Выходная и бальная форма




 

В свободное от службы время гвардейский офицер пеших частей выходил в город в мундире, без шейного знака и поясного шарфа, в темно‑зеленых панталонах, с полусаблей. Кавалерийские офицеры, которым в строю полагались мундиры с короткими фалдами, а гусарам вообще без фалд, надевали вне строя вицмундир с длинными фалдами, чакчиры с лампасами, либо простые рейтузы, саблю; у кирасир при всех формах без шарфа палаш заменялся шпагой. Выходным головным убором офицеров была треугольная шляпа, а после ее отмены – строевой головной убор, то есть в основном каска. Уланы и казаки того времени никогда не имели ни шляп, ни вицмундиров, а у драгун и конногренадер вицмундир в 1844 был отменен вместе со шляпой. Другой вариант выходной формы включал в себя все то же самое, но вместо мундира был сюртук. В пригородах, на дачах, в пути во время дальних поездок разрешалась самая простая форма – сюртук и фуражка, без оружия. В холодную погоду поверх всех этих форм надевалась шинель внакидку.

Нижние чины в казармах вне службы, или когда их выпускали в город ходили без оружия и амуниции, в фуражных шапках, мундирах и строевых панталонах по сезону, а кавалеристы – в рейтузах. Такое сочетание называлось «полуформой». Еще более простым вариантом было то же самое, но вместо мундира – шинель, а более праздничным, для города – строевой головной убор и холодное оружие – сабля, палаш, а в пехоте тесак.

Обер‑офицеры Л.‑гв. Гусарского и Л.‑гв. Гродненского гусарского полков в 1826–1833 гг. в вицмундирах

 

У Пушкина в «Евгении Онегине» при упоминании петербургского бала есть слова «бренчат кавалергарда шпоры». Известный пушкиновед и знаток русской жизни XIX века Ю.М. Лотман по этому поводу пишет, что на балах шпор не могло быть, поскольку военные танцевали в чулках и башмаках, и что Пушкин это прекрасно знает, но дает собирательный образ.

На самом деле Пушкин дает реальную картину, которая подтверждается многочисленными источниками того времени – приказами, воспоминаниями, рисунками с натуры, картинами. Специальные предметы бальной формы – кюлоты, чулки и башмаки – использовались только на самых больших, торжественных, официальных балах. Они проходили в императорских и великокняжеских дворцах, в здании Дворянского собрания, в посольствах ведущих европейских держав. Остальные балы, которые давали частные лица в своих дворцах, особняках, усадьбах и домах, назывались домашними, и там военные танцевали в сапогах и своих обычных панталонах, рейтузах или чакчирах, при этом все офицеры кавалерии, включая, разумеется, кавалергардов, звенели шпорами. Офицерам уланских и казачьих полков бальной формы вообще не полагалось, они всегда танцевали в своих строевых брюках и сапогах, даже когда все мужчины были в чулках.

Старый преображенец Колокольцев, участник многих балов в Зимнем дворце и в лучших петербургских домах, писал: «…во время больших балов во дворце, где обязательно было положительно находиться всем офицерам гвардии, и в бальных формах того времени (grand gala), так что без кареты попасть на парадный бал было мудрено, почему многие офицеры, не имея возможности иметь своих карет, нанимали двухместные и 4‑местные извощичьи.

Бальная форма того времени, хотя нас стесняла, но, надо правду сказать, казалась чрезвычайно элегантною. Эта бальная форма была установлена для всех офицеров всех оружий, кроме уланских и казачьих полков, которые и на парадных балах сохраняли свою форму.

Бальная форма (grand gala), или торжественная, заключала, ежели гвардейский мундир, то с открытым лацканом; белые короткие до колена суконные панталоны; затем шелковые чулки и башмаки с серебряными пряжками; шпага у бедра и треугольная шляпа в руках, у пехотных с черными, а у кавалерии с белыми перьями; следовательно, в таком костюме, да еще зимой, кроме того, что надо было быть в карете, но надо было иметь на себе и меховые сапоги до колен, ибо в чулках и башмаках проехать до дворца, без теплых сапог не поздоровится».[225]

Император Николай I (в повседневном вицмундире Л.‑гв. Конного полка. Худ. К.П. Брюллов. Нач. 1840‑х гг.

 

Особенно разнообразным был гардероб офицеров гвардейских кирасир. Колет – белый мундир с короткими фалдами – носили только в строю. Для ношения вне строя каждый офицер имел два вицмундира с длинными фалдами. Один строгий, без шитья, темно‑зеленый, повседневный, носили с рейтузами. Другой, с золотым или серебряным шитьем, назывался праздничным, или бальным. У кавалергардов и конногвардейцев он был красным, у кирасир его величества и наследника – белым. Для прогулок и визитов (в праздничные дни) к этому мундиру полагались лосины и ботфорты. Вечером его носили с чулками и башмаками на самых торжественных балах.

Несмотря на краткость обзора военной формы николаевской эпохи, на теме мундиров кавалергардов и вообще гвардейских кирасир хотелось бы остановиться более подробно, поскольку у людей, неравнодушных к военной истории, она всегда вызывает наибольший интерес и массу вопросов.

В художественных фильмах почему‑то принято одевать офицеров‑кавалергардов первой половины XIX века в вымышленные белые мундиры с длинными фалдами. Так выглядел Андрей Болконский в должности адъютанта Кутузова в «Войне и мире» (непонятно, почему его вообще сделали кавалергардом), декабрист Анненков в фильме «Звезда пленительного счастья», князь Болховской в фильме «Эскадрон гусар летучих», Дантес и его приятели в «Последней дороге» и других фильмах о Пушкине. Можно увидеть в кино и такие же фантастические конногвардейские мундиры – на Александре I в одной из сцен «Звезды пленительного счастья», на Николае I в фильмах «Лермонтов» и фильме‑спектакле «После дуэли», на Томском в «Пиковой даме», а также в новом фильме «Печорин» на муже Веры, которого почему‑то превратили из гражданского в военного.

Таких мундиров в этих двух полках никогда не было. Эта повторяющаяся из фильма в фильм ошибка происходит из поверхностного представления о гвардейском кирасирском мундире и скоропалительных обобщений. Для выяснения их причин необходим экскурс в более ранние времена.

С 1802 по 1855 год вся русская армия носила мундиры фрачного покроя – спереди они доходили до пояса, а сзади имели фалды. Строевой мундир всех чинов всех кирасирских полков, так называемый колет, был белого цвета, с короткими фалдами, едва прикрывавшими ягодицы, в том числе и у офицеров – они носили колет только на службе и никогда бы не появились в нем в обществе, на балу, да и вообще нигде, кроме как в своем полку, эскадроне, карауле. Для выходной формы они, как уже сказано, имели целых два вицмундира с длинными фалдами.

Красный бальный вицмундир (без эполет) Кавалергардского полка, принадлежавший Николаю I

 

Повседневный темно‑зеленый в данном случае нас не интересует, с ним все понятно. Праздничный, или бальный, вицмундир в большинстве кирасирских полков тоже был белым. Спереди он выглядел так же, как колет, имел такой же воротник и обшлага, а сзади отличался длинными фалдами, которые заканчивались чуть выше колена.

В Кавалергардском и Л.‑гв. Конном полках колет, конечно, тоже был белым, с красным воротником и обшлагами, а вот бальный мундир этих двух полков всегда был красным, фалдные обкладки – белыми, воротник и обшлага у конногвардейцев синие, у кавалергардов сначала черные, а с 1813 года – светлосиние. Никаких белых вицмундиров с длинными фалдами в этих двух полках не было.

Таким образом, белый мундир с красным воротником, с серебряными или золотыми петлицами и длинными фалдами, который мы видим в кино, – это помесь кавалергардского или конногвардейского строевого колета с вицмундирами других кирасирских полков.

Есть и еще причина, которая могла упрочить заблуждение. В годы наполеоновских войн можно было видеть офицеров в похожих белых мундирах с красным воротником и длинными фалдами, но это были не кавалергарды и не конногвардейцы, а кавалерийские генерал‑адъютанты и флигель‑адъютанты, у которых были не петлицы, а шитье особого, принятого для Императорской свиты рисунка. Такой же, но более простой мундир тогда носили офицеры, состоящие по кавалерии, – их красный воротник и обшлага были без шитья. В 1815 году оба этих белых мундира были заменены темно‑зелеными.

Остается добавить, что белые, с длинными фалдами, вицмундиры офицеров армейских кирасир были просто отменены в 1826 году. И оставались они при Николае I всего в трех полках, а после 1831 года – в двух: Л.‑гв. Кирасирском Его Величества, который имел светло‑синие воротники, и в Лейб‑Кирасирском Наследника Цесаревича, у которого воротники были сначала светло‑малиновые, а после 1834 года – тоже светло‑синие. Строевые белые колеты с короткими фалдами во всех кирасирских полках, гвардейских и армейских, благополучно дожили до 1855 года, когда мундиры всей русской армии поменяли покрой.

Обер‑офицеры Л.‑гв. Конного полка в повседневном и бальном вицмундирах в 1814–1826 гг. 1848 г.

 

Наличие красных и белых бальных вицмундиров резко отличало гвардейскую дивизию от офицеров армейских кирасир, которые с 1826 года вне строя довольствовались только повседневными вицмундирами. За темно‑зеленый, почти черный цвет сукна и строгий вид эти мундиры называли фраками.

Гусарским офицерам тоже полагался вицмундир. Правда, в провинции, в уездных городах и в помещичьих усадьбах армейские гусары могли вопреки правилам танцевать на балах в ментиках, которые усиливали их воинственный и романтический вид. Зато гвардейские гусары на виду у императора, великого князя и высшего генералитета должны были строго соблюдать выходную и бальную форму. Денис Давыдов еще в 1817 году иронично писал:

 

А теперь что вижу? – Страх!

И гусары в модном свете

В вицмундирах, в башмаках

Вальсируют на паркете![226]

 

Рядовой, обер‑офицер и штаб‑офицер Лейб‑Кирасирского Ея Величества полка в 1826–1829 гг.

 

Но мы знаем и другого известного гусара, который на первых порах любил свой вицмундир не меньше, чем строевую форму. Лермонтов в 1834 году был произведен в корнеты Л.‑гв. Гусарского полка, и сразу же его бабушка заказала художнику Ф.О. Будкину парадный офицерский портрет внука именно в вицмундире. В то время (до 1838 года) юнкера Школы гвардейских подпрапорщиков во время учебы носили мундиры своих полков, в которые должны были выпускаться. Кивер, доломан, ментик уже были для молодого поэта привычными вещами, у рядовых гусар эти предметы отличались от офицерских только более скромной отделкой. Другое дело – вицмундир с золотыми эполетами и шитьем, шляпа с белым султаном, которую на портрете Лермонтов держит в руке, и наброшенная на плечо шинель с дорогим бобровым мехом. Эти предметы говорят, что их обладатель – офицер, барин, «ваше благородие».

М.Ю. Лермонтов. Худ. Ф.О. Будкин. 1834 г.

 

Офицеры Л.‑гв. Гусарского полка (в парадной форме, в куртке и в венгерке). Рис. 1845–1852 гг.

 

Рядовые Кавалергардского полка в вицмундирах. Рис. 1846 г.

 

В 1845 году вицмундир у всех гусарских офицеров был заменен короткой курткой, а сюртук – длинной, до колена, венгеркой. Оба этих новых предмета были украшены на груди пятью шнурами и не имели эполет; чины обозначались такими же кольцами‑гомбами, как на доломане и ментике. Гусарские генералы также получили куртки и венгерки, но для них вицмундиры и сюртуки были сохранены.

Нижним чинам гвардейских кирасирских и гусарских полков, в силу яркости и дороговизны их парадного обмундирования, тоже полагались вицмундиры, синие у гусар и темнозеленые у кирасир, в виде однобортных курток без фалд, а в Кавалергардском полку даже с длинными фалдами, как на офицерском вицмундире.

На петербургских улицах повсюду можно было встретить караульные отряды, или целые роты и батальоны, проходящие в полной форме с оружием. Не менее часто попадались отдельные солдаты налегке, в полуформе или в шинелях, офицеры в мундирах и сюртуках. Преображенец Колокольцев, убеждения которого остались в николаевской эпохе, вспоминая тогдашние светские правила, не мог заодно не покритиковать новое поколение, выросшее в годы либеральных реформ: «Было принято в обществе утром, до обеда, делать визиты в сюртуках и эполетах (тогда постоянно носились эполеты); а к обеду и в вечер – всегда и не иначе как в мундире. Но ныне это совсем иное дело, молодые люди нынешнего времени следуют веку просвещения и прогресса без стеснения, почему и видишь в обществе зачастую офицеров на вечерах в сюртуках, да еще и с погонами».[227]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: