Учиненной ею идеальной сцене -- в себе самой -- все другие феномены бытия,




да вдобавок самое себя. Подобная всеобъемлющая структура необыкновенно

сложна в своем интенциональном строе и предполагает не только сообразную

переживанию классификацию пережитых игровых миров различных ступеней, но и

взаимопроникновение "возможного и действительного", становящееся прямо-таки

проблемой калькуляции. К сказанному следует еще добавить, что игровые

Элементы присутствуют во множестве форм неигровой жизни, зачастую в виде

Маленьких увеселений в лощинах серьезного жизненного ландшафта, так что

Посреди сурового, мрачного и отягченного страданиями человеческого

существования всплывают "острова" игрового блаженства. Что было бы с

влюбленными с их поистине бесконечной задачей без разыгранной шутки, без

радостных сердечных арабесок? Чем была бы война без авантюры, без игровых

правил рыцарственности, чем был бы труд без игрового гения, чем была бы

политическая сцена без добровольного или недобровольного фарса властителей?

Иногда выказываемая во всех этих сферах серьезность есть не более чем хорошо

сидящая маска скрытой игры. Именно потому, что игра способна менять

Облачения, ее присутствие не всегда легко установить. Порой люди застают

Друг друга за игровыми действиями, которые совсем и не выглядят таковыми.

Феноменология шутки как конституирующего социальность фактора все еще не

разработана. От всякой игры, открытой и скрытой, как бы замаскированной,

следует строго отличать лицемерие с целью обмана, подложную "как бы"

Модификацию чувств, умонастроений и действий, в которой люди

"представляются" друг перед другом, обманывают не только словами, но и

образом поведения, поступками, когда, например, "играют в любовь", не ощущая

ее, когда, как говорится, устраивают "спектакль". Ложь, которая может быть

не только словесной, но и ложью жестов, мимики, даже "молчания", есть

Жуткая, зловещая тень, ложащаяся на межчеловеческие отношения и угрожающая

Им. Человеческая ложь -- это не мимикрия животных, но хитрость, притворство,

Коварство зверей в борьбе за добычу, человеческая ложь лишена невинности

Хищника. По сравнению с животным человек оснастил поведение, имеющееся уже в

Животном мире, средствами своего интеллекта, когда из доисторического

Собирателя превратился в охотника, преследующего дичь с помощью всевозможных

Уловок -- ям, приманок и тому подобного. Рафинированные обманные средства

Охоты затем были перенесены в сферу охоты на людей -- в военную борьбу и ее

Продолжение в политической риторике, вторглись во взаимное приманивание и

Вечную войну полов. Охота как область хитрости и обмана есть поведение,

Характеризующее животный и человеческий мир, это область своего рода

Естественной лжи. Но человек отличается от животного среди прочего и тем,

Что понимает истину как таковую, что он открыт смыслу и способен разделять

Понятый смысл с другими людьми. Межчеловеческое сообщение -- будь то в

Мимике, жесте или слове -- есть нечто большее, чем сигнал, и существенно

Отличается от предупреждающего свиста серны или же призывного рева оленя.

Так как человек знает об истине, об истине смыслового и о смысле истины, он

Знает и о мучительной потаенности сущего, может спрашивать и высказываться,

Знает о неистинности как проходящей замкнутости вещей, о неистинности как

Следствии притворства, способность к которому он постигает как власть.

Именно потому, что человек определяется через свое отношение к истине, он

Обладает возможностью лжи. Это опасная, злая возможность -- злая не потому,

Что непрестанно учиняет вред, отравляя ядом недоверия отношения между

Людьми, но потому, что делает само отношение человека к истине

Двусмысленным, неверным и ненадежным. Притворное знание хуже незнания, ложь

Хуже заблуждения. Легче примириться с тем, что -- как существо конечное --

Мы можем познать лишь весьма ограниченный круг вещей, чем вынести ложь и

Обман со стороны других людей. Лицемерная неподлинность в нагруженных

смыслом словах и поступках часто зовется "игрой", а игра противопоставляется

Подлинному и правдивому, истинному. Конечно, это неправильное толкование зла

И злоупотребление понятиям игры. И все же между обманом и игрой есть связь.

Сама игра -- это не обман, но она пользуется иллюзионистскими эффектами,

Которыми обычно оперирует и обман, игра воспринимает элементы показного --

Не для того, чтобы выдать показное за реальность, а чтобы использовать его в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: