Конец оперы; первые оратории




(1732-1741)

 

В то время как театр Генделя открывает свои двери постановкой оперы Леонардо Лео "Катон", в соседнем "новом театре" с успехом проходит премьера оперы "Британия" с музыкой Лэмпа. Затем "английская опера" разделяется: Лэмп остается при "новом театре" "Haymarket", а Арн уходит в театр "Lincoln's Inn Fields", где оперные спектакли проводятся регулярно всю зиму. Гендель пока может ответить на это лишь возобновлением "Александра". Но опера выдерживает всего шесть представлений, в ноябре и декабре. У конкурирующего "Lincoln's Inn Fields", однако, дела обстоят еще хуже: Дж. К. Смит - 20-летний ученик Генделя, сын бывшего его друга, - пишет оперу "Тераминта" на либретто Кэри, которая выдерживает всего три представления. (Позже Смит стал личным секретарем, доверенным лицом и переписчиком Генделя.)

В конце года выходят обозначенные как "Опус I" сонаты Генделя для скрипки, флейты или гобоя с сопровождением клавесина.

5 декабря 1732 года. Гендель получает интересное письмо от своего друга и бывшего либреттиста Аарона Хилла, который хочет положить конец господству итальянской оперы и желает склонить Генделя на сочинение английских опер. "Мне кажется, что Вы достаточно решительны для того, чтобы освободить нас от итальянского рабства и доказать, что и английский язык достаточно мягок для оперы, если на нем пишет такой поэт, который может отличить нежность нашего языка от его силы там, где в последней нет большой необходимости. Мое мнение таково, что в этом королевстве можно найти как мужские, так и женские голоса, которые будут пригодны для того, в чем есть необходимость. Я уверен, что можно придумать такого рода драматическую оперу, которая, соединив в себе смысл и достоинство, хорошую музыку и изящные механизмы, могла бы очаровать слух и в то же время пленить сердца".

Это уже результат большого успеха ораторных исполнений: Хилл видел, что музыка Генделя достаточно эффектна и с английским текстом. Эту возможность он хочет осуществить и на оперной сцене. И не без причины: английский театр (переселившийся в декабре 1732 года из театра "Lincoln's Inn Fields" в "Covent-Garden") даже с музыкой относительно слабых композиторов, с либретто совсем не выдающихся авторов, но спектаклями на английском языке делает обычно полные сборы. На Генделя же многие нападают - будто бы и сам лондонский епископ - за то, что он воплощает на сцене священные, библейские сюжеты.

 

 

Но у Генделя есть пока обязанности перед владельцами абонементов: ему нужно обеспечивать дальнейшие спектакли. 2 января 1733 года возобновляют "Птолемея", который, однако, проходит всего четыре раза; к этому времени поспевает новая опера Генделя, "Орландо". Она имеет довольно большой успех: с 27 января по 5 мая ее исполняют одиннадцать раз. Не случайно, что именно это произведение больше всего интересует публику: в одной из арий, написанной для Сенесино-Орландо, Гендель применяет новый инструмент. Каструччи, концертмейстер оркестра, изготовил инструменты наподобие виоль д'амур под названием "виолетте марине", которые Гендель использовал, под аккомпанемент пиццикато виолончелей, в арии "Gia 1'ebro mio ciglio". Сцену сумасшествия Орландо композитор написал с помощью необычных ритмических средств: метр в ней переменный - 4/4 и 5/8.

1 февраля в соборе св. Павла вновь исполняются с благотворительной целью "Утрехтский Те Deum" и два антема. Сбор составил 95 фунтов, 10 шиллингов и 3 пенни.

Параллельно с "Орландо" в репертуар Оперы снова включается "Флоридант", прошедший семь раз. (Между 3 марта и 19 мая).

Однако намного больший интерес, чем оперы, вызвала новая оратория Генделя - законченная 21 февраля "Дебора", исполненная в театре 17 марта в торжественной обстановке. Для успеха произведения характерно то, что после премьеры оно было повторено еще пять раз. Об исполнении оратории, состоявшемся 27 марта, Висконт Персивэл пишет в своем дневнике следующее:

"Вечером я пошел посмотреть "Дебору", ораторию, написанную Генделем. Представление было очень роскошным, участвовало примерно сто исполнителей, среди них двадцать пять певцов". Гендель воспользовался успехом: за билеты в ложу партера он назначил цену в одну гинею, а за билеты на ярус - в полгинеи. Высокие цены вызвали бурные сцены. Часть владельцев абонементов не могла примириться с тем, что их годовой абонемент недействителен на эти неабонементные концерты: многие из них просто ворвались в зрительный зал и заняли свои привычные места. И хотя "Дебора" была исполнена шесть раз, зал - как раз из-за высоких цен на билеты - вначале оставался довольно пустым и не был полон даже, позже, когда произведение можно было прослушать за полцены.

Националистически настроенная английская аристократия снова начинает объединяться против Генделя; ненависть к немцам, направленная против королевской семьи, переходит и на Генделя, также немца по происхождению. Неприязнь к королевской семье и, таким образом, косвенно и к Генделю, вначале проявилась только в том, что аристократы лишь изредка посещали исполнения ораторий, а затем и оперные спектакли. Однако вскоре противодействие вельмож стало иметь для Генделя более тяжелые последствия. (Групповые интересы направлявшей политическую и художественную жизнь английской аристократии в это время трудно различимы. Были среди вельмож роялисты и иаковиты, стремившиеся путем возведения на престол потомков изгнанного короля Иакова произвести католическую реставрацию, но были и такие, которые не принадлежали ни к роялистскому, ни к иаковитскому направлениям; существовали наряду с этим также консервативная и либеральная партии, и даже сам королевский двор находился в разладе, так как принц Уэльский был в необычайно плохих отношениях с королем и королевой. Соответственно этой "многослойности" плелись закулисные интриги, они проявлялись и публично, в форме памфлетов и брошюр.)

То, как боролись противостоящие королю аристократы против Генделя, мы проиллюстрируем лишь на одном примере. Во время поста оперные представления не проводились, и именно этот период Гендель использовал для исполнения ораторий. Однако борющиеся против ганноверского двора аристократы придумали - в отступление от всех предшествующих обычаев - устраивать приемы, послеобеденные чаепития как раз во время поста; эти чаепития всегда "случайно" приходились как раз на те дни, когда объявлялось об исполнении ораторий Генделя...

Эта часть аристократии любой ценой хотела разорить любимца короля - Генделя. Поэтому она объединилась в большом предприятии: создала конкурирующую Оперу. Очень кстати пришлось, что Гендель рассорился с Сенесино, который тотчас же подписал контракт с новой Оперой. Сенесино, как видно, обладал хорошим коммерческим чутьем: он почувствовал, что звезда Генделя закатывается, и вовремя хотел покинуть тонущее судно. Он почувствовал и то, что жанр оратории - который, несмотря на все попытки воспрепятствовать ему, все более торжествовал, - возник не ради солистов, ведь главную роль в ораториях играет хор.

Вначале все считали, что театр "Lincoln's Inn Fields" снял сам мстительный Сенесино: в газетах обе Оперы упоминаются как "театр Генделя" и "театр Сенесино".

Находящиеся в дружеских отношениях с Генделем аристократы сперва попробовали уговорить его вернуть Сенесино, однако Гендель наотрез отказался от этого. Его строптивость и гордыня привели к тому, что часть покровителей оставила его: многие держатели абонементов не возобновили подписку на следующий сезон, а приобрели абонементы в театр Сенесино. Новый, так называемый "дворянский" оперный театр смог ангажировать Куццони и переманить от Генделя всех его певцов, за исключением до конца преданной Страды. Театр, действительной направляющей силой и покровителем которого был принц Уэльский, ангажировал в качестве композиторов Порпору и Арригони.

В то время как идут работы по созданию "дворянской" Оперы, Гендель - на первый взгляд, не обращая внимания на эти события, - в июле 1733 года, после окончания оперного сезона, уезжает со своим ансамблем в Оксфорд по приглашению вице-канцлера оксфордского университета д-ра Холмса. Д-р Херн, преподаватель института св. Эдмонда, бывший упрямым иаковитом и, следовательно, противником Генделя, так пишет об этом в своем дневнике: "Некий Гендель, иностранец (говорят, он родился в Ганновере), получил приглашение в Оксфорд для исполнения на университетских празднествах своей музыки, в которой он очень искусен; сейчас он прибыл сюда по приглашению и с одобрения вице-канцлера, ему было разрешено музицировать в театре перед празднеством и после него. Соответственно этому он продавал билеты на концерты по пять шиллингов. Концерты начинались немногим после пяти... [5 июля]. Вице-канцлер запретил, и очень правильно, чтобы в Оксфорд приехали актеры, которые также могли бы быть здесь, как сам Гендель и его вшивая команда со множеством скрипачей-иностранцев... [6 июля]. Вчера, в половине шестого пополудни, вновь состоялся в театре концерт в пользу м-ра Генделя, с ценами на билеты по пять шиллингов, который продолжался приблизительно до восьми часов. Либретто (которое не стоит и пенни) он продавал за шиллинг" [8 июля].

Под недоброжелательными и пристрастными дневниковыми записями скрываются следующие факты: вначале Гендель исполнил в Оксфорде "Эсфирь", концерт этот пришлось повторить несколько раз, затем, 8 июля, в церкви св. Марии были исполнены "Утрехтский Те Deum" и два коронационных антема. 10 июля впервые была исполнена новая оратория Генделя - "Аталия". которая также исполнялась еще несколько раз; 11 июля в зале "Christ Church" исполнили "Ациса и Галатею", 12 июля - "Дебору" в оксфордском театре. Гендель и его ансамбль выступили в Оксфорде в общей сложности 12 раз. Материальный доход от этого, согласно номеру "Норвич газетт" от 21 июля, был следующим: "Согласно оценкам, знаменитый м-р Гендель заработал в Оксфорде своей музыкой 2000 фунтов".

В Оксфорде Генделю предложили звание доктора музыки, однако, как пишет в своем дневнике Херн, "господин Гендель не принял докторского звания, потому что, говорят, этот барин уже отказался от такой награды в Кембридже".

По возвращении в Лондон композитор лихорадочно принимается за подготовку нового оперного сезона. Двери театра открываются уже 30 октября, в день рождения короля, на два месяца раньше, чем у конкурента, "дворянской" Оперы. Театр вновь заключил контракт с бывшей примадонной, Дурастанти. Оперный сезон начинается постановкой "пастиччо" "Семирамида", затем, 13 ноября, возобновляют "Оттона". Главную роль исполняет новый кастрат, Карестини, которого Гендель уже давно хотел ангажировать. Опера была представлена еще три раза, другие главные роли исполняли Страда и Дурастанти, вторым сопрано был кастрат Карло Скальци. После этого в программу включили еще одно "пастиччо" - "Кая Фабриция", который выдержал лишь четыре представления.

"Дворянский" театр открылся 29 декабря новой оперой Порпоры - "Ариадной". Члены труппы, почти все без исключения, перешли из театра Генделя, среди исполнителей были Сенесино, Монтаньяна, Джисмонди и, конечно, Бертолли (за ней в это время уже вовсю ухаживал принц Уэльский). Куццони еще не прибыла в Лондон. Либреттистом труппы стал старый противник Генделя - Ролли.

 

 

В первом раунде Гендель смог ответить на выпад "дворянской" Оперы только постановкой оперы Винчи "Арбач". Она была исполнена восемь раз; на первом представлении (5 января) присутствовал весь двор, за исключением принца Уэльского, однако и он посмотрел спектакль, состоявшийся 8 января. 26 января впервые исполняется новая опера Генделя, "Ариадна на Крите". Либретто на основе оригинального произведения Париати написал друг Генделя Фрэнсис Колмэн. Опера имела успех - в течение сезона она прошла семнадцать раз и была возобновлена в следующем году. Колмэн, в уже часто цитировавшемся "Opera Register", пишет следующее: "Впервые в январе: "Ариадна на Крите", новая опера; очень хорошие и многочисленные представления. Синьор Карастино поет поразительно хорошо: это новый евнух. - Опера была исполнена много раз". (Здесь следует сказать, что "колмэновский" "Opera Register" вел не сам Колмэн, а кто-то из его доверенных лиц. Сам Колмэн уже много лет жил в качестве посла в Италии и умер в Пизе в апреле 1733 года, вскоре после написания либретто "Ариадны".)

У Генделя нашелся отличный помощник в лице д-ра Арбатнота, который в начале 1734 года встал на его защиту от несправедливых нападок в своем длинном, но тем более забавном памфлете. В нем Гендель предстает перед судом, чтобы оградить себя от различных обвинений. "Во-первых, его обвиняют в том, что в последние двадцать лет он словно околдовал нас... Во-вторых, совершенно бесстыдным образом обеспечил нас хорошей музыкой и гармонией, в то время как мы тосковали по плохой... В-третьих, он преднамеренно и нагло взял на себя обязанность снабжать нас не поддающимся контролю количеством наслаждений, не принимая во внимание, желаем мы того или нет; и часто он был настолько дерзким, что очаровывал нас и тогда, когда мы решили пребывать в плохом настроении..."

В марте происходит бракосочетание великой принцессы Анны, ученицы и одной из самых восторженных покровительниц Генделя, с Вильгельмом Оранским. Свадьба уже могла бы состояться и раньше (она была назначена на ноябрь предыдущего года), но из-за болезни великой принцессы была отложена. По случаю свадебных торжеств Гендель сочинил "серенаду" - "Парнас в Фесте", которая была исполнена 13 марта в Королевском театре при участии итальянцев - членов труппы. Церковный обряд проводился под музыку одного из антемов Генделя. (Музыка "серенады", кстати, во многом совпадает с музыкой еще не исполнявшейся в Лондоне оратории "Аталия".) На исполнении "Парнаса в Фесте" не присутствовал принц Уэльский, находившийся в плохих отношениях с сестрой; вместо этого он посетил "свою" Оперу, где в этот день исполняли "пастиччо" под названием "Бельмира"... Об уровне "дворянской" Оперы беспристрастно информирует миссис Пендэрвес в письме от 28 марта 1734 года: "Был исполнен "Арбач", опера Винчи, весьма недурная, которую, однако, нельзя сравнивать с композициями Генделя... Я сходила в "Lincoln's Inn" на ораторию сочинения Порпоры... один-два ее хора и речитатива очень изящны и пленительны, но, как говорят, она не достигает уровня генделевских "Эсфири" и "Деборы"".

Любительнице музыки миссис Пендэрвес вскоре представился случай послушать "Дебору": 2 апреля театр возобновил эту ораторию в отличном исполнении, произведение было затем исполнено еще три раза. На первом представлении появился и Оранский наместник со своей супругой, а также принцесса Каролина; на двух других представлениях присутствовала королевская чета. Через пару дней миссис Пендэрвес пригласила Генделя на своего рода "закрытый" музыкальный вечер. 12 апреля она так пишет об этом сестре: "...еще никогда я не чувствовала себя так хорошо в опере! Господин Гендель был самым милым человеком на свете, играл свои сюиты для клавесина, затем аккомпанировал Страде, после чего пели все дамы, с семи часов до одиннадцати. Я подала им чай и кофе, потом, около половины десятого, велела внести поднос с шоколадом, белое вино с приправами и пирожные. Все были в хорошем настроении и, как казалось, хорошо себя чувствовали; Бани [брат миссис Пендэрвес, Бернард Грэнвилл] остался у меня и после того, как ушли гости; мы ели холодную курятину и вели беседу еще спустя час после полуночи".

Гендель возобновляет оперу "Созарм", но она выдерживает лишь три представления (27, 30 апреля и 4 мая 1734 года). Поэтому в программу попадает "Ацис и Галатея", но проходит всего один раз. 18 мая состоялась премьера новой оперы Генделя, "Верного пастыря" ("Pastor fido"). Переработка произведения, написанного в 1712 году, оказалась довольно удачной: опера была исполнена в общей сложности пятнадцать раз, и таким образом оперный сезон удалось протянуть до середины июля. ("Дворянская" Опера закрыла свои двери уже 15 июня, после возобновления "Астарты" Бонончини, а также представлений уже упоминавшегося "пастиччо" "Бельмира" и оперы Порпоры "Эней в Лацио".)

Данный сезон был очень трудным для Генделя. Дела оперы шли очень плохо; для того чтобы получить некоторый доход, временами нужно было устраивать исполнения ораторий, однако и их успеху мешали происки противостоящего лагеря. Это хорошо видно из текущего счета Генделя: 26 июня 1734 года, незадолго до окончания сезона, он был вынужден взять 1300 фунтов из своих сбережений.

Срок заключенного с Хейдеггером контракта истек 6 июля. Хитрый предприниматель, видя относительный неуспех Генделя, не пожелал продлить контракт. Более того, он сдает театр "Haymarket" конкурентам Генделя, "дворянской" Опере! - первым делом коммерция, старая дружба не значит ничего! Вследствие этого Гендель срочно договаривается с владельцем театра "Covent Garden" Джоном Ричем о том, что в последующем сезоне в этом театре будут играть попеременно оперы и драмы. В это время "Covent Garden" располагался в красивом новом здании, и Гендель с полным правом надеялся, что оставшаяся на его стороне публика будет поддерживать его и там.

Однако вначале ему нужно поправить пошатнувшееся здоровье. В августе Гендель находился в курортном местечке Танбридж-Уэльс, где он прошел курс лечения и начал (12 августа) сочинение "Ариоданта", первой оперы, предназначенной для театра "Covent Garden"; произведение, впрочем, продвигалось весьма медленно, если принять во внимание обычные темпы работы Генделя, - дата его окончания: 24 октября.

29 октября 1734 года. Между тем "дворянская" Опера - уже в помещении "Haymarket" - готовится к великолепной премьере: был заключен контракт со знаменитым кастратом Фаринелли, которого в свое время очень хотел ангажировать и Гендель, и при его участии исполняют "Артаксеркса" Хассе. Успех был колоссальным: только в этом сезоне произведение было исполнено двадцать восемь раз. Иоганн Адольф Хассе (1699-1783), выдающийся немецкий композитор, начал свою деятельность в гамбургском театре Кайзера в качестве певца-тенора. В 1721 году он попадает в Брауншвейг, где показывают его первые оперы. В Италии он был учеником А. Скарлатти и Порпоры. В данный же момент Хассе являлся директором дрезденского Оперного театра. Говорят, что когда дирекция "дворянской" Оперы пригласила его в Лондон, он воскликнул: "Значит Гендель умер!" Когда же выяснилось, что о смерти Генделя не может быть и речи, он отказался ехать в Англию, так как не хотел, наподобие Бонончини, вступать в соревнование со своим соотечественником.

Король, один из главнейших покровителей Генделя, до самого конца давал на содержание оперы 1000 фунтов. Сейчас, когда Гендель взялся за самостоятельное предприятие, эти ежегодные 1000 фунтов нужно было выплачивать, согласно приказу короля, не "Королевской академии", а непосредственно самому Генделю. Деньги Гендель получил 19 декабря 1734 года.

Новое дело обрело жизнь 9 ноября. Для первого представления был выбран "Верный пастырь", значительно дополненный по сравнению с предшествующими представлениями. В труппу театра в то время входила выдающаяся французская танцовщица мадемуазель Салле, которая получила значительную роль в прологе оперы: она танцевала Терпсихору. Среди новых певцов был и тенор Джон Бёрд, ставший позднее постоянным участником исполнений ораторий Генделя. Возобновленный "Верный пастырь" был исполнен пять раз, затем возобновили "Ариадну" и сыграли ее также пять раз, в ноябре и декабре. За ними последовало "пастиччо" ("Орест"), выдержавшее три представления.

Итак, мы подошли к событиям конца 1734 года. Здесь уместно включить в повествование отрывок из воспоминаний лорда Хёрви (доброго друга королевы и великой принцессы Анны), который относится как раз к 1734 году. Этот фрагмент рисует великолепную картину интриг, которые буйно расцвели в господствующих кругах.

"Одним из предметов вражды принца Уэльского к великой принцессе Анне было то, что великая принцесса поддерживала Генделя, немецкого музыканта (который в свое время был ее учителем пения, а в настоящее время является одним из антрепренеров Оперы), в противовес части аристократии, которая находилась в претензии на Генделя и решила разорить его, противопоставив ему другого человека. Если говорить точнее, принц, когда началась его вражда с младшей сестрой, стал руководителем другой Оперы, чтобы досадить принцессе, гордость и страстность которой были столь же сильными, как и у ее брата... Король и королева отнеслись к этой проблеме серьезно, хотя оба они были достаточно умны, чтобы скрывать это... Оба они были генделистами и постоянно прозябали в пустом театре "Haymarket", в то время как принц с цветом аристократии посещал "Lincoln's Inn Fields". Проблема эта стала такой серьезной, как борьба синих и зеленых во времена Юстиниана в Константинополе. Антигенделисты рассматривались как противники двора, и едва ли более непростительным преступлением было голосовать против двора в парламенте, чем сказать плохое слово о Генделе или пойти в Оперу "Lincoln's Inn Fields". Великая принцесса говорила, что не удивилась бы, если половина палаты лордов в полном облачении играла бы в оркестре; король (хотя и заявил, что не занимает в этом деле никакой позиции за исключением того, что дает Генделю ежегодно 1000 фунтов), не мог даже представить, как могут благородные люди встревать в раздоры между музыкантами и почему нужно разорить щедрого и благонравного малого, который оказывает предпринимателям уважение независимо от того, имеют они успех или нет... Великая принцесса настолько близко принимала к сердцу Генделя и его оперы, что и в трудные минуты отъезда в Голландию много больше разговаривала об этом, чем о чем-либо другом..."

 

 

8 января 1735 года. Наконец в театре "Covent Garden" состоялась премьера оперы Генделя "Ариодант", исполненной десять раз. В театре же "Haymarket" проходит премьера оперы Порпоры "Полифем", со средним успехом (1 февраля). В театре "Covent Garden" во время поста играют "Эсфирь", к тому же шесть раз; в театре "Haymarket" семь раз исполняется оратория Порпоры "Давид и Берсабея", в антрактах звучат органные концерты Генделя, которые исполняет, естественно, сам автор. Жанр органных концертов является, собственно говоря, нововведением Генделя: по сути, это не что иное, как включение солирующего органа в жанр итальянского происхождения - "кончерто гроссо".

Большая часть органных концертов Генделя была издана еще при жизни автора. Первый их цикл, состоящий из шести сочинений, вышел в 1738 году с обозначением "Опус 4". Четвертым произведением этого цикла является Концерт фа мажор. (В 1740 году вышел новый цикл из шести произведений, среди которых мы найдем органные переложения четырех из 12 концертов для струнного оркестра. Вскоре после смерти Генделя, в 1761 году, были изданы еще шесть органных концертов, Опус 7; среди них три поздние композиции, исполнения которых, состоявшиеся между 1749 и 1751 годами, могут быть подтверждены документально.)

Во времена Генделя в Англии было еще очень мало органов, снабженных педальным механизмом. (В Лондоне, например, такой орган имелся только в соборе св. Павла!) Поэтому органные концерты Генделя написаны для органа без педали, так называемого "камерного органа", и не поражают своей массивностью, как, например, произведения Баха. Форте у Генделя звучат постоянно вместе с оркестром, "тутти"; Гендель трактует орган по-клавесинному, то есть использует лишь возможности, предоставляемые двумя мануалями. Поскольку произведения эти исполнял сам автор, изданные партитуры также указывают на их довольно импровизационный характер: в них отсутствуют каденции, украшения и т. д. Эти партитуры являются как бы скелетами, облечь в плоть и кровь которые призваны исполнители (или же современные издательства), так, как делал это в свое время Гендель во время каждого отдельного исполнения. В случае исполнения на современных инструментах эти органные концерты обычно перерабатывают соответственно размерам зала и инструмента, по возможности следуя стилю и оригинальным представлениям композитора.

Концерт для органа с оркестром фа мажор в настоящее время является одним из самых популярных концертов Генделя. Причину этого следует искать прежде всего в народной, построенной на звуках разложенного трезвучия тематике первой части. Соответственно принципу концертирования, тема, появляющаяся в "тутти", перемежается виртуозными пассажами и подвижными фигурациями сольных разделов. Богатое гармоническими красотами "тутти" медленной части прерывается изобретательными триольными ходами органной партии. Заключительная часть начинается медленной, создающей определенное настроение музыкой, за которой следует живое, быстрое фугато, где солист может основательно продемонстрировать свои исполнительские способности.

В марте в программу трижды включают "Дебору", a 1 апреля - "Аталию", которую исполняют затем еще четыре раза.

Большой сенсацией сезона в театре "Covent Garden" стала очередная опера Генделя, "Алъцина". В своем письме от 3 апреля миссис Пендэрвес пишет матери:

"Сестра Энн и я вместе с миссис Донелэн пошли вчера утром в дом господина Генделя, чтобы послушать первую репетицию его новой оперы, "Алъцины". По-моему, это лучшее из того, что он когда-либо написал, но я уже столько раз думала это же о других его операх, что лучше скажу следующее: возможно, не это самое лучшее, но во всяком случае это настолько хорошо, что я не нахожу слов для описания. Одна сцена Страды целиком состоит из прелестных речитативов - в ней можно найти тысячу красот..." (Под "домом господина Генделя" следует, конечно, понимать здание театра.) Миссис Пендэрвес была восторженным другом Генделя и, видимо, обладала должным музыкальным чутьем: "Альцина" действительно оказалась очень хорошей оперой. Премьера ее состоялась 16 апреля, и ее играли в течение всего сезона в общей сложности восемнадцать раз; в следующем году она была возобновлена.

Но напрасен был успех "Альцины", напрасно привлекало много слушателей в "Haymarket" непревзойденное певческое искусство Фаринелли. Лондонская публика могла содержать только одну Оперу так, чтобы и авторы и предприниматели были в выигрыше, публики же для двух Опер не хватало. Таким образом, соперничество двух театров уже с самого начала было обречено на провал, и признаки этого обнаружились сразу же: дефицит театра "Covent Garden" составил 9000 фунтов, а театра "Haymarket" и того больше - 10 000 фунтов.

Летом 1735 года завязалась переписка между Генделем и богатым поэтом-любителем Чарльзом Дженинсом. Дженинс жил в Лейкестершире, в своих Гопсольских владениях, был большим почитателем музыки Генделя и являлся подписчиком всех его изданных партитур начиная с 1725 года. Письмо Дженинса нам не известно, но сохранился ответ Генделя, датированный 28 июля 1735 года: "Милостивый государь, я получил Ваше милое письмо с приложенными ораториями. Сейчас я уезжаю в Танбридж, но то, что прочитал из него, мне очень понравилось. В Танбридже у меня будет больше свободного времени, для того чтобы прочесть письмо с тем вниманием, какого оно заслуживает. Пока еще у меня нет никаких твердых планов на будущий сезон, но, вероятно, что-то будет сделано, о чем я осмелюсь Вам затем сообщить, так как к этому меня необычайно обязывает то милое внимание, которое Вы проявляете. Моя опера "Альцина" находится в стадии переписки, и по Вашему указанию она будет Вам отправлена; для меня всегда большая радость, если представляется случай выразить мое уважение к Вам". С этого письма начинается многолетнее сотрудничество между Генделем и Дженинсом.

Отдых в Танбридж-Уэльсе пошел явно на пользу Генделю, который с новыми силами берется сейчас за все более трудные задачи. "Дворянский" театр начинает оперный сезон уже 28 октября, возобновлением "Полифема", затем сезон продолжался оперой Верачини "Адриано в Сирии", написанной на либретто Метастазио. О том, какой интерес вызвало это произведение, информирует в своем письме от 25 ноября лорд Хёрви: "Как раз сейчас я с королем возвратился с продолжавшейся четыре часа зевоты, вызванной самой длинной и самой скучной оперой на свете, которую благородное невежество наших нынешних музыкальных руководителей навязало невежественной английской публике... Драму написал один безымянный дурак, а музыку некий Верачини, ненормальный, который, чтобы показать свое совершенное умение, написал полдюжины очень плохих партий, и самые плохие для Куццони и Фаринелли. Но худший среди них Сенесино, который, как какое-то заблудившееся эхо, потерял голос, и кроме одного разве тела ничего не осталось уже от его бывшего ореола. Гендель важно и очень гордо сидел в середине ложи партера, и было видно, что своей тихой победой он усугубляет агонию этой несчастной оперы; он не заметил, что является таким же ненормальным, вследствие того что не сочиняет, каким ненормальным выставил себя Верачини, когда написал эту оперу... У этого малого [Генделя] больше ума. больше умения, больше рассудительности, и он обладает намного большею силой музыкального выражения, чем кто-либо другой..."

Вскоре после этого Сенесино окончательно сошел со сцены; "Адриано в Сирии", однако, выдержал семнадцать представлений.

Этой осенью Гендель полностью устраняется от музыкальной жизни. Он живет исключительно из своего оставшегося капитала, королевского пособия и из тех сумм, которые получает от издательств за различные свои произведения, вышедшие в печати. В это время он лихорадочно сочиняет: пишет новую ораторию, на этот раз на либретто Ньюбёрга Гамильтона "Alexander's Feast" ("Празднество Александра"), созданное на основе "Оды святой Цецилии" Драйдена.

 

 

Это либретто не было новым: в свое время на него написал музыку и Клейтон. Однако произведение его, исполненное в 1711 году в Йорк-Билдингсе, успеха не имело. Намного удачнее была оратория Генделя, впервые исполненная 19 февраля 1736 года в театре "Covent Garden", конечно, в соответствии с обычаями времени, без сценического действия. Газета "Лондон дэйли пост" 20 февраля так писала о премьере: "Вчера вечером Их Королевские Сиятельства принц и принцесса Амелия посетили королевский театр "Covent Garden", чтобы послушать "Оду" Драйдена, положенную на музыку м-ром Генделем. В Лондоне еще никогда, ни в каком театре не собиралась по такому случаю столь многочисленная благородная публика, присутствовало почти 1300 человек; считают, что доход театра составил не менее 450 фунтов. Произведение получило всеобщее признание, хотя исполнение сопровождалось тем неудобством, что исполнители располагались слишком далеко от публики, но, как мы слышали, это будет исправлено при последующих представлениях".

Театральный сезон Гендель заполняет на этот раз повторениями "Празднества Александра", "Эсфири" и "Ациса и Галатеи", вплоть до конца апреля, когда по случаю торжеств, связанных со свадьбой принца Уэльского, исполняет новые произведения. Принц Уэльский Фредерик взял в жены Августу, герцогиню Саксготскую. Гендель укрепил труппу театра, пригласив нового певца, Джоаккино Конти, который стал любимцем широкой публики под именем Джицциелло, был превосходным сопранистом-кастратом, впервые он выступил в театре Генделя 5 мая и находился в Лондоне около года. По всей видимости, Гендель хотел противопоставить все еще имевшему большой успех Фаринелли равноценного певца-соперника.

Между тем серьезную музыку вновь постигает удар извне; он задевает как "Covent Garden", так и "Haymarket": 5 марта в находящемся на Хэймаркете новом театре проходит премьера блестящей сатиры Филдинга "Пасквин", которая имеет колоссальный успех: до конца сезона ее играют шестьдесят четыре раза. (В то время как успех оперы считался огромным, если она выдерживала 14-15 представлений...) 22 апреля миссис Пендэрвес с грустью пишет Свифту: "Когда осенью я покинула город, господствующим безумием был Фаринелли, сейчас же, по возвращении, я нахожу, что им стал "Пасквин", эта повествующая о нашем времени драматическая сатира. Она идет с таким же успехом, как когда-то "Опера нищих", но, по моему мнению, незаслуженно, хотя она достаточно юмористична".

Гендель сейчас экспериментирует с обновлением "Ариоданта", в котором занимает нового сопраниста, Джицциелло, но безуспешно. Хотя отличный певец принимается с одобрением, произведение проходит всего два раза. Опера, написанная для торжеств по случаю бракосочетания принца Уэльского, "Аталанта" (премьера ее состоялась 12 мая 1736 года), имеет несколько больший успех, она исполняется семь раз и возобновляется лишь в следующем сезоне. На последних двух представлениях присутствовала и королева, в сопровождении принцесс и всего лишь 15-летнего в то время герцога Камберлэндского. Премьера, естественно, проходила в присутствии виновников торжества и четырех принцесс.

Однако оперное дело обречено на полный крах; это постепенно становится ясным для всех, кроме Генделя. Бенджамин Виктор, известный драматург того времени, в середине мая пишет в Дублин скрипачу Дьюборгу, другу Генделя, следующее: "Среди двух оперных театров ни один не пользуется успехом; все считают, что зима принесет Вашему другу Генделю полный крах, так как материальные убытки совершенно разорят его. О новом певце я не сообщаю Вам ничего, так как о нем у Вас имеется более основательное суждение, чем-то, которое могу дать я. Как мне известно, Гендель может заменить им Сенесино лучше, чем ожидалось, но это в общем-то относится к его актерским способностям, так как голос и манера исполнения его соответствуют новому образцу, в котором, однако, всех превосходит Фаринелли, и все же в течение второго сезона в театре было очень мало зрителей... В прошлый вторник мы пошли на новую оперу Генделя; когда этот великий царь гармонии появился в оркестре, публика устроила такую овацию, что многие очень удивились, другие же нашли это оскорбительным. Сама опера, как говорят критики, слишком похожа на более ранние композиции, и нужно бы больше разнообразия... Музыкальная жизнь на подписных концертах и в частных домах процветает здесь лучше, чем когда-либо, но есть много предрассудков по отношению к опере и публичным местам развлечений".

Однако Гендель все еще не складывает оружия. Более того, в течение осени он одновременно сочиняет две оперы для нового сезона. "Арминия" он начинает 15 сентября 1736 года и заканчивает 14 октября; к сочинению "Юстина" приступает уже 14 августа, в неполном виде опера готова к 7 сентября, доработка сделана за пять дней (15-20 октября), последовавших за окончанием "Арминия".

Новый сезон начинается возобновлением "Альцины". Гендель вновь пробует поправить дела с помощью новых певцов: он заключает контракт с Аннибали, альтом-кастратом, и еще несколькими второстепенными певцами для исполнения небольших ролей.

Теперь на представлениях регулярно появляется и принц Уэльский с супругой. Герцогиня, немка по происхождению, видимо, смягчила сердце противника Генделя принца Фредерика, так как со времени свадьбы отношение его к Генделю значительно изменилось. Это, однако, имело для Генделя плохие последствия. Рассерженный король, желая выразить свою антипатию к принцу Уэльскому, лишил Генделя привычного годового пособия в 1000 фунтов.

После трех представлений "Альцины" в ноябре обновляется "Аталанта", которая, впрочем, выдерживает всего два представления. В декабре возобновляют "Пора", но и он проходит всего четыре раза. В противовес этому 23 ноября в театре "Haymarket" исполняют оперу Хассе "Кир", которая пользуется большим успехом вплоть до января. Всегда доброжелательная по отношению к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: