Запросы Асархаддона к оракулу бога Шамаша по политическим делам.




Серия сильно фрагментированных табличек. Вавилонский диалект аккадского. Knudtzon, Assyrische Gebete an den Sonnengott, Lpz., 1893 (далее сокращенно: Kn. с номером документа). В большинстве случаев приводится только самая суть запроса; вся формула целиком приводится только в одном случае, где текст сохранился лучше. Поскольку основное содержание запроса повторяется в каждом тексте дважды, что позволяет восполнить некоторые лакуны, в переводе не отмечаются те лакуны, восстановление которых вполне бесспорно.

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 223.

 

а) События в Урарту

А) События в Урарту.

1. — Kn., 48.

,...[С этого дня, с... дня этого месяца] нисанну1) до 1 дня месяца ду'узу2) этого года, [ на... дней и... ночей — установленный сро]к для свершения гадания. В течение этого срока — [Ру]са, царь [Урарту, которого (?)........] называют Йайа, [.........] царь страны Па[....... (?)], которого] называют [........] — задумывает ли, замышляет ли, [будь то..........], будь то по сове [ту] своих [советников, будь то он сам со своими силами, [будь то к]иммерийцы, будь то союзники], которые с ним, — с того места, где они находятся, [направят] ли путь и дорогу для свершения боя, сражения и би[тв]ы, для убийства, грабежа и взятия в полон в страну Шуприа — [будь то н]а город Пуму,3) будь то на Кулл[ам]-м[е]ри,4) будь то на другие крепости Шуприи — [пойдут] ли, убьют ли убийством, разграбят ли грабежом, полонят ли [полоном], — или из крепостей Шуприи отнимут что-либо малое или большое и возьмут себе?

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 223-224.

 

1) Март — апрель.

2) Июнь — июль.

3) То же, что Уппуму, см. № 29, прим. 1; № 67, прим. 28.

4) То же, что Куллиммери, см. № 43, прим. 6. Оба эти города были центрами двух наместничеств, учрежденных Асархаддоном в 672 г., который является для данного текста terminus post quem. [«Цар]ь Ур[арту]» упоминается еще во фрагменте Kn., 49.

б) События в Стране Маннеев

Б) События в Стране Маннеев.

Тексты Kn., 16, 19, 41, 42 сообщают о наступательных действиях маннеев, захвативших ассирийские крепости Шарруикби — см. № 73, прим. 10, — и Дур-Энлиль «на границе Страны Маннеев», и об ассирийском походе на Страну Маннеев. Поход этот, как видно из № 73, был неудачным. Предшествовали ли эти события восстанию Каштарити (см. раздел «г») или были его косвенным результатом — неясно. Более вероятно первое, так как в запросах о Каштарити маннеи с самого начала рассматриваются как враждебная сила.

Текст Kn., 24 содержит слова:

 

... и войско киммерийцев [.....................] разбили лагерь [...................] против Ахсери1) [..........................] его лагеря...

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 224.

 

1) Ахсери — царь Страны Маннеев, ср. № 72, прим. 10.

в) Действия скифов на северных рубежах Ассирии

В) Действия скифов на северных рубежах Ассирии.

1. — Kn., 35.

... С этого дня, с 22 дня этого месяца симану1) до 21 дня..... месяца ду'узу2) этого года, на 30 дней и 30 ночей — установленный срок свершения гадания. В этот установленный срок войско скифов,3) которые живут в области Страны Маннеев и которые пришли на границу Страны Маннеев — задумывают ли они, замышляют ли они, выйдут ли они из перевала города Хубушкии на поселения Харраниа и Анисускиа? Разграбят ли, полонят ли многочисленную добычу, тяжкий полон с границ Ассирии? Твоя великая божественность знает.

Аналогичного содержания был, повидимому, также текст Kn., 37.

Текст Kn., 38 представляет запрос о благополучном исходе путешествия ассирийского гонца в Хубушкию. В числе возможных врагов, которые могут «[на него напа]сть, убить, его, [ограбить его]» упоминаются маннеи и, по крайней мере, еще три этнонимических названия. Отсюда следует: 1) что обычный путь в Хубушкию — вверх по рекам Тигру и Бохтану — был небезопасен, 2) что территория Страны Маннеев настолько расширилась, что они могли угрожать Хубушкийской территории. Хубушкиа упоминается еще в текстах Kn., 39, 40, совершенно разрушенных.

Описанные в приведенном тексте Kn., 35 действия скифов связаны, повидимому, с маннейской войной и, вероятно, предшествовали восстанию Каштарити.

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 224.

 

1) Май — июнь.

2) Июнь — июль.

3) Iškuzâja. См. ниже, «г», прим. 6.

г) Мидийские события

Г) Мидийские события.

1. — Kn., 33.

... [Ашшурахиддина, царь А]ссирии, собирается задумать, собирается замыслить, собирается задумать послать областеначальника [.......... с людьми, лошадьми и вой]ском, сколько ему понадобится, чтобы он по[шел......... для сбора д]ани лошадьми [...............].... на город Андарпати[ану1) и на страну Патуш'арра,2) область, что] у соляной пустыни (?); если он пойдет из.... [.......................] на страну Кар-Зи[та...................] на Бит-Тат[..............] город Кар-3ита[...............].

2. — Kn., 30.

... В течение э[того] месяца, [.... [месяца (?)] аддару3) [этого го]да [...........] вельможи, областеначальники Бит-Кари4) и С[апарды5) для сбора дани] лошадьми в [об]ла[сти] страны [мидян............. если это при]ятно твоей великой божественности [............. в об]лас[ти стр]аны мидя[н...............] (следует жреческая формула).....[Когда вельможи, областеначальники Бит-Кари и С]а[парды] вместе [с людьми, лошадьми и войском, сколько] им понадобится], пойдут, то [.............] — будь то он сам, будь то его сын, будь то войско скифов,6) [будь то союзник], который с ним вместе — против вельмож, областеначальников Бит-Ка[ри и Сапарды], которые должны пойти в области страны мидян и вернуться [...........], поставят ли они против них воинственного злого волка, среди них [..............]

3. — Kn., 31.

... Когда областеначальники, вельможи, вместе с людьми, ло[шадьми и войском, сколько им понадобится], которые пойдут для сбора дани лошадьми в [область страны мидян, то при] этом [про]ходе их будут ли они захвачены, будут ли они ра[збиты (?)] руками войска ми[дян, руками войска маннеев (?) или руками какого бы то ни бы]ло [врага]?

4. — Kn., 34.

В этом тексте описывается аналогичная ситуация. Задается вопрос, не попадется ли экспедиция для сбора дани лошадьми с мидийских (?) областей и городов Куккума, Ту[.....], Бит-Ку[.......], [.....]утпани (?) и Рамадани в руки маннеев и других врагов. Аналогичным по содержанию был также текст Kn., 32.

5. — Kn., 2.

Шамаш, великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю, дай мне верный отв]ет.

Кашт]арити,7) начальник поселения Кар-кашш и,8) что писал Мамити[аршу,9) начальнику поселения] мидян: «Объединимся против [Ассирии]» — послушает ли его [Мами]тиаршу, согласится ли с ним, [оберн]ет ли к нему лицо свое, в этом году будет ли враждовать с Ашшурахиддиной, царем [Ассирии] — твоя великая божественность знает.

[Вражд]а Мамитиар[шу], начальника поселения мидян с [Ашшурахиддиной, ца]рем Ассирии, приказанием, [устами твоей великой божественности приказана ли, установлена ли? Увидит ли видящий, услышит ли слышащий?....].

Я вопрошаю тебя, Шамаш, великий владыка, [что — Мамитиа]ршу, [начальник поселения мидян], — вступит ли он в союз с К[аштарити, начальником поселения Кар]кашш и, [а если (?) ныне Мамитиар]шу [вступ]ит в союз, будет ли враждовать, [с] Ашшурахиддиной, царем Ассирии?

Это заключено в этом ягненке, дай мне увидеть верный ответ, благоприятные начертания, добрые благоприятные оракулы твоего приказания, уст твоей великой божественности; пусть дойдет до твоей великой божественности, Шамаш, великий владыка, а ты ответь мне предсказаньем.

6. — Kn., 5.

Текст документа аналогичен предыдущему, но имя и звание лица, с которым ведет переговоры Каштарити, не сохранились.

7. — Kn., 1.

Шамаш, великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю, дай мне верный ответ: с этого дня, с 3-го дня этого месяца айару10) до 11 дня месяца абу11) этого года, на 100 дней и 100 ночей — установленный срок свершения гадания. В течение этого установленного срока — будь то Каштарити с его войском, будь то войско киммерийцев,12) будь то войско мидян, будь то войско маннеев, будь то какой бы то ни было враг — задумывают (?) ли они, замышляют ли они? Будь то осадой, будь то силой, будь то боевыми действиями, битвой и сражением, будь то [прол]омом (?), будь то подкопом, iṣI-PAL и KI-PAL, будь то насыпью, будь то [таран]ом, будь то голодом, будь то клятвой именем бога или богини, будь то доброй речью и мирным договором, будь то какой-либо хитростью для взятия городов — возьмут ли они город Кишассу,13) войдут ли в этот город Кишассу, покорит ли этот город Кишассу рука их, будет ли причислен к их владению — твоя великая божественность знает.

Взятие этого города Кигаассу рукою какого бы то ни было врага с этого дня и до дня моего срока — приказанием, устами твоей великой божественности приказано ли, установлено ли? Увидит ли видящий, услышит ли слышащий?

Прости, если гадание свершается после моего срока, прости, если с ним сердце их14) замыслило, и они обратились во врагов, прости, если он(и) свершил(и) убийство и разграбил(и) их полевую добычу, прости, если приговор этого дня — добрый ли он или дурной — быть днем бурным, который польет дождем, прости, если нечистый нечистоту в место гадания принес и сделал нечистым, прости, если ягненок твоей божественности, что взят для гаданья, имеет недостаток или грех, прости, если прикасающийся ко лбу ягненка свою обрядовую одежду надел грязной, что-либо нечистое съел, выпил, умастился,........ руки.......... изменил (?), наступил (?), прости, если в устах одного из гадателей, раба твоего, слово спуталось (?) — будь то ZImeš-ḫa, будь то BARmeš — я вопрошаю тебя, Шамаш, великий владыка:

чтó — с этого дня, 3-го дня этого месяца айару до 11 дня месяца абу этого года, будь то Каштарити с его войском, будь то войско киммерийцев, будь то войско маннеев, будь то войско мидян, будь то какой бы то ни было враг, — захватят ли они этот город Кишассу, войдут ли в этот город Кишассу, покорит пи этот город Кишассу рука их, будет ли причислен к их владенью? (Следует описание признаков в печени ягненка, по которой производилось гаданье).

8. — Kn., 12.

Вполне аналогичен предыдущему тексту, но имена врагов Ассирии не сохранились; речь идет об угрозе городу [.....]рипти (?).

9. — Kn., 8.

Плохо сохранившийся запрос от 3-го числа месяца айару о возможности занятия какого-то города [будь то Дусанни] саиардским, будь то Кастарити [с его обши]рными и могучими [силами, будь то киммерийц]ами, будь то маннеями, [будь то мидянами]...

10. — Kn., 15.

... С этого дня, с 4 дня [этого месяца айару (?) до... дня месяца....] этого года — будь то К[аштарити, начальник поселения Кар-кашши] с его силами, будь то войско [мидян, будь то войско маннеев], будь то войско киммер[ийцев, будь то какой бы то ни было враг, — пой]дут ли они [д]ля взятия города Цуба[........, возьмут ли они этот] город [Цуба...], покорит [ли этот город Цуба... рука и]х, [будет ли он причислен к их владению]?

11. — Kn., 6.

... [С этого дня, с] 6[дня]этого месяца айару до 12 дня [этого месяца айару, этого года, на 7 д]ней и 7 ночей — [мой] установленный срок. В течение этого установленного срока — [будь то Кашта]рити со сво[им вой]ском, бу[дь то войско киммерийцев, будь то войско ми]дя [н, будь то войско маннеев... { большая лакуна)! Я вопрошаю тебя, Шамаш, великий владыка:

чтó, — с этого дня, с 6 дня этого месяца айару до 12 дня этого месяца айар), этого года, будь то Каштарити со своим войском, будь то войско киммерийцев, [будь то войско ман]неев (?), будь то войско м[идян, будь то какой бы то ни было враг — ] возьмут ли они [этот город Ушиш]и (?),15) [войдут ли они] в [этот город Ушиши (?), покорит ли этот город] Ушиши (?) рука их, [будет ли он причислен к их владению]?

12. — Kn., 4.

Сильно разрушенный текст запроса о том, сулит ли благополучный исход отправка ассирийского полководца на войну против Кастарит[и]. В конце текста упоминается...войско Элама Асси[рия (?)]...

13. — Kn., 11в.

... [С этого дня, с... дня] это[го месяца] айару этого года [до... дня месяца..., на 20 дней] и 20 ночей — мой установленный срок. [В течение этого установленного срока Ашшурахиддина, царь Ассирии, со]бирается задумать, собирается замыслить, собирается повелеть [.....................] войти [на] перевал Сапарду;16) [когда] я повелю [.................] войт[и в] город Кильман,17) то [будь то Каштарити, начальник поселения Кар-кашши, будь то Дуса]нни сапардский, [будь то киммерийцы (?), будь то мидяне (?), будь то ма]н[н]еи, [будь то какой бы то ни было враг — ] возьмут ли они [этот город Ки]льман, [войдут ли они в этот город Кильман (?)]?

14. — Kn., 11а.

Плохо сохранившийся запрос на срок до 7-го числа месяца симану 18) о действиях бу[дь то Каштарити, начальника поселения Кар-кашши], будь то киммер[ийцев, будь то мидян, будь то маннеев], будь то Д[ус]а[нни сапардского...]».

15. — Kn., 36.

Плохо сохранившийся запрос на срок 30 дней от 25-го числа месяца симану по 24-е число месяца ду'узу. 19) Упоминаются скифы (? — [amêlI]š(?)-ku(?)-za-a-а) и страна Бит-Хамбан (?) — [MâtBît(?)] Ḫa-am(?)-ban(?), — Кампанда древнеперсидских, Кампадена античных автороврайон совр. Бисутуна.

16. — Kn., 72.

Не датированный запрос о том, возьмет ли не названный по имени враг Циццирту, крепость жителей провинции Хархар, — в западной Мидии, восточнее Парсуа, расположенную на границе области Эллипи — севернее Элама.

17. — Kn., 9.

... В течение [этого] установленного [срока...... (большая лакуна)....] задумы[вает ли, замышляет ли................] велел наступать [...................... когда он20) пошлет гонца]21) к Каста[рити — нападут ли на него]; убьют ли, огра[бят ли.................... огорчат ли, удручат ли] сердце Ашшур[ахиддины, царя Ассирии]?

18. — Kn., 25.

... [Ашшурахиддина, царь Ассирии...........собирается] послать своего гонца [........ в страну мидя]н (?)22) [...] знает. [Так как согласно слову твоей великой божественности, Шамаш, великий владыка, и тво]ему надежному [решению этот наш господин, Ашшурахиддина, царь Ассирии, собирается задумать, собирается замыслить............., если он замыслив, пош]ле[т своего гонца в страну мидян (?),то, когда (?) он его по]шлет, будь то сапардийцы, будь то киммерийцы, [будь то мидя]не, [будь то маннеи (?), будь то] скифы, будь то всякий (?) враг [.............................................] сделают ли, [........................................, огорчат ли, удручат ли сердце это]го нашего господина, [Ашшурахиддины, царя Ассирии]?23)

19. — Kn., 29.

Шамаш, великий владыка, на то, о чем я тебя вопрошаю, дай мне верный ответ.

Партатуа, царь скифов,24) который сейчас прислал [гонца] к Ашшурахиддине, царю Ассирии [в.............] — если Ашшурахиддина, царь Ассирии отдаст в жены Партатуе, царю скифов дочь царя из «дома воспитания»25)[..................вступит ли] с ним Партатуа, царь скифов, [в союз], слово верное, мирное, [слово дружбы (?)] скажет ли Ашшурахиддине, царю Ассирии, клятву верности Ашшурахиддине, царю Ассирии, будет ли выполнять поистине — твоя великая божественность знает.26)

 

К этой же серии запросов относится, возможно, еще некоторое число мелких фрагментов: так, Kn., 3 — запрос по поводу «[Каштарити, начальника поселения] страны Кар-Кашши», с упоминанием Асархаддона и слов «[К]аштарити [..........................по совету] своих [советников гонца этого [.............] убьет (?)»; Kn., 7 — запрос по поводу «Каштар[ити]»; Kn., 10, упоминающий «[к]иммери[йцев]», и слова «которые (?) вышли»... «города Шамаш [.....]»... «убьют ли, ог[рабят ли]?»; Kn., 43, с упоминанием похода на страну Сириш и запросом о том, замышляют ли против этого отряда маннеи и народ «ри[.........]», Kn., 85, с упоминанием «начальника поселения страны Речки» (в Мидии); Kn., 17 и 18, с запросом по поводу результата похода полководца Ша-Набу-шу на город Амуль (? — местонахождение неизвестно).

 

Вестник древней истории. 1951, № 3. стр. 224-229.

 

1) Ср. № 49, 1 раздел, конец и прим. 21.

2) Восстановление по надписям Асархаддона. Патуш'арра — иранск. «Патишхвар», горная область в северо-восточной Мидии.

3) Февраль — март, год неизвестен.

4) Ассирийское наместничество в центральной части западной Мидии.

5) Область в западной Мидии, ср. № 49, прим. 21. К др.-перс. «Спарда», лидийск. «Сфарт» — «Сарды», «Лидия» не имеет отношения. Нет также основания считать сапардийцев скифским племенем.

6) Iškuzâja (i- простетическое, для облегчения произношения недопустимого в аккадском языке двухсогласного начала; основа -škuz-).

7) Иранск. «Хшатрита» (может быть, = Фраорту Геродота, I, 102?).

8) Буквально «Колония касситов». Вероятно, тоже, что «Бит-кари» (букв. «дом колонии») — название ассирийского наместничества, см.прим. 4. Каштарити был, очевидно, местным вождем в этом ассирийском наместничестве, поэтому ассирийцы не дают ему ни титула царя, ни титула наместника, на которые ассирийские тексты весьма щедры. Местоположение Кар-кашши неизвестно, может быть, Экбатана, совр. Хамадан?

Обычный перевод Gâru как «пристань» неприемлем для ассирийского диалекта всех периодов. См. РЗОА, стр. 18 сл.

9) Согласно Херцфельду, иранск. «Вахмьятарши». «Мидия» со времен Саргона II было названием одного из ассирийских наместничеств в Мидии (наряду с Хархаром, Бит-Кари, Сапардой и др.). Мамитиаршу был, повидимому, наиболее влиятельным вождем местного населения в этом наместничестве.

10) Апрель — май.

11) Июль — август. Запрос делается на весь сезон весенней военной кампании.

12) AmêlGimirrâja.

13) То же, что Кишесим исторических текстов, иначе Кар-Уригалли, юго-восточнее Парсуа, по Форреру — район совр. Хосровабада. Центр ассирийского наместничества. Этот город был сохранен Ассирией и упоминается в списке наместничеств при Ашшурбанапале, см. ниже, № 71.

14) Участников гадания.

15) Местоположение неизвестно.

16) В подлиннике Sa-an-du, повидимому, описка вместо. Sa-parl-du. См. выше, прим. 5.

17) Местоположение неизвестно.

18) Май — июнь.

19) Июнь — июль.

20) Асархаддон.

21) Таким образом Асархаддон был вынужден прибегнуть к переговорам с Каштарити. Вопреки обычному мнению, восстание Каштарити не было подавлено ассирийцами, так как после него наместничества Бит-Кари, Сапарда и Мидия исчезают из ассирийских документов, а в списке наместничеств Ашшурбанапала (ниже, № 71) их место занимает автономное, хотя и платящее дань царство Мидия (так судя по ее месту в перечне!). Повидимому, восстание Каштарити привело к созданию Мидийского царства, впоследствии разгромившего Ассирию и подчинившего себе Урарту.

22) Можно было бы читать и «[в Страну Манне]ев».

23) Каштарити уже не упоминается в этом запросе. Асархаддон, повидимому, предпринимает меры к тому, чтобы договориться с его союзниками. Как видно из разделов «а — в», маннеи и скифы доставляли Ассирии много беспокойств и независимо от восстания Каштарити.

24) Буквально «страны Ишкуза».

25) Т. е. старшую царевну (?).

26) О каком-то сватовстве шла речь еще во фрагменте Kn., 80.

д) События в Малой Азии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: