Постановка реальных, достижимых перспектив,




Определение целей,

Осуществление которых потребует приложения усилий,

– одна из важнейших задач воспитания.

 

· Каждая стадия развития человека

характеризуется определенным типом ведущей деятельности;

переход от одной стадии к другой

обусловлен изменением типа ведущей деятельности.

Напоминаем,

что кведущим типам деятельности

в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести:

 

 

эмоционально-непосредственное общение

младенца со взрослыми

 

 

орудийно-предметная деятельность

Ребенка раннего возраста

 

сюжетно-ролевая игра дошкольника

 

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте

 

 

деятельность общения в процессе обучения,

совместного труда у подростков

 

 

 

 

профессионально-учебная деятельность в

юности

 

Смена ведущей деятельности обусловлена

Возникновением новых потребностей и мотивов,

Изменением положения ребенка

В системе его отношений с другими людьми.

 

n Основные закономерности духовного развития

 

· Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.

Ш. А. Амонашвили в этой связи пишет: «...Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени - наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой на каждую из них лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически насовсем и безвозвратно»[16]

· Духовное развитие человека во многом обусловлено особенностями его психофизиологического развития и наоборот.

· Степень духовного развития человека детерминируется широтой его внешних связей и отношений, многообразием деятельности.

· Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

¨ ДЕВОЧКА - ДЕВУШКА,

МАЛЬЧИК - ПОДРОСТОК - ЮНОША:

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

 


«Из чего же, из чего же, из чего же

сделаны эти мальчишки?

Из чего же, из чего же, из чего же

сделаны эти девчонки?..»

 

звучит очень важный вопрос в незамысловатой, но с точки зрения педагогики – весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, призван найти ответ...

«Мальчики - люди, и девочкилюди. Значит, между ними нет разницы.

Так говорят одни.

Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее, деликатнее.

Так говорят другие.

... Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.

У девочек сердце мягче.

Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.

Неправда.

И они спорят и никак не могут согласиться»:

этот диалог – извечный спор на всегда волнующую взрослых тему – воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» Педагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак [17].

«Так кто же лучше, мальчики или девочки?» – подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих последующих размышлений, что спор о том, кто лучше, – беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга – эти мальчики и девочки.

Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот, чем они отличаются?..

Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем несложный вопрос, опираясь на те – увы! – скудные сведения, которые содержатся в специальной литературе, результаты педагогических наблюдений и на наш с вами жизненный опыт – все мы когда-то (одни раньше – другие позднее) были мальчиками и девочками, общались со своими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаютсямальчики и девочки?

Таблица 9.

Подростковый возраст: 13 - 16 лет Юношеский возраст: 17 - 21 Соматические особенности (развитие телосложения): в развитии организма максимум прироста в 14-15 лет Половое созревание наступает к 12-13 годам Подростковый возраст: 12 - 15 лет Юношеский возраст: 16 - 20 лет Соматические особенности (развитие телосложения): в развитии организма максимум прироста в 12-13 лет Половое созревание наступает к 11-12 годам Большая биологическая устойчивость
Взаимоотношения с окружающими людьми неустойчивые - выраженное стремление к общению, взаимодействию нередко (особенно в период возрастных кризисов) сочетается с конфликтностью, нетерпимостью к чужому мнению, желанием любым образом отстоять независимость, утвердить свою позицию. Все это сказывается в отношениях со взрослыми, прежде всего, с педагогами и родителями: не уступить, не позволить собой командовать - мотивы многих поступков подростков и юношей. Взаимоотношения со сверстниками приобретают порой полярный характер - от чувства вечной дружбы и преданности до чувства ненависти и презрения. Межличностные отношения с окружающими достаточно устойчивые, ровные, доброжелательные. Девочки более доверчивы и внушаемы, у них несложно вызвать сострадание. У девочек на полтора - два года раньше, чем у мальчиков, возникает потребность в глубокой дружбе и любви; девичья дружба эмоциональна; круг дружеского общения более узкий. В отличие от мальчиков в общении «дуэт» предпочитают «ансамблю», во взаимоотношениях проявляют большую чувствительность (и интерес) к тонким психологическим нюансам. В силу повышенной эмоциональности ранимы, требуют со стороны взрослых деликатного отношения к ним.
Общая недостаточная уравновешенность, резкие перепады настроения, особенно в переходный период, неумение глубоко и последовательно анализировать свои качества и поведение детерминируют противоречия в самооценке: завышенная самооценка, порожденная самоуверенностью, избыточным оптимизмом в определении своих возможностей, нередко чередуется с самоуничижением, крайней неудовлетворенностью собой, самобичеванием. Желание самосовершенствоваться возникает постоянно и быстро, но нередко столь же быстро угасает. К старшему школьному возрасту стремление к изменению себя обретает устойчивость и часто реализуется в действиях.   Самооценка (особенно, оценка личностных, социально-духовных качеств и свойств), в силу того, что девочки более склонны с глубокому самоанализу чаще, бывает либо достаточно адекватной, либо несколько заниженной, причем оптимистически заниженной. Девочки мечтают о будущем счастье, при этом мечтания для многих становится своеобразной иллюзорной формой бытия - бытия, основные контуры которого они выстраивают в сознании и которое надеются (и готовятся) реализовать в будущей взрослой жизни. В результате возникает противоречие между «могу» и «очень(!) хочу», которое побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, реализуемому в действиях.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

 

n Структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества.

n Движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности.

n Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития.

n Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

 

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

n Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования.

n Определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка.

n Учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения.

n Анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.

n Координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.

 

¨ ЗАДАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: