К числу основных относятся следующие




закономерности:

· Развитие человекавнутренне детерминированный процесс; иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями.

· Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»[7], особое отношение растущего человека к социальной действительности.

· Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.

· Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии»[8]

· Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. Специфика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через «отношение к миру вещей» (предметная деятельность: практическая и познавательная) и «отношение к миру людей» (деятельность, направленная на установление взаимоотношений с людьми, обществом). Основной движущей силой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и реальной действительностью. Реализуясь в соответствующем переживании, это противоречие образует мотивацию деятельности.[9]

· Воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

· «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития»[10] – так сформулировал еще одну закономерность Б. Г. Ананьев.

 

Нередко в речевом обиходе можно встретить отождествление вполне самостоятельных понятий факторы и условия. Чтобы избежать этой серьезной ошибки и правильно воспринимать информацию, необходимо запомнить:

ФАКТОР (от лат. factor–делающий, производящий)–движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении[11]

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

И ЕЩЕ

УСЛОВИЕ обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит[12]

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

Схематически развитие человека под влиянием совокупности факторов, а также соотношение и взаимосвязь самих факторов могли бы быть отражены следующим образом:

 

формирование
Природная и социальная среда
   
социализация
 
развитие
воспитание
деятельность общение самовоспитание наследственность
наследственность

Рисунок 9.

 

Предлагаем вашему вниманию еще один рисунок, раскрывающий структуру и соотношение факторов в несколько ином ракурсе:

Рисунок 10.

ФАКТОРЫ

ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ

 

 

  Макросреда  

       
   
 

 

 

         
   
 
 
   
Воспитание в узком педагогическом смысле
 

 

 


Комментарий к схемам и информация

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: