Роль злого начала в судьбе человека




(По трагедии "Фауст" И. В. Гете)

Иоганн Вольфганг Гете является основоположником не­мецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, ода­ренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия "Фауст" стала произве­дением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради челове­ка, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки.

Начинается трагедия "Фауст" "Прологом на небе", где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напомина­ющая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести


эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать... прах из башмака". Бог в данном споре являет­ся носителем оптимистического взгляда на человека, а Ме­фистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается гран­диозная по масштабу борьба добра и зла, великого и нич­тожного.

Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый сре­ди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефи­стофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются стран­ствовать.

Мефистофель — воплощение злой мудрости. Он доско­нально знает человеческую натуру, и как никто, умеет вос­пользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и стран­ствия продолжаются.

В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в беско­рыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель пони­мает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.

Трагедию "Фауст" следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведе­ние, ее можно также отнести к нашему времени и к буду­щему человечества с его надеждами и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому


что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв док­тора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необхо­димо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром:

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!

Путем вечного поиска и вечной работы над собой виде­лось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР

Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера "Разбойники"

Как-то Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера. Он был известным гумани­стом, много думал над смыслом человеческой жизни. Совре­менники Шиллера полностью утратили искренность и от­крытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего индивиду­ализма и неверия.

Драма "Разбойники" — это первое драматическое произ­ведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень ин­тересную пьесу, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора - Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение ро-


мантического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением отно­сится к лицемерам, которые льстят могущественным влас­тителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: "Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом". Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей неспра­ведливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богем­ском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.

Франц Моор, брат Карла, придерживается других принци­пов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, ци­ника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причи­ной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все от­цовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жиз­ни Франца — удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность — удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные виде­ния, которые становятся расплатой за жестокость и преступ­ление. Франц Моор не может пережить мук совести. Стра­шась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла побе­дила, но это не совсем так.

В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые со­мнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства


не существует. Наконец он видит, что разбойники корысто­любивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.

Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный воп­рос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драма­тург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме "Разбой­ники" Шиллер продемонстрировал резкое противоречие меж­ду неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоре­чие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это проти­воречие неразрешимо.

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: