Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.
К сожалению, учебные пособия по педагогике и психологии в большинстве своем ограничиваются в основном констатацией этого факта, причем, если общая характеристика возрастных особенностей предлагается к рассмотрению, то о наличии индивидуальных особенностей главным образом предупреждают, а специфика развития человека, обусловленная его половой принадлежностью, игнорируется вовсе.
n Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных в представленной ниже таблице:
Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщения, пределы которого весьма широки. В каждом же конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено совокупным и единичным действием внутренних и внешних факторов.
Поэтому представленные в таблицах варианты периодизации возрастного развития условны, так как основываются они на специфических для каждого подхода критериях. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.
Да и возможно ли найти его?
. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ [14]
Таблица 7.
В возрастной физиологии | В медицине | В возрастной психологии и педагогике |
Новорожденность (первые 10 дней) | Новорожденность (первые 3-4 недели) | Младенчество (от рождения до 1 года) |
Грудной возраст (10 дней - один год) | Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели - один год) | Преддошкольное детство (1 - 3 года) |
Раннее детство (1-3 года) | Преддошкольный возраст (старший ясельный) (1 - 3 года) | |
Первое детство (4 - 7 лет) | Дошкольный возраст (3 - 7 лет) | Дошкольное детство (3 - 6 лет) |
Второе детство (8-12 лет) | Младший школьный возраст (7 - 12 лет) | Младший школьный возраст (6 - 10 лет) |
Подростковый возраст: мальчики - 13 - 16 лет; девочки - 12 - 15 лет | Подростковый возраст | Подростковый возраст (среднешкольный) (10 - 15 лет) |
Юношеский возраст: юноши - 17 - 21 год; девушки - 16 - 20 лет | (старший школьный) (12 - 18 лет) | Юность: 1 период - 15 - 17 лет 2 период - 17 - 21 год |
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (по Д. Б. Эльконину)[15]
|
Таблица 8
Возрастной период | Ведущая деятельность | Объект познавательной деятельности | Какая сфера психики преимуществен- но развивается | Ново- образования возраста |
Младенческий (0 - 1 год) | Непосредственное эмоциональное общение | Отношения | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1 - 3 года) | Предметно- манипулятивная | Предметы | Познавательные процессы | Речь и наглядно- действенное мышление |
Дошкольный возраст (3 - 7 лет) | Сюжетно-ролевая игра | Отношения | Личностная (потребностно- мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7 - 11 лет) | Учебно-познавательная | Начала наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия |
Подростковый возраст (11 - 15 лет) | Деятельность общения в процессе обучения и труда | Основы наук. Система отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно- мотивационная) | Стремление к «взрослости». |
Старший школьный возраст (15 - 17 лет) | Учебно- профессиональная | Основы наук и профессиональной деятельности | Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребностно- мотивационная | Мировоззрение. Профессиональные интересы |
|
n Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духовного развития человека, связанных с возрастными особенностями.
В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
В |
ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Итак о закономерностях!
n Основные закономерности психофизиологического развития:
· Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды.
Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, называя их «возрастными кризисами».
Стабильный период
характеризуется тем, что развитие происходит постепенно,
путем накопления малозаметных изменений,
которые в соответствии
с законом перехода количественных изменений в качественные
обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований
в организме и психике человека.
Критические периоды
(относительно короткие во временном отношении)
отличаются значительными изменениями
|
в физическом и психическом развитии человека.
Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека
от одной возрастной ступени к другой
в результате качественных преобразований
в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.
В детском возрасте принято выделять
(хронологические границы условны):
1) «кризис первого года жизни»;
2) «кризис трех лет»;
3) «кризис шести-семи лет»;
4) «подростковый кризис».
· Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий. Такие перспективы и условия можно и должно создавать. Очень важно при этом учитывать положения концепции Л. С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:
зону актуального развития (это наличествующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний) и
зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта...).