"Теркин — кто же он такой?"
(По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин")
Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского "Василий Теркин".
Первые главы поэмы "Василий Теркин" были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение "книгой про бойца, без начала, без конца". Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная
задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден.
Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову "тереть": Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:
Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
|
Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу И хотя бы плюнь ей в морду, Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали... Вдруг он молвит, как во сне: — Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма "Василий Теркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле", "сорок душ - одна душа", "переправа, переправа - берег левый, берег правый" и многие другие.
Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он - Василий Теркин?
|
Словом, Теркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе — хоть куда.
Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Теркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.
♦ -О- О
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Подвиг царевича Рамы
(По древнеиндийской поэме "Рамаяна")
Эпическая поэма "Рамаяна" — творение индийского народа. Она была создана в IV веке до нашей эры. Автор поэмы неизвестен. Вероятно, несколько поколений народных сказителей творили этот эпос. В "Рамаяне" изображаются подвиги Рамы — мифического царевича, похищение его жены Ситы царем злых демонов Раваной, освобождение Ситы, ее уход из жизни, подвижничество Рамы и его вознесение на небо.
Интересен образ рассказчика поэмы: это святой подвижник по имени Вальмики. Он ищет героя, который был бы самым отважным и добродетельным, красивым и мудрым. Рассказчик склоняется к тому, чтобы сделать героем своей поэмы царевича Раму, который отвечает всем этим требованиям. Таков зачин "Рамаяны".
В образе Рамы можно узнать черты типичного героя древнего эпоса. Он любимый сын старого царя и наследник престола. В молодом возрасте Рама успел совершить ряд подвигов: защитил обитель старого подвижника от злых демонов, сумел поднять волшебный лук бога Шивы и натянуть его тетиву. Типичны и сюжетные повороты "Рамаяны": достойному наследнику царя мешает взойти на престол злая мачеха, которая хочет увидеть царем собственного сына Бхарату. Не переча воле отца, Рама, сопровождаемый своим братом Лакшманой, отправился в изгнание. Народ провожал своего любимца. Таким образм, Рама проявляет черты идеального эпического героя: он послушен воле отца, сочетает в себе мужество и сдержанность. Читатель проникается глубоким уважением к царевичу, избравшему добровольное изгнание.
|
Умер старый царь. Бхарата, уверенный в том, что право на трон все-таки принадлежит Раме, отправился на поиски
царевича. Свято чтущий волю отца, Рама отказался вернуться ранее назначенного срока, равного четырнадцати годам. В изгнании царевич не был бездеятельным. Он продолжал совершать подвиги. Владыка ракшасов-демонов Равана, потерявший в битве с Рамой свое войско, решил отомстить царевичу и похитил его жену — прекрасную Ситу. По мысли Раваны, эта потеря должна была погубить ненавистного ему Раму.
Автор "Рамаяны" сделал цепь подвигов царевича основной канвой своего повествования. Рама и Лакшмана отправились на поиски Ситы. К ним присоединился еще один волшебный герой - царь обезьян Сугрива. Союзные войска людей и обезьян осадили город, в котором укрылся Равана. Эта часть поэмы представляет наибольший интерес. Читатель, кажется, сам находится среди тех, кто осаждает Ланку.
Рама предложил противнику добровольно сдаться и вернуть прекрасную Ситу, обещая за это пощадить город и самого Равану. Но владыка ракшасов решительно отказался. Началась ужасающая битва, не утихавшая даже ночью. Земля напиталась кровью, груды трупов окружали Ланку. Рама и его брат Лакшмана были тяжело ранены волшебными стрелами, и только помощь повелителя птиц вернула их к жизни. Царевич Рама сошелся в поединке с владыкой ракшасов Раваной и убил его, после чего в мире воцарились спокойствие и мир. Рама вместе с любимой женой Ситой и Лакшманой вернулся домой после четырнадцатилетнего изгнания и венчался на царство.
"Рамаяна" - типичный пример эпической поэмы. В ней есть и подвиги, и похищения, и кровопролитные битвы, и чудеса. Рама на протяжении тысячелетий остается любимым героем индийцев, а также жителей Лаоса, Непала и других стран Азии. Образ славного царевича используется в поэтических и музыкальных произведениях, в творениях народного декоративно-прикладного искусства. Как и многие герои эпических народных поэм, Рама — пример для подражания, воплотивший лучшие черты национального характера.
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Красота юношеской влюбленности в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
Никого уже не удивляет, что во многих странах существуют памятники литературным героям. В Дании — андерсеновской Русалочке, в Голландии - комиссару Мегрэ, в Испании - Дон Кихоту. Но в Италии, в Вероне, существует уникальный памятник - могила Джульетты Капулетти. Итальянка, никогда не жившая, созданная воображением великого англичанина, стала такой же реальной личностью, как и миллионы девушек, любивших и страдавших из-за любви. Ромео и Джульетта — имена, являющиеся символами огромной, всепоглощающей, жертвенной страсти.
По нашим понятиям, они оба дети. Четырнадцать лет Джульетте, семнадцать - Ромео. И сейчас в этом возрасте часто влюбляются. Но часто ли погибают, потеряв любовь?
Джульетта до встречи с Ромео была невестой знатного и богатого Париса. Ромео ухаживал за прелестной Розамундой. Но неожиданная встреча изменила их жизнь и определила трагическую судьбу. Настоящее чувство не считается ни с богатством, ни с происхождением, ни с именем. Юноша и девушка, любящие друг друга, сердцем чувствуют, что все это — мишура, условность, фальшь.
Что в имени? То, что зовем мы розой, И под другим названьем сохраняло б Свой сладкий запах! Так, когда Ромео Не звался бы Ромео, он хранил бы Все милые достоинства свои Без имени. Так сбрось же это имя! Оно ведь даже и не часть тебя.
Только юные, чистые, не связанные предрассудками люди могут так любить. И только отважные натуры действуют так решительно, стремясь соединить свои жизни, хотя судьба не-
умолимо разводит их. Сюжет трагедии для современного человека фантастичен, но чувства, так точно и пронзительно переданные Шекспиром, реальны. Сколько Джульетт теряло своих Ромео из-за расовых, сословных, национальных предрассудков! "Вестсайдская история", "Вам и не снилось", "Мадам Баттерфляй"... Этот сюжет в литературе будет до тех пор, пока человечество будет любить.
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА