ в выплатах связан с самоуправством страховой компании. Он может быть вполне законным. Статьи 961, 963 и 964 ГК РФ предусматривают основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.

Неисполнение страхователем обязанности своевременного уведомления страховщика о наступлении страхового случая дает последнему право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.

Основываясь на этой норме, страховые компании нередко отказывают в возмещении, если о страховом случае было сообщено поздно.

Оказавшимся в такой ситуации стоит обратить внимание на Определение ВАС РФ от 25.11.2009 N ВАС-15052/09. В нем ВАС пришел к выводу, что неисполнение обязанности сообщить о наступлении страхового случая не является безусловным основанием для отказа в выплате страхового возмещения, поскольку в соответствии с положениями ст. 961 ГК РФ страховщик должен объяснить, каким образом несвоевременное сообщение о страховом случае лишило его возможности избежать убытков или уменьшить их или каким образом это отразилось на иных имущественных правах страховщика.

В соответствии со ст. 963 ГК РФ страховая компания также освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица. Еще одно основание для отказа - грубая неосторожность страхователя.

Кроме того, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступает вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

Еще одна нередко встречающаяся причина отказа в выплате возмещения - непредоставление страховщику комплекта ключей от автомобиля (а это вполне может иметь место, если автомобиль угнан вместе с ключами). Страховые компании ссылаются при этом на действующие правила страхования.

Нужно отметить, что Судейская коллегия ВС РФ в Определении от 05.08.2008 N 5-В08-53 признала такой отказ незаконным. Судьи подчеркнули, что возможность освобождения страховщика от выплаты возмещения при наступлении страхового случая может быть установлена исключительно законом. Но ни Гражданским кодексом, ни иными законодательными актами не предусмотрено такого основания для отказа в выплате страхового возмещения, как непредоставление страховщику комплекта ключей от транспортного средства.

"Зеленая карта". В соответствии со ст. 31 Федерального закона N 40-ФЗ в случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории РФ, в иностранном государстве, в котором применяются международные системы страхования, автовладелец обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в РФ и временно используемых на территориях иностранных государств, в которых применяются международные системы страхования, должны соответствовать требованиям и правилам таких международных систем.

Во всех экономически развитых странах страхование ответственности владельцев автотранспортных средств давно уже является обязательным, так как в первую очередь защищает интересы пострадавших в результате ДТП. Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранным владельцем автотранспортных средств, в Европе с 1 января 1953 года действует единое соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности - "Зеленая карта".

С 1 января 2009 года Россия присоединилась к данной международной системе страхования. С этого времени российские автовладельцы при выезде за рубеж на своем транспорте могут приобрести страховой полис "Зеленая карта" (Green Card) у отечественных страховщиков. Раньше такие полисы приобретались у иностранных страховых компаний через посредников.

По полису Green Card страховым случаем является причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц (смерть, нанесение телесных повреждений), а также нанесение вреда их имуществу в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства. Размер страхового возмещения (лимит ответственности), а также иные условия страхования участников соглашения "Зеленая карта" определены специальной Директивой ЕС, принятой 30.12.1983, которой установлены следующие минимальные размеры лимитов. Их должны соблюдать все государства - участники соглашения.

Лимит ответственности для каждого пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия в случае причинения вреда его здоровью должен быть не менее 350 тыс. евро. В случае причинения вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия более чем одному лицу величина минимального лимита ответственности для всех пострадавших - 500 тыс. евро. Минимально может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

Этой же директивой установлено, что бюро страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, имеет право отказать потерпевшему в страховой выплате (если последний имеет право в соответствии с законодательством требовать возмещения вреда его причинителем) только в двух случаях:

- если пострадавший может получить возмещение через органы социального обеспечения;

- если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.

Установленный лимит ответственности на случай нанесения вреда имуществу третьих лиц в результате одного дорожно-транспортного происшествия - 100 тыс. евро независимо от числа пострадавших. В государстве - члене соглашения может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

 

Обязательное страхование по транспортным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств и используемым в этой деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Добровольное автострахование (приобретение полиса КАСКО) обычно производится за счет средств, полученных организацией от осуществления приносящей доход деятельности.

В любом случае согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации расходы на оплату услуг страхования следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

 

Пример.

Бюджетное учреждение заключило договор ОСАГО. Страховая премия по нему составила 3 000 руб. Договор вступает в силу в момент выплаты страховой премии (п. 1 ст. 957 ГК РФ).

В бухгалтерском учете данные расходы будут отражены следующим образом:


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена сумма страховой премии по договору ОСАГО 1 401 01 226 1 302 09 730 3 000
Выплачена страховая премия страховщику по договору ОСАГО 1 302 09 830 1 304 05 226 3 000

В случае когда расходы на автострахование оплачиваются за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, возникает вопрос: учитываются ли они при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Расходы по добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены денежные средства на уплату страховых взносов. При этом необходимо учитывать следующее.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода (то есть более квартала, полугодия, девяти месяцев), расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

 

Пример.

Договор КАСКО заключен на 1 год (365 дн.). Следовательно, в I квартале он будет действовать 90 дн. По договору предусмотрена выплата страхового взноса разовым платежом (35 000 руб.).

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за I квартал учреждение вправе учесть в расходах затраты по договору КАСКО на сумму 8 630,14 руб. (35 000 руб. / 365 дн. x 90 дн.), за II квартал - 8 726,03 руб. (35 000 руб. / 365 дн. x 91 дн.), за девять месяцев - 8 821,92 руб. (35 000 руб. / 365 дн. x 92 дн.).

 

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

При включении расходов по договорам автострахования в расчет налога на прибыль не следует также забывать нормы ст. 252 НК РФ. То есть данные расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены в рамках приносящей доход деятельности.

В этом подразделе книги хотелось бы обратить ваше внимание на признание при исчислении налога на прибыль расходов при досрочном расторжении договора страхования. Согласно пп. "б" п. 33.1 Правил N 263 страхователь вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в случае смены собственника. При этом страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора обязательного страхования (п. 34 Правил N 263).

В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Таким образом, страховую премию по договору ОСАГО страхователю необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли равномерно в течение срока действия договора начиная с момента ее выплаты (письма Минфина РФ от 18.03.2010 N 03-03-06/3/6, от 15.03.2010 N 03-03-06/1/133).

Принимая во внимание то, что страховая премия была уплачена полностью, а за неистекший срок действия договора обязательного страхования страхователь учитывал ее в расходах, часть этой страховой премии не признается доходом страхователя, учитываемым в доходах для целей налогообложения прибыли организаций.

К сведению: в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. Следовательно, суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не могут быть учтены в его первоначальной стоимости (Письмо УФНС по г. Москве от 02.03.2006 N 20-12/16322).

 


Командировочные расходы

 

Во всех без исключения организациях сотрудников направляют в командировки для решения служебных вопросов вне места их постоянной работы. Сотрудники могут быть командированы как на территорию РФ, так и на территорию иностранных государств. Вопросы о размере командировочных расходов, их документальном подтверждении, принятии к бухгалтерскому и налоговому учету всегда актуальны, поэтому один из разделов книги посвящен данной теме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: