По данным Всемирной туристической организации, всего в мире действует 16 млн гостиниц, причем 20% из них относится к гостиничным сетям. Сеть, как показывает зарубежная практика, – наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе.
Рейтинг сетевых отелей составляется исходя из различных критериев, но в первую очередь учитывается общее количество гостиничных номеров в сети. В соответствии с этим критерием на сегодняшний день лидерами являются такие гиганты, как английская компания InterContinental Hotels Group и американская Cedant Corporation.
В гостиничном деле есть свои лидеры – несколько национальных фирм. «Хаятт», «Хилтон», «Уэстин» – самые известные гостиничные цепи класса люкс. «Холидэй Инн», «Марриотт», «Шератон» и «Рамада» лидируют в гостиничном секторе со средними ценами на гостиничное размещение. В группу корпораций с размещением по цене ниже среднего уровня входят «Дэйз Инн», «Мотель 6» и «Тревел Лодж». Компания «Бест Уэстин» имеет в своей цепи больше гостиниц, чем самая большая гостиничная цепь «Холидэй Инн» – соответственно 3200 против 1800.
Обращает на себя внимание тот факт, что различия в размерах гостиничных цепей США бывают очень заметны. «Хяатт» и «Уэстин» насчитывают в среднем 500 номеров в каждом предприятии. «Марриотт» и «Хилтон» – около 300, в то время как «Бест Уэстин» имеет в среднем 90 номеров в каждой гостинице.
Первые сети отелей зародились в США еще в 1930-е годы, и именно в Америке их больше всего по сравнению с другими странами. Сегодня не менее 70% американских отелей входит в ту или иную гостиничную сеть. Такие сети, как Marriott International, Holiday Inn Worldwide или ITT Sheraton Corp., хорошо известны в России – под их марками уже не первый год работают крупные гостиничные объекты. За последние 15 лет на российский рынок вышли многие зарубежные гостиничные бренды. Иностранные инвесторы интересуются в основном Москвой и Санкт-Петербургом и готовы вкладывать деньги в строительство гостиниц в этих городах. Однако в обеих столицах существуют сложности с получением участков. В основном международные сети работают по системе франчайзинга или по контракту на управление с уже действующими российскими отелями. Операторы международных цепей, работающих в России, считают, что этот рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Динамика прироста основных экономических показателей здесь выше, чем на соседних рынках. Все это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают перспективы проникновения/расширения своего присутствия в нашей стране. И даже идут на некоторое снижение (по сравнению с началом 1990-х годов) цен на свои услуги.
|
Что касается заимствования практики и создания собственных гостиничных цепей в российском гостиничном бизнесе, то такие примеры уже есть, но, к сожалению, пока их очень немного. Сейчас делаются только первые шаги к развитию отечественных цепей, которые насчитывают 2–3 объекта. Это и «сеть» Гелиопарк-отелей (два объекта в Подмосковье в собственности и один объект в Сочи в управлении), и «Катерина-Сити»/«Катерина-Альпик» (ЮМАКО), СОФТ-Проект («Ирис Конгресс Отель» в Москве). Остальные находятся на стадии разработки.
Проблем в сетевом бизнесе в доморощенной индустрии гостеприимства пока множество, т.к. этот бизнес далеко еще не на том этапе развития, чтобы можно было серьезно говорить даже о его становлении. Сейчас в России наблюдается гостиничный бум, поэтому у нас наконец-то вообще стали появляться отели, в том числе частные.
|
В сетевом бизнесе об определенных стандартах качества (а именно в них заключается главная «изюминка» сетевых отелей – каждый бренд определяет свои стандарты) можно будет говорить только после того, как предложение будет превалировать над спросом. И если в развитых странах уже идут разговоры о том, что лучше – стандартизированный отель цепи с определенным качественным, но безликим набором услуг или национальный колоритный отель с местными особенностями, то в России решаются совсем другие проблемы. А именно: как справиться с нехваткой гостиничных мест и как привлечь инвестиции в гостиничный бизнес. Ведь понятно, что возможности российских гостиниц и первых российских управляющих компаний значительно скромнее, нежели у тех, кто работает под известными международными сетевыми брендами.
Перечень мировых гостиничных сетей
№ | Название компании | Количество комнат | Количество отелей | Страна |
InterContinental Hotels Group | 536 318 | 3 520 | Англия | |
Cendant Corp. | 518 747 | 6 402 | США | |
Marriott International | 490 564 | 2 718 | США | |
Accor | 453 403 | 3 894 | Франция | |
Choice Hotels International | 388 618 | 4 810 | США | |
Hilton Hotels Corp. | 348 483 | 2 173 | США | |
Best Western International | 310 245 | 4 110 | США | |
Starwood Hotels & Resorts Worldwide | 229 247 | США | ||
Carlson Hospitality Worldwide | 147 624 | США | ||
Hilton Group plc | 98 689 | Англия | ||
Hyatt Hotels/Hyatt International | 89 602 | США | ||
Sol Meli SA | 80 494 | Испания | ||
TUI AG/TUI Hotels & Resorts | 76 000 | Германия | ||
Socit du Louvre | 66 356 | Франция | ||
Interstate Hotels & Resorts | 65 250 | США | ||
Wyndham International | 50 980 | США | ||
Extended Stay America | 50 240 | США | ||
FelCor Lodging Trust | 45 000 | США | ||
La Quinta Corp. | 43 457 | США | ||
Westmont Hospitality Group | 40 000 | США | ||
U.S. Franchise Systems | 36 633 | США | ||
Club Mditerrane | 36 106 | Франция | ||
Le Mridien Hotels & Resorts | 35 589 | Англия | ||
NH Hotels SA | 34 458 | Испания | ||
Hospitality Properties Trust | 34 284 | США | ||
Rezidor SAS Hospitality | 34 000 | Бельгия | ||
CNL Hospitality Corp. | 32 822 | США | ||
Fairmont Hotels & Resorts | 32 700 | Канада | ||
Prime Hospitality Corp. | 32 240 | США | ||
Barcelo Hotels & Resorts | 30 917 | Испания | ||
Caesars Entertainment (formerly Park Place Entertainment) | 29 000 | США | ||
Golden Tulip Hotels, Inns & Resorts | 28 385 | Нидерланды | ||
Whitbread Hotel Company | 27 558 | Англия | ||
Walt Disney Company | 27 553 | США | ||
Jin Jiang Int’l Hotel Mgmt. Corp. | 27 484 | Китай | ||
Mandalay Resort Group | 27 000 | США | ||
C.H.E. Group plc | 26 942 | Англия | ||
Tharaldson Enterprises | 25 899 | США | ||
Iberostar Hotels & Resorts | 25 250 | Испания | ||
Millennium & Copthorne Hotels plc | 25 114 | Англия | ||
Riu Hotels Group | 25 000 | Испания | ||
MeriStar Hospitality Corp. | 24 733 | США | ||
Prince Hotels | 23 859 | Япония | ||
MGM Mirage | 23 401 | США | ||
Marcus Corp. | 21 020 | США | ||
Tokyu Hotel Management Co. | 20 751 | Япония | ||
Shangri-La Hotels & Resorts | 20 227 | Китай | ||
Ocean Hospitalities | 19 748 | США | ||
Columbia Sussex Corp. | 19 000 | США | ||
Best Value Inn Hotel Group | 18 576 | США | ||
Lodgian | 18 164 | США | ||
Dorint Hotels & Resorts | 17 811 | Германия | ||
Occidental Hotels | 17 574 | Испания | ||
Homestead Studio Suite Hotels | 16 866 | США | ||
JAL Hotels Company Ltd. | 16 627 | Япония | ||
AFM Hospitality Corp. | 16 096 | Канада | ||
Four Seasons Hotels & Resorts | 16 033 | Канада | ||
Sunstone Hotel Properties | 15 717 | США | ||
Royal Host Hotels & Resorts | 15 500 | Канада | ||
Grupo Posadas Management | 15 253 | Мексика | ||
John Q. Hammons Hotels | 14 499 | США | ||
Omni Hotels | 13 770 | США | ||
Drury Inns | 13 540 | США | ||
Steigenberger Hotels AG | 13 352 | Германия | ||
Cubanacan S.A. | 13 266 | Куба | ||
Hospitality International | 13 249 | США | ||
ANA Hotels | 13 125 | Япония | ||
Adam’s Mark Hotels | 13 100 | США | ||
Southern Sun Hotels (Pty.) Ltd. | 13 010 | Южная Африка | ||
Queens Moat Houses Hotels | 12 385 | Англия | ||
WestCoast Hospitality Corp. | 12 323 | США | ||
Harrah’s Entertainment | 12 181 | США | ||
Outrigger Enterprises | 12 024 | США | ||
Fujita Kanko | 12 012 | Япония | ||
Janus Hotels & Resorts | 11 953 | США | ||
White Lodging Services | 11 884 | США | ||
Equity Inns | 11 875 | США | ||
Washington Hotel Corporation | 11 825 | Япония | ||
Sage Hospitality Resources | 11 745 | США | ||
Husa Hotels Group | 11 460 | Испания | ||
LTI International Hotels | 11 148 | Германия | ||
Grupo Hotelero Gran Caribe, SA | 11 000 | Куба | ||
Rica Hotels | 10 900 | Норвегия | ||
Maritim Hotels | 10 750 | Германия | ||
G.S.M. Hoteles | 10 655 | Испания | ||
Thistle Hotels plc | 10 500 | Англия | ||
Fiesta Hotels | 10 314 | Испания | ||
AmericInn International LLC | 10 245 | США | ||
Orbis Company | 10 090 | Польша | ||
Raffles International | 9 827 | Сингапур | ||
Mvenpick Hotels & Resorts | 9 735 | Швейцария | ||
Danubius Hotel and Spa Company | 9 600 | Венгрия | ||
Hospitality Alliance AG | 9 578 | Германия | ||
Sunroute Company Ltd. | 9 520 | Япония | ||
Protea Hospitality Corp. | 9 481 | Южная Африка | ||
Tishman Hotel Corp. | 9 408 | США | ||
American Property Mgmt. Corp. | 9 393 | США | ||
APA Hotel Ltd. | 9 200 | Япония | ||
Noble Investment Group | 8 744 | США | ||
Hankyu Group | 8 738 | Япония | ||
Pandox AB | 8 700 | Швеция | ||
Remington Hotel Corp. | 8 548 | США | ||
Suburban Franchise Systems (formerly InTown Suites) | 8 534 | США | ||
Hostmark Hospitality Group | 8 350 | США | ||
Innkeepers USA Trust | 8 311 | США | ||
Kokusai Kogyo Hotel Group | 8 301 | Япония | ||
Boykin Management Company | 8 273 | США | ||
ShoLodge | 8 250 | США | ||
Loews Hotels | 8 228 | США | ||
Atlantica Hotels International | 8 228 | Бразилия | ||
Princess Hotels | 8 195 | Испания | ||
Kitchin Hospitality LLC | 8 139 | США | ||
Innkeepers Hospitality Inc. | 8 040 | США | ||
Taj Hotels, Resorts & Palaces | 8 020 | Индия | ||
Gaviota S.A. | 8 002 | Куба | ||
Ringhotels | 8 000 | Германия | ||
Prism Hotels | 7 935 | США | ||
Jianguo International Hotels Ltd. | 7 823 | Китай | ||
CHIP Hospitality | 7 727 | Канада | ||
First Hotels AS | 7 700 | Норвегия | ||
Winegardner & Hammons | 7 682 | США | ||
GF Management | 7 616 | США | ||
Capital Hotel Management LLC | 7 500 | США | ||
Jolly Hotels SpA | 7 446 | Италия | ||
Okura Hotels | 7 441 | Япония | ||
Thayer Lodging Group | 7 352 | США | ||
Kempinski Hotels & Resorts | 7 327 | Швейцария | ||
Budget Host International | 7 300 | США | ||
Boyd Gaming Corp. | 7 300 | США | ||
Pestana (GP) Hotels | 7 266 | Португалия | ||
Cham Palaces & Hotels | 7 200 | Сирия | ||
Destination Hotels & Resorts | 7 172 | США | ||
Winston Hotels | 7 071 | США | ||
Driftwood Hospitality Mgmt. LLC | 7 039 | США | ||
New Otani Company Ltd. | 6 931 | Япония | ||
Jarvis Hospitality Management | 6 877 | Англия | ||
National 9 Inns | 6 840 | США | ||
Macdonald Hotels plc | 6 771 | Шотландия | ||
Hoteles Hesperia SA | 6 679 | Испания | ||
Romantik Hotels & Restaurants Int’l. | 6 575 | Германия | ||
Aramark Harrison Lodging | 6 558 | США | ||
Kimpton Hotel & Restaurant Group | 6 417 | США | ||
Sokos Hotels | 6 400 | Финляндия | ||
Mandarin Oriental Hotel Group | 6 393 | Китай | ||
Jurys Doyle Hotel Group plc | 6 357 | Ирландия | ||
Restel | 6 336 | Финляндия | ||
Davidson Hotel Company | 6 259 | США | ||
Corinthia Hotels International | 6 230 | Мальта | ||
MOA Hospitality | 6 168 | США | ||
SuperClubs Super-Inclusive Resorts | 6 078 | Ямайка |
|
Крупнейшие российские гостиничные управляющие компании
Управляющая компания | Гостиницы в составе компании | Характеристика |
Гелиопарк Отель Менеджмент | Гелиопарк Кантри Резорт | 152 номера |
Гелиопарк Талассо Клаб | 1 5-этажный корпус, 3 3-этажных | |
Гелиопарк Приморская | 800 мест | |
Гелиопарк Крокус | 51 номер | |
Гелиопарк Эммаус Отель Клуб | 72 номера | |
Сретенская | Сретенская | 38 номеров |
ОАО «Интурист Отель Групп» | Урал | 200 номеров, уровень 4* |
Космос | 1777 номеров, уровень 3* | |
Интурист-Новгород | 420 номеров, уровень 3* | |
Пансионат «Камелия» | 300 номеров, уровень 5* | |
Пекин | 130 номеров, уровень 3* | |
Гостиница на Урале | Уровень 3* | |
Ростов Великий | Уровень 3* | |
Переславль-Залесский | 150 номеров, уровень 3* | |
ООО «Юмако» | Катерина-Сити | 119 номеров, уровень 3* |
Катерина-Резиденс | 183 номера | |
Катерина-Альпик | ||
ТСГКК Красная Поляна | ||
Русский лес (строится) | 100 номеров | |
Карусель (строится) | 3000 номеров + 500 коттеджей | |
Катерина Сити Краснодар (строится) | 168 номеров | |
Сочи Гольф и Спа Ресорт (строится) | 100 номеров + 250 коттеджей | |
Сочи Плаза | 429 номеров | |
ООО «Софт-проект» | Ирис Конгресс Отель | 195 номеров |
Татьяна | 72 номера | |
Вела Инвест | Паллада | |
Международное Академическое Агентство «Наука» | Академическая | 277 номеров |
ЗАО «Гостиницы Алроса» | Петрополь | |
Гостиница «Алроса на Казачьем» | 15 номеров | |
Пансионат АК «Алроса» | 100 мест | |
Пур-Наволок | 234 номера | |
Зарница | ||
Полярная звезда | 95 номеров | |
Хоспиталити Менеджмент Групп | Сеть «Ассамблея» (15 гостиниц) | Уровень 3* |
Бородино | ||
Сеть президент-отелей и здравниц Руси | Золотое Кольцо | 247 номеров |
Президент-Отель | 208 номеров | |
Арбат | 84 номера | |
20 пансионатов в Подмосковье, Сочи, Новгородской, Самарской, Курской, Тверской областях и в Ставропольском крае | ||
Амакс (AMAKS Grand Hotels) | Турист | 108 номеров |
Турист | 135 номеров | |
Мста | 123 номера | |
Валдайские зори | 88 номеров | |
Россия | 101 номер | |
Золотое кольцо | 191 номер | |
Спутник | 95 номеров | |
Южная | ||
Курган | 45 номеров | |
Турист | 240 номеров | |
Азов | 80 номеров | |
Турист | 100 номеров | |
Сафар-Отель | ||
ООО «Новтуринвест» | Береста Палас | 211 номеров |
Волхов | 128 номеров | |
Садко | 169 номеров | |
Полисть | ||
Эр Эс Эл (RSL) | Рэдиссон Сас Лазурная | 300 номеров и 6 вилл |
Рэдиссон Сас Лазурная Пик Отель | 40 номеров и 5 шале | |
Рэдиссон Сас Лазурная Парт Отель | 447 номеров | |
Другие отели неизвестны | ||
УК «Евразия: отели и курорты» | Интурист | 74 номера |
Националь | 75 номеров | |
Россия | 175 номеров | |
ЗАО «Байкал-Отель» | Байкал | 56 номеров, уровень 3* |
Иркутск | 245 номеров, уровень 3* | |
ООО «Гринэкспресс» | Байкальские терема | 17 номеров, уровень 3* |
Приют старателей | 6 номеров (3 домика) | |
Серебряный Острог | 85 номеров | |
Солнце | 41 номер | |
Байкал Бизнес Центр | 58 номеров | |
Ангара | 208 номеров | |
Байкал-отель | 250 номеров | |
Русь | ||
Байкал-сервис | 25 мест | |
Профилакторий «Подлеморье» | 100 мест | |
Коттеджи НОД | 4 коттеджа – 24 места | |
Черембас | 18 мест | |
Яхт-Клуб | 29 мест | |
Гостиница «Гэсэр» | 63 номера | |
ОАО «Пермтурист» | Алмаз Урала | 85 номеров |
Урал | 312 номеров | |
Волна | 242 номера | |
Сталагмит | 234 номера | |
Северный Урал | 14 мест | |
ООО «Мир Хотелз» | Реконструируется здание на Гангутской ул., 4 | 80 номеров, уровень 3* |
Реконструируются здания в Чебоксарском пер., 1/6 и на М. Конюшенной ул., 8 для объединения в один отель | 150 номеров, уровень 4* | |
Ассоциация «Отели на Невском» | Невский 22 | 63 номера |
Невский 91 | 16 номеров | |
Невский 90 | 37 номеров | |
ДэЛюкс | 7 номеров | |
ООО «Анабель» | Анабель | 24 номера, уровень 4* |
Анабель | 37 номеров, уровень 3* | |
Амулет | 7 номеров, уровень 3* | |
Амулет | 8 номеров, уровень 3* | |
Аве Цезарь | 8 номеров | |
Аве Цезарь | 4 номера | |
Мотель Вояж | 22 номера | |
Туррис | Россия | 410 номеров |
Выборгская | 292 номера | |
На Садовой | ||
Пансионат «Балтиец» | ||
Гранд Байкал | Санаторий «Электра» | вместимость – 209 чел. |
Пансионат «Зама» | 18 номеров | |
Пансионат «Энергетик» | 20 номеров | |
Пансионат «Энергетик» | 11 номеров | |
Пансионат «Энергетик» | 2 номера | |
База отдыха «Звёздный» | вместимость – 450 чел. | |
База отдыха «Байкал» | 5 номеров | |
ГК «Дельта» | 22 номера, уровень 4* | |
Сеть Престиж Отель | Престиж Отель Василевский | |
Престиж Отель Центр | ||
Истра Холидей | Истра Холидей | 24 номера |
Лада Холидей | 3 места | |
ООО «Балкан Стар Сервис» | Ринг Премьер Отель | 120 номеров |
УК «Прогресс» | Олимпи |
Глава IV.
Требования и рекомендации по дизайн-проектированию и строительству гостиниц
Требования и рекомендации по оснащению отдельных объектов инфраструктуры гостиницы и инфраструктуры блоков дополнительной гостиничной деятельности. Стандарты, принятые российскими и международными операторами.
Структура здания
Геометрия здания в значительной степени определяет экономику отеля. Узкие участки земли, расположенные в центрах городов, и строгие градостроительные ограничения очень детально определяют геометрию проектируемого здания, и все искусство архитектора проявляется как раз в том, чтобы оптимально использовать ее в интересах проекта и его экономической составляющей. Однако в подавляющем большинстве случаев архитектор наделен абсолютной свободой в своих решениях и с экономической, и с функциональной точки зрения.
Геометрические расчеты быстро приводят к пониманию формы здания, к которой необходимо стремиться на каждом конкретном участке земли. Архитектору, который хочет противопоставить этому свободное искусство, необходимо вспомнить о том, что его коллега – автомобильный дизайнер – также вынужден во многом себя ограничивать. Например, самый обычный автомобиль компактного класса имеет длину 3,9 м и ширину 1,7 м, четыре колеса и двигатель, а водитель сидит впереди слева. Тем не менее в этом классе создаются настолько непохожие друг на друга автомобили, как «Фольксваген Гольф», «Альфа Ромео 145» или «Хёндай Акцент», и при этом каждый в различных модификациях и многочисленных вариантах оснащения. Если бы все отели категорий «две-три звезды» соответствовали «Фольксвагену Гольф» по качеству дизайна, эргономике и функциональности, все было бы замечательно, а в остальном принципиально действуют следующие правила:
Здания, содержащие многочисленные угловые формы, – экономически неоправданны, т.к. угловые конструкции, как правило, мертвы, особенно это касается зданий в форме буквы «т» или в форме звезды.
Здания в форме звезды должны иметь очень большое количество лестничных клеток, и это оправданно только в случае строительства мегаотелей.
Коридоры, которые предполагают расположение номеров только с одной стороны, являются экономически невыгодными не только из-за большей площади коридоров, но и по причине удвоенного количества лестничных клеток.
Высотные здания (выше 8 этажей в зависимости от локальных строительных предписаний) – это очень дорогое строительное решение. Оно требует дополнительных инвестиций в создание незадымляемых лестничных клеток, пожарных подъемников и спринклерных систем пожаротушения.
Здания в форме башен предусматривают не менее 16 или 24 номеров на этаже, гостевые номера располагаются только с одной стороны. Соответственно, отношение площади номеров к остальным площадям будет неэффективным.
Экономически неоправданной также является высота всего первого этажа в 5,5 м в конструкциях, обеспечивающих высоту главного конференц-зала в 4,2 м в чистоте. В такой ситуации разумнее расположить главный конференц-зал вне основного контура здания, что дает возможность выбрать правильную высотность первого этажа.
Весьма расточительным является решение архитекторов, используемое даже в отелях среднего класса на 120 номеров. Архитектор просто отказывается от размещения 4 номеров над лобби отеля. Таким образом, высота первого этажа на площади в 90 кв. м становится равной 6 м. С одной стороны, неплохое решение, рассчитанное на гостя, решившего взглянуть на потолок и оценить его высоту. С другой стороны, все-таки неоправданное. Оно приводит к сокращению количества номеров на 3,33% при тех же капитальных затратах на приобретение участка земли, формирование его внешнего обустройства, подсоединение к коммунальным сетям. Практически всегда являются неправильными формы здания, в основе которых находится радиальная конструкция, образующая почти замкнутый круг.
Стандартные требования к гостиничному номеру задают, в первую очередь, необходимую ширину, которая в отелях экономичного класса чуть больше в зоне прихожей и ванной, чем в основной гостевой зоне. Радиальная конструкция нарушает это равновесие и приводит к созданию неэффективных планировок. Экономические показатели конструкции здания представлены в таблице 6.1. Расположение входа также определяет экономическую эффективность гостиничного здания, т.к. вход должен располагаться в прямой зависимости от лифтовой группы и главной лестничной клетки. Поэтому расположение входа в центре возможно только в больших отелях. Например, отель на 180 номеров в 6 этажей должен иметь не более двух лестничных клеток в правой и левой частях здания. Соответственно, и главный вход в отель перемещается в одну или другую сторону здания. Если ограничения предписывают в небольшом отеле создание центрального входа строго по центру, тогда возможным решением является размещение по центру лифтовой группы и дополнительной лестницы, ведущей только на 2-й этаж, так как гости, проживающие на более высоких этажах, будут всегда пользоваться лифтом.
Требования к компоновке гостиничного здания с учетом категорийности, типологии и бизнес-позиционирования
· Фасады, подъезд и вход в гостиницу
Выработка целостного руководства по оформлению фасада отеля превышает задачи данной статьи. Возможности, условия и цели разработки фасадного решения очень разнообразны, поэтому выработать единые требования практически невозможно. И все же стоит указать на отдельные моменты, которые необходимо учитывать при проектировании фасадов гостиничных зданий.
Наличие аркады в отелях оптически воспринимается как барьер, выглядит чересчур помпезно, а при плохой погоде она быстро загрязняется.
Не рекомендуется использовать темные цвета для оформления фасадов. Вы можете себе представить такие отели, как Atlantic Kempinski и Vier Jahreszeiten в Гамбурге или отель Negresco в Каннах, в темно-коричневых или темно-зеленых тонах? Светлые тона не только более приятны, но и обладают свойствами отражения света в темное время суток.
Большой процент инвестиционных и эксплуатационных затрат идет на остекление фасада. Любые поверхности с использованием стекла, по меньшей мере, в три раза дороже, чем закрытые фасады. Остекленные фасады пропускают зимой много тепла. А летом, наоборот, способствуют нагреванию здания, что значительно повышает капитальные затраты на организацию системы кондиционирования. К тому же они требуют высоких затрат на обслуживание. Безусловно, отель должен иметь достаточно света внутри здания, но для вида на какую-либо загруженную магистраль города вряд ли нужны панорамные окна. Если Ваш архитектор считает, что запасные лестничные клетки должны быть обозреваемы по всей высоте здания благодаря полному остеклению, просто попросите его руководствоваться другой архитектурной философией.
Надо стремиться создать благоприятное впечатление на гостя уже при подъезде к отелю. Зеленые насаждения, качество покрытия подъездного пути и другие факторы по-своему отражают стандарт отеля. Вновь прибывший гость вряд ли в первую очередь обратит внимание на количество номеров в отеле. Мнение о том, что подъездная рампа и козырек на входной дверью должны обеспечивать посадку (высадку) гостей из двух автомобилей и давать возможность проехать еще одному автомобилю рядом, является спорным. Однако этого требует стандарт проектирования «Холидэй Инн», ведь швейцар с зонтом стал сегодня большой редкостью. При входе не должно быть ступеней, он располагается на одном уровне с зоной высадки для удобного перемещения чемоданов на роликах. Перед входом в здание рекомендуется размещать специальные очистительные коврики, которые следует дополнить последующей зоной очистки в холле отеля.
Освещение подъезда и входной группы часто является «проблемной задачей» архитектора. Сильное вертикальное освещение, если оно направлено на черный асфальт и не захватывает отражающие поверхности, не решает задачи. Кроме того, подъездные козырьки должны подсвечиваться снизу, а используемое дорожное покрытие под навесом должно быть светоотражающим. В этом случае речь идет о «полуцилиндрическом» освещении, которое используется для освещения находящихся вокруг людей, автомашин и предметов и отличается от обычного, используемого в люксах. Если здание отеля подсвечивается, то находящийся в темноте гость способен в полной мере испытать «чувство удовлетворения». Для подсветки не рекомендуется применение трубчатых ламп, наиболее эффективным оказываются точечные источники света, которые заставляют наиболее выгодным образом «играть» цвета и хром припаркованных автомобилей. В соответствии с масштабом отеля следует предусмотреть достаточное количество парковочных мест для посадки и высадки пассажиров, а также для двух микроавтобусов, обслуживающих гостей отеля. Если отель позиционирует себя в качестве отеля категории «три звезды» и более, то рекомендуется перед его входом постоянно парковать один или два дорогих автомобиля, которые являются временным украшением входной группы.
· Гостиничный номер
Часто можно видеть планы новых отелей, в которых на 120 номеров приходится 40 различных типов. Это – следствие проектирования здания «от фасада» внутрь, в результате которого нижние этажи «отступают», а архитекторы не упускают возможности запроектировать дополнительно верхний этаж в форме «отступа» и снабдить форму здания различными углами или вырезами. Нормальное систематическое планирование гостиничного этажа базируется на данных, задаваемых оператором гостиницы: какие именно типы номеров ему нужны, стоит ли увеличивать их количество и разнообразие. Глобальные гостиничные цепи, как правило, задают типы номеров в своих руководствах по проектированию в виде схематических изображений. Из них видно, что отелю среднего класса требуется только несколько типов номеров, одинаковых по своей ширине:
– большой гостевой номер с двуспальной кроватью шириной 2 м, двумя креслами и письменным столом;
– небольшой гостевой номер с односпальной кроватью шириной 1,4 или 1,6 м, одним креслом и письменным столом.
Если этого достаточно, зачем проектировать еще 38 типов номеров?! Они неэффективны по своей геометрии, нуждаются в индивидуальной меблировке, а это увеличивает стоимость оборудования отеля. Объективными исключениями могут быть вентиляционные шахты, если их не удается разместить вне гостевой вертикали отеля. При оптимальном варианте размещения номеров это не всегда возможно, а потому мы получаем определенное количество номеров с неэффективной геометрией.
Исключениями являются номера для инвалидов с двумя ванными комнатами (одна – специально приспособленная, другая – типичная), номера типа «люкс» или цельные «клубные этажи». Обычные номера «люкс» можно сделать, соединив два или три стандартных номера. Иногда в силу ограничений появляются наклонные крыши и этажи с отступом, требующие создания дополнительных типов гостевых номеров.
Основное правило: все этажи в планах должны иметь одинаковую площадь, чтобы для них не приходилось разрабатывать отдельные типы меблирования и оснащения.
Второе общепринятое правило: две ванные комнаты располагаются вокруг одного стояка. Это позволяет экономить значительные средства и ограничить распространение шумов только помещениями ванных комнат.
Иногда отступающий от основного контура здания этаж с номерами типа люкс или «клубный этаж» не доставляют много хлопот, если для их создания используются две так называемые «оси». Если архитектор спроектировал этаж с отступом, сразу надо решать проблему выхода на балкон, что влечет за собой разнообразные архитектурно-планировочные проблемы, а именно создание балюстрад, разделение с соседними номерами и т.д. В этом случае лучше ограничиться озеленением свободной площади и не создавать балконов.
Не рекомендуется располагать номера повышенной комфортности (полулюксы) на полутора осях стандартного гостевого номера, расположенного этажом ниже. На сегодняшний день нам так и не удалось найти удовлетворительного решения такого расположения, особенно в части создания вертикальных взаимосвязей. Кроме «клубного этажа» имеются также разнообразные альтернативы: например, размещение номеров люкс на каждом этаже непосредственно перед торцевой лестничной клеткой. Такие номера будут предлагать гостям вид из окон на три стороны. Или располагать их в углах здания, что увеличит их площадь естественным образом. Угловые номера люкс являются предпочтительными, т.к. расположение окон на двух стенах увеличивает зрительное восприятие номера. Если речь идет о двухкомнатном номере люкс, то в угловой части должна располагаться именно гостиная, а не спальная комната.
· Лобби и рецепция
Приблизительно 120 секунд отводится отелю на то, чтобы произвести на гостя первое впечатление, которое редко обманывает. Так говорят представители сети отелей Holiday Inn своим партнерам по франчайзингу. И они абсолютно правы. Самое первое впечатление, как мы уже упоминали выше, создается при подъезде к отелю. Когда же гость попадает в лобби, оно становится окончательным. Многое, конечно, зависит от дизайнера интерьеров, но не стоит забывать о том, что именно архитектор задает основные параметры здания. Поэтому многие гостиничные сети требуют создания в лобби «архитектурной точки привлечения», для того чтобы поддержать желаемое впечатление гостя через строительно-архитектурную концепцию.
Каким отель покажется своим гостям – фешенебельным, интимным или просто большим? Все зависит от того, как спланированы помещения входного фойе и лобби. А их размеры, в свою очередь, зависят от категории отеля. Эти данные могут быть выражены следующими соотношениями:
Категория | Площадь, кв. м/номер |
Две звезды | 0,6–1 |
Три звезды | 0,8–1,2 |
Четыре звезды | 1–1,5 |
Пять звезд | Более |
Эти показатели включают зоны для циркуляции гостей, зоны ожидания и площадь, занятую службой приема и размещения. Верхняя граница показателей должна использоваться для отелей, расположенных в непосредственной близости от выставочных центров, и отелей, обслуживающих многочисленные организованные группы туристов.
Вход в отель предусматривает входной вестибюль, который соединяется со зданием посредством двери. В качестве дверей в зависимости от категории отеля можно использовать следующие типы:
Категория «две звезды» – распашные ручные или автоматические двери, образующие промежуточный тамбур.
Категория «три звезды» – автоматические раздвижные двери или ручные вращающиеся двери диаметром 3 м.
В отелях на 200 и более номеров используются вращающиеся двери с моторным приводом, имеющие диаметр более 3 м.
Категории «четыре-пять звезд» – автоматические раздвижные или вращающиеся автоматические двери диаметром более 4 м.