Познание вещей в конечном счете -- ради самопознания. Все обращенные вовне




Науки укоренены в антропологическом интересе человека к самому себе. Субъект

Всех наук ищет в антропологии истинное понимание самого себя, понимание себя

Как существа, которое понимает. Особое положение антропологии -- не только в

Системе наук, которым предается человек, но и в совокупности всех

Человеческих интересов и устремлений основывается на изначальной

Самоозабоченности человеческого существования. Труд есть явное выражение

подобной самозаботы; только потому, что в "теперь" человек предвидит

"позже", в "сегодня" -- "завтра", он может позаботиться, спланировать,

Потрудиться, принять на себя теперешние тяготы ради будущего удовольствия. В

Сфере же господства, борьбы за власть людей над людьми возможно обеспечение

Будущего, стабилизация отношений насилия институционально закрепленными

Правовыми отношениями. Труд и господство свидетельствуют об отнесенной к

Будущему самозаботе человеческого бытия.

А как обстоит дело с игрой? Не является ли ее именно глубокая

Беззаботность, ее радостное, пребывающее в себе настоящее, ее бесцельность и

Бесполезность, ее блаженное парение и удаленность от всех насущных жизненных

Нужд тем, что придает ей волшебную силу, пленительное очарование и

Способность осчастливить? Разве игра не противоречит тому, что мы только что

Назвали центральной антропологической структурой человеческого интереса --

"заботой?" Разве теперь не могут нам возразить, что беззаботность игры есть

Указание на то, что игра изначально есть нечто нечеловеческое, что она,

Скорее, принадлежит к еще не потревоженной, не нарушенной никакой рефлексией

Животной жизни природного создания, что человек обладает естественной

Способностью к игре преимущественно лишь в детском возрасте, в состоянии,

Ближе всего находящемся к растительной и животной природной жизни, что он

Все больше утрачивает непринужденность игры, когда начинается серьезность

Жизни? Подобное возражение упустило бы из виду, сколь велико отличие

Человеческой беззаботности от всякого лишь по видимости сходного поведения

животного. Животное не "заботится" и не бывает "беззаботным" в нашем смысле

слова. Лишь сущее, в существе своем определенное "заботой", может также и

быть "беззаботным". В строгом смысле животное -- ни "свободно", ни

"несвободно", ни "разумно", ни "неразумно". Лишь у человека есть возможность

Прожить жизнь по-рабски и неразумно. Беззаботность игры по существу своему

Не имеет негативного характера, подобно неразумию или рабскому сознанию.

Здесь как раз все наоборот: именно бесполезная игра аутентична и подлинна, а

Не такая, которая служит каким-то внеигровым целям, как то: тренировка тела,

Установление рекорда, времяпрепровождение как средство развлечься. В

Новейших теориях игры сделана попытка представить игру как феномен, который

Присущ не только живому, но известным образом встречается повсюду. Как

Утверждают сторонники этих теорий, отражения лунного света на волнующейся

Водной поверхности есть игра света; череда облаков в небесах отбрасывает

Игру теней на леса и луга. Определенная замкнутость места действия,

Движение, производимое на фоне ландшафтной декорации лунным светом, тенью от

Облаков и тому подобным, будто бы позволяют предположить, что где-то посреди

Реального, опытно постигаемого мира является некий игровой феномен,

"парящий" над реальными вещами в качестве прекрасной эстетической видимости.

Игра есть прежде всего якобы свободно парящий эпифеномен, прекрасное сияние,

Скольжение теней. Подобные игры можно обнаружить во всем просторе

Открывающейся нам природы. Это нечто вроде эстетического творчества природы,

И тогда с полным правом можно говорить, например, об игре волн; оказывается,

Что это вовсе не человеческая метафора, не перенос человеческих отношений на

Явления природы. Напротив, природа играет в самом изначальном смысле, а игры

Природных созданий, животных и людей, производны. На первый взгляд в этом

Утверждении содержится нечто подкупающее. Можно увязать его с красочной,

Образной повседневной речью, которая постоянно подхватывает игровую модель,

Чтобы выразить в языке по-человечески переживаемую, трогающую нас своей

Красотой и очарованием природу. Игра выводится из теснины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: