Индустриальная экспансия неизбежно должна была распространиться и на




Поведение человека в свободное время; и, как я полагаю, она все больше будет

формировать содержание сознания людей.

"Идеологическая война", крупномасштабная обработка сознания делается в

преуспевающей экономике условием "полной занятости". Другими словами,

технизация не может ограничиться воздействием на "экономическое" и "военное"

Поведение людей, как его понимали до сих пор, она все больше будет

вторгаться в резервацию индивидуального произвола, производя "промышленно

изготовленные patterns of life". Этим процессом вряд ли будут затронуты

Только не-, полу- и едва образованные люди: так называемая элита также не

избежит вовлечения в этот "trend". В прежние времена люди, эпизодически

Сбрасывавшие с себя тяготы труда, не нуждались для своего услаждения ни в

Чем другом, кроме природы, ее мира и красоты. Однако эта мирная и прекрасная

природа была все же "Аркадией человеческой души", как культ природы,

Исполненный пантеистического чувства и во многом обязанный антикизирующей

Учености, она возникла в эпоху Возрождения. В отношении к природе

Современного человека меньше этого возвышающего душу почитания, дивящегося

Вселенской гармонии, математической и органической красоте, толкующего

Природные законы как истечение сверхъестественной мудрости. Человек нашего

Времени относится к природе практически-технически, подходит к ней как

Завоеватель или по крайней мере как разведчик. Туризм, который стал

Возможным благодаря современным транспортным средствам и был ими вызван, во

Много раз превосходит по своим масштабам великое переселение народов. То,

Что преподносится человеческому любопытству из увиденного и услышанного

Благодаря кино, радио и телевидению, -- вовсе не суррогат естественного

Опыта, не предложение консервированной духовной пищи, но совершенно новые и

оригинальные источники переживания, которые нацелены на планетарную

Тотальность информации, подобно тому как экономика развивается с расчетом на

мировой рынок. Следует оставить излюбленный "критиками культуры" плач по

"утрате почвы". Техническая регламентация свободного времени -- вовсе не зло

Априори, даже если учитывать и признавать, что часто она оборачивается

Уродством. Пока свободное время рассматривается как время, не занятое ни

Трудом, ни политическими делами и обязанностями, оно продолжает

Контрастировать с трудом и политической деятельностью. Чем в большей степени

труд берут на себя машины, тем больше человек получает времени для себя самого, однако оно оказывается "опустошенным", незаполненным временем, которое может быть употреблено для любых целей и занято всем, чем угодно. Пустое время легко обращается в пустыню скуки, которую приходится разгонять. Таким образом, когда у нас появляется свободное время просто потому, что мы должны трудиться, после удовлетворения потребности в отдыхе оказывается, что этот промежуток времени совершенно стерилен и может быть произвольно заполнен каким угодно содержанием.

Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что у нас есть свободное время, поскольку и пока мы играем. Свобода времени теперь означает не "пустоту", а творческое

Исполнение жизни, а именно -- осуществление воображаемого творчества,

Смысловое представление бытия, в известной мере освобождающее нас от

свершившихся ситуаций нашей жизни. Такое освобождение, конечно, не реально и

не истинно, мы не избегаем последствий своих поступков. Человеческая свобода

не в силах перескочить свои последствия. Но у нас есть выбор, в сделанном

выборе соустановлена цепочка следований. В игре у нас нет реальной

возможности действительно возвратиться к состоянию перед выбором, но в

Воображаемом игровом мире мы можем все еще или снова быть тем, кем мы давно

И безвозвратно перестали быть в реальном мире. Всякий акт свободного

Самоосуществления осуществляет горизонт заранее готовых возможностей. Играя,

человек может отстранить от себя ("как бы") все свое прошлое и вновь начать

С точки отсчета. Прошлое, которым мы не располагаем, вновь оказывается в

нашем распоряжении. Возможна аналогичная позиция по отношению к будущему:

Реальные шансы не взвешиваются, не питается никаких ограниченных надежд, в

Игре мы способны к самому свободному предвосхищению, для нас нет никаких

Препятствий, мы можем из-мыс-лить их прочь, убрать все оказывающее



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: