Определение целей,
Осуществление которых потребует приложения усилий,
– одна из важнейших задач воспитания.
· Каждая стадия развития человека
характеризуется определенным типом ведущей деятельности;
переход от одной стадии к другой
обусловлен изменением типа ведущей деятельности.
Напоминаем,
что кведущим типам деятельности
в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести:
эмоционально-непосредственное общение
младенца со взрослыми
орудийно-предметная деятельность
Ребенка раннего возраста
|
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте
деятельность общения в процессе обучения,
совместного труда у подростков
профессионально-учебная деятельность в
юности
Смена ведущей деятельности обусловлена
Возникновением новых потребностей и мотивов,
Изменением положения ребенка
В системе его отношений с другими людьми.
n Основные закономерности духовного развития
· Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.
Ш. А. Амонашвили в этой связи пишет: «...Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени - наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой на каждую из них лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически насовсем и безвозвратно»[16]
· Духовное развитие человека во многом обусловлено особенностями его психофизиологического развития и наоборот.
|
· Степень духовного развития человека детерминируется широтой его внешних связей и отношений, многообразием деятельности.
· Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.
¨ ДЕВОЧКА - ДЕВУШКА,
МАЛЬЧИК - ПОДРОСТОК - ЮНОША:
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
сделаны эти мальчишки?
Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны эти девчонки?..»
звучит очень важный вопрос в незамысловатой, но с точки зрения педагогики – весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, призван найти ответ...
« – Мальчики - люди, и девочки – люди. Значит, между ними нет разницы.
Так говорят одни.
– Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, деликатнее.
Так говорят другие.
– ... Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.
– У девочек сердце мягче.
– Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.
– Неправда.
И они спорят и никак не могут согласиться»: –
этот диалог – извечный спор на всегда волнующую взрослых тему – воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» Педагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак [17].
|
«Так кто же лучше, мальчики или девочки?» – подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих последующих размышлений, что спор о том, кто лучше, – беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга – эти мальчики и девочки.
Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот, чем они отличаются?..
Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем несложный вопрос, опираясь на те – увы! – скудные сведения, которые содержатся в специальной литературе, результаты педагогических наблюдений и на наш с вами жизненный опыт – все мы когда-то (одни раньше – другие позднее) были мальчиками и девочками, общались со своими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаются – мальчики и девочки?
Таблица 9.
Подростковый возраст: 13 - 16 лет Юношеский возраст: 17 - 21 Соматические особенности (развитие телосложения): в развитии организма максимум прироста в 14-15 лет Половое созревание наступает к 12-13 годам | Подростковый возраст: 12 - 15 лет Юношеский возраст: 16 - 20 лет Соматические особенности (развитие телосложения): в развитии организма максимум прироста в 12-13 лет Половое созревание наступает к 11-12 годам Большая биологическая устойчивость |
Взаимоотношения с окружающими людьми неустойчивые - выраженное стремление к общению, взаимодействию нередко (особенно в период возрастных кризисов) сочетается с конфликтностью, нетерпимостью к чужому мнению, желанием любым образом отстоять независимость, утвердить свою позицию. Все это сказывается в отношениях со взрослыми, прежде всего, с педагогами и родителями: не уступить, не позволить собой командовать - мотивы многих поступков подростков и юношей. Взаимоотношения со сверстниками приобретают порой полярный характер - от чувства вечной дружбы и преданности до чувства ненависти и презрения. | Межличностные отношения с окружающими достаточно устойчивые, ровные, доброжелательные. Девочки более доверчивы и внушаемы, у них несложно вызвать сострадание. У девочек на полтора - два года раньше, чем у мальчиков, возникает потребность в глубокой дружбе и любви; девичья дружба эмоциональна; круг дружеского общения более узкий. В отличие от мальчиков в общении «дуэт» предпочитают «ансамблю», во взаимоотношениях проявляют большую чувствительность (и интерес) к тонким психологическим нюансам. В силу повышенной эмоциональности ранимы, требуют со стороны взрослых деликатного отношения к ним. |
Общая недостаточная уравновешенность, резкие перепады настроения, особенно в переходный период, неумение глубоко и последовательно анализировать свои качества и поведение детерминируют противоречия в самооценке: завышенная самооценка, порожденная самоуверенностью, избыточным оптимизмом в определении своих возможностей, нередко чередуется с самоуничижением, крайней неудовлетворенностью собой, самобичеванием. Желание самосовершенствоваться возникает постоянно и быстро, но нередко столь же быстро угасает. К старшему школьному возрасту стремление к изменению себя обретает устойчивость и часто реализуется в действиях. | Самооценка (особенно, оценка личностных, социально-духовных качеств и свойств), в силу того, что девочки более склонны с глубокому самоанализу чаще, бывает либо достаточно адекватной, либо несколько заниженной, причем оптимистически заниженной. Девочки мечтают о будущем счастье, при этом мечтания для многих становится своеобразной иллюзорной формой бытия - бытия, основные контуры которого они выстраивают в сознании и которое надеются (и готовятся) реализовать в будущей взрослой жизни. В результате возникает противоречие между «могу» и «очень(!) хочу», которое побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, реализуемому в действиях. |
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
|
n Структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества.
n Движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности.
n Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития.
n Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
n Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования.
n Определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка.
n Учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения.
n Анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.
n Координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.
¨ ЗАДАНИЯ