Маленькие медвежата, гуляя по лесу, наткнулись на бурелом, полосу препятствий. Используя стулья, столы, кубы создать в комнате полосу препятствий. Необходимо пролезть через такую преграду.
Психомышечная тренировка
Медвежата в берлоге
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме – медведице. Она идёт стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама – медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
5 Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук)
Мама -медведица «бросает» медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются в мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Повторить игру 2 – 3 раза.
Отдых
Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись поудобнее стали дремать. Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся. (П. Чайковский «Сладкая грёза) Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоёт жаворонок, они проснутся. (Пауза) Поёт жаворонок («Песня жаворонка»). Дети спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети – медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Тянемся к солнышку, потягиваемся.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу? (Ответы детей).
|
Выходим из леса под радугой.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 7
Задачи:
· снизить телесное напряжение;
· развивать зрительное внимание;
· развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: канат, флажок, колокольчик, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена Полонез «Военный».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация (с м. занятие № 5)
2. Игра «Делай как я» (с м. занятие № 1)
3. Игра «Флажок» (с м. занятие № 4)
4. Игра «Тихий колокольчик» (с м. занятие № 1)
5. Психомышечная тренировка (с м. занятие № 6)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу? (Ответы детей).
Выходим из леса по канату.
Выполняем ритуал прощания (с м. занятие № 1).
Занятие 8
Задачи:
· способствовать развитию чувства внутренней опоры, стабильности;
· развивать воображение;
· формировать навыки саморасслабления.
Оборудование: канат, карандаш, обручи, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы В.А. Моцарта «Турецкое рондо».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1.)
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.
|
Основная часть
Психодинамическая медитация
В нашем лесу есть волшебная Паутинка. С помощью паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдёт, она подарит сильные и крепкие ноги.
Ведущий и помощник (воспитатель) берут ткань двумя руками и натягивают туго. Ткань поднимается над полом на 10 – 15 см. Дети по одному ходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.
После ходьбы паутинка может покачать ребёнка. Кто – то из детей оказывается в центре паутинки, садится на неё, и остальные дети вместе с взрослыми начинают медленно поднимать и покачивать того, кто находится внутри. По очереди все дети могут покачаться на паутинке.
2. Игра «Дятел» (с м. занятие № 1)
3. Игра «Смелые наездники» (с м. занятие № 2)
4. Психомышечная тренировка (с м. занятие № 1)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу? (Ответы детей).
Выходим из леса по канату.
Выполняем ритуал прощания(с м. занятие № 1).
Занятие 9
Задачи:
· развивать произвольное внимание;
· формировать навыки саморасслабления;
· развивать способность к сотрудничеству.
Оборудование: запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по тоннелю.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация (см. занятие № 1)
|
2. Игра «Скучно так сидеть» (см. занятие № 3)
3. Игра «Кто за кем?» (см. занятие № 3)
4. Психомышечная тренировка (см. занятие № 6)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу? (Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю.
Выполняем ритуал прощания (с м. занятие № 1).
Список литературы
1. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997
3. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. – Изд – во «СМАРТ», Санкт – Петербург, 1996
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агенство. 1997
5. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996
6. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999
8. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1995
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/
Под ред. Я. Л. Коломинского. – Мн., 1997
10. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005
11. ФопельК. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005
12. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы //Национальный психологический журнал 2010, №2(4)
13. Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010
Приложение № 1
Карта наблюдений. Личностный профиль ребёнка
Фамилия, имя, возраст ребёнка: _____________________________________
Дата занятия, № занятия, тема занятия _________________________________
Характеристики поведения, проявляемого на занятии
Пассивность | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Активность |
Отстранённость | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Вовлечённость |
Агрессивность | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Покладистость Миролюби- вость |
Проявление стереотипных действий | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Проявление творческих действий |
Беспокойство, неуверенность, зависимость | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Спокойствие, уверенность, зависимость |
Рассеянность, невнимательность, неусидчивость | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Внимательность, сосредоточенность |
Карту важно заполнять не реже каждого 3 – го занятия (лучше на каждом занятии). Чем чаще заполняется карта, тем более обширный и глубокий материал накапливается, что позволяет быстрее и успешнее решать поставленные задачи.
Карта наблюдений включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая шкала имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0, 1» и «5, 6» показывают сильную выраженность того или иного качества.
Например, если ребёнок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то по шкале «Пассивность–активность» ставится знак «Х» (или точка) около цифры «5». При максимальном выражении качества «6». Если ребёнок иногда проявляет активность, а иногда остаётся в тени, можно поставить знак «Х» около цифры «3». Если ребёнок достаточно активен, но также склонен наблюдать за происходящим, можно поставить «Х» около цифры «4». Если ребёнок вял, безынициативен, можно поставить «Х» рядом с цифрой «1» или «2».
Важно помнить, что активность или пассивность во многом зависит от состояния ребёнка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им неинтересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах.
Шкала «Отстранённость–вовлечённость» показывает уровень мотивации ребёнка по отношению к занятиям, его интерес к работе группы. Если ребёнку неинтересно, он не участвует в групповой работе, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, то можно поставить в этой шкале знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2» (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребёнка, если она не вызвана его болезнью может говорить о том, что для него данный подход или мало- эффективен или задания сложны; или это его личностная особенность.
Шкала «Отстранённость – вовлечённость» является одним из серьёзных показателей эффективности работы.
Шкала «Агрессивность–покладистость» характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребёнка. Если ребёнок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает – можно поставить «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». Крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своими желаниями предпочтениями; страх конфликта, конформизм.
Шкала «Проявление стереотипных действий–проявление творческих действий» показывает, отражает динамику развития у ребёнка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения, результаты по этой школе должны повышаться.
Шкала «Беспокойство, неуверенность, зависимость–спокойствие, уверенность, независимость» отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребёнка. Если ребёнок боится выполнить задание, нервничает в ответственных ситуациях, говорит, что у него ничего не получится, можно поставить знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». Если ребёнок осторожен, выполняет не все задания, а только те, в успешном выполнении которых он не сомневается, можно поставить «Х» рядом с цифрой «3». Если ребёнок достаточно уверен в своих действиях, но всё же постоянно следит за тем, как выполняют задания ведущий и дети, и старается соотносить свои действия с увиденным, можно поставить «Х» рядом с цифрой «4». Если ребёнок спокойно и уверенно участвует в работе, выполняет задания самостоятельно и независимо, можно поставить знак рядом с цифрой «5».Если ребёнок самоуверен без достаточных на то оснований, берётся за сложные задания и не справляется с ними, можно поставить знак «Х» рядом с цифрой «6».
Шкала «Невнимательность, неусидчивость (импульсивность)–внимательность, сосредоточенность (рефлексивность)» отражает степень концентрации внимания ребёнка. Если внимание ребёнка рассеяно, он быстро переключает его с одного на другое, забывает задание, невнимательно слушает, можно поставить знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». В процессе занятий дети становятся более внимательными и усидчивыми. Поэтому оценки по этой шкале у них будут постепенно повышаться.
Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия – личностный профиль ребёнка на данный момент времени.