────>│обязанность рассмотрения ходатайств │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
────>│принятие мер попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого │
│или обвиняемого и мер по обеспечению сохранности имущества │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
────>│недопустимость разглашения данных предварительного расследования│
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
12.3. Характеристика отдельных общих условий
предварительного расследования
|
Формы предварительного расследования. Как отмечалось выше, производство предварительного расследования осуществляется в двух формах: в форме дознания либо в форме предварительного следствия. Производство предварительного расследования в той либо иной форме зависит от сложности и категории уголовных дел, по которой осуществляется предварительное расследование. Однако производство предварительного расследования по уголовным делам в форме предварительного следствия является основной формой предварительного расследования по сравнению с такой формой расследования, как дознание.
Для каждой из имеющихся форм предварительного расследования при производстве по уголовным делам характерна определенная система уголовно-процессуальных действий. При этом система уголовно-процессуальных действий при производстве по уголовным делам в форме дознания во многом упрощена по сравнению с производством по уголовному делу в форме предварительного следствия. Так, при производстве по уголовному делу в форме дознания отсутствует такой элемент в системе уголовно-процессуальных действий, как привлечение лица в качестве обвиняемого, который присутствует при производстве предварительного следствия. При производстве дознания в соответствии с нормами ст. 47 и 225 УПК РФ обвинение предъявляется по окончании дознания. Кроме того, каждая из форм предварительного расследования отличается друг от друга разными процессуальными сроками. Так, срок предварительного расследования по уголовным делам в форме предварительного следствия больше, чем срок производства дознания.
|
! | Производство предварительного расследования в форме предварительного следствия обязательно по всем категориям уголовных дел, указанных в УПК РФ. |
При этом предварительное расследование по уголовным делам в форме предварительного следствия производится только следователем, руководителем следственной группы, а в редких случаях руководителем следственного органа.
Производство предварительного расследования по уголовным делам в форме дознания осуществляется дознавателем либо следователем (в том числе и следователем военно-следственных органов).
! | Дознание как одна из форм предварительного расследования производится по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. |
При этом законодатель выделяет условия, с соблюдением которых должно производиться предварительное расследование в форме дознания. Так, к примеру, дознание производится по уголовным делам небольшой или средней тяжести, перечень которых определен в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме этого, производство предварительного расследования в форме дознания осуществляется по уголовным делам небольшой или средней тяжести и по письменному указанию прокурора.
Подследственность уголовных дел - система юридических признаков уголовного дела, на основании которых можно определить орган предварительного расследования, уполномоченный осуществлять производство предварительного расследования по конкретному уголовному делу. |
Признаки подследственности: предметный (родовой); территориальный; персональный.
|
1. Предметному признаку подследственности соответствуют следующие критерии: общественная опасность совершенного преступления; юридическая квалификация содеянного; сложность обстоятельств совершенного преступления для производства предварительного расследования.
Исходя из предметного признака подследственности устанавливаются перечни составов преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного следователя следственного органа или дознавателя.
Так, в ходе производства предварительного следствия между следователями различных министерств и ведомств государственных органов уголовные дела могут быть подследственны: 1) следователям Следственного комитета РФ; 2) следователям органов федеральной службы безопасности; 3) следователям органов внутренних дел РФ.
Например, следователям Следственного комитета РФ подследственны уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях. Перечень таких категорий преступлений перечислен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Следователям органов ФСБ России подследственны уголовные дела о преступлениях, которые посягают на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против его экономической безопасности: контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. В том случае, если государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, составляющих государственную тайну, совершаются специальным субъектом, указанным в п. "в" ч. 2 ст. 151 УПК РФ, то предварительное следствие проводится также следователями органов ФСБ России.
Следователям органов внутренних дел РФ подследственны уголовные дела о преступлениях против государственной, муниципальной и личной собственности, против здоровья граждан, против общественной безопасности и общественного порядка и т.д. Перечень преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел, определен в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
При производстве дознания в соответствии с предметным (родовым) признаком уголовные дела подследственны: 1) дознавателям органов внутренних дел РФ; 2) дознавателям пограничных органов ФСБ России; 3) дознавателям органов службы судебных приставов; 4) дознавателям таможенных органов РФ; 5) дознавателям органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.
Так, дознавателям органов внутренних дел РФ подследственны все уголовные дела, за исключением тех, которые неподследственны другим органам дознания. Дознавателям пограничных органов ФСБ России подследственны уголовные дела, связанные с нарушением законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, с незаконной добычей водных животных и растений и т.д. Перечень преступлений, подследственных дознавателям пограничных органов ФСБ России, определен в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Дознавателям органов службы судебных приставов подследственны уголовные дела, связанные с преступлениями против правосудия, т.е. преступления, предусмотренные ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 УК РФ (неуважение к суду), ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного решения) и т.д. Дознаватели таможенных органов РФ осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ. Дознаватели органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы производят дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с уничтожением или повреждением имущества по неосторожности, нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением лесов.
2. Территориальному (местному) признаку подследственности соответствует одно из общих условий предварительного расследования - место производства предварительного расследования. Кроме того, территориальному (местному) признаку подследственности должны соответствовать следующие критерии: место совершения преступления; место обнаружения преступления; место нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
Как правило, предварительное расследование должно производиться на территории юрисдикции того района, на которой было совершено преступление. В случае если преступление начато на территории юрисдикции одного района, а окончено на территории юрисдикции другого района, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Кроме того, в целях обеспечения наибольшей быстроты и полноты расследования оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
3. Персональный (личный) признак подследственности по уголовным делам характеризуется следующими критериями: служебное положение лица, совершившего преступление вне зависимости от категории преступления; должностное положение обвиняемого.
Так, исходя из персонального (личного) признака подследственности при производстве предварительного расследования в форме предварительного следствия уголовные дела будут подследственны следователям военно-следственных органов Следственного комитета РФ. Они расследуют уголовные дела обо всех преступлениях, независимо от их категории, совершенных: военнослужащими по призыву или по контракту; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона, военно-учебного заведения, предприятия, организации Вооруженных Сил РФ; о преступлениях, которые были совершены в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований в связи с их служебной деятельностью.
В соответствии с персональным (личным) признаком подследственности следователям территориальных органов Следственного комитета РФ будут подследственны все уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, а также уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, закрепленный в гл. 52 УПК РФ. Речь в данном случае идет о категории лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.
По связи с делом - признак подследственности, который свидетельствует о том, что производство предварительного следствия производится теми следственными органами, которые выявили преступления. Речь в данном случае идет о ч. 5 ст. 151 УПК РФ.
! | Во всех случаях споры о подследственности разрешаются только прокурором. |
Соединение уголовных дел - общее условие предварительного расследования - воссоединение в одно производство нескольких уголовных дел, по которым осуществляется производство предварительного расследования. |
Соединение нескольких уголовных дел в одно производство возможно только при наличии:
материальных (фактических) оснований | процессуальных оснований |
- совершение несколькими лицами одного или нескольких преступлений в соучастии; - совершение одним лицом нескольких преступлений; - в случае когда лицо обвиняется в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам; - совершение преступления неустановленным лицом, подлежащим привлечению в качестве обвиняемого, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц | - наличие постановления руководителя следственного органа |
При соединении уголовных дел в одно производство срок производства по ним определяется по тому уголовному делу, которое имеет наиболее длительный срок предварительного расследования.
! | Соединение уголовных дел в одно производство является правом органов предварительного следствия и дознания. |
Выделение уголовного дела (как общее условие предварительного расследования) - отделение от основного уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела. |
Выделение уголовных дел возможно при наличии:
материальных (фактических) оснований | процессуальных оснований |
- наличие отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, когда одно лицо не установлено, скрылось от следствия либо место его нахождения не установлено, место нахождения известно, но отсутствует реальная возможность его участия в уголовном деле либо данное лицо заболело и его заболевание подтверждается медицинским заключением; - наличие несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми; - наличие иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования | - наличие постановления, вынесенного дознавателем, следователем |
! | Процедура по выделению уголовного дела в отдельное производство является правом дознавателя, следователя. |
Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в случаях, когда процесс выделения не отразится на всесторонности, объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела при условии большого объема уголовного дела или множественности эпизодов по данному уголовному делу. При этом, если выделяется уголовное дело в отношении нового лица или нового преступления, то в постановлении о выделении уголовного дела должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела.
Срок предварительного расследования по новому преступлению или в отношении нового лица должен исчисляться со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела в отдельное производство, а в других случаях со дня возбуждения уголовного дела.
Начало производства предварительного расследования - уголовно-процессуальная деятельность при производстве по уголовному делу, связанная с возможностью следователем, дознавателем или органом дознания осуществлять производство следственных и иных процессуальных действий по установлению обстоятельств совершенного преступления, обнаружению и закреплению следов преступления, раскрытию и изобличению виновных, а также привлечению их в качестве обвиняемых при строгом соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. |
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Процессуальным основанием возбуждения уголовного дела считается вынесенные дознавателем, органом дознания, следователем постановление о возбуждении уголовного дела. Нередко бывают случаи, когда следователю, дознавателю, органу дознания поручают производство по уже возбужденному уголовному делу. В таких случаях следователь, дознаватель, согласно ч. 2 ст. 156 УПК РФ, выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству, копию которого направляет в течение 24 часов с момента вынесения постановления прокурору в наблюдательное производство.
Окончание предварительного расследования - прекращение уголовно-процессуальной деятельности следователем, дознавателем в связи с завершением производства по уголовному делу следственных и иных процессуальных действий по случаю установления обстоятельств совершенного преступления, обнаружения и закрепления следов преступления, раскрытия и изобличения виновных в совершенном преступлении либо установлением оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования. |
Производство предварительного расследования считается оконченным с момента: прекращения уголовного дела и уголовного преследования; составления обвинительного заключения для направления его вместе с материалами уголовного дела прокурору; составления обвинительного акта (обвинительного постановления); направления дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
Неотложные следственные действия - уголовно-процессуальные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. |
Производство неотложных следственных действий возможно только в случае, когда по данному уголовному делу имеются признаки, свидетельствующие о том, что производство по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия. Производству неотложных следственных действий по уголовному делу должно соответствовать наличие возбужденного уголовного дела. При этом перечень неотложных следственных действий по каждому уголовному делу не определен и по каждому составу преступлений он индивидуален. Производство неотложных следственных действий необходимо в связи с острым дефицитом времени, когда передача материалов возбужденного уголовного дела по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств, а также в связи с необходимостью незамедлительного закрепления, изъятия и исследования следов преступления или иных доказательств.
Срок производства неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 157 УПК РФ) составляет не более 10 суток с момента возбуждения уголовного дела до его направления руководителю следственного органа для дальнейшего производства предварительного следствия.
Неотложные следственные действия в пределах своей компетенции производят:
- дознаватели органов внутренних дел РФ - по всем уголовным делам, за исключением тех, которые указаны в п. 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ;
- органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, которые посягают на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности: контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др.;
- таможенные органы - по уголовным делам, о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, ст. 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами;
- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов <1> - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
- начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
- иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ. К ним относят: капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей геологоразведочных партий и зимовок - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения партий и зимовок и при удаленности их от органов дознания; глав дипломатических представительств и консульских учреждений - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
--------------------------------
<1> Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, являясь начальником органа дознания для производства неотложных следственных действий, в соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ, могут делегировать свои полномочия нештатным дознавателям воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов.
После производства неотложных следственных действий и направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания имеет право производить следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
Восстановление уголовного дела - это уголовно-процессуальная деятельность следователя, дознавателя по приведению в прежнее состояние утраченного уголовного дела либо его материалов. |
Восстановление уголовного дела в стадии предварительного расследования производится по постановлению руководителя следственного органа, начальника органа дознания, а в случае утраты уголовного дела или его материалов в ходе судебного производства - по решению суда, которое направляется руководителю следственного органа или начальнику дознания для исполнения.
Восстановление уголовного дела осуществляется по сохранившимся копиям материалов уголовного дела.
Сроки дознания, предварительного следствия и сроки содержания под стражей должны исчисляться по общим правилам.
Рассмотрение ходатайств в стадии предварительного расследования - обязательная уголовно-процессуальная деятельность участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения по производству тех или иных следственных и иных процессуальных действий, связанных с установлением обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, посредством удовлетворения заявленного ходатайства либо отказа в удовлетворении данного ходатайства. |
Само ходатайство участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного производства, могут заявить в любой момент предварительного расследования. При этом ходатайство может быть заявлено как в письменной, так и в устной форме. В случае заявления ходатайства в устной форме оно заносится в протокол следственного и иного процессуального действия, а письменное ходатайство приобщается к материалам уголовного дела. Ходатайство должно быть рассмотрено непосредственно после его заявления. В том случае если заявленное ходатайство подлежит разрешению, то оно разрешается незамедлительно либо не позднее трех суток со дня его заявления. Если в удовлетворении ходатайства происходит полный или частичный отказ, то об этом следователь, дознаватель выносят постановление. При этом данное постановление может быть обжаловано прокурору либо в суд.
Принятие мер попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и мер по обеспечению сохранности имущества. Следователь, дознаватель обязаны принимать меры попечения о несовершеннолетних детях, иждивенцах, престарелых родителях, требующих постороннего ухода, если указанные лица при аресте обвиняемого или задержании (аресте) подозреваемого остаются без присмотра. Наличие оснований для этого выясняется следователем, дознавателем уже при принятии решения об избрании меры процессуального принуждения или по ходатайству заинтересованных лиц, в том числе арестованных или задержанных.
На следователя, дознавателя возложена обязанность обеспечить сохранность имущества, жилища подозреваемого и обвиняемого, ограниченных в личной свободе. Обеспечение сохранности жилища или имущества может быть возложено на родственников, иных заслуживающих доверия лиц, а также на жилищно-коммунальные органы и органы местного самоуправления.
О принятии мер по обеспечению сохранности имущества следователь или дознаватель выносит постановление и доводит его содержание до исполнителей с сообщением подозреваемым и обвиняемым о принятых мерах.
Меры по обеспечению гражданского иска. Если следователем или дознавателем установлен имущественный вред, причиненный преступлением, он обязан установить имущество подозреваемого, обвиняемого, на которое может быть наложен арест и стоимость которого может обеспечить возмещение причиненного имущественного вреда. После этого следователь или дознаватель обязан принять меры по наложению ареста на данное имущество. Арест может быть наложен и на имущество иных лиц, если в соответствии с законодательством РФ они несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым или обвиняемым.
Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. В отличие от стадии судебного разбирательства, в ходе производства предварительного расследования запрещается разглашение данных предварительного расследования.
По содержанию данные, которые не подлежат разглашению, представляют собой информацию об обстоятельствах совершенного преступления; о свидетелях; о характере, процедуре расследования и т.п. Этими сведениями лицо может располагать как в силу участия в следственных и иных действиях (например, при рассмотрении жалобы в суде), проводимых на стадии предварительного расследования, или в силу того, что информация, относящаяся к данному делу, этим лицом сообщается органам, ведущим судопроизводство. В первом случае участник процесса (например, свидетель на очной ставке получает новую информацию от другого свидетеля) не выступал носителем данных, интересующих органы расследования. Во второй ситуации участник процесса является носителем искомой информации (показания свидетеля-очевидца). Под запретом разглашения, таким образом, находятся не все сведения, относящиеся к уголовному делу, а только те, которые стали достоянием органов, ведущих судопроизводство, и нашли свое отражение в материалах уголовного дела.
Все участники уголовного судопроизводства, которые обладают данными предварительного расследования, предупреждаются прокурором, следователем или дознавателем о недопустимости разглашения данных сведений без соответствующего разрешения. Об этом у участников уголовного судопроизводства берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.