Этим определяется развитие человека как личности» [5]
Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи (т. е. являются врожденными), тогда как личностные качества - психические и социальные - формируются развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод:
объектом и предметом педагогической теории и педагогической деятельности могут и должны быть:
¨ личность человека во всем многообразии её природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;
¨ процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.
¨ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ
Проблема соотношения биологического и социального – одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах развития человека между сторонниками основных философско-психолого-педагогических концепций: биологической, социологической и биосоциальной. В чем суть этих концепций?
Таблица 6
Биологическая концепция | Социологическая концепция | Биосоциальная концепция |
Человек – сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. | Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение.. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды. | Человек - существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности. |
|
Биологическое и социальное –
не два параллельных и независимых друг от друга фактора:
они воздействуют на человека одновременно и комплексно,
причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными
и зависит это от многих обстоятельств.
А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?..
Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й. Шванцара[6] – она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов развития человека – наследственности, среды и воспитания.
Рисунок 8. С1 С С2
ЛЮБАЯ
СХЕМА
УСЛОВНА! С3
А В
Условные обозначения:
– наследственность (врожденные и унаследованные предрасположения)
– среда (объективное влияние окружающей среды)
– воспитание (целенаправленный процесс)
Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник АВС), либо дисгармоничным:
|
1) при преимущественном воздействии одного из внешних факторов (треугольники АВС1 и АВС2);
2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС3).
Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С может быть бесконечное множество – это отражает множественность индивидуальных вариантов развития человека.
¨ Представленная схема – как и вообще любая схема – условна.
Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие
наследственности, среды и воспитания
может обеспечить гармоничное развитие человека.
Но и никто, пожалуй,
не может доказать несостоятельность такого утверждения...
Люди ищут ответы на интересующие их вопросы,
Предлагают версии...
Удачи вам, люди!
¨ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИЛ,