использует пространство реальное, но они не совпадают. Важно не то, на чем
основывается иллюзорное, лучше -- воображаемое, явление пейзажа образного
мира, действительно ли и каким образом осознанные и освоенные
иллюзионистические эффекты стали использоваться как художественные средства
искусства для создания идеальной видимости. В нашем контексте важно отметить
ту свободу и легкость, с какой мы принимаем различение картины и
изображенного на ней "образного мира" (не употребляя никаких понятийных
различений). Мы не смешиваем две области: область реальных вещей и область
вещей внутри картины. Если же случится подобное смешение, то мы вовсе не
заметим никакой "картины". Восприятие картины (не касаясь здесь
художественных проблем) относится к объективно наличной "видимости",
представляющей собой медиум, тот, в котором мы видим пейзаж образного мира.
В самом образном мире -- опять же реальность, но не та, в которой мы живем,
страдаем и действуем, не подлинная реальность, а как бы "реальность". Мы
можем представить себя внутри пейзажа образного мира и людей, для которых
образный мир означал бы их "реальное окружение"; они оказались бы субъектами
внутри мирообраза данного образного мира, мы же -- субъектами восприятия
изображения. Мы находимся в иной ситуации, чем изображенные на картине люди.
Мы одновременно видим картину и видим внутри картины, находимся в реальном
сосуществовании с другими наблюдателями картины и в как-бы-сосуществовании с
лицами внутри образного мира. Положение дел, однако, еще более запутано
следующими обстоятельствами. Поскольку всякое изображение, отвлекаясь от
присущего ему "образного мира", нуждается также и в реальных носителях
изображения (полотно, краски, зеркальные эффекты и т.д.) и оказывается в
этом отношении частью простой реальности, картина снова может быть
изображена на другой картине, и так мы сталкиваемся с повторениями
(итерацией) образов. Например, картина изображает "интерьер",
культивированное внутреннее пространство с зеркалами и картинами на стенах.
Тогда декорация образного мира относится к имеющимся внутри него картинам
как наша реальность -- ко всей картине как таковой. Модификация "как бы"
образной "видимости" может быть воспроизведена -- нам легко представить себе
картины внутри картин образного мира. Но разгадать итерационные отношения не
так-то легко. Лишь в воображаемом медиуме образной видимости кажется
возможным сколь угодно частое воспроизведение отношения реальности к
образному миру; в строгом смысле, образность высшего порядка ничего не
прибавляет к воображаемому характеру картины. Изображение внутри изображения
не является более воображаемым, чем исходное изображение. Усиление, которое
мы, наверное, интенционально понимаем, само есть только "видимость".
Указание на эти сложные соотношения в картине, которые, правда, всегда
известны нам, но едва ли могут быть изложены с понятийной строгостью,
послужит путеводной нитью для структуро-аналитического понимания игры. В
Игре мы производим воображаемый игровой мир. Реальными поступками, которые,
Однако, пронизаны магическим действием и смысловой мощью фантазии, мы
Создаем в игровом сообществе с другими (иногда в воображаемом
Сосуществовании с воображаемыми партнерами) ограниченный игровыми правилами
И смыслом представления мир игры. И мы не остаемся перед ним как созерцатели
Картины, но сами входим в него и берем внутри этого игрового мира
Определенную роль. Роль может переживаться с различной интенсивностью. Есть
Такие игры, в которых человек до известной степени теряет себя,
Идентифицирует себя со своей ролью почти до неразличимости, погружается в
Свою роль и ускользает от самого себя. Но подобные погружения нестабильны.
Всякой игре приходит конец, и мы просыпаемся от пленившего нас сна. А есть
Игры, в которых играющий обращается со своей ролью суверенно легко,
Наслаждается своей свободой в сознании, что в любой момент он может
Отказаться от роли. Игру можно играть с глубокой, почти неосознаваемой
Творческой активностью, а можно -- с порхающей легкостью и грациозной
Элегантностью. Игровое представление не охватывает одних только играющих,