Принадлежащего к образному миру. Изображение нереального пространства




использует пространство реальное, но они не совпадают. Важно не то, на чем

основывается иллюзорное, лучше -- воображаемое, явление пейзажа образного

мира, действительно ли и каким образом осознанные и освоенные

иллюзионистические эффекты стали использоваться как художественные средства

искусства для создания идеальной видимости. В нашем контексте важно отметить

ту свободу и легкость, с какой мы принимаем различение картины и

изображенного на ней "образного мира" (не употребляя никаких понятийных

различений). Мы не смешиваем две области: область реальных вещей и область

вещей внутри картины. Если же случится подобное смешение, то мы вовсе не

заметим никакой "картины". Восприятие картины (не касаясь здесь

художественных проблем) относится к объективно наличной "видимости",

представляющей собой медиум, тот, в котором мы видим пейзаж образного мира.

В самом образном мире -- опять же реальность, но не та, в которой мы живем,

страдаем и действуем, не подлинная реальность, а как бы "реальность". Мы

можем представить себя внутри пейзажа образного мира и людей, для которых

образный мир означал бы их "реальное окружение"; они оказались бы субъектами

внутри мирообраза данного образного мира, мы же -- субъектами восприятия

изображения. Мы находимся в иной ситуации, чем изображенные на картине люди.

Мы одновременно видим картину и видим внутри картины, находимся в реальном

сосуществовании с другими наблюдателями картины и в как-бы-сосуществовании с

лицами внутри образного мира. Положение дел, однако, еще более запутано

следующими обстоятельствами. Поскольку всякое изображение, отвлекаясь от

присущего ему "образного мира", нуждается также и в реальных носителях

изображения (полотно, краски, зеркальные эффекты и т.д.) и оказывается в

этом отношении частью простой реальности, картина снова может быть

изображена на другой картине, и так мы сталкиваемся с повторениями

(итерацией) образов. Например, картина изображает "интерьер",

культивированное внутреннее пространство с зеркалами и картинами на стенах.

Тогда декорация образного мира относится к имеющимся внутри него картинам

как наша реальность -- ко всей картине как таковой. Модификация "как бы"

образной "видимости" может быть воспроизведена -- нам легко представить себе

картины внутри картин образного мира. Но разгадать итерационные отношения не

так-то легко. Лишь в воображаемом медиуме образной видимости кажется

возможным сколь угодно частое воспроизведение отношения реальности к

образному миру; в строгом смысле, образность высшего порядка ничего не

прибавляет к воображаемому характеру картины. Изображение внутри изображения

не является более воображаемым, чем исходное изображение. Усиление, которое

мы, наверное, интенционально понимаем, само есть только "видимость".

Указание на эти сложные соотношения в картине, которые, правда, всегда

известны нам, но едва ли могут быть изложены с понятийной строгостью,

послужит путеводной нитью для структуро-аналитического понимания игры. В

Игре мы производим воображаемый игровой мир. Реальными поступками, которые,

Однако, пронизаны магическим действием и смысловой мощью фантазии, мы

Создаем в игровом сообществе с другими (иногда в воображаемом

Сосуществовании с воображаемыми партнерами) ограниченный игровыми правилами

И смыслом представления мир игры. И мы не остаемся перед ним как созерцатели

Картины, но сами входим в него и берем внутри этого игрового мира

Определенную роль. Роль может переживаться с различной интенсивностью. Есть

Такие игры, в которых человек до известной степени теряет себя,

Идентифицирует себя со своей ролью почти до неразличимости, погружается в

Свою роль и ускользает от самого себя. Но подобные погружения нестабильны.

Всякой игре приходит конец, и мы просыпаемся от пленившего нас сна. А есть

Игры, в которых играющий обращается со своей ролью суверенно легко,

Наслаждается своей свободой в сознании, что в любой момент он может

Отказаться от роли. Игру можно играть с глубокой, почти неосознаваемой

Творческой активностью, а можно -- с порхающей легкостью и грациозной

Элегантностью. Игровое представление не охватывает одних только играющих,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: