Детство, годы учения, Гамбург




(1685-1706)

 

Собственно говоря, биография человека никогда не начинается с момента его рождения. Тем более биография истинного гения! Ведь для того чтобы возникла телесная и духовная структура, в которой гений проявился бы во всей своей полноте, необходимо необычайно планомерное взаимодействие, смещение генов и хромосом, неизъяснимых сил и материй, - к тому же на протяжении нескольких поколений.

Но все же биографию нужно с чего-то начать. В случае Георга Фридриха Генделя* (*В то время не существовало общепринятой, единой орфографии. Имя Генделя также писалось по-разному. В дошедших до нас документах встречаются, например, следующие формы написания: Handel, Handel, Hendel, Haendel, Hendeler, Handeler, Hendtler, Hendall, Handell и т. д.) начнем ее с того момента, когда родители его поженились.

Венчальный обряд состоялся 23 апреля 1683 года в гибихенштейнском соборе св. Варфоломея. Муж - Георг Гендель, доверенный слуга бранденбургского курфюрста, лекарь и цирюльник; жена - Доротея Тауст, дочь гибихенштейнского священника.

В то время Георг Гендель был уже пожилым человеком: он родился в 1622 году. Это был его второй брак; первая жена, дочь проживавшего в Галле цирюльника, скончалась незадолго до этого. Вторая жена была моложе Георга почти на тридцать лет. В результате этого брака родилось четверо детей: мальчик-первенец умер вскоре после своего появления на свет; младший сын, получивший при крещении имя Георг Фридрих, родился в 1685 году; две дочери - Доротея София и Иоганна Кристиана - родились в 1687 и 1690 годах.

Гендель-отец достиг в своей профессии всего, чего только можно было достичь в то время; он наверняка был превосходным специалистом - ведь его принял на службу сам бранденбургский курфюрст. Правда, он не накопил большого состояния, но жил в удобстве и достатке, во всяком случае у него хватило средств на покупку семейного склепа на кладбище в Галле.

О Доротее Гендель нам известно лишь то, что говорилось о ней в надгробном слове, позже изданном. Судя по всему, она была разумной, любезной женщиной, прекрасно знающей Библию и очень привязанной к родителям, кроме того, она обладала отличными организаторскими способностями, серьезным характером и хорошими манерами.

 

 

Георг Гендель был гражданином Галле. В этом городе 23 февраля 1685 года и родился Георг Фридрих.

Уже с детских лет маленького Георга Фридриха живо интересовало все, связанное с музыкой: среди его игрушек были барабаны, флейты, трубы. Ребенка необыкновенно притягивало все то, из чего можно было извлечь музыкальные звуки. Старый Гендель отнюдь не радовался этим наклонностям сына. Он считал: музыка - это элегантное искусство и утонченная забава, но как профессия она не достаточно достойная, ведь предметом музыки является не что иное, как наслаждение и развлечение. Конечно, старик Гендель руководствовался и другими соображениями. Немецкого музыканта в то время ждала, как правило, весьма горькая судьба. Органисты и канторы были плохо оплачиваемыми, но в достатке снабженными работой музыкальными ремесленниками; немецкая опера до 1700 года почти не существовала; лучшие музыканты имели, правда, возможность устроиться при каком-либо дворе, но и там их положение было не намного лучшим, чем на церковной службе; те же, кто занимался лишь развлечением простонародья, находились на самой низкой ступени общественной лестницы рангов.

Так что напрасно ребенок обладал колоссальным музыкальным талантом, музыке учиться он все равно не мог. Но нельзя было запретить слушать музыку, ведь каждый вечер в Либфрауэнкирхе (церкви Богородицы) в Галле пелись и исполнялись на органе хоралы; на воскресных и праздничных богослужениях регулярно звучали кантаты; городские же музыканты каждую неделю проходили, "концертируя", по главным улицам города.

 

 

Маленький Георг Фридрих рос в таких условиях, что его любовь к музыке сталкивалась в кругу семьи с огромным противодействием. Когда же и где он начал учиться музыке? Здесь мы можем полагаться лишь на догадки и не заслуживающие полного доверия анекдоты. Однако бесспорно, что Георг Фридрих каким-то образом научился играть на клавесине и органе. Притом настолько хорошо, что на него обратили внимание и "высшие власти", так, например, герцог Саксонский-Вейссенфельский, пожелавший оказать материальную помощь в музыкальном воспитании Генделя-ребенка. Однако отец, противник музыки, не принял этого предложения, хотя в те времена обычному придворному лекарю-цирюльнику не просто было отказаться от подобной чести. Георг Фридрих должен изучать юриспруденцию! - таким было решение семьи. Если он станет изучать право, то, наряду с этим, может и музицировать. Так, в 1694 году Гендель мог приступить к регулярным занятиям музыкой; его педагогом стал 31-летний органист церкви Богородицы в Галле Фридрих Вильгельм Цахау. Ребенок Гендель развивался с поразительной быстротой: наряду с игрой на клавесине и органе он вскоре научился играть также на скрипке и гобое. Цахау посвятил маленького Генделя и в тайны композиции - результаты были отличными. Сохранившиеся с тех пор - написанные в возрасте 11 лет! - трио-сонаты для двух гобоев и фагота свидетельствуют об определенном умении, богатстве мелодики и фантазии.

 

 

Цахау был не только отличным учителем и хорошим педагогом, но и честным художником. Ибо через пару лет Гендель уже делал такие успехи, что в 1696 году Цахау вынужден был заявить: ему больше нечему учить мальчика, и посоветовал отправить ребенка в Берлин, где бранденбургский курфюрст основал великолепную оперу, в которой пели лучшие итальянские певцы.

Старику Генделю волей-неволей пришлось везти сына в Берлин, где сам курфюрст предложил отправить блестяще одаренного маленького музыканта на учебу в Италию, причем на свои средства. Но это означало, что по завершении учебы для покрытия связанных с ней расходов Генделю пришлось бы остаться на службе у курфюрста. Противодействие отца и на этот раз спасло Георга Фридриха от того, чтобы он на долгое время связал себя должностью придворного музыканта.

 

 

Георг Гендель, однако, уже не долго мог влиять на жизненный путь сына: 11 февраля он скончался.

Георг Фридрих простился с отцом трогательными стихами. Но в строках новоиспеченного поэта проступает музыкант: за гекзаметрическим барочным стихом следуют такие слова: "Так оплакал своего покойного, чересчур рано отошедшего в лучший мир, сердечно любимого отца поклоняющийся свободным искусствам Георг Фридрих Гендель".

Из чувства почтения Гендель стремится выполнить желание отца: чтобы стать когда-нибудь правоведом, он регулярно посещает латинскую школу в Галле, но в то же время почти беспрерывно сочиняет, в первую очередь духовную музыку, кантаты и произведения для органа.

 

 

10 февраля семнадцатилетний Гендель поступает в университет города Галле.

Однако спустя несколько дней, 13 марта, он заключает договор с кафедральным руководством Галле, согласно которому заступает на место умершего незадолго до этого органиста И. Кр. Лепорина.

"Поскольку нам очень хвалили ученика Георга Фридриха Генделя, который многократно замещал упомянутого Лепорина в его отсутствие, и рекомендовали прежде всего за его умение, мы, пастыри и пресвитеры королевского дворца и кафедрального собора, а также здешней реформатской церкви, назначаем упомянутого Генделя органистом вышеназванного собора".

Гендель должен был удовлетворять обычным требованиям: преданно и усердно выполнять возложенные на него обязанности; по воскресеньям и праздничным дням, а также в особых случаях присутствовать на богослужениях; играть на органе подобающим образом, сопровождать псалмы и гимны красивыми гармониями; вовремя приходить в собор; следить за состоянием органа и давать соответствующие советы в случае его починки; с уважением относиться к священникам и пресвитерам, повиноваться им; жить в мире с храмовой прислугой; вести жизнь примерного христианина.

За все это Генделю в течение испытательного года причиталось пятьдесят талеров, а также бесплатная квартира в Морицбурге. (Необычайно скудную плату в определенной степени дополняло то, что мать Генделя сдавала внаем половину осиротевшего семейного дома, то есть часть наследства Георга Фридриха, и это приносило некоторый доход.)

Должность органиста, естественно, очень связывала Генделя, поэтому не удивительно, что университет он почти не посещал. Ведь кроме зафиксированных в договоре обязанностей ему нужно было также регулярно сочинять кантаты для богослужений. Кроме того, по небольшим праздникам Гендель устраивал со школьными товарищами регулярные музицирования в доме матери. В конце концов само собой решилось, что из восемнадцатилетнего Георга Фридриха Генделя выйдет не правовед, а музыкант.

 

 

Гендель честно отслужил в соборе положенный испытательный год. Но затем понял, что в Галле ему уже нечему учиться, нужно отправляться в странствия, зарабатывать больше денег, так как овдовевшая мать нуждается в поддержке. Первой остановкой на дорогах странствий стал Гамбург.

В Гамбурге в то время процветала музыкальная жизнь. Свободный ганзейский город играл в музыкальной жизни Германии примерно такую же роль, как в Италии Венеция, и с этим культурным и торговым центром Гамбург соперничал во всех отношениях. Правда, духовную музыку там не очень культивировали, зато необычайно развито было оперное искусство: с 1677 года в Гамбурге действовал публичный оперный театр, открытый для любой платящей публики. (Это была первая публичная Опера в Германии.) Как следствие свободного (а по мнению пиитов, скорее вольного) духа, а также в результате упорной работы Сигизмунда Куссера, а затем Рейнгардта Кайзера, в Гамбурге в это время работал по-настоящему хороший оперный театр. Кайзер был его директором и "домашним автором", превосходным организатором и композитором, у которого Генделю было чему поучиться. Однако прежде всего Гендель познакомился с Иоганном Маттесоном, который был старше его на четыре года и с которым у него сразу завязалась глубокая и прочная дружба. Маттесон был отпрыском очень состоятельной гамбургской семьи, высокообразованным и многосторонним молодым человеком; к этому времени он уже получил юридическое образование, владел четырьмя языками, играл на многих инструментах, пел и писал оперные либретто, на которые сам же сочинял музыку. Потомки ценят и почитают его в первую очередь как музыкального писателя-критика. Из различных его трудов мы почерпнули, среди прочего, следующее:

9 июля. Гендель и Маттесон впервые встречаются на органной галерее гамбургского собора Марии Магдалины.

15 июля. Молодые люди совершают продолжительную речную прогулку в окрестностях Гамбурга.

30 июля. Оба играют на органе в соборе Марии Магдалины.

17 августа. Уезжают в город Любек, чтобы познакомиться с тамошним знаменитым композитором и органистом Дитрихом Букстехуде.

Одной из целей поездки было также желание принять участие в конкурсе на видное место органиста, которое освобождалось после ухода на покой старого Букстехуде. Однако, по обычаю тех времен, уход Букстехуде был возможен лишь при условии, что преемник возьмет в жены его дочь. (Сам Букстехуде занял это место органиста при сходных обстоятельствах - он женился на дочери Тундера.) Но Анна Маргарета Букстехуде была на десять лет старше Генделя и на шесть - Маттесона... Маттесон пишет об этой прогулке в Любек следующее:

"...В эту поездку я взял с собою Генделя; мы опробовали все тамошние органы и клавесины и наконец сошлись на том, что ему следует играть только на органе, мне же - только на клавесине. С большим вниманием слушали мы превосходных исполнителей в Мариенкирхе. Но когда в связи с делом возник вопрос о женитьбе, к которой ни у одного из нас не было ни малейшей склонности, мы оставили город, осыпанные многочисленными знаками внимания и прекрасно повеселившись".

(Ровесник Генделя И. С. Бах, посетивший Любек двумя годами позже, также отступился от этой должности, не пожелав жениться на дочери Букстехуде...)

Дружба между двумя молодыми музыкантами становится все глубже. Вновь предоставим слово Маттесону:

"...В игре на органе он разбирался лучше, чем Кунау [предшественник Баха по службе в лейпцигском соборе св. Фомы], особенно что касалось импровизированных фуг и контрапунктов; в мелодике, однако, он не слишком понимал вплоть до тех пор, пока не попал в гамбургскую Оперу... В прошлом столетии никто не заботился о мелодии, все определялось гармонией... Гендель в любое время свободно мог садиться за стол моего отца, за это он обучил меня многим контрапунктическим приемам; я, в свою очередь, сослужил ему подобную службу в области драматической музыки; так мы взаимно помогали друг другу...

В то время Гендель сочинял длинные-предлинные арии и бесконечные кантаты, которые хотя и имели совершенную гармонизацию, все же не были достаточно изящными и искусно выполненными; со временем, однако, они становились все более отшлифованными благодаря оперной школе, с которой Гендель находился в соприкосновении".

В Гамбурге Гендель сначала зарабатывал на жизнь уроками музыки. Вскоре доходы его стали такими, что он смог регулярно посылать небольшие суммы нуждающейся матери в Галле. Среди его учеников был и сын британского поверенного в делах в Гамбурге Джона Вича - Сирил, воспитателем которого стал позднее Маттесон. Маттесон, кстати, был также секретарем поверенного и должность эту сохранил и после смерти Джона Вича, последовавшей в 1714 году, когда канцелярия перешла к его сыну Сирилу. И не исключено, что Гендель, впервые вступивший в отношения с Англией при посредстве семьи Вичей, обязан своей английской славой именно ей.

Но постепенно множатся и другие международные связи Генделя.

В декабре в Гамбург прибывает герцог Джан Гастоне Медичи, который позже, после смерти своего отца Козимо III, стал великим герцогом Тосканским. Покровительствующий искусствам герцог воспринял творчество Генделя с большим интересом, и, возможно, именно он своими восторженными рассказами позднее подготовил почву для поездки Генделя в Италию.

 

 

17 февраля. В этот день состоялось первое исполнение "Страстей по Иоанну" Генделя в Гамбурге. Либретто было написано Кристианом Генрихом Постелем на основе 19-й главы Евангелия.

Гендель в это время работает в оркестре гамбургского "Theater am Gansemarkt", Маттесон же совершает служебную поездку с британским поверенным. В письме Маттесону, датированном 18 марта, Гендель пишет:

"...Я очень хотел бы уже видеть Вас и беседовать с Вами; этот момент, вероятно, скоро наступит, так как придет время, когда ничего в Опере нельзя будет сделать без Вас..."

Под влиянием письма Генделя Маттесон решает вернуться в Гамбург. Оба продолжают привычную деятельность, не ослабевает и их дружба. Единственный серьезный конфликт между ними разражается как раз в Опере.

Премьера оперы Маттесона "Клеопатра" состоялась 20 октября, на представлениях композитор попеременно то дирижировал, то пел партию Антония. Гендель играл в группе вторых скрипок. Однако на спектакле, состоявшемся 5 декабря, Гендель, пока Маттесон находился на сцене, сел за клавесин. Вернувшись в оркестр, Маттесон захотел возвратить себе место дирижера за клавесином, однако Гендель не пожелал его пустить. Из этого инцидента выросла большая ссора, затем драка, закончившаяся тем, что на базарной площади перед театром друзья бросились друг на друга со шпагами. Но и стычка эта не поколебала их дружбы: после короткого периода взаимных обид они помирились. Большое примирение произошло 30 декабря: друзья вместе отобедали и затем отправились на репетицию первой оперы Генделя, "Альмиры".

 

 

Премьера "Альмиры" состоялась 8 января. Оригинальное ее название типично для немецкого барокко: "Der in Krohnen eriangte Glucks-Wechsel, oder: Almira, Konigin van Castilien". В соответствии с масштабами того времени опера состояла из 42 "немецких" и 15 "итальянских" арий. Она имела приличный успех и была представлена около двадцати раз, позднее, в 1732 году, ее опять возобновили в Гамбурге. Рукопись оперы, к сожалению, затерялась, до нас дошла лишь единственная - и неполная - копия.

Успех побуждает Генделя вновь попытать счастья: через шесть недель он выступает с новой оперой.

25 февраля впервые исполняется вторая опера Генделя, "Нерон" ("Die durch Blut und Mord eriangete Liebe, oder: Nero"). И в этом произведении, как и в "Альмире", Маттесон выступил в качестве певца-солиста. Новую оперу, включающую 75 (!) арий, постиг огромный провал - она была сыграна всего три раза. Мы не можем судить, справедлив ли был приговор публики, так как партитура оперы утеряна. Во всяком случае, в труде Гунольда ("Menantes") "Theatralische, galante und geistliche Gedichte" об этой опере можно прочесть следующее: "Как может вообще сотворить композитор что-либо прекрасное, если нет хорошего либретто? По поводу музыки оперы „Нерон" кто-то совершенно справедливо посетовал: либретто начисто лишено остроумия, горе тому, кто должен сочинять на подобный текст музыку". Этим "кто-то" был как раз Гендель.

После впечатляющего провала "Нерона" Гендель отходит от Оперы. В 1705-1706 годах он зарабатывает на жизнь исключительно уроками музыки. Однако эту деятельность он явно не считает удовлетворительной и достаточно продуктивной. Он ищет новые возможности. Самым подходящим представляется поехать учиться в Италию, ведь где-где, а в Италии можно было многое почерпнуть из творчества зрелых, снискавших известность композиторов старшего поколения. А там, где течение жизни без музыки невозможно и представить, наверняка можно и сочинять, зарабатывать деньги.

Мы не знаем точно, когда Гендель покинул Гамбург и отправился в Италию. Но одно можем сказать почти с полной уверенностью: он решился на это под влиянием герцога Джана Гастоне Медичи, который ярко обрисовал ему красоты, богатство итальянской музыкальной жизни и, видимо, обещал, что брат Фердинанд, герцог Тосканский, окажет ему поддержку.

 

В Италии

(1707-1709)

 

 

Нам не известен точный маршрут итальянского путешествия Генделя. Очевидно, вначале он посетил родину своего будущего мецената, Флоренцию, хотя ни в одном из сохранившихся документов нет даже косвенных сведений о пребывании Генделя в этом городе. По всей вероятности, Георг Фридрих прибыл в Италию летом 1706 года и первые месяцы, пожалуй, только присматривался и собирал информацию об имеющихся возможностях. В начале 1707 года он живет уже в Риме. В дневниковой записи одного из жителей Рима от 14 января 1707 года можно прочесть следующее: "В город прибыл один немец, прекрасный клавесинист и композитор. Сегодня он показал свое умение на органе собора се. Джованни ин Латерано, под бурный восторг всех собравшихся".

В поездке по Италии Гендель начинает датировать свои композиции. Отсюда мы узнаем, что весной и летом 1707 года он сочинял духовные произведения, в основном псалмы. (В апреле - "Dixit Dominus", в июле - "Laudate pueri Dominum" и "Gloria Patri".) Однако некоторые из исполненных в Италии духовных сочинений были написаны Генделем еще в Галле; он только переработал их.

В Риме в то время не существовало Оперы, так как папа (примерно за 10 лет до приезда в Рим Генделя) приказал разрушить ее как безнравственное учреждение. Духовная же музыка находилась в периоде расцвета. Стало быть, если Гендель хотел продемонстрировать Риму свое умение, ему нужно было сочинять в первую очередь церковную музыку, а также светские кантаты для музыкальных вечеров, проводившихся во дворцах аристократии. (Так появилось на свет несколько дюжин светских кантат Генделя.) В таких условиях было написано десять произведений на латинские тексты, среди них 112-й псалом, "Laudate pueri". Рукопись произведения дошла до нас, и благодаря этому известна точная дата его создания: 8 июля 1707 года.

Собственно говоря, произведение это не что иное, как основательная переработка более раннего сочинения, написанного в гамбургский период, вероятно в 1706 году, на тот же текст и предназначенного для сопрано-соло, двух скрипок и баса. В римской версии сохраняется партия сопрано-соло, однако к ней подключается пятиголосный хор, и, кроме этого, больший состав имеет инструментальный аппарат: 2 гобоя, по две партии скрипок и альтов, инструменты басовой партии. Переменилась и тональность произведения: ре мажор вместо прежнего фа мажора. Но, несмотря на участие хора, не изменился основной характер сочинения, характер сольной кантаты. Ведь и в новой версии партии сопрано-соло поручена незаурядная роль: исполнитель ее может продемонстрировать высокий уровень своей вокальной техники в шести частях восьмичастной композиции.

Гендель вряд ли ценил это сочинение очень высоко - отдельные его фрагменты он использовал в более поздних своих произведениях. Так, вступительный хор он перенес в сочиненное в 1713 году "Утрехтское Jubilate", а материал заключительной доксологии использовал во втором действии написанной в 1747 году оратории "Иисус Навин", в части "Glory ti God".

Благодаря блестящему таланту исполнителя-инструменталиста, Гендель очень скоро стал завсегдатаем домов самых знатных римских любителей музыки и прежде всего дома кардинала Оттобони. Здесь Гендель знакомится не только с меценатами, но и с самыми выдающимися итальянскими композиторами той эпохи. Он завязывает дружбу с такими музыкантами, как Корелли, Кальдара и Скарлатти-старший. Генделя все любят, почитают, признают его авторитет. Римский корреспондент Фердинанда Медичи, например, рекомендует герцогу одного юного виртуоза со следующим замечанием: "...Все это может подтвердить и знаменитый саксонец, который слушал его игру в доме Оттобони и даже музицировал вместе с ним у Колонное".

Между тем Гендель вновь пишет оперу для Гамбурга. Слухи о его итальянских успехах могли дойти и до ганзейцев... Опера состояла из двух частей: "Der begluckte Florindo" и "Die verwandelte Daphne". Она исполнялась в январе и феврале уже следующего, 1708 года; музыка ее до нас, к сожалению, не дошла.

 

 

В это время Гендель вошел в окружение герцога Русполи, где в марте 1708 года впервые была исполнена его кантата "Lungi del mio bel Nume". В расходных книгах дворцового хозяйства регулярно перечисляются суммы, которые отражают затраты на содержание Генделя, а также расходы, связанные с исполнением его произведений. Самые крупные траты связаны с декорациями исполненной 8 апреля 1708 года оратории "La Ressurrezione".

Пасхальная оратория имела, видимо, большой успех. Согласно уже цитировавшемуся римскому дневнику, "в этот вечер маркиз Русполи представил во дворце Бонелли, возле Святых Апостолов, отличную ораторию, переоборудовав большой зал в пышно обставленный театральный зал для публики. Присутствовало очень много благородных господ и несколько кардиналов... Его Святейшество папа выпустил порицающее письмо, так как в исполнении оратории участвовала и одна певица". Из платежной ведомости музыкантов мы узнаем, что оркестр состоял из 20 скрипачей, 4 альтистов, 5 исполнителей на басовой виоле, 5 контрабасистов, 2 трубачей, 1 тромбониста и 5 гобоистов.

В Риме Гендель становится знаменитым. Он может постоянно посещать заседания так называемой Аркадской академии. Эта "академия" сформировалась в Риме в 1690 году на основе общества поэтов, музыкантов и знатоков искусств. Все они называли себя "аркадскими пастухами" и приняли пастушеские имена. Когда Гендель жил в Риме, членом этого общества являлась и герцогиня Русполи. "Аркадцами" могли быть не только римские граждане - участники объединения проживали по всей Италии и даже за рубежом, одно время число их Достигало тысячи пятисот. Членами академии были многие папы, много епископов, иностранных герцогов и государей (например, польская королева), далее, дамы и господа благородного происхождения, а также известные артисты, среди музыкантов, например, Корелли, А. Скарлатти, Пасквини, Б. Марчелло и другие. Гендель не мог быгь действительным членом общества, так как, согласно его уставу, не достиг еще положенного возраста. Однако до нас дошло либретто чествующей Генделя кантаты, принадлежащее перу одного из "аркадцев" - епископа Бенедетто Памфили и состоящее из двух речитативов и двух арий. Созданное весной 1708 года либретто Гендель положил на музыку.

Но как ни хорошо чувствовал себя Гендель в Риме, пришло время расставания. В других итальянских городах его ждали новые впечатления. Гендель решает поехать в Неаполь. Перед отъездом, однако, он пишет еще одну кантату, прощальную - "Partenza... di G. F. Hendel".

Весной 1708 года Гендель находится уже в Неаполе; 16 июня он заканчивает серенаду "Ацис, Галатея и Полифем", написанную, вероятно, по случаю бракосочетания одного вельможи. С точки зрения жанра "серенада" эта является, собственно говоря, кантатой для трех певцов и оркестра, без хора, вступления и разделения на акты. Роль Полифема исполнял, по всей видимости, превосходный бас - диапазон партии превышает две с половиной октавы! (В сольной кантате "Nell'africane selve" диапазон партии баса еще больше: он простирается от до-диез большой октавы до ля первой.)

В Неаполе Гендель расширяет круг своих влиятельных знакомых: здесь он встречается с кардиналом Винченцо Гримани, отпрыском аристократической венецианской семьи. Во владениях семьи Гримани находился театр св. Джованни Кризостомо, для которого кардинал сразу же заказал Генделю оперу. Возможно, что еще здесь, в Неаполе, Гендель написал оперу "Агриппина".

Музыкальная жизнь Неаполя не привязывает к себе Генделя, поэтому вскоре он возвращается в Рим, где знакомится с Агостино Стеффани, который до этого был музыкальным директором двора ганноверского курфюрста Эрнста Августа, в данный же момент состоял на службе у дюссельдорфского дворцового графа Иоганна Вильгельма. (Дворцовый граф был, кстати, шурином Джана Гастоне Медичи; по рекомендации последнего Гендель был приглашен к дюссельдорфскому двору.)

 

 

За время пребывания в Италии Гендель получает из Германии два известия о семейных событиях. Первое из них радостное: старшая из сестер, Доротея София, в сентябре 1807 года вышла замуж за адвоката М. Д. Михаэльсена. Тем печальнее второе: младшая сестра, Иоганна Кристиана, скончалась в Галле 16 июля 1709 года в возрасте 19 лет.

Тем временем нужно было выполнять венецианский заказ: поздней осенью или ранней зимой Гендель отправляется в путь, чтобы принять участие в репетициях "Агриппины". Первое ее исполнение - 26 декабря 1709 года - совпадает с началом карнавального сезона, и, как выясняется из дошедших до нас документов, опера имела громадный успех: ее включали в программу гораздо чаще, чем было принято в Венеции, - двадцать семь раз в течение карнавального сезона, и склонная к восторгам, но глубоко понимающая музыку венецианская публика неистово чествовала "саксонского царя". Успех этот определил дальнейший жизненный путь Генделя. В венецианском карнавале приняли участие знатные лица из Ганновера и Англии, которые так восторженно отзывались об опере, что слава Генделя распространилась и в тех краях, где сам он до сих пор побывать еще не успел. Среди этих лиц был герцог Эрнст, младший брат ганноверского курфюрста, постоянный участник венецианских карнавальных празднеств, а также знаток музыки барон Кильмансегг, старший шталмейстер курфюрста. Они делают Генделю такие заманчивые предложения, что виновник торжества, оперный композитор, решает попытать счастья в Ганновере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: