и развитие последних посредством воспитания




(1901 г.)

«Нельзя отрицать тех или иных врожденных качеств у разных людей. Эти качества едва заметны, а иногда даже и вовсе не заметны вскоре после рождения, но впоследствии, с годами, они постепенно могут обнаруживаться в более или менее видимых отличиях индивидуума, особенно если он попадет в среду, благоприятствующую их развитию.

К прирожденным душевным качествам принадлежит различная способность у разных людей воспринимать внешние впечатления. (...)

Способность к усвоению впечатлений весьма ценна, когда она обладает значительной крепостью или энергией. При существовании такой способности все впечатления оставляют в душе глубокие и определенные следы, которые служат причиной к проявлению живого воспоминания явлений, произведших впечатления...

Но смотря на врожденные способности к восприятию тех или других впечатлений, воспитание очень много может способствовать не только к сохранению этих способностей, но и к развитию их посредством разнообразных мер, выбор которых лежит на обязанности учителей-воспитателей.

Прирожденных душевных качеств воспитание уничтожить не может, но оно может противодействовать преобладанию одних, возбуждая деятельность других, противоположных первым. Оно также может содействовать улучшению образования и духовного развития, соображаясь с подмеченными индивидуальными способностями субъекта. Поэтому от детей живого темперамента следует постоянно требовать основательного усвоения изучаемых ими учебных предметов; детей флегматичных нужно чаще заставлять проводить время в обществе оживленных сверстников; проявляющиеся способности воспитанника к изучению того или другого учебного предмета, или искусства, или даже ремесла не следует подавлять, как это часто делается в наших школах, а нужно развивать правильно, но не в ущерб изучению других полезных предметов. (...)

... Для достижения всестороннего, гармонического развития нужно соблюдать большую осторожность и осмотрительность при выборе воспитательных средств. Ввиду различия способностей у разных питомцев к восприятию разнообразных впечатлений, как жизненных, так и духовных, нельзя не признать крайне неблагоразумными требования школы от разных учеников одинакового объема научных знаний и умений и назначения им одинакового размера работ, с обязательством выполнения их к известному, одному и тому же сроку»[24].

 

¨ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

· Ананьев Б.Г.О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. - Т.2. - С.9-127.

· Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. - Т.1. - 232 с.

· Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. - Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992. - Ч. 1 - 73 с.; Ч.2 - 85 с.

· Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 319 с.

· Бернс Р. Развитие Я -концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

· Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

· Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с.

· Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. - 160 с.

· Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С.38-82.

· Дубинин Н. П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983. - 334 с.

· Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность/ Под общ. ред. Р. И. Косолапова. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - С. 344-356.

· Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

· Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

· Корчак Я. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1991. - 272 с.

· Леонтьев А. Н. Развитие психики в онтогенезе //Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения: В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - 280-385.

· Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М.: Педагогика,1984. - Т.3. - 512 с.

· Мухина В. С. Детская психология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

· Общая психология: Учеб. пособие /А. В. Петровский, А. В Брушлинский, В. П. Зинченко и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1986. - 464 с.

· Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.

· Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

· Пилиповский В. Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. - М.: Педагогика, 1985. - 160 с.

· Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещение: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

· Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

· Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. Пособие. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

· Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Избр. педагогические сочинения. В 3 т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - С.320-358.

· Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

· Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

· Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.

· Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 25-305.

 


[1] Советский энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 979.

[2] Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986. - С.35.

[3] Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990. - С. 27.

[4] Парадигма (от греч. paradigma - пример, образец) - в данном случае: теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

[5] Асмолов А.Г., Петровский А. В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т.1. - С. 523.

[6] См.: Шванцара Й. Диагностика психического развития // Подласый И. П. Педагогика. - М., 1996. - С. 91.

[7] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С.152.

[8] Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка// Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т.1. - С.286.

[9] См. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. - С. 106-107.

[10] Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии//Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М., 1980. - Т.II. - С.44-45.

[11] Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994. - С.645.

[12] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 19-е изд, испр. - М., 1987. - С.685.

[13] Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 651.

[14] См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М, 1993 - Т.1. - С.157.

[15] За основу принята таблица, представленная в кн.: Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С.Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М., 1984. - С. 60.

[16] Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995. -С.85.

[17] Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых// Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1991. - С.224.

[18] Логоневрозы - нарушения речевой функции.

[19] Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей - будущее народа. - М., 1988. - С.11-12.

[20] Киплинг Р. Маугли: Повесть-сказка. - М., 1978. - С. 189.

[21] Корчак Я. Как любить ребенка// Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1991. - С.55-56.

[22] Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М.,1990. - С.501-504.

[23] Костюк Г. С. Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики // Костюк Г. С. Избр. психолог. труды. - М., 1988. - С. 106-108.

[24] К. П. Яновский. Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в. - М., 1990. - С.463-465.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: