Качестве средства выражения. Маски в игре не должны вводить в заблуждение,




Они должны зачаровывать, это -- реквизит практики волшебства. Игра

развертывается внутри условной "видимости", она ее не отрицает, но и не

Выдает за неподдельно реальное. Всякая игра связана с иллюзорной,

воображаемой "видимостью", но не затем, чтобы обмануть, а с целью завоевать

измерение магического. Когда в игровом мире представления "являются"

внеигровые феномены бытия, когда в игре борются, трудятся, любят, а то и

вовсе умирают, это не значит, что игра, с целью обмана, устроила неподлинный

спектакль. Это как раз подлинный театр, подмостки зрелища, выводящего

человеческую жизнь перед ней самой. Игра -- исключительный способ

для-себя-бытия. Это не для-себя-бытие, происходящее от рассудочной

рефлексии, не сознательное обращение представляющей жизни на себя самое.

Ведь игра есть действие, практика общения с воображаемым. В человеческой

игре наше бытие действенно отражается в себе самом, мы показываем себе, чем

и как мы являемся. Игровое для-себя-бытие человека прагматично. Оно

существенно отличается от чисто интеллектуального для-себя-бытия, идущего от

рефлексии. Игра принадлежит к элементарному, дорефлективному бытию. Однако

она не "непосредственна". Она обладает структурой "опосредствования", она

проста, пока остается игрой, двойственна -- когда выступает как действие в

реальном мире и одновременно -- в мире игровом. Деятельный характер игрового

действия, выделяющий игру в сравнении с рефлексией сознания, очевидно, не

дан в игровом сообществе. Не есть ли это характерная черта "созерцания" в

широком смысле слова? Как мы сказали, игровое сообщество включает в себя

игроков и свидетелей игры, ограниченную сцену игрового мира и людей перед

подмостками. Последние включены в игру постольку, поскольку они очарованы

игрой. При этом они не "действуют" сами, они погружены в созерцание, которое

их захватывает или забавляет. Но "со-зерцатели" игрового представления

"идентифицируют" себя с игроками имагинативным образом. На этой

идентификации, наверное, и основывается в значительной степени

зачаровывающая сила игры. В обесцвеченной и ослабленной форме этот момент

"идентификации зрителей и игроков" сказывается и на всяких цирцеевских

представлениях, на развлекательных играх, устраиваемых для масс большого

города. Наверное, неправильно насмехаться над тем, что в современных

футбольных состязаниях 22 человека бегают по полю, а сотни тысяч наблюдают

за ними. Оставив в стороне значение подобных грандиозных представлений,

определяемое социологически (например, как "содержание сознания" или "тема

разговора" масс), укажем на то, что быть зрителем -- это само по себе есть

род сильной эмоциональной причастности, способ идентифицирующего соучастия в

игре, поднимающий множество интересных проблем. Игровое сообщество зрелища

Объединено и собрано в общеколлективной иллюзии, которую могут сознавать и

признавать "нереальной" и в то же время понимать как место явления

"сверхреальной" сущности. Сцена представляет, подмостки ее -- весь мир.

Прежде всего это, наверное, "человеческий мир", совокупность человеческого

бытия, а сверх того, вероятно, и совокупность всего бытия, к которому

человек постоянно себя относит. Зрелище, по существу, есть пример

(Bei-Spiel), образец, парадигматическое представление того, что мы есть и

Каковы мы. Этот имеющийся в человеческой игре образец заключается в

Осмысленном представлении бытия во всех его жизненных измерениях для него

Самого. Владея способностью играть, человек может созерцать себя, обретать

Образ собственной жизни во всей его высоте и глубине, задолго до того, как

Он начинает размышлять и понятийно постигать истину своего существования.

Игровая рефлексия образна, игра выводит сущность в явление до всякого явного

Размышления. Человек как человек по своему бытию есть отношение. Он не

Сходен с вещью, которая сначала есть в самой себе и только потом относится к

чему-либо. Категориальная модель "субстанции" не подходит к человеку.

Человек существует как отношение, отношение к себе, вещам и миру, он

Существует в пространстве и относит себя к родине и чужбине, существует во

Времени и относит себя к собственному прошлому, обусловлен родом и полом и

Относит себя к собственному полу в стыде и институциональных отношениях

(брак, семья). Культ умерших, труд, господство, любовь -- все это ключевые



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: