Производство в суде первой инстанции. 18 глава




Территориальный (или местный) признак определяет подсудность уголовного дела в зависимости от места совершения преступления. Именно по этому признаку решается вопрос о том, какой конкретно суд из числа одноименных должен рассматривать данное уголовное дело. В соответствии с положениями норм ст. 32 УПК РФ уголовные дела по существу подлежат рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Такое положение дел способствует обеспечению полноты исследования обстоятельств уголовного дела, наиболее полному учету местных условий.

Территория, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда, определяется законом. Территориальная юрисдикция мирового судьи ограничена судебным участком (их в России более семи тысяч). Территория юрисдикции любого суда устанавливается федеральным законом, на основании которого и образуется тот или иной суд. Границы территориальной юрисдикции, как правило, совпадают с административно-территориальными границами района, края, области, республики и т.д.

Военные суды также образуются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

Гарнизонный военный суд действует на территории военного гарнизона, границы которого зачастую не совпадают с границами какой-то одной административно-территориальной единицы района, города или иного образования. Поэтому гарнизонные военные суды, как правило, действуют на территории нескольких административно-территориальных образований. Основным критерием отнесения уголовного дела к подсудности гарнизонного военного суда является совершение преступления на территории данного гарнизона.

На практике иногда возникают затруднения при определении места совершения преступления. В этих случаях необходимо руководствоваться положениями ч. 2 и 3 ст. 32 УПК РФ, которыми предусмотрены следующие правила. Так, если преступление было начато в месте, на которое распространяется территориальная юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется территориальная юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. При определении территориальной подсудности уголовного дела о нескольких преступлениях, совершенных в разных местах, уголовно-процессуальный закон предусматривает альтернативу: дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по нему преступлений, или судом по месту совершения наиболее тяжкого из них. Выбор суда в данном случае производит прокурор, который утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление). Наиболее тяжким считается преступление, за которое уголовным законом установлен более строгий вид наказания или более строгая максимальная санкция одного и того же вида наказания.

Персональный (или личный) признак определяет подсудность дела в зависимости от служебного или должностного положения лица, совершившего преступление. Персональный (личный) признак подсудности зависит и от категории совершенного преступления. Так, в соответствии с положениями норм, предусмотренных ч. 6.1 ст. 31 УПК РФ, только Московскому окружному военному суду и Северо-Кавказскому окружному военному суду в качестве суда первой инстанции будут подсудны: 1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205, 205.1 - 205.5, 206, ч. 4 ст. 211 УК РФ; 2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 277, 278, 279 и 360 УК РФ, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности; 3) уголовные дела о преступлениях, при назначении наказания за которые подлежит учету отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. "р" ч. 1 ст. 63 УК РФ.

В этом случае служебное или должностное положение лица, в отношении которого рассматривается по существу уголовное дело, не учитывается.

По своей сущности персональный (личный) признак подсудности связан с разграничением подсудности уголовных дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции <1>. К подсудности военным судам УПК РФ отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Дела о преступлениях других лиц, совершенные ими на территории РФ, военным судам неподсудны. Исключением являются дела о преступлениях, совершенных группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом), по которым обвиняются как гражданские лица, так и военнослужащие. Такие дела подсудны военным судам при условии, что хотя бы один из обвиняемых является военнослужащим (гражданином, проходящим военные сборы), а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно (ч. 7.1 ст. 31 УПК РФ). В случае когда выделение уголовного дела о преступлениях, совершенных группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом) в отношении лиц, не являющихся военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), возможно в отдельное производство, то выделенное уголовное дело в отношении этих лиц направляется для рассмотрения не в военный, а в соответствующий суд общей юрисдикции.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Авдонкин В.С. Подсудность уголовных дел военным судам России: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.

 

Подсудность дел военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, установлена отдельно ч. 8 ст. 31 УПК РФ.

По персональному (личному) признаку подсудности определяется подсудность уголовных дел в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ. По ходатайству этих лиц, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении их подлежит рассмотрению в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде.

Возможны случаи, когда дело по тем или иным признакам подсудно разноименным судам. Статья 33 УПК РФ устанавливает, что при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам разных уровней, дело обо всех преступлениях рассматривается вышестоящим из этих судов, если раздельное рассмотрение судами уголовных дел может отразиться на всесторонности и объективности их разрешения.

Вопрос о возможности либо невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство в отношении лиц, возражающих против рассмотрения их уголовного дела военным судом, до направления дела в суд должно быть разрешено дознавателем, следователем или прокурором, а после направления в суд - судом. Процессуальный порядок разрешения данного вопроса регламентирован, соответственно, нормами ст. 154 УПК РФ и гл. 33 разд. IX УПК РФ.

Рассмотренные признаки подсудности по общему правилу достаточны для решения вопроса о том, какой суд должен принять к производству данное уголовное дело. В отдельных случаях возникает необходимость в учете, помимо указанных, ряда других обстоятельств. К примеру, при определении подсудности уголовных дел военным судам необходимо учитывать, к какому виду Вооруженных Сил РФ или к какому соединению относится часть, в которой проходит военную службу военнослужащий, совершивший преступление. При совершении военнослужащими преступления в населенном пункте, в котором действуют несколько гарнизонных военных судов, замыкающихся на различные окружные или флотские военные суды, уголовное дело будет подсудно военному суду, на территории юрисдикции которого находится данная воинская часть.

Иногда при определении подсудности уголовного дела может оказаться решающим какой-либо один из признаков. Так, к примеру, при наличии ходатайства судьи, привлеченного к уголовной ответственности, дело в отношении его должно рассматриваться верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом РФ. Как видно, при определении подсудности уголовного дела в этом случае решающим оказывается персональный признак, так как ни от характера преступления, ни от места его совершения подсудность такого уголовного дела не зависит.

Правила о подсудности изменяются в зависимости от конкретной общественно-политической обстановки в стране. Они неизбежно изменяются с принятием новых судоустройственных законов, уголовного и уголовно-процессуального законов. Помимо УПК РФ, правила о подсудности могут содержаться в других законах и нормативных правовых актах, например в Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации", в Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации". Нормы этих и других специальных законов не должны противоречить положениям УПК РФ. В случае если противоречия все же имеют место, необходимо применять нормы УПК РФ (как это установлено ч. 2 ст. 7 УПК).

Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен (ч. 10 ст. 31 УПК). В соответствии с ч. 2 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в уголовном деле может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного следствия. Таким образом, вопрос о подсудности гражданского иска решается одновременно с вопросом о подсудности уголовного дела. В случае отмены вышестоящим судом приговора только в части решения по гражданскому иску и направления дела в суд на новое рассмотрение лишь для разрешения данного иска оно подлежит направлению в тот суд, которому подсуден этот гражданский иск.

 

16.2. Подсудность уголовных дел военным судам

 

Правила о подсудности уголовных дел военным судам установлены ст. 31 УПК РФ и ст. 7, 14 и 22 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской Федерации" / Под ред. В.М. Лебедева и Н.А. Петухова. М., 2000.

 

Существуют два критерия отнесения уголовных дел к подсудности военным судам, действующим на территории РФ:

1) наличие процессуального статуса обвиняемого. Им является лицо, которое обладает статусом военнослужащего, проходящего военную службу по контракту или по призыву, либо гражданин РФ, проходящий военные сборы. Военнослужащими признаются лица, являющиеся гражданами РФ и проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <1>. Кроме того, военным судам будут подсудны и уголовные дела, совершенные гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, но проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Граждане, проходящие военные сборы, в этот период также приобретают статус военнослужащих, и поэтому уголовные дела о преступлениях, совершенных ими, также отнесены к подсудности военных судов;

2) время совершения преступления. Преступление должно быть совершено в период прохождения военной службы или прохождения военных сборов.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обороне" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" к другим войскам, органам и формированиям, в которых предусмотрена военная служба, относятся: Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны и федеральные органы обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинские подразделения Федеральной противопожарной службы.

 

! Воинское звание военнослужащего и должность, которую занимает военнослужащий, не имеет значения при определении подсудности расследованного в отношении военнослужащего уголовного дела.

 

Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, подсудны военным судам во всех без исключения случаях, безотносительно того, какое преступление и в каких условиях оно совершено.

Кроме того, уголовные дела по обвинению группы любых лиц, если дело в отношении хотя бы одного из них подсудно военному суду и другие обвиняемые не возражают против рассмотрения дела, также будут подсудны военным судом.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами РФ, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ; 2) подсудность предусмотрена международным договором РФ.

Нормы ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" допускают отнесение уголовно-процессуальным законом к подсудности военных судов также дел о преступлениях лиц, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если эти преступления совершены ими в период военной службы или военных сборов. Подсудность дел военным судам в период мобилизации и в военное время должна определяться соответствующими федеральными конституционными законами. Исторический опыт свидетельствует, что в такие периоды времени подсудность дел военным судам значительно расширялась за счет сужения подсудности уголовных дел другим судам общей юрисдикции.

Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды. Мировые судьи в условиях Вооруженных Сил РФ не действуют. Поэтому гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК РФ).

Вышестоящими судами для гарнизонных военных судов являются окружные (флотские) военные суды.

Их подсудность определена применительно к подсудности дел верховным судам республик, краевым, областным и им равным судам (ч. 6 ст. 31 УПК РФ). Перечень дел, подсудных окружным (флотским) военным судам, дан в ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ выступает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции либо кассационной инстанции в отношении уголовных дел, рассмотренных в качестве суда первой либо апелляционной инстанции нижестоящими звеньями военных судов. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, если эти преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, военным судам не подсудны.

 

Глава 17. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ

 

17.1. Содержание и значение стадии подготовки

к судебному заседанию

 

По завершении стадии предварительного расследования уголовное дело проходит определенную процедуру его передачи от органов предварительного расследования и прокурора к суду, где судья единолично изучает поступившее уголовное дело с обвинительным актом или обвинительным заключением. Данную процедуру в теории уголовного процесса именуют преданием обвиняемого суду.

Стадия подготовки к судебному заседанию по действующему УПК РФ 2001 г. заменила собой стадию, которая по УПК РСФСР 1960 г. первоначально именовалась преданием суду.

 

Подготовка уголовного дела к судебному заседанию - самостоятельная стадия уголовного процесса, в которой судья, приняв поступившее в суд уголовное дело к своему производству, проверяет наличие достаточных оснований для рассмотрения его в судебном разбирательстве и в зависимости от установленных результатов изучения материалов уголовного дела принимает соответствующее процессуальное решение о его дальнейшем движении.

 

Сущность и значение стадии подготовки к судебному заседанию. По своей процессуальной природе данная стадия выполняет двойную функцию - является, с одной стороны, проверочной (контрольной) по отношению к стадии предварительного расследования на предмет законности и обоснованности предпринятых органами дознания, следствия и прокуратуры действий, связанных с возбуждением конкретного дела и его предварительным расследованием, с другой стороны - подготовительной посредством реализации судьей своих полномочий по подготовке уголовного дела к судебному разбирательству, созданию необходимых условий для его рассмотрения по существу. Таким образом, на данной стадии, не затрагивая вопроса о виновности, устанавливается законность оснований для рассмотрения дела в судебном заседании.

Со стадии подготовки к судебному заседанию начинается производство в суде первой инстанции. В данной стадии судья реализует свои полномочия по поступившему в суд уголовному делу, определяя круг процессуальных условий для передачи уголовного дела в стадию судебного разбирательства для его рассмотрения по существу. Деятельность судьи в данной стадии уголовного процесса служит гарантией защиты прав и законных интересов граждан, своеобразной преградой для вынесения на судебное заседание дел, предварительное расследование по которым было проведено с нарушениями уголовно-процессуального закона.

Законодатель конкретно не указывает, каким именно судьей должны быть изучены материалы поступившего в суд уголовного дела - непосредственно судьей, который в последующем будет рассматривать данное дело в своем производстве по существу, либо каким-то другим. В любом случае факт решения судьей вопросов, связанных с подготовкой к судебному разбирательству, не является основанием для отвода судьи со ссылкой на ст. 63 УПК РФ. На практике при поступлении уголовного дела в суд изучает данное дело и принимает по нему решение, как правило, тот судья, который впоследствии будет рассматривать это уголовное дело по существу (единолично или в коллегиальном составе суда).

Процессуальное значение стадии подготовки к судебному заседанию заключается еще и в том, что в ходе ее осуществления у лица, привлекаемого к уголовной ответственности, изменяется процессуальное положение из обвиняемого в подсудимого, в связи с чем данное лицо приобретает иные процессуальные права и гарантии. Происходит это в момент вынесения судьей постановления о назначении судебного разбирательства по делу (ч. 2 ст. 47 УПК РФ).

Порядок производства судьей действий, связанных с назначением судебного разбирательства и его организацией, условно можно разделить на несколько этапов: 1) ознакомление с материалами поступившего в суд уголовного дела; 2) изучение судьей материалов дела на предмет выявления различного рода нарушений, допущенных при производстве предварительного расследования; 3) принятие решения о последующем движении уголовного дела; 4) мероприятия организационного характера, необходимые для обеспечения быстрого и качественного проведения судебного разбирательства по уголовному делу.

В круг вопросов, подлежащих разрешению судьей по поступившему в суд уголовному делу, также входит проверка подсудности уголовного дела, соблюдение правил собирания доказательств при производстве предварительного расследования, проверка наличия составленного обвинительного заключения или обвинительного акта, которые определяют предмет и пределы судебного разбирательства по уголовному делу, так как в законе указано, что судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению (ст. 252 УПК РФ). Таким образом, судья не вправе выйти за пределы данного обвинения.

Помимо этих вопросов, судья в данной стадии также рассматривает ходатайства и жалобы для обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, разрешает вопросы об обеспечении явки лиц, необходимых для разбирательства данного дела, истребования вещественных доказательств, если они не находятся вместе с материалами поступившего уголовного дела, определяет место и время судебного заседания и т.д.

Два вида порядка назначения судебного заседания: общий порядок подготовки к судебному заседанию в форме единоличного рассмотрения судьей уголовного дела (гл. 33 УПК РФ) и принятия по нему одного из решений, указанных в п. 1 - 3 ч. 1 ст. 227 УПК РФ; проведение судьей предварительного слушания (гл. 34 УПК РФ).

 

17.2. Общий порядок подготовки к судебному заседанию

единолично судьей

 

Круг прав и обязанностей судьи на данной стадии определяется задачами, стоящими перед стадией подготовки к судебному заседанию. Как мы уже выяснили, выделяют две основные группы задач, которые присущи данной стадии: к первой группе относят контроль за качеством проведенного предварительного расследования и предоставляемыми материалами уголовного дела, ко второй - действия судьи, направленные на обеспечение и организацию необходимых условий для проведения судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 227 УПК РФ все решения, принимаемые по поступившему в суд уголовному делу и до начала судебного разбирательства, должны рассматриваться и разрешаться единолично судьей в отношении каждого обвиняемого. Перечень решений, указанных в ч. 1 ст. 227 УПК РФ, является исчерпывающим, никаких других решений судья до судебного разбирательства по своему усмотрению принимать не вправе.

Виды решений, которые принимает судья по поступившему уголовному делу на данной стадии (ч. 1 ст. 227 УПК РФ): о направлении уголовного дела по подсудности (п. 1); назначении предварительного слушания (п. 2); назначении судебного заседания (п. 3).

Данные решения судьи оформляются постановлением, а их копии заблаговременно вручаются (направляются) обвиняемому, потерпевшему и прокурору (ч. 4 ст. 227 УПК РФ), чтобы они имели возможность подготовиться к судебному разбирательству. Копия постановления судьи направляется этим лицам независимо от извещения их о месте и времени судебного заседания.

Решение должно быть принято судьей не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд, а при условии, что хотя бы к одному из обвиняемых по данному делу применена мера пресечения в виде заключения под стражу, - в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела. Исчисление срока, в течение которого должно быть начато рассмотрение поступившего в суд уголовного дела, начинается со дня регистрации дела в канцелярии, которая должна состояться в день получения дела судом.

Согласно ч. 2 ст. 227 УПК РФ постановление судьи должно отвечать требованиям по форме и содержанию, указанным в законе. Постановление судьи должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления, наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление, в описательной - приводятся основания принятого решения. В резолютивной части излагается сущность принятых решений.

Что касается процессуальной деятельности судьи, к которому поступило уголовное дело, то на него закон возлагает обязанность до принятия одного из указанных решений выяснить ряд обстоятельств, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 228 УПК РФ. Следует обратить внимание на то, что эти вопросы расположены в строгой логической последовательности и должны разрешаться именно в этом порядке.

Так, судья проверяет, направлено ли ему дело по подсудности (п. 1 ч. 1 ст. 228 УПК РФ), в строгом соответствии с предусмотренными в ст. 31 - 36 УПК РФ правилами определения подсудности уголовных дел.

 

! Нарушение правил подсудности уголовного дела является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, которое влечет безусловную отмену принятых судьей решений по делу.

 

В случае если судья придет к выводу, что поступившее дело не подсудно данному суду, он выносит решение о направлении его по подсудности в другой суд, который в свою очередь будет впоследствии решать все вопросы, связанные с назначением судебного разбирательства (ст. 34 УПК РФ).

Затем судья выясняет, были ли вручены и когда копии обвинительного заключения или обвинительного акта, обвинительного постановления обвиняемому (п. 2 ч. 1 ст. 228 УПК РФ). Данная обязанность, согласно ст. 222 УПК РФ, возлагается на прокурора, принимавшего решение о направлении уголовного дела в суд для его рассмотрения. В случае если указанные процессуальные документы не были вручены указанным лицам, судье необходимо вернуть уголовное дело прокурору, кроме случаев, указанных в ч. 4 ст. 222 УПК РФ, когда обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, и суд признает законным и обоснованным принятое решение прокурора о направлении дела в суд. В случае если обвиняемый не владеет или плохо владеет языком судопроизводства, копия обвинительного заключения или обвинительного акта должна быть ему вручена и в переводе на его родной язык или язык, которым он свободно владеет (ч. 3 ст. 18 и ч. 6 ст. 220 УПК РФ).

Судья при назначении судебного заседания также обязан выяснить, подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 228 УПК РФ). Согласно правилам, указанным в ст. 97 - 110 УПК РФ, судья проверяет законность и обоснованность избрания и применения органами предварительного расследования меры пресечения в отношении каждого обвиняемого.

В случае если к обвиняемому была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, судье необходимо обратить особое внимание на сроки его содержания под стражей и обеспечение его прав как обвиняемого при избрании данной меры пресечения.

Если судья по собственному усмотрению признает избранную в отношении обвиняемого меру пресечения незаконной и необоснованной, ему предоставляется право отменить или изменить избранную ранее меру пресечения.

Также судье необходимо выяснить, были ли по данному уголовному делу заявлены какие-либо ходатайства или поданы жалобы участников уголовного судопроизводства (п. 4 ч. 1 ст. 228 УПК РФ). Данные жалобы и ходатайства могут быть направлены вместе с материалами уголовного дела либо быть поданы непосредственно в суд. Судья разрешает вопрос о ходатайствах и жалобах в строгом соответствии с правилами о порядке рассмотрения ходатайств и жалоб, установленными ст. 119 - 126 УПК. Этот порядок в отношении ходатайств обязателен во всех стадиях уголовного судопроизводства (см. ч. 1 ст. 120 УПК РФ).

Судья рассматривает заявленные ходатайства и поданные жалобы: об истребовании или исключении доказательств, полученных с нарушением уголовно-процессуального закона; о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей или об особом порядке судебного разбирательства; о проведении предварительного слушания по делу и др.

Судья должен обратить особое внимание на ходатайства сторон, связанные с их желанием дополнить доказательства, на основании которых будет приниматься в судебном разбирательстве итоговое решение.

Решение по ходатайству или жалобе - положительное либо отрицательное - оформляется мотивированным постановлением.

Судья также должен выяснить, приняты ли меры по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа (п. 4.1 ч. 1 ст. 228 УПК РФ) и по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, или возможной конфискации имущества, а также подлежит ли продлению срок ареста, наложенного на имущество, в соответствии с ч. 3 ст. 115 УПК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 228 УПК РФ).

В соответствии со ст. 230 УПК РФ судья по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителей либо прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества (например, наложение ареста на имущество, денежные вклады в банке, принадлежащие обвиняемому или лицам, несущим за него материальную ответственность, и т.п.), исполнение данного постановления возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Судья по поступившему в суд уголовному делу решает, имеются ли основания для проведения предварительного слушания (п. 6 ч. 1 ст. 228, ч. 2 ст. 229 УПК РФ). Проведение предварительного слушания зависит от тех вопросов, которые судье необходимо разрешить по поступившему в суд делу, учитывая заявленные по нему ходатайства и жалобы.

При отсутствии оснований для проведения предварительного слушания или для направления дела по подсудности в другой суд судья принимает постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания.

Постановление о назначении судебного заседания является процессуальным документом, выполняющим в основном двоякую функцию. С одной стороны, в нем подводится итог аналитической работы, проделанной судьей в связи с изучением материалов уголовного дела, поступившего в суд, а с другой - формулируется программа действий, необходимых для обеспечения надлежащих условий проведения предстоящего судебного разбирательства <1>. Таким образом, данное постановление выносится при условии, что уголовное дело подсудно данному суду, разрешены вопросы, содержащиеся в ст. 228 УПК РФ, и отсутствуют основания для проведения предварительного слушания по делу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: