Настоящем, когда жизненный поток увлекает нас, не ведающих о течении,




Стремящемся к нашему концу. Чистое настоящее детства и считается обычно

Временем игры. Играет ли по-настоящему и в подлинном смысле слова только

Дитя, а во взрослой жизни присутствуют лишь какие-то реминисценции детства,

неосуществимые попытки "повторения",-- или же игра остается основным

феноменом и для других возрастов? Понятие "основной феномен" не

Подразумевает требования, чтобы явленный образ человеческой жизни непременно

И непрестанно выказывал какой-то определенный признак. Вопрос о том,

Является ли игра основным экзистенциальным феноменом, не зависит от того,

Играем ли мы постоянно или же только иногда. Основным феноменам вовсе не

Обязательно проявляться всегда и во всех случаях в виде какой-то постоянной

документации. Да это и не необходимо -- чтобы они "могли" проявляться

Непрестанно. То, что определяет человека как существо временное в самом его

основании, вовсе не должно происходить в каждый момент "теперь" его жизни.

Смерть все же расположена в конце времени жизни, любовь -- на вершине жизни,

Игра (как детская игра) -- в ее начале. Подобная фиксация и датировка во

Времени упускает то, что основные экзистенциальные феномены захватывают

человека всецело. Смерть -- не просто "событие", но и бытийное постижение

Смертности человеком. Так и игра: не просто калейдоскоп игровых актов, но

Прежде всего основной способ человеческого общения с возможным и

Недействительным.

Мы начинаем с краткого анализа игрового поведения, то есть

занятия игрой. Из-за своей краткости и сжатости этот анализ может показаться

абстрактно-формальным, но выводимые структуры каждый может, учитывая

определенные единичные случаи, проверить на самом себе. При различении

"структуры" и "единичного случая" последний принято обозначать как пример

(Bei-Spiel) структуры. Многоразличное, в котором утверждается структура,

понимается как случайное, привнесенное игрой случая. Отношение постоянного к

изменчивому, необходимого к случайному, достаточно примечательно

характеризуется метафорой игры, причем поначалу должен оставаться открытым

вопрос о том, является ли применение идеи игры к онтологическим отношениям

неосмотрительным "антропоморфизмом" или же оно выводимо из самого предмета

размышления.

Каковы же существенные черты человеческой игры?

Мы начинаем с формы исполнения. Игра -- это импульсивное, спонтанное протекающее вершение, окрыленное действование, подобное движению человеческого бытия в себе самом. Но игровая подвижность не совпадает с обычной формой движения человеческой жизни. Рассматривая обычное действование, во всем сделанном мы обнаруживаем указание на конечную цель человека, на счастье, эвдаймонию. Жизнь принимается в качестве урока, обязательного задания, проекта; у нас нет места для отдыха, мы воспринимаем себя "в пути" и обречены вечно быть

Изгнанными из всякого настоящего, увлекаемыми вперед силой внутреннего

Жизненного проекта, нацеленного на эвдаймонию. Мы все неустанно стремимся к

Счастью, но не едины во мнении, в чем же оно заключается. В напряжении нас

Держит не только беспокойный порыв к счастью, но и неопределенность в

толковании "истинного счастья". Мы пытаемся заработать, завоевать, за-любить

Себе счастье и полноту жизни, но нас постоянно влечет за пределы

достигнутого, всякое доброе настоящее мы жертвуем неведомому "лучшему"

Будущему. Хотя игра как играние есть импульсивно подвижное бытие, она

Находится в стороне от всякого беспокойного стремления, проистекающего из

характера человеческого бытия как "задачи": у нее нет никакой цели, ее цель

И смысл -- в ней самой. Игра -- не ради будущего блаженства, она уже сама по

себе есть "счастье", лишена всеобщего "футуризма", это дарящее блаженство

Настоящее, непредумышленное свершение. Никоим образом это не исключает того,

Чтобы игра содержала в себе моменты значительного напряжения, как, например,

Игра-состязание. Но игра, со своими волнениями, со всей шкалой внутреннего

Напряжения и проектом игрового действия, никогда не выходит за свои пределы

И остается в себе самой. Глубокий парадокс нашего существования состоит в

Том, что в своей продолжающейся всю жизнь охоте за счастьем мы никогда не

Настигаем его, никого нельзя перед смертью назвать счастливым в полном



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: