ТЕМА 3.
ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ:
ИСТОЧНИКИ
И ФАКТОРЫРАЗВИТИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:
· Вы уточните, что такое человек
И что такое
личность;
· Рассмотрите основные философско-педагогические концепции,
Определяющие
Значение социального и биологического
в развитии человека;
· Познакомитесь с общей характеристикой движущих сил,
основных закономерностей и факторов развития;
· Узнаете о наиболее значимых половозрастных особенностях
развития человека;
· Пополните ваш краткий педагогический словарь;
· Выполните ряд заданий на закрепление полученных знаний...
¨ ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?
И ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
Человек – величайшее произведение природы, порожденное органической эволюцией на планете Земля. Человек – замечательный результат социально-культурной эволюции: только Человек обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира.
Человек – самое сложное явление из всех существующих на планете Земля и уже потому самый интересный предмет познания и самопознания. Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам – будущим педагогам – предстоит продолжить бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его созидании, которое невозможно без Знания – глубокого, разностороннего Знания Человека.
«Педагогика – наука о воспитании человека – раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности[1]»
«Объектом педагогики является целенаправленный процесс формирования личности...[2]
«Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности...[3]
|
Формирование – процесс становления личности человека ...
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В четырех фразах мы обнаруживаем пять словосочетаний, близких по значению, но отличающихся друг от друга по словарному составу: воспитание человека, развитие личности, формирование личности, развитие и формирование человеческой личности, становление личности человека. Существуют и другие лексические конструкции: развитие человека, социализация личности, образование человека (личности) и т.п.
Может сложиться впечатление, что приведенные понятия являются синонимами, т. е. тождественны. Но так ли это?
Вспомним определения понятий развитие, формирование, социализация, воспитание, которые мы приняли с вами при изучении материала первого раздела:
Р |
АЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов
Ф |
ОРМИРОВАНИЕ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности
С |
ОЦИАЛИЗАЦИЯ (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
В |
ОСПИТАНИЕ – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Как явствует из приведенных определений, понятия развитие, формирование, социализация, воспитание не тождественны.
|
Не тождественны и понятия человек и личность – вы об этом уже знаете из курса психологии. Однако позволим себе напомнить их значение – это поможет нам, в конечном счете, разобраться в том, что же является объектом и предметом воспитания.
Гуманитарная парадигма [4] в человековедении предлагает изучение человека в его целостности и специфике, но вместе с тем допускает утвердившееся в философии, психологии, педагогике разведение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Ч |
ЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
И |
НДИВИД (от лат. individuum – неделимое, особь) – человек как целостный и неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Л |
ИЧНОСТЬ - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
И |
НДИВИДУАЛЬНОСТЬ – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
|
n Человек как биологическое существо и как индивид – неповторимый представитель человеческого рода –
предстает перед нами прежде всего в своих природных, биологических особенностях, составляющих предпосылку
и условие его социального развития.
Знание биологических законов, которыми обусловлены
физические и физиологические изменения в человеке,
изучение его природных свойств
позволяют педагогам
установить закономерные связи
между воспитанием и развитием, обеспечить природосообразность содержания, форм и методов воспитания.
Руководствуясь приведенными выше определениями,
можно сделать следующие выводы:
n Человек как личность, с точки зрения психологии, характеризуется:
· развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
· активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности;
· наличием «Я - образа» – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.
· направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
· способностям и, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;
· характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Человек – личность как социальное существо, представляя собой высшую ценность, ради которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии, педагогике и психологии определяется как:
· носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;
· субъект совместной деятельности и общения;
· цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ: