Закуклившихся в свои роли: оно соотнесено и со зрителями, игровым




сообществом, для которого поднят занавес. Об этом ясно свидетельствует

зрелищная игра. Зрители здесь не случайные свидетели чужой игры, они

небезучастны, к ним с самого начала обращена игра, она дает им что-то

понять, завлекает в сети своих чар. Даже не действуя, зрители оказываются

околдованными. Представление в его традиционной форме, с окружающей его

декорацией, подобно картине. Зрители видят раскрывающийся перед ними игровой

мир. Пространство, в котором они себя ощущают, не переходит в сценическое

пространство -- или же переходит только в пространство сцены, поскольку оно

есть все же лишь игровой реквизит, а не дорога в Колон. Пространство

игрового мира использует реальное место, действие игрового мира -- реальное

время, и все же его невозможно определить и датировать в системе координат

реальности. Раскрытая сцена -- словно окно в воображаемый мир. И этот

Необычный мир, открывающийся в игре, не только противостоит привычной

Реальности, но обладает возможностью воспроизвести внутри себя это

Противостояние и свой контраст с реальностью. Подобно картинам в картинах

существуют и игры в играх. И здесь итерация многоступенчата по интенции, но

удерживается в одном и том же медиуме видимости игрового мира. По своему

воображаемому содержанию игра третьей ступени не более воображаема, чем игра

второй или первой ступени. И все же такая итерация не лишена значения. Когда

долго колебавшийся принц Датский велит поставить внутри игрового мира еще

одну игру, изображающую цареубийство, и этим разоблачающим представлением

ставит в безвыходное положение причастную к убийству мать и ее любовника, то

при этом игровое сообщество взирает в игре на другое игровое сообщество,

становится свидетелем ужасной завороженности -- и само подпадает под власть

колдовских чар.

 

 

Двоякое самопонимание человеческой игры: непосредственность жизни и

рефлексия

Игра принадлежит к элементарным экзистенциальным актам человека,

Которые знакомы и самому неразвитому самосознанию и, стало быть, всегда

Находятся в поле сознания. Игра неизменно ведет с собой самотолкование.

Играющий человек понимает себя и участвующих в игре других только внутри

Общего игрового действа; ему известна разрешающая, облегчающая и

Освобождающая сила игры, но также и ее колдовская, зачаровывающая сила. Игра

похищает нас из-под власти привычной и будничной "серьезности жизни",

проявляющейся прежде всего в суровости и тягости труда, в борьбе за власть:

Это похищение порой возвращает нас к еще более глубокой серьезности, к

Бездонно-радостной, трагикомической серьезности, в которой мы созерцаем

бытие словно в зеркале. Хотя человеческой игре неизменно присуще двоякое

самопонимание, при котором "серьезность" и "игра" кажутся

противоположностями и в качестве таковых вновь снимают себя, играющий

человек не интересуется мыслительным самопониманием, понятийным расчленением

своего окрыленного, упоительно настроенного действования. Игра любит маску,

закутывание, маскарад, "непрямое сообщение", двусмысленно-таинственное: она

бросает завесу между собой и точным понятием, не выказывает себя в

недвусмысленных структурах, каком-то одном простом облике. Привольная

переполненность жизнью, радость от воссоединения противоречий, наслаждение

печалью, сознательное наслаждение бессознательным, чувство произвольности,

самоотдача поднимающимся из темной сердцевины жизни импульсам, творческая

деятельность, которая есть блаженное настоящее, не приносящее себя в жертву

далекому будущему, -- все это черты человеческой игры, упорно

сопротивляющиеся с самого начала всякому мыслительному подходу. Выразить

Игру в понятии -- разве это не противоречие само по себе, невозможная затея,

Которая как раз усложняет постановку интересующей нас проблемы? Разрушает ли

Здесь рефлексия феномен, являющийся чистой непосредственностью жизни?

Осмыслить игру -- разве это не все равно что грубыми пальцами схватить крыло

Бабочки? Возможно. В напряженном соотношении игры и мышления

Парадигматически выражается общее противоречие между непосредственностью

Жизни и рефлексией, между в-себе-бытием и понятием, между экзистенцией и

Сознанием, между мышлением и. бытием, и именно у того самого существа,

которое существует в качестве понимающего бытие существа. Игра есть такой

Основной экзистенциальный феномен, который, вероятно, более всех остальных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: