НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ




О времена, о нравы!

(По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Даже при поверхностном чтении комедия "Ревизор" пора­жает современностью своего звучания. Кажется, что это современные представители государственного бюрократиче­ского аппарата переоделись в старинные костюмы, выучились говорить на неплохом русском языке и отправились на сце-


ну, чтобы разыграть до боли знакомые эпизоды. Нужно заме­тить, что персонажи "Ревизора" выглядят вполне современно и в 1836-м, и в 2002 году. Наверное, такова судьба зем­ли русской — плодить дармоедов, неспособных к труду и с пышностью паразитирующих на теле общества. Основные признаки деятельности российского государственного ап­парата— произвол, унижение человеческого достоинства, без­законие, казнокрадство, взяточничество. Это с большой обли­чительной силой показал Николай Васильевич Гоголь в комедии "Ревизор".

Пользуясь современным сленгом, можно сказать, что в уезд­ном городе творится полный беспредел. Мэр города одновре­менно является "крестным отцом" местной мафии. Бюджет­ные деньги, в том числе выделенные на нужды социально незащищенных категорий граждан, тут же разворовываются. Учреждения здравоохранения являются лишь филиалом мор­га. Все без исключения чиновники берут взятки. Экономи­ческие преступления совершаются открыто. Органы правопо­рядка становятся орудием принуждения. В учреждениях связи вскрываются и прочитываются частные письма... Грустная и знакомая картина, не правда ли?

Кто-то из критиков однажды заметил, что Россия разви­вается не по пушкинскому, а по гоголевскому сценарию. Действительно, писательское предвидение у Гоголя было необычайно сильным. Однако вернемся к чиновникам, полу­чившим "пренеприятное известие". Как говорит пословица, "сколь веревочке не виться, а конец будет". Уездное чинов­ничество готовится к неминуемой расплате, надеясь, тем не менее, выкрутиться и из этой ситуации. К счастью чинов­ников, ревизор из Петербурга оказался душа-человек: и от взятки не отказался, и за дружеский стол садится с удо­вольствием, и барышней не прочь полакомиться вкупе с ее маменькой. Нет пределов радости чиновников: теперь-то он наш, теперь мы сможем жить и трудиться на ниве обще­ственного блага, как и было прежде! Но иронии судьбы нет предела: только что почтмейстер принес ужасную весть о подлоге, как настоящий ревизор из столицы появляется в городе. "Над чем смеетесь? Над собою смеетесь!" — недавно


восклицал городничий, однако после всех событий только немая сцена, мастерски выписанная Гоголем, может в пол­ной мере показать замешательство уездного чиновничества. Стоит обратить внимание на то, что сам настоящий ревизор на сцене не появляется, — до персонажей комедии, ее зри­телей и читателей доносится только весть о его приезде. Можно ли полностью исключить повторный обман зрения, разума и чувств многочисленных чиновников? А может быть, это тот же Хлестаков, по обыкновению позабывший о своем пребывании в уездном городе, решил вновь остановится в доме городничего? Как бы то ни было, наиболее справедли­вым остается прямой исход этого социально-психологиче­ского анекдота — под занавес приехал все-таки настоящий ревизор, и очень скоро над шайкой преступников совершит­ся правый суд. На правый суд очень хочется надеяться, не забывая, однако, что этой надеждой Россия живет последние несколько сот лет.

"Сборный город всей темной стороны"

(По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Николаевская Россия не была бедной или политически слабой страной, однако комедия "Ревизор" изображает имен­но Россию эпохи царствования Николая I. Один из мему­аристов дал этому времени определение "глухие годы". Действительно, на фоне роста мощи империи духовные устои общества слабели. На смену чести и порядочности приш­ли сыск и муштра. В культурной жизни общества насту­пил подлинный застой, а о политической жизни россий­ское общество первой половины XIX века и не помыш­ляло.

Город, в котором происходит действие комедии, вымыш­лен, однако выглядит он необыкновенно типично. Десятки таких городов были разбросаны по России. "Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь" — так устами своего персонажа автор характеризует этот город. Место действия комедии выглядит как маленькое государ-


ство. В нем есть, кажется, все необходимое для достойной жизни горожан: суд, учебные учреждения, почта, полиция, учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Но в каком плачевном состоянии они находятся! В суде берут взятки. Больных лечат кое-как, вместо поддержания порядка полиция бесчинствует. И самое удивительное то, что весь административно-финансовый механизм, бюджет­ные учреждения и прочее работает вполне сносно. Этот город — далеко не худший в России.

Гоголю, как известно, пришлось неоднократно оправды­ваться по поводу своей великой комедии. Автор утверждал, что место действия комедии — это "сборный город всей тем­ной стороны", то есть сборище всероссийской мерзости, пока­занное лишь затем, чтобы искоренить пороки общества. Но каждый рядовой зритель и каждый власть имущий прекрас­но понимал, что город, с такой силой и живостью изображен­ный в "Ревизоре", есть не что иное как образ николаевской России. В этом смысле комедия Гоголя стала не только са­тирическим, но культурологическим феноменом, сохранившим свое значение до сего дня.

Появление Хлестакова заставляет городское чиновниче­ство позаботиться еще раз о внешней благопристойности, до которой они были большие охотники. Эти административно-полицейские потуги просто смешны: производится уборка улицы, по которой поедет ревизор, со стены присутствия сни­мают арапник-кнут для собак и тому подобное. Ни о каких реальных улучшениях речь и не заходит. Город принимает своего ревизора и с радостью провожает его, чтобы вновь погрузиться в спячку, прерываемую какими-либо мелкими происшествиями.

Характеризуя честно действия комедии, можно сказать, что все обитатели города, изображенного автором, суеверны, склон­ны к сплетням, лишены человеческого достоинства, лицемер­ны, лживы, чванливы, развратны, пошлы. Город, в котором живет столько измельчавших донельзя представителей чело­веческой породы, не имеет будущего. Понятен ужас Гоголя перед лицом реальности, не оставляющей человеку даже на­мека на ыадемсду.


Непреходящее идейно-художественное значение комедии "Ревизор" в том, что она показала истинную изнанку обще­ства и государства. И, может быть, сегодня новый Хлестаков въезжает в очередной провинциальный городок, чтобы пора­зись, очаровать и, наконец, обмануть его доверчивых до глупо­сти обитателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: