ЧЕЛОВЕКА И РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ




Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.

К сожалению, учебные пособия по педагогике и психологии в большинстве своем ограничиваются в основном констатацией этого факта, причем, если общая характеристика возрастных особенностей предлагается к рассмотрению, то о наличии индивидуальных особенностей главным образом предупреждают, а специфика развития человека, обусловленная его половой принадлежностью, игнорируется вовсе.

n Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов в развитии человека, обозначенных в представленной ниже таблице:

Известно, что подобного рода схемы строятся на основе обобщения, пределы которого весьма широки. В каждом же конкретном случае колебания в уровне реального развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду, что обусловлено совокупным и единичным действием внутренних и внешних факторов.

Поэтому представленные в таблицах варианты периодизации возрастного развития условны, так как основываются они на специфических для каждого подхода критериях. Существует целый ряд иных версий периодизации развития и число их продолжает увеличиваться, поскольку единый и бесспорный критерий пока не найден.

Да и возможно ли найти его?

. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ [14]

Таблица 7.

В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до 1 года)
Грудной возраст (10 дней - один год) Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели - один год)   Преддошкольное детство (1 - 3 года)
Раннее детство (1-3 года) Преддошкольный возраст (старший ясельный) (1 - 3 года)
Первое детство (4 - 7 лет) Дошкольный возраст (3 - 7 лет) Дошкольное детство (3 - 6 лет)
Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7 - 12 лет) Младший школьный возраст (6 - 10 лет)
Подростковый возраст: мальчики - 13 - 16 лет; девочки - 12 - 15 лет   Подростковый возраст   Подростковый возраст (среднешкольный) (10 - 15 лет)
Юношеский возраст: юноши - 17 - 21 год; девушки - 16 - 20 лет (старший школьный)   (12 - 18 лет) Юность: 1 период - 15 - 17 лет 2 период - 17 - 21 год

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (по Д. Б. Эльконину)[15]

Таблица 8

 

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Какая сфера психики преимуществен- но развива­ется Ново- образования возраста
Младенческий (0 - 1 год) Непосредст­венное эмо­циональное общение Отношения Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения
Раннее детство (1 - 3 года) Предметно- манипулятив­ная Предметы Познавательные процессы Речь и наглядно- действенное мышление
Дошкольный возраст (3 - 7 лет) Сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная (потребностно- мотивационная) Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст (7 - 11 лет) Учебно-познавательная Начала наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия
Подростковый возраст (11 - 15 лет) Деятельность общения в процессе обучения и труда Основы наук. Система отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно- мотивационная) Стремление к «взрослости».
Старший школьный возраст (15 - 17 лет) Учебно- профессиональная Основы наук и профес­сиональной деятельности Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребностно- мотивационная Мировоззрение. Профессио­нальные инте­ресы

 

n Исследования в области антропологии выявили ряд важных закономерностей психофизиологического и духовного развития человека, связанных с возрастными особенностями.

 

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

В

 

ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

 

Итак о закономерностях!

 

n Основные закономерности психофизиологического развития:

 

· Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды.

Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, называя их «возрастными кризисами».

Стабильный период

характеризуется тем, что развитие происходит постепенно,

путем накопления малозаметных изменений,

которые в соответствии

с законом перехода количественных изменений в качественные

обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований

в организме и психике человека.

 

Критические периоды

(относительно короткие во временном отношении)

отличаются значительными изменениями

в физическом и психическом развитии человека.

Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека

от одной возрастной ступени к другой

в результате качественных преобразований

в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

В детском возрасте принято выделять

(хронологические границы условны):

1) «кризис первого года жизни»;

2) «кризис трех лет»;

3) «кризис шести-семи лет»;

4) «подростковый кризис».

 

· Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий. Такие перспективы и условия можно и должно создавать. Очень важно при этом учитывать положения концепции Л. С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:

зону актуального развития (это наличествующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний) и

зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта...).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: