НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ




Судьба поэта из народа

В стихотворении Н. А. Некрасова

"На смерть Шевченко"

Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с дере­венскими ребятишками. Впоследствии простой язык, бога­тый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал ос­новным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народной речью так красиво и точно, что создается впечатле­ние, будто из кружев сплетаются образы и картины нелегко­го быта крестьян.

Опыт детства, знание жизни крестьян позволили Некрасо­ву в стихотворении "На смерть Шевченко" точно проследить всю жизнь украинского поэта, выплеснуть боль крепостного, подневольного человека, описать жажду свободы, которую не понять свободному. Некрасов смог.

Каждая строка стихотворения обжигает вопросом: "Поче­му?" Почему Шевченко, самородок, талантливый художник и поэт, должен был добиваться, чтобы его услышали, почему он гнил в тюрьмах, на военной службе? Кто распределяет роли на земле? Бог?

Некрасов восхищался талантом Шевченко, его стоициз­мом и упорством, стремлением быть свободным если не телом, так мыслями и стихами. Шевченко "в нужде, в неизвестности", "оскорбляемый каждым невеждою", тяжело шел к воле.


И вот, когда, казалось бы, Шевченко свободен, "кончилось время его несчастливое":

Тут ему Бог позавидовал: Жизнь оборвалася.

Две последние строки стихотворения отличаются от об­щего размера стиха. Ритм жизни сбит, он оборван в самом неподходящем месте, когда время жить и наслаждаться, ра­доваться и творить.

Стихотворение Некрасова наполнено горячей любовью к человеку, который талантом заработал себе лучшую жизнь, который страдал за свой народ и любил его. Некрасов сам был очень близок к народу, чувствовал его, поэтому смерть одного из его талантливейших представителей не оставила поэта равнодушным.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова "Тоска"

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насы­щенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не про­исходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скуч­ных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын.

Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни празд­ношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика.

Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печа­лен, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, "дверью обозна­лась", забрала наследника, который "настоящий извозчик был".


После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти.

Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — про­блема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы "тоска громадная, не знающая гра­ниц", таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, забо­тясь о лошади, спокойно думать о своей смерти.

Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молча­ливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезжен­ную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теп­лом своим на руки хозяина.

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одино­кая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

♦ -0- ♦


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

"Любовь с этого дня пошла на убыль..."

(По рассказу Л. Н. Толстого "После бала")

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Мно­гие из его произведений отличаются высоким пафосом. Не­редко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о кото­ром Толстой слышал еще в молодые годы.

Автор мастерски пользуется приемом создания контра­ста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты "счастливый", "великолепный", "сияющий", чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич - юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его стра­сти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.

Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: не­ужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья - две стороны одной медали. Юноша думает так: "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось все­ми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал". Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.

Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не по­влиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван


Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя слу­жению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. "Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека", — говорит автор.

Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.

Лев Николаевич Толстой - мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представите­лем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.

АЛЕКСАНДР ГРИН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: