На участие в освоении программы
Целесообразно введение следующих ограничений:
- по количественному составу группы: в группу включают не более 5 чел.;
- по возрастному критерию: включают детей одновозрастной группы;
- не рекомендуется включать в группу детей с одинаковыми симптомами: например, может быть включен 1 ребенок с гиперактивным симптомом, агрессивный и т.п.
Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:
· специалисты, реализующие программу должны работать по специальности психолог, педагог-психолог и обладать достаточным уровнем психологических знаний, знаниями в области специальной психологии.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации данной программы, включает:
· описанные ниже структуру и содержание программы;
· конспекты занятий;
· список научно-методической литературы (см. С.40).
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
· помещение, приспособленное для проведения групповых занятий;
· магнитофон;
· комната для занятий;
· ковёр для занятий на полу;
· столы, стулья, дуги из модульного конструктора;
· колокольчик (1 шт.), обручи (по количеству детей), флажок (1 шт.), картофель (1 шт.), канат;
· магнитофон, СD с аудиозаписями:
«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа»;
Классическая музыка: THE MOST POPULAR CLASSICAL MUSIK IN THE WORLD EVER! PART II
Сроки и этапы реализации программы
Работа по программе проходит в два этапа.
На подготовительном этапе проводится анализ заключений ПМПК, наблюдения за детьми в группе, проводятся консультации с родителями с целью выявления особенностей раннего развития детей и запросов на работу со стороны воспитывающих взрослых. По итогам полученных данных комплектуется группа для занятий. На основании наблюдений за детьми подбирается «начинка» для занятий: подвижные игры с правилами, результативные игры.
|
Одновременно разрабатывается и утверждается нормативно правовая база: план работы, журнал протоколов занятий.
Основной этап предполагает непосредственную работу с детьми, направленную:
· на снижение телесного и эмоционального напряжения;
· формирование навыков саморасслабления;
· развитие акустического внимания, памяти;
· формирование навыков сотрудничества;
· преодоление двигательного автоматизма, развитие саморегуляции;
· развитие эмоциональной устойчивости;
· развитие воображения.
Реализуется программа в форме групповых коррекционно-развивающих занятий. С первого занятия внимание специалиста, работающего с детьми, акцентируется на снижении эмоционального и телесного напряжения, формировании коммуникативных навыков. В дальнейшем с работой по стабилизации эмоционального состояния тесно переплетаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Программа построена по следующему алгоритму:
· I блок «Проработка телесных зажимов посредством психомышечной релаксации и психодинамической медитации»
· II блок «Развитие коммуникативных навыков»
· III блок «Развитие познавательной сферы»
Такая форма проведения занятий помогает в комплексе решать проблемы развития эмоционально – волевой и познавательной сфер. Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком.
|
Работу по программе желательно проводить комплексно.
Методические аспекты проведения практических занятий
Программа рассчитана на9 занятий, периодичность – 1 раз в неделю, с октября по декабрь.
На завершающем этапе работы проводится анкетирование родителей по выявлению их удовлетворённости результатами работы детей в группе.
Если специфика группы требует дополнительной проработки какого-нибудь блока, программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. В зависимости от возможностей учреждения и мотивации участников количество встреч может быть скорректировано (увеличение или уменьшение).
Оптимальное количество участников 5 человек, от количества участников группы зависит продолжительность занятия. Продолжительность занятия составляет в среднем 30 минут.
В своей работе психолог руководствуется рядом принципов, которые позволяют избежать того, чтобы его воспринимали как одного из воспитателей: принципы безопасности, учёта реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества и распределения ответственности.
Дополнительные условия
Для повышения эффективности программы необходимо соблюдение ряда дополнительных условий. Работа требует системности и комплексного подхода.
Важным фактором успешности работы является мотивация родителей детей - участников группы. Способствовать её созданию могут индивидуальные консультации, на которых рассказывается о целях работы группы, форме её проведения и ожидаемые результаты.