Теоретико-методологическая база исследования
Методология исследования основывается на комплексном подходе к изучаемой проблеме. Для достижения цели диссертационного исследования использовались как философские (восхождение от абстрактного к
конкретному), так и общенаучные методы. Использование теоретических методов позволило сформулировать понятия «культурные индустрии», «креативные индустрии», «творческие индустрии». В работе использовался структурно-функциональный анализ, который позволил нам рассмотреть организационную и деятельностную составляющую культурных, креативных и творческих индустрий. В рамках сетевого подхода сформировано представление о сферах влияния этого феномена на окружающую среду. Философское осмысление предопределено коммуникативной онтологией современной социальной и культурной реальности и соответственно строится на теории коммуникации.
Теоретическая база диссертационного исследования строится на концепциях «постиндустриального общества» Д. Бэлла, «информационального общества» и «общества сетевых структур» М. Кастельса, «креативной экономики» Дж. Хокинса, «культурной экономики» Д.Тросби, чьи идеи послужили основой философской рефлексии над феноменом культурных, креативных и творческих индустрий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа имеющихся представлений об объекте исследования сформулировано понятие, которое дает возможность выделить культурные, креативные и творческие индустрии на фоне других индустрий, а также позволяет преодолеть возникший зазор между теорией и практикой. Также стоит отметить применение сетевого подхода к изучению культурных, креативных и творческих индустрий. Логика сетевых структур открывает новые возможности, как в теоретическом, так и в практическом поле.
|
Практическая значимость диссертационного исследования
заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки программ развития культурных, творческих, креативных индустрий в культурной политике и в стратегиях городского развития, а также для разработки учебных курсов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Института искусств и культуры ТГУ, а также в рамках стажировки в Нижегородском государственном университете под руководством А. Н. Фортунатова. Автором были организованы тематические форумы – Форум «Творческие индустрии» (Томск, 2014 – 2016г). В рамках этих форумов были проведены дискуссии по различным секторам креативных индустрий. Также основные положения данного исследования были изложены в рамках III Всероссийской научной конференции «Культура как предмет междисциплинарных исследований» (2012), Всероссийского семинара молодых ученых «Дефиниции культуры» (2011), Научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Этюды культуры» (2011, 2010).
Разработаны два учебных курса. Курс «Кураторство творческих проектов» преподается для бакалавров Института искусств и культуры ТГУ. По данному курсу разработана рабочая программа и учебно-методический комплекс «Кураторство творческих проектов». Курс «Креативные индустрии» преподается для магистрантов Института искусств и культуры ТГУ, а также в рамках проекта кампусные курсы в ТГУ для всех желающих. По данному курсу разработана рабочая программа.
|
Основные результаты изложены в 8 публикациях, включая 4 статьи в журналах ВАК и главу в коллективной монографии.
Структура и объем работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем рукописи составляет 174 страниц. Список литературы содержит 190 наименований.
Глава 1. Философско-методологические основания и социокультурные предпосылки формирования концептов «культурные индустрии», «креативные индустрии» и «творческие индустрии»
Индустриализация культуры: методология исследования
Современный мир объят огромным количеством коммуникационных каналов. Предсказания и прогнозы футурологов 70-х годов XX века, относительно развития информационной основы нашего мира, сбылись. Информация и коммуникация стали главным насущным ресурсом, поэтому нельзя не учитывать этот факт в гуманитарных научных исследованиях. Важно понять в каком контексте формулируется главный вопрос, задающий проблему исследования. Для этого обозначим рамки, в которых формируется проблематика диссертации. В данном исследовании рамки представляют собой заданные условия, которые оказывают влияние на формирование объекта, предмета исследования и его проблематики.